В Карабахском вопросе никто не знает, кто окажется в роли Ливии
ИНТЕРВЬЮ | Александр КРЫЛОВ | 01.04.2011 | 10:17
Интервью ARMENIA Today c российским политологом, президентом Научного общества кавказоведов, доктором исторических наук Александром Крыловым.
Как Вы прокомментируете опубликованный на днях Минской группой ОБСЕ доклад полевой оценочной миссии на освобожденных территориях Нагорного Карабаха?
Официальное название данного документа – «Доклад полевой оценочной миссии на оккупированных территориях Азербайджана, прилегающих к Нагорному Карабаху». Оно само по себе показательно, так как призвано продемонстрировать приверженность МГ принципу территориальной целостности Азербайджана. Казалось бы, дипломатическая победа Азербайджана? Вовсе нет: доклад вызвал весьма критическую оценку со стороны азербайджанских политиков и комментаторов. По мнению многих из них в документе нет ничего нового и теперь МГ ОБСЕ должна действовать столь же решительно, как это делается в Ливии. При этом как-то забывается, что мандат МГ ОБСЕ не предусматривает применения военной силы, да и с точки зрения простой логики было бы странным всерьез рассчитывать на то, что Россия, США и Франция силовым путем принудят Армению к фактической капитуляции перед Азербайджаном.
Термин «оккупированные территории Азербайджана» подвергся критике в Армении, где подчеркнули, что речь идет об «освобожденных территориях Нагорного Карабаха, которые согласно Конституции республики, являются ее неотъемлемой частью». Но у меня сложилось впечатление, что в Армении доклад воспринят более благожелательно, а точнее может быть с меньшим раздражением, чем в Азербайджане. По той причине, которая вызвала критику в Баку: в докладе особо подчеркивается, что «только мирное урегулирование на основе переговоров может принести перспективу лучшего и более определенного будущего».
Подобные доклады со стороны посредников каким-то образом могут повлиять на процесс урегулирования карабахского конфликта?
Очевидно, что в ближайшем будущем рассчитывать на это не приходится. Карабахская проблема слишком сложна и поэтому не имеет какого-то чудодейственного быстрого решения, которое может удовлетворить все стороны конфликта. Сам поиск мирного решения чрезвычайно сложен и требует больших усилий со стороны конфликтующих сторон и посредников. Главное при этом желание сторон искать мирный компромисс и в данном случае главная проблема именно в этом, а не в «неэффективности посредников», в которой их часто упрекают. Посредники же делают то, что в их силах в данной конкретной ситуации, об этом, в частности, свидетельствует обсуждаемый нами доклад.
Недавно в Сочи состоялась трехсторонняя встреча президентов Армении, Азербайджана и России. В чем заключается необходимость подобных встреч? Способны ли они изменить положение дел в зоне конфликта?
Это еще один формат переговоров и поиска взаимоприемлемого решения. Сами по себе никакие форматы не в состоянии решить проблемы, в первую очередь это задача конфликтующих сторон. У них есть выбор: долгий и трудный поиск компромисса, быстрое военное решение (чем оно чревато все видели в августе 2008г.) или использование внешней силы для решения собственных проблем. Последний путь может показаться заманчивым, тут есть пример не только Ливии, но и многих других стран. Ирония судьбы состоит в том, что никто не знает, кто в итоге окажется в роли Ливии, Ирака (и далее по списку), то есть чья территория в итоге будет оккупирована войсками других государств.
В Армении нет нефти, она прикрыта «российским зонтиком» от ракетных и бомбовых ударов, является членом ОДКБ. Поэтому по сравнению с соседями у нее наименьшие шансы оказаться в роли кавказской Ливии.
Каждый раз накануне или после таких встреч на высоком уровне, азербайджанская сторона усиливает напряжение на линии соприкосновения, посредством провокаций и убийств армянских солдат. Чем объясняется такое поведение со стороны официального Баку?
Действительно, ситуация на линии соприкосновения остается напряженной и обе стороны регулярно несут потери. Но важно понимать, что имеющийся баланс сил позволяет удерживать ее на стадии «вялотекущего конфликта», что дает возможность вести поиски мирного компромисса. В случае нарушения баланса велика вероятность возобновления войны со всеми ее трагическими последствиями.
Наряду с угрозами о начале военных действий, азербайджанская сторона на официальном уровне заявила о готовности уничтожения гражданских самолетов, которые намереваются совершать полеты из степанакертского аэропорта.
Бурная реакция Баку на сообщения о скором возобновлении полетов из аэропорта Степанакерта является закономерной, там это расценивается как покушение на суверенитет Азербайджана. Подобные угрозы - это составная часть активного политического и пропагандистского давления на Армению, которое оказывается уже много лет. Закономерно, что многие из прогремевших в прошлом и взбудораживших армянское общество сюжетов оказались банальными «утками».
Международное право рассматривает уничтожение гражданских самолетов как преступление и вряд ли в Баку найдется политик, который захочет следовать путем полковника Каддафи (по приказу которого был взорван самолет американской авиакомпании PanAm в декабре 1988 года над британским Локерби, в результате погибли 270 человек).
Куда более вероятно, что азербайджанские власти сделают на международной арене все, что в их силах, чтобы не допустить возобновления полетов. В частности, они могут попытаться использовать для этого Международную организацию гражданской авиации.
Беседовала Инесса Саргсян - armtoday.info
Азербайджан Армения Нагорный Карабах