Публикации
Мировой экономический кризис и проблемы Грузии
Публикации | Дэмур ГИОРХЕЛИДЗЕ (Грузия) | 28.04.2011 | 14:02
1 комментариев
Неудивительно, что мировой экономический кризис тяжело отразился на стране с такой слабой экономикой, как Грузия, которая к тому же в основном зависит от помощи и кредитов стран-друзей и международных финансовых институтов. Грузия до кризиса характеризовалась высокими темпами экономического роста (в 2007 году 12 % рост ВВП), а в кризисном 2008 году рост составил уже всего лишь 2,3 %, очень тяжелым оказался 2009 год с негативным темпом роста ВВП (т. е. ВВП в 2009 году по сравнению с прошлым годом сократился почти на четыре процента). Это был тяжелый удар по и без того слабой грузинской экономике. Для выхода на желанный уровень роста потребуется как минимум 2—3 года, и то в случае, если правительство будет проводить разумную экономическую и бюджетную политику на фоне положительного развития внешних факторов. Если внутренние либо внешние факторы хотя бы по отдельности окажутся неблагоприятными, тогда, возможно, для восстановления темпов роста грузинской экономики потребуется от 4 до 5 лет, а это означает, что в ближайшем будущем правительство не будет обладать реальной возможностью осуществлять социальную политику (в широком смысле данного понятия) в том масштабе, в котором нуждается население, находящееся в тяжелом социально-экономическом положении. В результате можно ожидать еще большее усугубление экономического положения широких слоев населения, роста показателей безработицы и бедности.
Правда, в 2010 году по официальным данным был зафиксирован рост ВВП, однако пока экономическая активность выглядит очень проблематично. Главной причиной этого является политика правительства страны, которая радикально отличалась и отличается от финансовой и экономической политики правительств других стран в мировом масштабе в кризисный и посткризисный период. Если в практически каждой стране мира правительства старались сохранить активность в частном секторе и обеспечить экономическую активность с помощью предоставления дешевых кредитных ресурсов и особой поддержки банковского сектора, в Грузии ничего подобного сделано не было: несмотря на то, что кредитные ставки особо высоки и в грузинской экономике наблюдается настоящий «денежный голод». Кредитные ресурсы недоступны для большинства бизнес-групп и частных лиц ввиду абсолютно неоправданного подхода со стороны банковского сектора.
В результате мы имеем сокращенную активность частного сектора и потерянные многочисленные рабочие места. Компенсировать эту потерю правительство попыталось путем реализации больших инфраструктурных проектов, но доминантное положение правительства в экономике и его чрезмерная активность обусловили развитие неминуемого негативного процесса — катастрофический рост цен и очень высокую инфляцию: согласно официальным данным, инфляция достигла 14 %, а на основные продукты питания она достигает 30 %. Доля государства в ВВП приближается к 40 %, что довольно опасная тенденция на фоне слабого и проблемного частного сектора. Осуществленные государством инфраструктурные проекты не компенсируют и не могут компенсировать потерянные в частном секторе рабочие места. Даже если это удастся, компенсация будет краткосрочной; после завершения подобных проектов безработица поднимется еще выше, так как не была осуществлена ни одна государственная программа в поддержку частного сектора.
Возникает вопрос: как же власти удалось более-менее пройти через кризис так, что стало возможным избежать социального протеста? Такую возможность обеспечила помощь, оказанная странами-друзьями и международными институтами в связи с ликвидацией последствий августовской войны 2008 года, ради чего Грузии было выделено 4,5 миллиардов долларов. Парадокс, но факт: трагическая война спасла грузинскую экономику от более худшего кризиса и сделала возможным избежать экономический и финансовый коллапс несмотря на то, что выделенная Грузии помощь правительством чаще расходовалась неправильно и малоэффективно.
Центральной проблемой в грузинской реальности остается проблема безработицы и бедности. Но, как известно, осью успешной экономики, как правило, является социальная политика, направленная на развитие главного ресурса экономики — человека. Именно исходя из данного соображения в развитых странах существенно повышаются расходы на образование, здравоохранение и социальные пособия. В Грузии даже в кризисный период никаких изменений в этом плане нет: за три года (2008—2010) доля бюджетных расходов на социальные нужды (здравоохранение, отдых, культура, религия, образование, социальная защита) составляет соответственно 10,24 %, 12,61 % и предположительно 12,7 % от ВВП, что является низким показателем, когда он выражается в абсолютных показателях — соответственно 1,953 млрд., 2,263 млрд. и 2,375 млрд. лари. И это вопреки заявлениям власти, что ее приоритетом является социальная политика.
Для меня однозначно, что нынешняя власть неспособна решить главные социально-экономические задачи, объективно стоящие перед Грузией: снизить уровень бедности и безработицы и высвободить страну из постоянно и быстро растущего долгового ярма. Выход лишь в обеспечении прежних цифр роста ВВП (9—12 % годовых), что в нынешних условиях нереально. Грузинское правительство часто заявляет, что его экономическая политика является либеральной, что однако совершенно не соответствует действительности, либерализмом в экономике и не пахнет. Правительство имеет такое же искаженное представление и о социальной политике, полагая, что повышение пенсий на несколько лари — это и есть социальная политика. То есть у руководства страны отсутствует широкое понимание социальной политики — с усилением фундамента образовательной, здравоохранительной и т. п. сфер. Игнорирование социальных требований общественности является фундаментальной и системной ошибкой власти. Сейчас власть вроде начала осознавать это (в одном из своих недавних выступлений Саакашвили признал, что рынок не может регулировать всё), однако лишь время покажет, насколько она вникла в суть проблемы.
Источник: Грузинская экономика после войны и экономического кризиса (материалы семинара). Тбилиси, 2011
Грузия экономика
|
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...
21.05.2020
Интервью Александра КРЫЛОВА
01.10.2019
Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...
17.09.2019
В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...
11.08.2019
Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...
05.05.2019
Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам
27.03.2019
В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...
Библиотека
| | |
29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.
АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.
АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.
ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...
УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...
РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...
ГОВОРЯТ АРХИВЫ. О ДИСЦИПЛИНЕ В РУССКОЙ АРМИИ В 1914-1915 ГГ.
...До сих пор полковые архивы малоизвестны даже специалистам-историкам и используются ими очень ограниченно... Архивы полков русской армии, которые хранятся в Российском государственном военно-историческом архиве, дпют возможность узнать о событиях по уникальному первоисточнику...
On the Vector of Economic Development of Post-Communist Georgia
The paper discussed the problem of the vision about the issues concerning the direction of development of Georgia’s economy after the restoration of the country’s independence and the model upon which it should be based. The victory of the Georgian Dream coalition in the Parliamentary elections of 1 October 2012 made the issue of choice topical again in Georgia as high priority was given to the subject of which vector of development needed to become determining after the nine-year governance of the United National Movement leaded by Mikheil Saakashvili.
О проекте общекавказского алфавита
В работе приводятся обобщенные алфавиты западно- и восточнокавказских языков в раз работанном нами специальном шрифте Aria Caucasica Unicode, основанном на изометрических прин ципах семейства Arial, наряду с фонетической транскрипцией букв в обозначениях IPA.
Убыхи и их этнокультурные связи с абхазами
...Изложенные факты, количество которых можно было бы значительно увеличить, с несомненностью свидетельствуют не только о тесных социально-экономических и политических связях убыхского народа с его юго-западными соседями, но и о том, что убыхи, обладая бесспорной этнической индивидуальностью, о чем говорит, прежде всего, наличие у них самостоятельного языка, исключающее встречающееся в литературе отождествление их с абхазскими или адыгскими племенами, проявляли вместе с тем большую этно-культурную близость именно к абхазам в единой абхазо-адыгской группе родственных народов.
КАВКАЗОВЕДЕНИЕ [О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЗИАТСКОГО МУЗЕЯ]
...Естественно, что современное развитие науки в советских республиках Закавказья - Грузии, Армении, Азербайджане - и на Кавказе изменило традиционное содержание кавказоведения как исторически сложившейся комплексной дисциплины... Отдельные проблемы истории и культуры Кавказа и Закавказья ещё могут потребовать своего решения путём комплексного рассмотрения...
Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе
В. В. Латышев — автор классических трудов, наибольшее значение среди них имеют: «Свод античных надписей, найденных в Северном Причерноморье» (в 2-х т., в 4-х вып., 1885—1901), «Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе» (в 2-х т., в 5 вып., 1893—1906, оригиналы и русский перевод; русский перевод переиздан в 1947—1949 гг. в журнале «Вестник древней истории»)...
Зимние походы убыхов на Абхазию
Ежегодные походы убыхов на Абхазию заслуживают особенного внимания по многим обстоятельствам и в особенности по необыкновенным затруднениям с какими они совершаются...
Научная миссия на Кавказе господина Эрнеста Шантре, заместителя директора Лионского музея. 1881
Научная миссия на Кавказе господина Эрнеста Шантре, заместителя директора Лионского музея. 1881. Фотогалерея.
|