На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

Новый музей оккупации под видом дружбы с Турцией

Публикации | Нана ДЕВДАРИАНИ | 17.04.2011 | 00:00

В конце 2010 года стало известно о ведущихся между Грузией и Турцией переговорах по поводу некоторых памятников культурного наследия. Речь идет о реставрации нескольких грузинских церквей на территории Турции в обмен на реконструкцию и восстановление нескольких мечетей в Аджарии. Перспектива заключения такого рода соглашения вызвала волну возмущения в грузинском обществе. Разбору подробностей сложившейся напряженной ситуации посвящена статья Наны Девдариани.

Сведения о переговорах между Грузией и Турцией по поводу восстановления некоторых памятников культурного наследия в прессу просочились в конце прошлого года.

Переговоры о восстановлении грузинских памятников в Тао (исторической провинции Грузии на сегодняшней территории Турции) были начаты в 2006 году, но вскоре были прерваны.

Грузинская пресса активно освещали эту тему. Некоторые СМИ прямо указывали на то, что правительство Грузии фактически называет грузинские памятники турецкими и наотрез отказывается дать информацию о ведущихся переговорах. По заявлению заместителя министра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе, протокол о намерениях является международным договором и становится публичным лишь после его подписания.

О напряжении в обществе свидетельствуют записи в интернет форумах:

«В Батуми собираются построить (якобы восстановить то, чего нет) построенный османским султаном Азизие мечеть для турецких военных во славу османской империи. Построение этой мечети ничто иное, как плевок в могилы наших предков, которые воевали с турецким войском для спасения нашей страны. Этот договор —попрание нашей чести».

«Турки предлагают выбор: вернуть им четыре мечети на месте их бывших колоний, а взамен предлагают восстановить храмы на нашей исторической территории. Но вокруг этих храмов нет грузинского населения, в то время, как Батуми полон турок! То, что Ишхани и Ошки разрушаются, это варварсто. Надо дать знать об этом всему миру, а не допускать пантуркизм или панисламизм. Благодаря международному давлению греки добились охраны монастыря Сумелла, армяне — восстановления церкви Акдамар. Мы-то чего торгуемся? Когда это мы были лучшими торговцами по сравнению с турками и армянами?»

Есть и такие, кто поддерживает подобный подход в восстановлении памятников на территории Турции и Грузии, но их меньшинство.

Турецкая сторона обязуется за свой счет восстановить две мечети в Самцхе-Джавахети, одну мечеть и джаме в Аджарии. Деревянное джаме в деревне Квирике (Кобулетский район) действительно имеет статус культурного наследия, но вот что касается мечети Азизие в Батуми, тут все недоумевают. Мечеть Азизие решено было построить в 1863 году по инициативе матери султана Азизие — Валиде Ханум.

Двухэтажная деревянная мечеть, построенная на скорую руку в 1868 году для турецких солдат, сгорела в 40-вые годы прошлого столетия.

Мечеть в Ахалцихе, которую планируется реставрировать, находится на территории Рабата и там функционирует музей эпиграфических памятников. Построена она во второй половине 18-го века грузином-мусульманином Джакели. В 1828 году, после распада ахалцихского Сапашо вместо турецких войск вошли грузино-русские вооруженные силы и мечеть была преобразована в православный храм.

По оценке «Голоса Америки», Грузия и Турция стоят на пороге исторического соглашения, которое касается реставрации уникальных памятников православного зодчества на нынешней территории Турции, в исторической провинции Грузии — Тао-Кларджети. Это памятники грузинского возрождения Ишхани (VII век), Хандзта (IX век), Ошки (X век) и Храма Четырех (X век). В XVI веке Тао-Кларджети была завоевана османской империей. С тех пор и до последних дней названные памятники разрушаются. По словам директора национального агентства по охране исторического наследия Ники Вачеишвили турецкая сторона предлагала подобное соглашение еще в 2007 году, но из-за отрицательной позиции грузинской православной церкви тогда это не удалось.

В чем же дело? Как может церковь противиться восстановлению христианских храмов?

Вачеишвили сетует: «Мы покажемся нецивилизованными, если мы опять откажемся от подписания соглашения. Может кому-то и не нравится идея построения мечетей, но какой у нас выход?» До сих пор обвинения в нецивилизованности власти Грузии не особо беспокоили, в том числе, когда взрывали кутаисский мемориал павших, разрушали православный храм (якобы из-за отсутствия официального разрешения) или переносили памятники национальных деятелей в самые неприглядные места. Как говорится, нельзя, но если хочется, то можно!

Проблему усугубляет то, что между государством и православной церковью подписано конституционное соглашение (т.н. конкордат), согласно которому все православные храмы возвращены во владение законному владельцу — Грузинской православной церкви. Ведущиеся переговоры за спиной ГПЦ порождают массу вопросов. Церковь заявляет, что восстановить Ошки, Хандзту и Ишхани можно было бы и под егидой ЮНЕСКО. На это представители власти заявляют, что время работает против нас и через 2-3 года, когда ЮНЕСКО что-то решит, восстанавливать останется нечего. Ни слова о том, что с 2006 года прошло уже 5 лет и при желании вопрос мог бы быть решен.

Патриархия считает, что в первую очередь следовало бы восстановить Ардашени и Хахули, да и то — согласуя этот вопрос с патриархией. Кроме того, в заявлении подчеркивается, что кроме мечетей турецкая сторона требует постройки бани. «Почему это требование носит обоюдный характер, к тому же по формуле 5/4?» — сказано в заявлении. Высказывается опасение, что мечеть-музей может стать законным очагом турецкой пропаганды.

Письменное обращение патриарха Грузии содержит еще одну информацию: «Считаем, что в то время как в Грузии действует 240 джаме и мечетей (140 из них на территории Аджарии), 8 медресе (не считая светских образовательных учреждений) и в то же время на территории Турции нет ни одного действующего православного храма, подписание соглашения в нынешнем виде неприемлемо».

Указание патриархом на светские турецкие образовательные центры неслучайно; мать президента Саакашвили турколог Гиули Аласаниа лоббировала их открытие еще до «революции роз» и продолжает им покровительствовать. Как-то Саакашвили публично заявил, что знает от матери: «Турция наш исторический друг». При этом он пояснил, что создание образа врага в лице Турции всегда было в интересах России.

Заявление патриархии было сделано 18 января текущего года.

Первое публичное заявление по поводу грузино-турецких переговоров президент Саакашвили сделал 26 января в телевизионной программе «Президент отвечает на вопросы народа». В своем пространном ответе он грузинские храмы, находящиеся на территории Турции, фактически объявил «турецкими» и повел разговор в том русле, что якобы в Грузии противятся самому факту существования мусульман, а постройку мечетей воспринимают как антигрузинские действия. Примечательно, что таких публичных заявлений не делали ни православные, ни мусульмане. Журналисты часто поднимают вопрос о том, что власть, прославившаяся сносом церквей (один такой факт был как раз в Аджарии, на горе Периа), вряд ли искренне волнует судьба храмов или мечетей. Кстати, 18 января в эфире регионального телевидения «25-ый канал» председатель «Союза грузинских мусульман» Тариел Накаидзе заявил, что недавно в селе Мухаэстате в Кобулетском районе власть снесла мечеть и на ее месте построила здание полиции!

Академик Ниаз Болквадзе, уроженец Аджарии, заявляет: «Нам очень дороги наши храмы, но взамен их реставрации строительство мечетей нам не нужно. Влияние Турции в Аджарии усиливается с каждым днем. Лучшие земельные участки приобрели турки, они же владельцы лучших гостиниц. В Батуми уже появились площадь Азизие, озеро Эрдогана. Появились турецкие компании, которые эксплуатируют рабский труд местного населения. Туркам платят больше 1000 лари, а грузинам — 120. Аджарское население, в том числе и мусульмане противятся строительству мечети Азизие».

Ситуацию обостряет и то, что, по некоторым данным, турецкая сторона не соглашается на выделенное для строительства место (проспект Руставели, на месте бывшей 6-ой школы) и требует выделить именно то место, где постройки находились в свое время. Сегодня на этом месте стоят жилые корпуса.

Подозрение вызывает и то, что текст договора засекречен, а сам процесс переговоров абсолютно непрозрачен. Общество не информируют. Министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе 13 февраля, во время визита его турецкого коллеги на пресс-конференции заявил, что договор сначала подпишут, и только потом с ним ознакомят общественность!

Гораздо более информативным оказалось заявление министра иностранных дел Турции Давуд Оглу: «У нас общая давняя история (!). Храмы на территории Турции — наше историческое наследие. Их реставрацию мы проведем в любом случае. Находящиеся на территории Грузии памятники также являются совместным культурным наследием и принадлежат Грузии. В особенности это касается Аджарии. В этом регионе живут мусульмане».

Но самым интересным оказалось заявление турецкого министра о том, что решение о строительстве мечети Азизие приняли не министерства культуры обеих стран, а Саакашвили с Эрдоганом! Это заявление Давуд Оглу сделал в Батуми. Кроме местного телевидения, ни один общенациональный телевизионный канал эту информацию не озвучил.

По оценке ныне покойного политолога Рамаза Климиашвили, позиция Грузинской православной церкви правильная: нельзя путать вопрос восстановаления христианских памятников с вопросом свободы вероисповедания. Подробно анализируя исторический аспект он приходит к выводу, что секулярная Турция преследует не столько религиозные, сколько политические цели. Строительство мечетей и религиозное воспитание аджарской молодежи в Турции служит единственной цели — восстановить политическое влияние в Аджарии.

В западной Грузии сегодня действует 197 мусульманских культовых и учебных заведений. Из них — 184 в Аджарии. 44 объекта имеют культурно-историческое значение. Только в Хулойском районе 77 подобных мусульманских учебных центров. На сегодняшний день 3000 подростков в Аджарии учится в медресе. В высокогорных селах действуют духовные пансионаты, в которых дети знакомятся с азами ислама, питаются и ночуют. По утверждению местного населения, все это финансируется благотворительным фондом Мадли (букв. благодать), указывают на арабское происхождение финансирования, однако достоверной информации нет.

Детей малообеспеченных семей отправляют на учебу в Турцию, обещая высокооплачиваемую работу в турецких компаниях после возвращения.

Непростую ситуацию вокруг грузинских и турецких памятников прокомментировали практически все политические партии Грузии. Они протестуют против секретного характера переговоров и игнорирования патриархии. Пожалуй, самым активным в этом процессе был председатель аджарской региональной организации Республиканской партии Мурман Думбадзе. 12 января он пригласил представителей общественности для обсуждения этой проблемы. Примечательно, что из присутствующих 50 человек лишь 2 были согласны с позицией властей. 13 января Думбадзе начал сбор подписей. В документе сказано: «Считаем, что договор, готовящийся к подписанию, выходит за рамки культурного сотрудничества двух стран и представляет собой необдуманный документ политического характера, который не считается с реальными настроениями населения Батуми, как православных, так и мусульман. Исходя из этого, советуем властям Грузии, отказаться от подписания этого документа и ввиду религиозного характера данного вопроса опереться на 9 параграф конституционного соглашения между государством и церковью».

Далее ситуация получила совершенно неожиданный оборот; 18 марта Мурмана Думбадзе исключили из Республиканской партии. Приверженцы либеральной демократии — республиканцы исключили собственного регионального лидера только за то, что он осмелился высказать свое мнение по животрепещущему для населения Аджарии вопросу. Председатель Республиканской партии опубликовал «Несколько принципиальных соображений по поводу переговоров между Грузией и Турцией о памятниках культурного наследия». Выясняется, что согласно параграфу 3.4 Думбадзе не имел права участвовать в действиях, противоречащих политическому курсу партии! Вместо того, чтобы прислушаться к региональному лидеру, ему четко указали, что он должен согласиться с курсом не только республиканской партии, но и властей, против которой якобы эта партия борется! Мурману Думбадзе также настоятельно было рекомедовано, не участвовать в акции, которая планировалась в Батуми 23 марта. Думбадзе ответил: «я сознательно пошел на нарушение устава патртии, т.к.для меня интересы отечества выше партийных интересов».

Результат для Республиканской партии оказался плачевен: в Аджарии организация практически распалась, большинство членов партии покинули ее. Между тем известно, что наиболее многочисленной была именно аджарская организация республиканской партии. По заявлению одного из ветеранов партии, члена сакребуло Хелвачаури Автандила Беридзе из-за массового выхода членов из партии самоликвидацию объявили районные комитеты Шуахевского, Кедского, Хелвачаурского районов. Из 107 членов партии в Хелвачаури 99 вышли из партии, при этом районный комитет — в полном составе. В кобулетском комитете из 4 членов партию покинули 3. В батумской организации 38 человек покинули ряды партии. Процесс продолжается, На вопрос журналиста, не является ли это актом солидарности с Мурманом Думбадзе, Беридзе ответил: «Это акция солидарности с Грузией!»

Под проливным дождем 23 марта 2011 года 2000 человек собрались на предупредительной акции в Батуми. Стояли и православные и мусульмане. Ожидания того, что на подобной акции неизбежны ксенофобские выпады и религиозное противостояние, — не оправдались. Была принята резолюция, которая адресовалась как властям Грузии, так и генеральному консулу Турции в Батуми. В ней сказано: «Мы, собравшиеся у могил воинов, погибших 90 лет назад за освобождение Батуми принимаем резолюцию: 1. Переговоры между Грузией и Турцией о памятниках культурного наследия должны стать публичными, с учетом конституционного соглашения с грузинской православной церковью. 2. Считаем недопустимым, чтобы предметом переговоров между двумя секулярными государствами — Грузией и Турцией было построение культовых учреждений. Вместе с тем приветствуем попытки двух государств по охране культурного наследия. 3. Считаем недопустимым построение в Батуми дубликата мечети Азизие времен османской империи».

На акции присутствовали как представители общественности, так и политики, даже представители правящей партии. Участники акции подчеркивали, что строить мечети должны сами местные мусульмане, а не по ультиматуму другого государства. Кстати, это полностью согласуется с историческим опытом Грузии. Ни на одном этапе в Грузии не допускали вмешательства в духовную жизнь. И это в равной степени касалось как христиан, так и иудеев и мусульман.

Председатель аджарской региональной организации «Консерваторов» Давид Бацикадзе заявил: «Турция наш декларированный друг, но у этого государства и сегодня есть свои интересы как в отношении Грузии, Армении, Азербайджана, Сирии. У бывших империй подобные интересы есть всегда. В случае, если мечеть Азизие все-таки будет построена, турки будут говорить своим будущим поколениям, что это их территория. Они и сейчас так учат своих детей в школах, что это их земли, а русские их отняли и отдали Грузии».

В музее оккупации, который в Тбилиси открыл Саакашвили, вся экспозиция посвящается русской оккупации. Аджария, которая была возвращена Грузии именно русской военной кампанией, в скором будущем рискует получить живой памятник турецкой оккупации в виде мечети Азизие. Именно против подобных попыток переписать историю и протестуют люди, но власть, как всегда, глуха и слепа. Она лишь маскирует свои действия заботой о культурном наследии.

Источник: georgiamonitor.org

Фотографии: muslimgeorgia.org

Аджария Грузия ислам



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info