Нагорный Карабах держит мирное равновесие
Публикации | Александр КРЫЛОВ | 26.09.2012 | 23:56
Армения должна заплатить Азербайджану более 400 миллиардов долларов за оккупацию территорий, которые Баку считает своими, - это Нагорный Карабах, контроль над которым Азербайджан потерял в 1991 году.
Счет Еревану выставило Министерство экономического развития Азербайджана. По словам заместителя главы отдела межгосударственного экономического сотрудничества Натика Гасанова, такая сумма сложилась на основе данных отдельных министерств.
Как на урегулирование нагорно-карабахского конфликта могут повлиять финансовые претензии Баку, рассказал президент Научного общества кавказоведов Александр Крылов.
- Азербайджан просто еще раз озвучил свою позицию, или он действительно хочет получить деньги?
- Конечно, назвать можно любые суммы. Понятно, что эти суммы никогда не будут получены. Это свидетельство того, что отношения между двумя странами постоянно обостряются, и этому способствует целый ряд причин.
Во-первых, это внутренние причины. В Армении и Азербайджане приближаются выборы. Страны вступили в неспокойный период, когда очень многим политическим силам выгодно играть на теме патриотизма и образе врага.
Во-вторых, вокруг этих стран, прежде всего, к югу, ситуация постоянно обостряется. Это мы наблюдаем и в курдских районах Турции, и в Ираке, и в Иране, где постоянно присутствует угроза войны. Так что все вписывается в общий контекст ситуации внутри этих стран и международной обстановки.
- Такие заявления все больше отдаляют Баку и Ереван от решения нагорно-карабахского конфликта. По какому пути может пойти развитие событий?
- Пути легко просчитать. Путь компромисса, которым стороны пока упорно не хотят идти, поэтому мирный процесс находится в состоянии хронического тупика. Ситуация может оставаться в состоянии холодной войны, которая периодически будет осложняться стычками на линии фронта.
Ну, и наконец, третий вариант - может возобновиться полномасштабная война между двумя государствами. Кстати, этот вариант может быть еще более сложным, потому что, если будет война в Иране или, скажем, в Турецком Курдистане, то это тоже еще больше осложнит ситуацию.
- Насколько вероятен военный конфликт?
- Он вероятен, но пока я бы не стал слишком драматизировать ситуацию и говорить, что скоро будет война. Войны нет уже много лет, потому что на Южном Кавказе сложился баланс сил между Арменией и Азербайджаном. И у той, и у другой страны есть сильные и слабые позиции.
Их военно-политический потенциал более-менее равен, потому что слабость Армении и отсутствие нефтяных доходов компенсируется тем, что Армения является членом ОДКБ и имеет защиту, прежде всего российскую базу, которая гарантирует ее безопасность.
У Азербайджана таких гарантий нет даже со стороны Турции. Так что этот баланс пока не нарушен, даже в условиях, когда Азербайджан тратит гораздо больше средств на вооружение своей армии. И пока он не будет нарушен, говорить о возможности серьезной полномасштабной войны преждевременно.
А если в одном из государств, скажем, произойдет "арабская весна" или если будет дестабилизация обстановки в прилегающих районах в случае войны, например, в Иране, тут, конечно, возможны самые разные варианты.
Азербайджан Армения Нагорный Карабах