Армения: внешнеполитические итоги 2011 года
Публикации | Давид ПЕТРОСЯН (Армения) | 15.01.2012 | 12:48
Во внешней политике минувший год был неоднозначным для Армении и ее руководства. Были удачи, были и проблемы.
В качестве успехов мы должны отметить улучшение армяно-грузинских отношений. Безусловно, в этом прогрессе наибольшая заслуга принадлежит двум президентам – Михаилу Саакашвили и Сержу Саргсяну. Нет, никаких прорывов на этом направлении нет, но позитивные перемены – налицо. Среди них выделим предоставление правового статуса 5 религиозным конфессиям в Грузии, в том числе и Армянской Апостольской Церкви. Особо отметим то обстоятельство, что принимая столь непростое решение глава грузинского государства фактически пошел не только против главы Грузинской Православной Церкви Католикоса Илии Второго, но и против части общественного мнения. Социальная и политическая обстановка в регионе Самцхе – Джавахети в течение года оставалась стабильной, хотя уровень этой стабильности можно оценить как невысокий. В течение года были подписаны несколько межправительственных и межгосударственных документов, есть некоторое оживление в экономических связях и в вопросе инвестиций. Несмотря на эти подвижки, после внесения последних изменений в концепцию национальной безопасности Грузии, Армения остается в статусе партнера, но не союзника, каковыми являются Азербайджан и Турция. Оно и понятно: военно-политический союзник главного врага сегодняшней Грузии – России, на большее рассчитывать не может.
Отношения Армении со своим главным военно-политическим союзником – Россией, остались стабильными. В частности, отметим успешно продолжающееся военно-политическое сотрудничество в рамках ОДКБ, двустороннюю ратификацию пролонгированного договора о российской военной базе. Напомним, что внесенные изменения расширяют зону ответственности базы. Отметим также в целом успешный государственный визит президента С.Саргсяна в Москву.
С другой стороны, не было отмечено сколь-либо серьезного прогресса в сфере двусторонних экономических и гуманитарных связей. В финансовом плане Россия остается основным донором Армении. Именно в этой стране работают абсолютное большинство армянских гастарбайтеров, которые регулярно пересылают своим родным и близким в Армению до 2 млрд $ в год. Следует отметить, что гуманитарным вопросам в двусторонних армяно-российских отношениях уделяется недостаточно внимания. Некоторые функционеры в Москве упрощают существующие проблемы сводя все к статусу русского языка и ретрансляции программ российских телеканалов в Армении. К сожалению, на низком уровне находятся и армяно-российские парламентские связи.
Несмотря на более чем сложную ситуацию вокруг Ирана и противостояние Запада с этой страной, связанное с ядерной программой Тегерана, армяно-иранские отношения в течение всего года оставались стабильными и дружественными. При этом, экономические связи между двумя странами по-прежнему находятся на невысоком уровне, а реализация крупных двусторонних проектов в сфере коммуникаций и энергетики затягивается. Несмотря на существующие проблемы, последний визит в Ереван президента Махмуда Ахмадинежада продемонстрировал стабильность двусторонних отношений и то обстоятельство, что Ереван и Тегеран остаются партнерами в регионе Южного Кавказа. Очевидно и то обстоятельство, что обе страны и в будущем будут «сверять часы» по всем региональным проблемам Южного Кавказа. Армения также продемонстрировала, что является противницей изоляции Ирана и последовательно поддерживает его право на реализацию мирных ядерных программ.
Армяно-турецкие отношения, после большого общественно-политического интереса к ним в 2009-2010 гг в связи с подписанием двусторонних протоколов в Цюрихе, в минувшем году пребывали в состоянии застоя. Предполагалось, что после парламентских выборов в Турции, исполнительная власть этой страны предпримет какие-то шаги по продвижению процесса ратификации документов, но эти ожидания не оправдались. В регионе Южного Кавказа Анкара вернулась к своей традиционной политике последних лет: углублению стратегического союза с Азербайджаном и «геополитическому обходу» Армении через строительство железнодорожной магистрали по территории Грузии. Одновременно, руководство официального Еревана дало понять, что дверь для диалога с Анкарой окончательно не закрыта. Правящая администрация С.Саргсяна всегда готова к «разморозке» процесса нормализации армяно-турецких отношений. Сама Анкара продолжает декларировать свою приверженность политике «ноль проблем с соседями», которая в реалиях для Анкары трансформировалась в серию проблем разного уровня практически со всеми соседними государствами за исключением, пожалуй, Грузии. Главной проблемой в данной ситуации, на наш взгляд, является то, что слишком часто говоря о политике «ноль проблем с соседями» Анкара умалчивает свое стремление активно участвовать в различных политических и геополитических процессах не только по периметру своих границ, но и в арабском мире (Анкара даже стала последовательно поддерживать ХАМАС и пыталась «сунуть свой нос» в Ливию) и во всем Средизимноморском бассейне. Естественно, что все эти шаги вызывают недовольство «сильных мира сего», которые в конце минувшего года несколько раз щелкнули по носу Турцию, в том числе используя вопрос Геноцида армян в Османской Турции в годы Первой Мировой войны. Перспективы продолжения процесса нормализации армяно-турецких отношений в течение ближайших двух лет мы расцениваем как крайне низкие. И дело тут не только в том, что в самой Армении ожидаются парламентские и президентские выборы, но и в том, что этот вопрос пока не интересует Анкару и тем более общества обеих стран. В этом процессе более всего заинтересованы пока внешние игроки – США и ЕС, которые время от времени подбрасывают гранты в топку диалога между экспертами и НПО двух стран с тем, чтобы он окончательно не угас.
Отношения администрации президента С.Саргсяна с западными партнерами (США, ЕС, НАТО и Совет Европы) в течение всего минувшего года развивались по восходящей. Можно констатировать углубление сотрудничества во всех областях, а также то обстоятельство, что в Вашингтоне и Брюсселе более чем довольны С.Саргсяном, прежде всего по двум важным для них вопросам: президент Армении подписал и, по-прежнему, согласен ратифицировать армяно-турецкие протоколы; президент, его администрация и возглавляемая им правящая Республиканская партия Армении (РПА) полностью поддерживают последний вариант «Мадридских принципов», предложенный сопредседателями Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху. Этот вариант также был поддержан главами России, США и Франции. Таким образом, в ответ на «хорошее поведение» Вашингтон и Брюссель временно «забыли» убийство 10 человек в результате кровавой бойни в центре Еревана 1 марта 2008 года; без всяких на то серьезных оснований начали говорить о том, что в Армении созданы предпосылки для проведения честных парламентских выборов; РПА имеет все шансы получить входной билет в паневропейскую Европейскую Народную партии (ЕНП / EPP) в статусе наблюдателя. Ряд программ финансовой и донорской помощи, а также реализация некоторых программ «Восточного партнерства» пока заморожены, но почти наверняка к их реализации в Брюсселе вернутся после парламентских выборов в Армении.
В целом, как представляется автору, во внешней политике Еревана наметились тенденции все большей активизации европейского и в целом западного вектора в ущерб российскому. В принципе, данное наблюдение может представляться дискуссионным. Однако такой дискурс был бы вполне естественен для стран, проводящих комплементарную или многовекторную внешнюю политику.
Отношения официального Еревана с Диаспорой переживают не самые лучшие времена. Повисшие в воздухе армяно-турецкие протоколы явно не стимулируют отношения Еревана с Диаспорой. Тоже относится и к во многом непонятным вояжам главы министерства диаспоры Грануш Акопян только в страны с состоятельными и благополучными армянскими общинами. Данная линия министерства представляется как минимум странной. Политический потенциал Диаспоры также использовался неэффективно. Самое громкое событие – окончательное блокирование в комиссии Сената США кандидатуры посла в Азербайджане Мэтью Брайзы. Реальная, а не декларируемая причина блокирования – турецкое (по другим данным курдское) происхождение его супруги Зейно Баран. При этом было полностью проигнорировано то важное обстоятельство, что М.Брайза является одним из немногих американских дипломатов, который хорошо знает регион Южного Кавказа, понимает многие политические процессы, разбирается во многих хитросплетениях конфликтов, прежде всего нагорно-карабахского, а также лично знает многих политиков и экспертов в регионе. Автор не уверен, что в данном случае, действия армянских лоббистов будут способствовать улучшению позиций Еревана в регионе.
В уходящем году Диаспора в Армении как бы показала свои два лица – плохое и хорошее.
Плохое, это – судебный процесс над советником главы правительства педофилом Серобом Тер-Погосяном, который является гражданином США и собственником корпорации «Метал Принс». Преступник получил 15 лет за растление несовершеннолетних. Дело и сам процесс были громкими и бросили тень на имидж Диаспоры в Армении.
Хорошее, это – заявление великого французского певца, армянина по происхождению Шарля Азнавура о ситуации на исторической Родине, о политике, проводимой правящей в Армении администрации по отношению к собственному народу. Данное заявление свидетельствует о том, что в Диаспоре есть интеллигенты и люди чести, которые готовы сказать правду в лицо С.Саргсяну и его администрации. Для общественного мнения в Ереване слова Ш.Азнавура крайне важны, т.к. очень многие в Армении по сей день в сильной обиде на Диаспору и ее структуры из-за того, что она не осудила убийства 10 человек 1 марта 2008 года. Важно и то, что сам Ш.Азнавур занимает пост посла Армении в Швейцарии, т.е. находится на государственной службе и является подчиненным президента С.Саргсяна.
Автор совершенно убежден в том, что после того как Армения отметила 20-летие Независимости – необходимо прекратить сбор средств в фонд «Айастан» в той форме в какой это делалось все эти годы. В том числе и по причине низкого уровня транспарентности деятельности фонда «Айастан» и прекращения публикаций данных аудита, если он вообще проводится. Диаспора 20 лет помогала Армении и Нагорному Карабаху, теперь настало время дать возможность самой Диаспоре заняться модернизацией своих структур.
В конце 2011 года произошли два важных события, связанных с международным процессом принятия Геноцида армян в Османской Турции. Речь идет о принятии законопроекта о криминализации отрицания факта армянского геноцида одной из палат парламента Франции и об обсуждении этой темы в одной из комиссий парламента Израиля. В обоих случаях мы связываем эти действия не только с эффективной деятельностью армянского лобби, но и с соответствующими решениями политических элит этих двух стран. Эти решения результат политики самой Турции, которая по своей инициативе обострила отношения с Израилем и в ряде регионов Средиземноморья стала препятствием для реализации интересов Франции и ряда ее партнеров по ЕС.
Мы не останавливаемся на проблематике урегулирования нагорно-карабахского конфликта, т.к. эта тема неоднократно освещалась нами в течение всего минувшего года. Единственное о чем хотелось бы сказать, это то, что в ближайшие два года мы не ожидаем каких-либо подвижек в решении этого сложного конфликта. Дело в том, что все три стороны конфликта вступают в сложный двухлетний предвыборный цикл. Так, в мае 2012 года состоятся парламентские выборы в Армении, а уже летом – выборы президента непризнанной Нагорно-Карабахской республики. В феврале 2013 года ожидаются очередные президентские выборы в Армении, а в октябре – в Азербайджане. Кроме того, во всех трех странах-сопредседателях Минской группы ОБСЕ (России, Франции и США) пройдут президентские выборы, которыми и завершится год. Посему следует предполагать, что главной целью стран – сопредседателей Минской группы ОБСЕ в предстоящие два года, если не будет форс-мажорных обстоятельств (к примеру, нанесение ракетно- бомбового удара США и их союзников по Ирану или что-то в этом роде), будет сохранение сложившегося статус-кво и укрепление режима прекращения огня.
Давид Петросян - политический обозреватель информационного холдинга «Ноян Тапан»
Опубликовано в еженедельнике «The Noyan Tapan Highlights» N1, January 2012
Грузия Армения Иран Россия Турция