На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

Проблемы этнического выживания в Азербайджане (I)

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Грануш ХАРАТЯН (Армения) | 26.12.2011 | 00:00

20 октября 2011 года некоторые информационные ресурсы, сославшись на Государственный статистический комитет Азербайджана, опубликовали часть итогов переписи населения Азербайджана 2009 года,касающуюся этнического состава населения. Судя по материалам, в период от 1999 по 2009 год общая численность населения Азербайджана увеличилась на 96900 человек (в 1999 было 7953400, в 2009 стало 8922400), причем количество одних только азербайджанцев увеличилось на 967.300 человек (в 1999 было 7.205 500, в 2009 стало 8.172,800).

На все остальные народы в увеличении населения республики за десять лет выпадает доля лишь на 2100 человек. Это показалось странным, так как исходя из данных той же статистики вроде бы число талышей в Азербайджане за это время увеличилось на 35.200 человек (в 1999 году указана цифра 76.841, в 2009 г. - 112.000), татов - на 14.300 (соответственно от 10.900 до 25.200), наконец появились хыналугцы, коренной народ лезгинской языковой группы на территории Азербайджана, отсутствующие в предыдущих переписях -2200 человек, и кризы, также коренной народ лезгинской группы языков – 4.400, также «пропавшие» в предыдущих переписях.

Незначительно, всего на 2300 человек, по переписи Государственного статистического комитета Азербайджана, увеличилось также количество лезгин (в 1999 году указана цифра 178.000 (1), в 2009 г.- 180.300). В итоге в увеличении населения Азербайджана за 1999-2009 доля перечисленных пяти народов, по официальной статистике республики, составляет по крайней мере 56.200 человек. Этот показатель ну ни как не вмещается в цифру 2.100.

Это обстоятельство подсказало поискать «пропавших» и «найденных» групп данной переписи через сравнение с предыдущей переписью населения Азербайджана. Странностей оказалось не меньше, если не больше. Оказалось, что в период за 1989-1999 год общее количество населения в Азербайджане по официальным данным государственного органа увеличилось на 932.222 (в 1989 г. было 7.021178 человек, в 1999 г. стало 7.953400), однако количество одних только азербайджанцев увеличилось на целых 1.400484 человек (в 1989 г. в Азербайджане было 5.804980 азербайджанцев, в 1999 г. стало 7.205464). Так как речь идет об абсолютных цифрах, приходиться говорить: «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Если бы все остальное «не азербайджанское» население Азербайджана за это время уехало, погибло, умерло - словом исчезло из Азербайджана, то даже тогда прирост одних только азербайджанцев можно было бы представить цифрой 932222 (абсолютное количество увеличения населения за прошедший 10 лет по официальной статистике), но никак не 1.400484 человек, то есть на целых 468262, почти 0,5 миллиона человек больше абсолютного прироста общего населения. Это могло случиться лишь в том случае, если бы многие представители оставшихся в Азербайджане «не азербайджанцев» вдруг решили бы записаться в «азербайджанцы», и тем самым уменьшилось их количество. В период от 1989 по 1999 годы это вполне реально, учитывая судьбы определенных этнических единиц Азербайджана - армян, удин, в определенном смысле также части русских и евреев в 1988-1992 годах. Реальный расизм по отношению к ним мог бы заставить представителей этих народов спасаться через «азербайджанизацию», если бы они не нашли возможности убежать. Однако, несмотря на то, что за 1988-1990 годы погибли и получили разной степени увечья много армян, за эти годы основная часть преследуемых народов сумела выбраться из страны, а в январе 1990 года, в дни огульных погромов Азербайджан покинули практически все оставшиеся в живых армяне. В итоге армян в Азербайджане не стало вообще (по анализу Арифа Юнусова «армян сегодня в республике осталось всего 645 чел. (36 мужчин и 609 женщин))» (2), от удин, русских и евреев осталось немного, и они просто физически не смогли влиться и пополнить количество азербайджанцев, кроме, пожалуй, некоторой части армянок и удинок, оставшихся со своими полуазербайджанскими семьями в Азербайджане и, конечно, не посмевшие отстаивать свою этническую идентичность. Представителей некоторых других народов, надо полагать, также частично «записали» в азербайджанцев, однако не настолько, чтобы это количество достигло почти 0,5 млн. Сравнение переписей 1989 и 1999 годов показывает, что у талышей наоборот, «вдруг» увеличилось этническое самосознание: за десять лет их количество подскочило почти в 3,5 раза, на 55631 человек (от 21169 человек до 76800 (3)). У некоторых других народов также наблюдается, правда незначительное, но все таки увеличение (таты и цахуры - примерно на 1,5 тысячи, лезгины - на 6,605, авары почти на 6 тысяч, а турки - аж на 25,695 человек, так как в 1989 г. в Азербайджане было 17,705 турка, а в 1999 г. их стало 43,400). Что касается турок, то учитывая реалии поиска новых выражений идентичности у азербайджанцев за упомянутое время, можно полагать, что имеем дело, скорее всего, не с простым приростом тюркского населения, а выбором некоторой части азербайджанцев этнонима «турк» в качестве самоидентификации. Возможно также, что количество турок в промежутке от 1989 до 1999 годы отражает объем приема Азербайджаном месхетинских турок. Изменения в количественных показателях других народов Азербайджана вполне укладывается в логику предыдущих переписей, - они «закономерно» «не увеличиваются», но по своим количественным показателям смогут «влиться» в объемы прироста азербайджанцев постепенно, а не сразу. Таков был официальный подход властей Азербайджана за весь ХХ век (см. Таблицу 1).

Так как перепись 1989 года в Азербайджане уже зафиксировала переселившихся в 1988 году из Армении азербайджанцев, в промежутке от 1989 по 1999 год беженцы не смогли существенно повлиять на демографические показатели. В принципе, пополнение количества азербайджанцев в Азербайджане азербайджанцами-беженцами в реальности никак не превышает 200, а то и 150 тысяч человек. По азербайджанским экспертам «1 февраля 1990 г. Госкомстат Азербайджана официально зарегистрировал в республике 207,5 тыс. беженцев, устремившихся из Армении в Азербайджан, а также около 48 тыс. месхетинских турок. Впоследствии часть беженцев из Армении и Узбекистана выехали в Россию, но в любом случае численность беженцев из Армении и Узбекистана в Азербайджане колебалась всегда в пределах 210–230 тыс. человек» (4) (на самом деле из Армении в Азербайджан за 1988-90 годы смогло бы уехать и убежать не более 150,000 азербайджанцев. Перепись 1989 г. в Армении зафиксировала только 84.860 азербайджанцев, т.е. чуть больше половины азербайджанцев, зафиксированных переписью 1979 года – 160.841 человек. Так как часть азербайджанцев в 1988-1990 годах из Армении уехало сразу в Россию, то самый высокий возможный показатель – 150.000 человек - Г.Х.). В любом случае месхетинские турки в Азербайджане пополняли количество турок, а не азербайджанцев, а часть беженцев азербайджанцев уже было учтено в переписи 1989 г., так что за 1989-1999 годы, если все азербайджанцы из Армении перебрались бы исключительно в Азербайджан, они «смогли бы» увеличить количество азербайджанцев только на 84,860 человек. Из других стран СНГ в 1997 г. в качестве недобровольно переселившихся лиц в Азербайджане было зарегистрировано 2525 азербайджанцев (1556 человек из Казахстана и 960 – из России) (5).

Однако параллельно с пополнением населения Азербайджана «извне» происходил также процесс эмиграции, причем из Азербайджана эмигрировало также немало этнических азербайджанцев. Если придерживаться даже цифр азербайджанского эксперта, то «в период с 1989 по 1994 г. эмигрировали из Азербайджана не менее 850 тыс. человек а иммигрировали до 500 тыс. человек, и миграционное сальдо составило минус 350 тыс.» (6). При таком отрицательном сальдо общее количество населения Азербайджана за десять лет «умудрилось» повыситься на 932222 человек, причем, как сказано, количество самих этнических азербайджанцев повысилось на целых 1.400484 человек, увеличившись за десять лет на 24.1%.

Такой невероятный, невозможный, немыслимый и нелогичный «прирост» азербайджанцев в Азербайджане за 1989 по 1999 годы, намного перешагнувший абсолютное количество общего прироста населения, очевидно, «нарисован» статистиками, и должен был, вероятно, обслужить «беженскую» риторику политической власти Азербайджана. Надо было показать миру примерно миллион беженцев-азербайджанцев, цифру, каждодневно озвучиваемую властью Азербайджана. Правда, основная часть так называемых беженцев составляли внутренние перемешенные, то есть люди, присутствие которых в Азербайджане не «обременяло» страну новыми количественными показателями. Однако сам термин «внутренние перемещенные» внедрялся только с 1998 -99 годов, и приобрел легальный статус лишь в конце века. Так что термин «беженцы» употреблялся на все случаи насильственного перемещения, а официальный Азербайджан в то время на все тона говорил о миллионном количестве беженцев азербайджанцев. Официальная статистика должна была показать это количество. Однако официальная статистика не учла объем убывания из общего числа азербайджанского населения армян, русских, удин, евреев, ассирийцев, представителей других народов. В реальности, даже по официальным статистическим показателям Азербайджана от 1989 г. по 1999 г. из Азербайджана уехало одних только армян, русских и евреев примерно 600000 человек. Убежало все армянское население, более чем 300000 человек (часть армян убежало еще до переписи 1989 года, в 1988 году. По сравнению с количеством армян в 1979 году, когда в Азербайджане проживало 475486 армян, 1989 год уже зафиксировал только 390505 армян, т.е. на 84981 человек меньше. Даже не учитывая естественный прирост населения, можно 84981 армян усматривать как беженцев 1988 года) (7), более чем 250.000 русских (в 1989 г. их было 392304, в 1999 г. стало 141700), 21892 евреев (в 1989 г. - 30792 евреев, в 1999 г. только 9800), все ассирийцы. Прибавим к беженцам из Азербайджана также эмигрантов из страны, уехавших частично из-за бесчинств головорезов народного фронта и общей моральной деградации общества, частично из-за войны с Карабахом, частично из-за ухудшенных социально-экономических условий.

Резюмируя общие тенденции оформления официальной статистики Азербайджана о динамике количества народов Азербайджана за период 1989-2009 годы, приходиться констатировать, что эта статистика за истекшие 20 лет показывает следующую картину: общее количество населения Азербайджана увеличилась почти на 2 миллиона (1.901222 человек), достигнув из 7.021178 человек 1989 года до 8.922400 человек в 2009 году. За это же время по подаче официального оформления госстатистики число азербайджанцев увеличилось на 2.364820 (на 463598 человек больше, чем общее количество прироста!), достигнув от 5.807980 человек 1989 года до 8.172800 в 2009 году, заняв 91,6% долю всего населения Азербайджана.

Выходя же за рамки официальной статистики и учитывая известные миграционные потоки этнических азербайджанцев из Азербайджана в Россию, в Турцию, на запад (Европа и США) за последний 20 лет, придется констатировать абсурдность всех демографических претензий Азербайджана. По самым скромным подсчетам из Азербайджана одних азербайджанцев эмигрировало более 2 млн. человек. Даже самый мягкий анализ азербайджанского эксперта выявляет, что «к 2002 г. в России проживало около 1 млн. азербайджанцев – граждан и трудовых мигрантов, … а к настоящему времени в России, скорее всего, проживает 1,1 - 1,3 млн. азербайджанцев… (8)в период с 2000 по 2006 г. почти 90 тыс. азербайджанских граждан остались в Турции… за истекшие 16 лет 80-90 тыс. Азербайджанцев выехало на Запад» (9). Что касается пополнения населения Азербайджана извне, то «Реально, сегодня в Азербайджане находятся примерно 35–45 тыс. трудовых мигрантов» (10). Минимизируя количество эмигрантов этнических азербайджанцев за истекший 20 лет, приходиться остановится по крайней мере на цифре 1.375.000 человек. Выходит, что за последний 20 лет Азербайджан покинули 1.375.000 этнических азербайджанцев, и за это же время количество азербайджанцев в Азербайджане увеличилось на 2.364820 человек. Если из последней цифры снимем 200.000 беженцев иммигрантов, то выходит, что в Азербайджане естественный прирост азербайджанцев за последний 20 лет составил 2.164820 человек, а вместе с эмигрантами азербайджанцами из Азербайджана аж целых 3.164820 человек (из общего количества 1.375000 мигрантов снимается количество азербайджанцев в России в 1989 году - 335889 человек (11)). Возможно ли, что с 1989 года за 20 лет 5.804980 человек дали естественный прирост на 3.164820 человек? То есть на 54.5%? Приходится констатировать, что официальная статистика независимого Азербайджана имеет очевидную тенденцию вводить население Азербайджана в абсурдное заблуждение.

Оказывается, однако, что превышение прироста этнических азербайджанцев от общего прироста населения в Азербайджане имеет традиции. Например, за период от 1939 года по 1970 год общее население Азербайджана увеличилось на 1.911931 человек, а число азербайджанцев за это же время увеличилось на 1.906307, оставив на долю всех других народов только 5624 человек. Причем такой результат был достигнут от числа 1.870470 (столько азербайджанцев записано на переписи 1939 года). Выходит, что за этот период количество азербайджанцев выросло на целых 201.9%. Это при том, что 1941-45 годы были годами тяжелейшей войны, плохого медицинского обслуживания, плохих социально-экономических условий, и Азербайджан не наполнялся «извне». Пик пополнения азербайджанского населения даже русскими и евреями является 1939 год, затем наступает время постепенного их убывания (см. Таблицу 1) .

Традиции статистики по-азербайджански

Выявленные тенденции, по сути продолжают традиции прошлого, ХХ века. Проследим за переписями населения Азербайджана за весь советский период. Для данного анализа выбраны, помимо азербайджанцев, 21 народа по принципу

- Коренные кавказоязычные народы, проживающие на своей исторической родине и разделенные между РФ (Дагестан) и Азербайджаном (авары, ахвахцы, лезгины, рутулы, цахуры),

- Коренные кавказоязычные народы, проживающие на своей исторической родине в Азербайджане (кризы, джеки, хиналугы, будуги, гапутлины, аликцы, ергюджанцы, удины, грузины)

- Коренные ираноязычные народы в Азербайджане (таты, талыши)

- Два меньшинства из списка некоренных тюркоязычных народов (турки, татары)

- Три других меньшинств из списка некоренных народов (русские, евреи, ассирийцы)

Сначала цифры:

Таблица 1

Численность народов, проживающих на территории Азербайджана, согласно переписям населения 1926 - 2009 гг.

 

192612

193913

195914

197015

197916

198917

199918

200919

Всего

2.314571

3.205150

3.697717

5.117081

6.026515

7.021178

7.953 400

8. 922400

Азербайджанцы (20) / Тюрки (21)

1.437.977

1.870471

2.494381

3.776778

4.708832

5.804980

7.205500

8.172800

 Турки

1926 г. - названы «Тюрки османские»

335

600

202

8491

7926

17705

43400

38000

Татары

9.948

27.591

29.552

31.353

31.204

28.019

30 .000

25.900

Русские

220.545

528.318

501.282

510.059

475.255

392.304

141.700

119.300

Евреи

31.325 (крымские, горские, грузинские, средне -азиатские)

41.245

40.204

41.234

(евреи - 29392

горские - 11653,

груз.167, ср.аз.22)

35.487 (евреи - 33248, горские -2123, груз. 32, ср.аз.84)

30.792-(евреи - 25190, горские - 5484, груз.30, ср.аз.88)

8 .900

9.100

Ассирийцы (айсоры)

964

1.815

1.367

1.231

992

646

-

-

Талыши (22)

77.323

87.510

85

-

-

21.169

76. 800

112.000

Таты (23)

28.443

-

5.887

7.769

8.848

10.239

10.900

25.200

Лезгины (24)

37.263

111.666

98.211

137.250

158.057

171.395

178 .000

180.300

Рутылы (25) Самоназв. «мыхIад», мыхадабыр, мыхадар, рутул, лычекды

162

-

11

111

53

336

-

-

Цахуры (26) (самоназвание йыхбы)

15.552

-

2876

6208

8546

13318

15 900

12.300

Авары

19.104

15.740

17.254

30.735

35.991

44.072

50 900

49.800

Ахвахцы (27)

-

-

-

-

-

-

-

-

Хыналугцы (28)(самоназвание - кетш, каттиддур; азерб. xınalıqlılar)

105

-

-

-

-

-

-

2200

Будухи (29)(самоназвание «будаг», азерб. Buduqlular)

1

-

-

 

-

-

-

-

Джеки (30); Джекцы (Джеклинцы или Джеклилар азерб.Ceklilər)

607

-

-

-

-

-

-

-

Гапутлинцы (31)(азерб. Haputlular, хапутлинцы, хапутцы)

-

-

-

-

-

-

-

-

Крызы (32), грызы (самоназвание – qrızlılar, хърыцӏаь, хърыцаь)

-

-

183

-

-

-

 

4400

Алыкцы (33) (самоназвание- Əliklilə(34), Əlikli, Əliklər)

-

-

-

-

-

-

-

-

Ергюджцы (35), Yergyuch, Ергюджанцы (самоназвание -Yergüclülər, yergüclülərin)

-

-

-

-

-

-

-

-

Удины (36)

2445

 

3202

5492

5841

6125

4 100

3800

Грузины-ингилои (37)

9.500 (+ мегрелы - 40 + аджары - 8) -9.548

10.196

9.526

13595

11.412

14.197

14 900

9900

Цифры иллюстрируют закономерности очевидных тенденций официальной статистики (фактическую ситуацию возможно понять только про независимом исследовании): из рассмотренных народов только азербайджанцы, несмотря на войны, хлопковые плантации, миграции и пр., «сделали» невероятный демографический рывок: за 83 года, от 1926 г. по 2009 год их количество от 1.870471 на территории Азербайджана уверенно росло и достигло до 8.172800 , т.е. увеличилось в 5,6 раз. Имея 62.1% в общем количестве населения в 1926 году, в 2009 году азербайджанцы имели уже 90,5%. Из всех других народов Азербайджана с ростом азербайджанцев сравнимы успехи только других тюркоязычных народов: турки за этот период в Азербайджане увеличились на 113.4 раза (от 335 до 38.000), а татары на 2.6 раз. Это - первая закономерность.

Вторая закономерность - коренные кавказочзычные народы в Азербайджане за это же время незначительно увеличивались, затем уменьшались (удины, ингилои), а некоторые и вовсе исчезли из числа «признанных» (кризы, джеки, хиналугцы, гапутлинцы, будугцы, ергюджинцы, аликцы). Это народы, которые являлись государствообразующими еще в начале новой эры. Народы, чьими культурами – культурой Кавказской Албании так гордится Азербайджан. Народы, изучение истории, культур и языков которых может пролить свет на белые пятна истории Закавказья. Народы, которые имеют полное право на все ресурсы Азербайджана – природные, исторические, социальные, культурные. Имеют полное право на интенсивное развитие своих культур, улучшения своего жизненного уровня. Народы, чьи языки как исчезающие, должны были быть под особой защитой ООН. Они, однако, живут в самых печальных климатических, географических условиях, часто - в бездорожье и в изоляции от источников богатых доходов. Более того, многих из них вообще не признают за народы. Их прошлое забыто, их настоящее печально, их будущее под сомнением. Их уникальные языки, составляющие часть богатства мировой культуры, вымирают. Даже удинский, который признается тем кавказо-албанским языком, на котором можно читать найденную албанскую рукопись, уникальный памятник исторического прошлого. Удины являются пионерами школьного образования из числа кавказоязычных народов на территории Азербайджана (в 1854 г. в селе Нидж открылась первая приходская школа на армянском языке. В 1931-33 гг. удины в школах учились на удинском языке, с 1937 г. на азербайджанском, с 50-ых годов – на русском). Удушение удинской идентичности прошло все возможные виды психологических и физических репрессий (38).

Третья закономерность: некоторые из коренных кавказоязычных народов, разделенные между РФ и Азербайджаном, в упомянутых двух странах обнаруживают разные склонности. В РФ, в Дагестане они стремятся к самосохранению, к интересу своего исторического прошлого, к этническому развитию, к изучению своих языков, к образованию, к экономической и культурной активности, а в Азербайджане, по заверению Азербайджанских экспертов, наоборот, склонность к уменьшению, к «азербайджанизации», к преданию забвения этнической идентичности. На бумаге (в переписях) одни из них вовсе не упоминаются (ахвахи), другие уменьшаются (цахуры), а то и вовсе исчезают (рутулы). Более многочисленные из них (авары, лезгины) на бумагах (в переписях) незначительно увеличиваются, всегда оставаясь в рамках половины или 1/3 вероятного их настоящего количества. Многие из них в школах не проходят родного языка. Языки аваров, лезгин, цахуров, рутулов, являющими письменными языками в Дагестане, в Азербайджане исчезают. Сфера их использования – только семья. Для сравнения разделенных народов приведем количественные показатели за те же 1926-2002 годы в Дагестане:

Таблица 2

Количественные показатели разделенных между Россией и Азербайджаном народов по официальным переписям населения в России (Дагестане)

РСФСР Дагестанская АССР / РФ

 

1926(39)

1939(40)

1959(41)

1970 (42)

1979(43)

1989(44)

2002(45)

Азербайджанцы

(«тюрки») (азербайджанлы, азербайджанлылар, тюрк с языком азербайджанским)

23.428

43.123

70.947

95.689/54.403

152.421/64.514

335.889/75.463

621840/111 656 (46)

Рутулы (мегьебор, мых абдыр, мюхадар, рутул, хинатбы, хновцы)

10.333

П.н.д.

6.703

11.904/11.799

14835/14288

19503/14955

29929/24 298 (47)

Аварцы (аварал, маарулал)

138.749/176.335

235.722

249.529

361613/349304

438306/418634

544.016/496.077

814473/ 758 438/ (аварцы собственно) 701 760 (48)

Лезгины (ахтинцы, кюрегу, кюринцы, лезги, лезгияр)

 

100.417

114.210

170.494/162.721

202.854/188.804

257.270/204.370

411535 / 336 698 (49)

Цахуры (йыхбы)

3.531

П.н.д

4.437

4.730/4.309

4.774/4.560

6492/5194

10366/8 168(50)

Очевидно, что упомянутые народы в советский период в Дагестане медленно, а за период с 1989 по 2002 г. значительно увеличились (авары - в 4.3 раза, лезгины, рутулы и цахуры в три раза). В Дагестане соответственно увеличивалось также количество проживающихся там азербайджанцев, причем даже больше, чем местные коренные народы (за годы от 1926 по 2002 на 4.7 раз, из 23.428 человек до 111 656). Не комментируя цифры, обратим внимание лишь на факт активного социо-этнокультурно-экономического поведения и возможностей азербайджанцев в Дагестане, В Дагестане азербайджанцы имеют филиалы ВУЗ-ов для подготовки педагогов языка и истории, школы, газеты, радио-телевещание и пр. за счет госбюджета РФ / Дагестана. Имеют все, чего лишены кавказские народы, проживающие в своей исторической родине, в Азербайджане. Вот что пишет рутулец из Азербайджана 27 апреля 2007 г.: «Любые проявления демократии, требования соблюдения личных прав и свобод, а также попытки создания каких-либо землячеств, культурных и общественных объединений граждан (диаспор) считались и считаются разжиганием межнациональных конфликтов и пресекаются властями самым жёстким образом. Да, именно так. Мы почему-то стесняемся называть вещи своими именами, но на самом же деле все знают, что этническим дагестанцам, проживающим в Азербайджане, и не снилась такая правовая защищённость, какую имеют наши земляки – дагестанские азербайджанцы. Я ни в коем случае не против этого. Мы просто хотим, чтобы и наши родственники, и наши этнические соотечественники тоже были защищены» (51).

Откликнувшийся на «чудеса азербайджанской статистики» 2009 г. Марко Шахбанов, главный редактор газеты «Новое дело» (Махачкала), анализируя переписи населения за последний сто лет по части «дагестанских народов» в Азербайджане, с включением свидетельств других источников, пишет: «Показатели переписи 1959 года дали противоречивые данные. Численность цахур упала по этим данным по сравнению с 1926 года более чем в пять раз (до 2,9 тысяч человек), что еще раз подтвердило факт подгонки демографических данных по цахурам на переписи 1926 года. Численность аварцев по сравнению с 1939 годом, хоть и немного, но выросла (с 15,7 до 17,3 тыс. человек). Численность лезгин уменьшилась с 112 до 98,2 тыс. Перепись 1970 года отразила частичный отход бакинского руководства от политики подгонок демографических данных. Все дагестаноязычные народы продемонстрировали по этим данным рост своей численности. Лезгины до 137,3 тыс., аварцы - до 30,7 тыс., цахуры - до 6,2 тыс. Эти данные дают нам еще один повод усомниться в достоверности показателей 1926, 1939 и 1959 годов. Если с 1897 года по 1926 год почти половина аварцев, ассимилировавшись, стала азербайджанцами, то чем объяснить, полуторакратное увеличение их численности в последующий период? Ведь в это время в школе и ВУЗаз республики обучение проходило на азербайджанском языке. Телевидение, радио, коллективные мероприятия - везде звучал азербайджанский язык, тогда как ранее образовательные и общественные функции выполнялись аварским языком… Что же мы имеем в итоге? В 1912 году численность аварцев составила - 52,5 тысяч человек, а в 2009 г. - 50 тысяч, при том, что общая численность населения Азербайджана за этот же период, по официальным данным, возросла в 5 раз» (52).

(Окончание следует)

Примечания

(1) «Эти данные все время оспаривались лидерами лезгинских движений («Садвал» в РФ и «Самур» в Азербайджане), которые приводили цифры в 600-800 тысяч человек. Наши исследования, проведенные в 1994-1998 годах в северо-восточных районах страны, показывают, что на деле численность лезгин в Азербайджане колеблется в пределах 250-260 тысяч человек», - пишет Ариф Юнусов (Этнический состав Азербайджана (по переписи 1999 года) http://www.iea.ras.ru/topic/census/mon/yunus_mon2001.htm)

(2) Юнусов А., Этнический состав Азербайджана (по переписи 1999 года), (опубликовано на сайте Института этнологии и антропологии РАН по адресу: http://www.iea.ras.ru/topic/census/mon/yunus_mon2001.htm)

(3) По экспертным данным А.Юнусова в 1999 г. «реально в Азербайджане проживает не менее 200-250 тысяч талышей (http://www.iea.ras.ru/topic/census/mon/yunus_mon2001.htm)». В переписи 2009 г. азербайджанская статистика соизволила количество талышей довести до 112.000 человек (см. Таблицу 1).

(4) Юнусов А. Миграционные тренды и тенденции в постсоветском Азербайджане

(5) Миграция населения в странах СНГ: 1997-1998 г г. с. 30.

(6) Там же.

(7) Азербайджанские эксперты несколько занижают количество армянских беженцев из Азербайджана («в период с 1988 по февраль 1990 г. из Азербайджана в Армению бежали 229 тыс. армян, а около 100 тыс. переехали в другие регионы СССР, в основном в Россию») - Юнусов А. С. Армяно-азербайджанский конфликт: миграционные аспекты // Миграционная ситуация в странах СН Г. М., 1999. С. 79; Он же, Миграционные тренды и тенденции в постсоветском Азербайджане. Однако в данном случае речь идет об Азербайджане и народах, в том числе азербайджанцах Азербайджана.

(8) Часто пищут и говорят о двух-трех миллионах.

(9) Юнусов А. С. Миграционные тренды и тенденции в постсоветском Азербайджане.

(10) Там же.

(11) http://demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_89.php?reg=7

(12) http://demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_26.php?reg=2275

(13) http://demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_39.php?reg=5

(14) http://demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_59.php?reg=11

(15) http://demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_70.php?reg=7

(16) http://demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_79.php?reg=7

(17) http://demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_89.php?reg=7

(18) http://www.azstat.org/statinfo/demoqraphic/en/007.shtml

(19) http://regnum.ru/news/1458077.html

(20) Адербейджанские татары - магометане частью шиитского, частью суннитского толка - губернии Бакинская, Эриванская, Елизаветпольская, Тифлисская, Дербентский округ Дагестанской области и Закатальский округ - 1,139,659 (1886); (http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0187/perep04.php)

(21) В переписи 1926 года этнонимическая идентификация тех, кого в дальнейщем называли «азербайджанцами», еще не было найдено, и в таблицах фигурирует название «тюрки».

(22) В 1886 г. в Российской империи число талышей (талыщинцы, Магометанское, шиитского толка) достигал 50 510 человек (http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0187/perep04.php)

(23) В 1886г в Российской империи число татов (народ иранского племени, Магометанское, шиитского толка) достигал 124 683 человек (http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0187/perep04.php). В 2002 г. в РФ зарегистрировано татов (тат, таты-азербайджанцы) 2303 человек (http://www.perepis2002.ru/index.html?id=17)

(24) В 1886 г. в Российской империи число лезгин («кюринцы», Кюринский округ Дагестанской области, и собственно «лезгин» Дагестанской области, Закатальского округа и губернии Бакинская и Елизаветпольская) вместе достигал http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0187/perep04.php 652.000 человек.

(25) Разделенный между Россией (Дагестан) и Азербайджаном народ, В Азербайджане живут в Шекинском районе, в соседстве с лезгинами, удинами, азербайджанцами (в этом районе азербайджанцы являщтся потомки отюреченных за последние 200 лет лезгин, удин). Компактно проживают в Шекинском районе и городе Шеки. Одни только выходцы из исторического селения Борч здесь проживает более двух тысяч хозяйств с населением до 10 тысяч человек. В настоящее время выходцы из этого селения компактно проживают в 16 населённых пунктах Азербайджана, в том числе в г. Шеки – 600 хозяйств, сел. Шин – 350, сел. Шорсу – 160, Гогбулах – 100, Дашюз – 110, Балталы – 60 и т. д. Более точных сведений о количественном составе никто не знает, поскольку во все времена в Азербайджане велась целенаправленная борьба по искусственной ассимиляции коренных народов АР (лезгин, аварцев, цахурцев, рутульцев и др.) и искажению результатов переписи (О проблемах шекинских рутульцев, http://www.chernovik.net/news/225/ENTER/2007/05/18/3114). См. также http://www.narodru.ru/peoples1259.html; http://ru.dofollow.be/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%82%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%86%D1%8B; Булатова Ангара Гамидовна, Рутульцы в XIX - начале ХХ вв. (историко-этнографическое исследование). М., 2003. 280 с.; А. Г. Булатова, Г.А. Сергеева, Рутульцы, http://www.narodru.ru/peoples1259.html; Исмаилова Э. И., Рутульцы и рутульский язык, http://etnosmi.izberg.ru/rutul/one_stat.php?id=501

(26) Разделенный между Россией (Дагестан) и Азербайджаном народ. В Азербайджане цахуры живут в предгорных и равнинных селениях Закатальского и Кахского районов Азербайджана. Название народа происходит от селения Цахур в Дагестане. Сами себя цахуры менуют йыхъбы, цIаIхбы. Лезгины (ахтынцы) называют цахуров къалтахар (от къалтах 'вьючное седло'), а азербайджанцы – лезни[20], либо sahurlar (сахурлар). У других соседних народов цахуры именуются: по-аварски – хъалтагъал, цIахурал, по-лакски – цІахъюр. Самые древние архитектурные памятники зодчества, связанные с христианством в Кавказской Албании, представлены в цахурских селениях Кум и Лякит (Кахский р-н Республики Азербайджан):а) в селении Кум сохранились развалины Базиличного храма, датированного исследователями VI в.б) в Ляките-развалины круглой церкви, входящей в состав большого монастырского или замкового комплекса построений, датированных VII в. Упоминания о цахурах встречаются в древнеармянских и древнегрузинских источниках, где они выступают под именем «цахайков». Обращение глав аварских и цахурских сельских администраций ЦIора: «15 лет дискриминации» , http://www.miacum.ru/forum/politics/caucasian-albania-lezgistan/2294; Исламмагомедов А. И., Сергеева Г. А. Цахуры, http://www.etnosy.ru/node/463; http://flnka.ru/cahury.html;

(27) Разделенный между Россией (Дагестан) и Азербайджаном народ, родственный аварцам, в Азербайджане проживают в селе Охох-дере (Ахвах дере) Закаталинского района. Численность ахвахцев в Дагестане составлет 6362 человек, в Азербайджане – около 2000 человек (Дагестанские народы Азербайджана, Москва, 2006, с.87) .

(28) Проживают в высокогорном селе Хыналыг и частично в селении Владимировка Кубинского района. До публикации переписи 2009 года считалось, что хыналугцев от 1,5 тыс. до 3 тыс. человек. Говорят на хыналугском чзыке, владеют также лзгинским и азербайджанским языками. После переписи 1926 года хыналыгцы начисто отсутвовали из официального этнического состава Азербайджана, несмотря на то, что они жили в своей родине, в невероятно сложных климатических условиях (Хыналуг относятся к числу самых высокогорных и труднодоступных селений Кавказа. Сообщение между ними и другими районами Азербайджана осуществляется преимущественно в летнее время), куда добрались скорее всего вынужденно. См.Легкобытов В. Кубинская провинция. – ОРВЗК, ч. IV, СПб, 1836; Шнитников Ф. Описание Кубинской провинции 1832 г. – История, география и этнография Дагестана. М., 1958; Народы Кавказа, Т. II, М, 1962; С.И.Брук. Население мира. Этнодемографический справочник. Москва. «Наука», 1986, с. 167; «Xınalıqlılar» məqaləsi, Azərbaycan Sovet Ensiklopediyası, X cild, Bakı, 1987, səh. 89; Забытый в горах Кетш ,»Вокруг света», №5 (2692), Май 1998; Clifton, John M. 2009. «The future of the shahdagh languages»; Clifton, John M. and others. 2002. «The sociolinguistic situation of the Khinalug in Azerbaijan.»; Clifton, John M. and others. 2005. «The sociolinguistic situation of the Khinalug in Azerbaijan»; Clifton, John M., editor. 2002. Studies in languages of Azerbaijan, vol. 1.; Javadov, Gamarshah. 2002. «Living antiquity of the Caucasus.» ; Lewis, M. Paul (ed.), 2009. Ethnologue: Languages of the World, Sixteenth edition. Dallas, Tex.: SIL International. Online version: http://www.ethnologue.com/; Ethnologue: Languages of the World : Khinalugh (1,500. All domains. 30% to 50% of children speak Khinalugh. Positive language attitude. Azerbaijani is used as the literary language.)

(29) ПроживаютвгорномселенииБудуг(НародыКавказа, т.2, Москва, 1962; Rafiq Abdullayev: «Buduq kəndi uzun əsrlər boyu öz varlığını qoruyub saxlaya bilib», http://www.paritet.az/olke/2989.html), ДелиГая, ГюнейБудуг, Ялавандж, Дагусту. Эти селения относятся к числу самых высокогорных и труднодоступных селений Кавказа. В 50-х годах в селе Будуг было свыше 500 домов. Сейчас – только 50(Кавказский узел. Азербайджан: вымирающие языки). Сами себя называют «будад», что, что, по мнеию проффесора Пиреева, означает «будцы», «относящиеся к племени буд» (Вагиф ПИРИЕВ, доктор исторических наук, Будуги, www.irs-az.com). В районах Мушкур, Шабран и др. будугскими переселенцами заложены новые поселки типа «оба», или «гышлаг» – Велиоба, Гаджиоба, Шерифоба, Азизоба, Гарадаг-лыоба, Гаджиханоба, Гырхлароба, Рамазангышлагы,Сухтекелегышлагы, Чиловгышлагы, Гаджиалибей, Агьязы-Будуг, Дигях-Будуг, Далигая, Пирусту, Ага-лыг, Ялавандж и др. Все эти отселки Будуга, находящиеся в окружении азербайджанских селений, со временем утратили прежний этнический облик (Вагиф Пириев, Будуги, http://www.irs-z.com/pdf/090621163358.pdf). По лезгинским источникам общая численность около 1,5 тыс человек. (http://alpan.clan.su/dir/wikipedia_org_wiki_khinalugcy_material_iz_vikipedii/10-1-0-207), По данным начала 1990-х годов, в трех селах, подчинявшихся Будугскому сельсовету, – Будуг, Ялавандж и Дагусту жило 780 будухов (http://www.irs-az.com/pdf/090621163358.pdf; http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%B4%D1%83%D0%B3). В течение XIX в. численность населения Будуга колебалась от 2300 до 3500 человек. По официальным статистическим данным 1839 года, в селе Будуг имелись 286 хозяйств с 1095 душами мужского населения, в 1863 года – 329 хозяйств с 2155 душами, а в 1870 года – 393 хозяйства с 2411 душами населения обоего пола (http://www.irs-az.com/pdf/090621163358.pdf). По данным Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона на 1886 год Кубинского уезда Бакинской губернии будухи составляли 1,5 % населения (1520 человек) (http://gatchina3000.ru/big/056/56804_brockhaus-efron.htm). Таким образом к концу 10 века по источникам можем говорить по крахней мере о 4500-5000 будугцах. Будуги имеют богатую историю. Сведения об этой народности встречаются в официальных документах сефевидских шахов, губинских ханов и российских царей, различных исторических трудах (А.Бакиханов, Ф.Шнитников, И.Гербер, Ф.Симонович, И.Березин), в более чем ста архивных документов, относящихся к прошлому столетию. Село же Будуг впервые упоминается на рубеже XVI и XVII веков в документе о его передаче в качестве лена Улуг Ага бею и Неймат бею. Несмотря на историчность и на то, что, по сведениям Вагифа Пиреева, «Сегодня будуги принимают активное участие в общественно-политической, экономической и культурной жизни Азербайджана. Среди них немало специалистов с высшим образованием – учителей, врачей, агрономов, инженеров, юристов, экономистов, научных работников», будуги, тем не менее, никогда не были включены в список народов Азербайджана: В официальных переписях будуги упоминаются лишь один раз, в 1926 году, в составе… одного человека. Считается, что будухи ассимилированы в азербайджанцев, несмотря на то, что само село Будух в силу практической изолированности, мало интегрировано в социально-культурную и экономическую жизнь Азербайджана (Вагиф Пириев, доктор исторических наук, Будуги, www.irs-az.com).

См.также Легкобытов В. Кубинская провинция. – ОРВЗК, ч. IV, СПб, 1836; Шнитников Ф. Описание Кубинской провинции 1832 г. – История, география и этнография Дагестана. М., 1958; Алиев К.. К вопросу о племенах Кавказской Албании. – Исследования по истории и культуре народов Востока. М. – Л.., 1960, 18 с. Народы Кавказа, т.2, Москва, 1962; Касимова Р.М. Антропологические исследования народностей так называемой шахдагской группы. – Азербайджанский этнографический сборник, вып. 1. Б., 1964, 123 с.; Vaqif Buduqlu-Piriyev. Buduq vя buduqlular. Bakы, Sabah, 1994, 138 sяh. . Шахбазов И. Г. Материальная культура народов шахдагской группы в ХIX - начале XX в.(автореф., кандидатская диссертация), Баку, 1981. Сами себя называют «будад», что, что, по мнеию проффесора Пиреева, означает «будцы», «относящиеся к племени буд» (Вагиф Пириев, доктор исторических наук, Будуги, www.irs-az.com). Будуги имеют богатую историю. Сведения об этой народности встречаются в официальных документах сефевидских шахов, губинских ханов и российских царей, различных исторических трудах (А.Бакиханов, Ф.Шнитников, И.Гербер, Ф.Симонович, И.Березин), в более чем ста архивных документов, относящихся к прошлому столетию. Село же Будуг впервые упоминается на рубеже XVI и XVII вековв документе о его передаче в качестве лена Улуг Ага бею и Неймат бею. Несмотря на историчность и на то, что, по сведениям Вагифа Пиреева, «Сегодня будуги принимают активное участие в общественно-политической, экономической и культурной жизни Азербайджана. Среди них немало специалистов с высшим образованием – учителей, врачей, агрономов, инженеров, юристов, экономистов, научных работников», будуги, тем не менее, никогда не были включены в список народов Азербайджана: В официальных переписях будуги упоминаются лишь один раз, в 1926 году, в составе… одного человека. Считается, что будухи ассимилированы в азербайджанцев, несмотря на то, что само село Будух в силу практической изолированности, мало интегрировано в социально-культурную и экономическую жизнь Азербайджана (Вагиф Пириев, доктор исторических наук, Будуги, www.irs-az.com).

(30) Небольшой народ в Азербайджане, проживают в основом в селе Джек (азерб. Cek) – село в Кубинском районе Азербайджана, расположенное на высоте 1600–2000 метров выше уровня моря. По данным Энциклопедии Брокгауза и Ефрона на 1886 год Кубинского уезда Бакинской губернии джеки составляли 4,2 % населения (7350 человек) (http://gatchina3000.ru/big/056/56804_brockhaus-efron.htm). По одним из сведений в селе Джек в 1999 г. жил 1,105 человек (http://www.peoplegroups.org/Detail.aspx?PID=24097), по другим сведениям там проживает около 500 жителей. Почти всё население является коренным. В том же источнике, однако, приводится другое число- в 2004 г. в селе Джек проживало 312 человек (http://www.peoplegroups.org/Detail.aspx?PID=24097). В 2005 году численность джеков вместе с грызами и гапутлинцами составляла 10-15 тысяч человек («The Sociolinguistic Situation of the Kryz in Azerbaijan»; http://istovyjavtor.tk/naxsko-dagestanskie-narody/kryzy#more-184; http://istovyjavtor.tk/stracture/naxsko-dagestanskie-narody). Это, однако, не помагло, чтобы в переписи населения 2009г джеки попали в список народов Азербайджана. См.также Введенский Б.А. Большая советская энциклопедия, Том 14, Джеки; Большая Энциклопедия в 62 томах: Джеки; H. Həvilov. Azərbaycan etnoqrafiyası. Bakı. Elm. 1991. səh. 40; Tərxan Paşazadə, «Dünyanın nadir etnik qrupu - Azərbaycan cekliləri», Azərbaycan qəzeti, 21 iyun 2007; Tərxan Paşazadə. «Cek və ceklilər Azərbaycanın milli dəyəridir», Azərbaycan Respublikasının Mədəniyyət və Turizm Nazirliyinin keçirdiyi «Mədəni müxtəliflik: sosial - siyasi dəyər kimi» mövzusunda Kulturoloqların II Milli Forumunun (Beynəlxalq elmi-praktik konfrans) materialları, Bakı, «Elm», 3 iyun 2010, səh. 422-431.

(31) Гапутлинцы живут главным образом в селе Хапут (Haput, Гаպут) Кубинского района республики Азербайджан, но встречаются также в Хачмасском районе, в городах. В первой половине 19в. в Кубинском уезде основали 4 небольших поселений (Ягодынский П.Н. Экономический быт государственных крестьян северной части Кубинского уезда Бакинской губернии, Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края (далее МИЭКБГКЗК),, ч.1, Тифлис, 1884, с.166), в Геокчайском и Шемахинском уездах-5 (Абелов Н.А. Экономический быт государственных крестьян Геокчайского и Шемахинского уездов Бакинской губернии, МИЭКБГКЗК, , т.4, ч.2, Тифлис, 1887, с.15), в нухинском-2 поселения (Арасханианц А.А. Экономический быт государственных крестьян Нухинского уезда Елисаветпольской губернии, МИЭКБГКЗК,   ò.4, ч.1, Тифлис, 1887, с.19). В середине XIX века часть гапутлинцев обосновались на территории современных Исмаиллинского, Габалинского и Агдашского районов, где образовали сел. Хапутлу-Меликли, Хапутлу-Гидейли, Хапутлу-Нетес-Гаджар, Хапутлу Молла Исагли, Хапутлу -Гаджигатамли…( Ягодынский П.Н. Экономический быт государственных крестьян северной части Кубинского уезда Бакинской губернии, МИЭКБЗКЗК,, ч.1, Тифлис, 1884, с.166). В 80-ых годах 19в. В хапытских селениях Мушкурской равнины проживало 1433 гапутлинцев (хапытов) (Списки населенных мест Российской империи, т.65, Бакинская губерния, Тифлис, 1870, с.96), а в гапутлинских (хапытских) селениях Геокчайского и Шамахинского уездов – 710 человек (Абелов Н.А. Экономический быт государственных крестьян Геокчайского и Шемахинского уездов Бакинской губернии, МИЭКБЗКЗК,  т.4, ч.2, Тифлис, 1887, с.15). По данным Энциклопедии Брокгауза и Ефрона на 1886 год гапутлинцы Елизаветпольской губернии составляли 0,21 % населения (1520 человек), а в Кубенском уезде Бакинской губернии 1,2% (2100 человек) (http://gatchina3000.ru/big/056/56804_brockhaus-efron.htm). Таким образом источники 19 века свидетельствуют о по крайнех мере 6.000 гапутлинцев. В 2005 году численность гапутлинцев вместе с крызами и джекцами составляла 10-15 тысяч человек («The Sociolinguistic Situation of the Kryz in Azerbaijan»; http://istovyjavtor.tk/naxsko-dagestanskie-narody/kryzy#more-184; http://istovyjavtor.tk/stracture/naxsko-dagestanskie-narody).

(32) Народ в Азербайджане, проживающий в нескольких селениях Кубинского, Хачмасского, Исмаиллинского и Габалинского районах, а также в городах Баку и Сумгаит (http://istovyjavtor.tk/naxsko-dagestanskie-narody/kryzy#more-184; http://istovyjavtor.tk/stracture/naxsko-dagestanskie-narody). Горное селение Крыз / Грыз расположено на высоте 2171,4 м. Сейчас в селе есть 30-40 домов, в которых живёт 368 человек. В книге «Крыз ве Крыз дили» (Крыз и крызский язык) (Шыхбала Крызлы (Сулейманов) «Крыз ве Крыз дили» Баку – 2002) приведен список селений (оба) Хачмасского района, где проживают крызы, а именно: Гаджи газма,Гаджиахмед-оба, Ахмед-оба, Гаджи-Гурбан-оба, Манчар-оба, Шариф-оба, Узун-оба, Мечид-оба, Ятаг-оба, Тиканлы-оба, Наги-оба, Гаджи-Абдулрагим-оба, Сибир-оба, Палчыг-оба, Чинар-тала, Молла-оба, Агаширин-оба, Пиргулу-оба, Гаджимамед-оба, Агаверди-оба, Идрис-оба, Фарзали-оба, Наджаф-оба, Шумагир. По сведениям энциклопедии Брокгауза и Ефрона в конце 19в. В Кубинском уезде Бакинской губернии кризы составляли 1,1% от общего числа населения (175000 чел.), т.е. 1.925 человек (http://gatchina3000.ru/big/056/56804_brockhaus-efron.htm). В 30-40-ых годах 19 столетия было 58 грызских небольших селений (http://istovyjavtor.tk/naxsko-dagestanskie-narody/kryzy#more-184; http://istovyjavtor.tk/stracture/naxsko-dagestanskie-narody), а общая численность грызского населения на Мушкурской равнине достигла 5100 человек (Котляревский П.В., с. 296), большинство которых ныне проживает в селах Хачмазского района (Мустафаев Ариф. Грызы-Отголоски этнический истории Азербайджана, Этнос, 2(38), 2009). Численность крызов по данным Н.Зейдлиц, извлеченным из посемейных списков 1886 года, составляла 7767 чел (Зейдлиц Н. К. «Списки населенных мест Российской Империи по Кавказскому краю». По списку Зейдлица Крызскими являлись отселки,- Горное селение Крыз – 26 дворов; Кара-яных – 20; Дигях-оба – 20; Шумагир-кышлаг – 11; Тепе-ятаг – 7; Карахан-оба – 17; Ярдум-оба – 5; Испат-ятаг – 9; Гаджи-Мамед-оба – 4; Агаверди-оба – 6; Пир-Кули-оба – 28; Рустам-оба – 4; Ибрагим-Халил-оба – 5; Баги-оба – 4; Чинал-тала – 20; Манучар-оба – 6; Гирда-тала – 20; Ахмед-хан-оба – 5; Овуджлы-оба – 11;Гаджи-Абдурагим-оба – 9;Сибир-оба – 15;Уста-Мамед-оба – 19;Бала-оба – 13;Узун-оба – 81;Гаджи-Казма – 35;Ахмед-оба – 52;Хаджи-Ахмед-оба – 31;Шариф-оба – 26;Тыканлы-оба – 37;Гаджи-Курбан – 43; Кала-оба – 23;Кара-буджаг – 8;Динк-оба – 19,- итого 643 двора). В переписи 1926г по всему СССР было переписано 5 крызов; они причислены к джекам (http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_cen.php?reg=0). В 2005 году численность грызов вместе с джекцами и гапутлинцами составляла 10-15 тысяч человек («The Sociolinguistic Situation of the Kryz in Azerbaijan»; http://istovyjavtor.tk/naxsko-dagestanskie-narody/kryzy#more-184; http://istovyjavtor.tk/stracture/naxsko-dagestanskie-narody). По всей видимости именно это повлияло на решение Госкомстата Азербайджана включить крызов в число народов Азербайджана.

(33) Малочисленный народ на севере Азербайджана. Проживаюь в нескольких селениях Кубинского и Хачмасского районов. Считается, что село Алык Кубинского района является исторической родиной алыкцев. Алыкский язык упоминается как родственный язык к крызскому ( В. Г. Гаджиев. «Сочинение И. Гербера «Описание стран и народов между Астраханью и рекою Курой находящихся» как исторический источник по истории народов Кавказа». – Наука, 1979, стр. 226; http://az.wikipedia.org/wiki/Ceklil%C9%99r). Есть сведение, что общее число говорящих на алыкском языке 600+.

(34) В. Г. Гаджиев. «Сочинение И. Гербера «Описание стран и народов между Астраханью и рекою Курой находящихся» как исторический источник по истории народов Кавказа». – Наука, 1979, стр. 226; http://az.wikipedia.org/wiki/Ceklil%C9%99r

(35) Небольшой народ, проживают в нескольких селениях на севере Азербайджана, Кубинского и Хачмасского районов. Всего по данным 1999 г. 1,105 человек (http://www.peoplegroups.org/Detail.aspx?PID=24097). Село Ергюдж Кубинского района считается исторической родиной Ергюджцев, но в селе Ергюдж всего несколько десятков человек. Зануют ергюджский, но основной язык-будугский; (http://www.peoplegroups.org/Detail.aspx?PID=24097); Rafiq Abdullayev: «Buduq kəndi uzun əsrlər boyu öz varlığını qoruyub saxlaya bilib», http://www.paritet.az/olke/2989.html; Большая Энциклопедия в 62 томах: Ергюджцы.

(36) Единственный из выживших до сих пор из числа народов Кавказской Албании, часть которого до сих пор христиане-григориане, в Ааербайджане проживают в селе Нидж бывшего Куткашенского района. Еще в 18-19 веках в Шекинском, Варташенском и Куткашенском районах жили в более 40 селах, не менее 50.000 тысяч человек. Все антирмянские выступления всегда распространялись также на удин, в том числе в 1988-92 годах, когда удины в большинстве вынуждены были покинуть родину. В 2002 году в РФ зарегистрировано количество удин (уди, ути) 3721 человек (http://www.perepis2002.ru/index.html?id=17).

(37) Компактно проживают на западных склонах Большого Кавказского хребта, в северо-западной части Азербайджана в селах Белоканского, Закатальского и Кахского районов, наряду с азербайджанцами, аварцами, цахурами. Часть из них исповедуют ислам (жители сел Белоканского и Закатальского районов в основном сунниты), а живущие в Кахском районе, христианство. Христианская часть говорят на одном из восточных диалектов грузинского языка. Во время переписи населения 1999 г. грузинами в Азербайджане представлялись лишь ингилойцы-христиане. Ингилойцев мусульман обычно записивают азербайджанцами (нередко они сами себя причисляют к азербайджанцам), хотя по утверждению экспертов, в последнее время грузинский язык не только сохраняется христианами, но и получает распространение и популярность в мусульманских селах ингилойцев. В 1886 году -9000 человек в Закатальском округе (http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0187/perep04.php), Бурджаев Т., Исаев С., Алибегов Б., Трагедия грузин-ингилойцев, Тбилиси, 2003 г.; Этнография и история народов транскавказского региона, Общественный фонд перспективных исследований «Бастион», Москва, - 1999 г., с.30, http://www.bastion.ru/files/trans.doc; с. 3; Эдуард Абрамян: Ингилойцы - грузинский фактор в Азербайджане, http://regnum.ru/news/fd-abroad/georgia/875906.html

(38) Г.Аракелян, Этно-культурная характеристика зоны Шеки-Кабала, “Научная мысль Кавказа”, 2003, № 3; Г.Харатян, Одиссея удин в 18-19 вв. (История, этническое выживание, самоутверждение?), “Геноцид армян-90”, Ереван, 2005 (на арм.яз.).

(39) http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_26.php?reg=1072 (Всесоюзная перепись населения 1926 года.

Национальный состав населения по регионам РСФСР, Дагестанский АССР)

(40) http://demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_39.php

(41) http://demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_59.php?reg=1;

(42) http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_70.php; http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_70.php?reg=48

(43) http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_79.php; http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_79.php?reg=48

(44) http://demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_89.php?reg=7

(45) http://www.perepis2002.ru/index.html?id=17

(46) http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/398270

(47) http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/398270  

(48) http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/398270

(49) http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/398270

(50) http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/398270

(51) Сократ Борчинский, О проблемах шекинских рутульцев, http://www.chernovik.net/news/225/ENTER/2007/05/18/3114; http://yaran-suvar.ucoz.ru/news/o_problemakh_shekinskikh_rutulcev/2011-08-01-377

(52) Марко Шахбанов: Дагестанцы и чудеса азербайджанской статистики, http://regnum.ru/news/polit/1458816.html

Азербайджан миграции этничность / этнополитика



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
04.12.2017

О ситуации в Закавказье в современном геополитическом контексте, путях решения карабахского конфликта и идеологическом...

21.11.2017

Интервью главы Ассоциации политологов Армении Амаяка ОВАННИСЯНА.

22.07.2016

«Наши западники должны быть искренними и честными и объяснить народу, что ждёт Армению, если она изберёт...

11.07.2016

У нас сегодня пять направлений промышленного и сельскохозяйственного развития. Особенно хорошо развивается...

29.06.2016

В работе круглого стола, состоявшегося 25 марта 2016 г. в Институте мировой экономики и международных отношений...

20.06.2016

3 июня на своем очередном заседании Комиссия по внешним связям Национального Собрания Армении одобрила...

15.06.2016

Восточный фронт Германской войны простоял на территории Кореличского района Белоруссии почти два года....

18.11.2015

В середине августа с.г. в госслужбу по безопасности пищевых продуктов Минсельхоза Армении поступили...

10.05.2015

Сергей МАРКЕДОНОВ

21.01.2015

«Исламское государство» (ИГ) актуализирует угрозы в отношении соседних с Россией стран: в январе его...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2018 | НОК | info@kavkazoved.info