На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

Вернуться к утраченным корням. Современное положение исламизированных и скрытых армян в Турции

Публикации | Арман АКОПЯН | 31.01.2012 | 11:05

В последние годы тема исламизированных и скрытых армян находится в центре внимания не только научных кругов Армении, но и турецкого общества. Этому способствовали почти революционные изменения в самом турецком обществе, когда некогда закрытые для обсуждения темы относительно исторического прошлого армян Турции стали доминировать в общественной полемике.

Принято считать, что принявшие ислам наши соотечественники – это в основном потомки армян, спасшихся от геноцида в Османской Турции в 1915-1921 гг. Но, по сути, начало прошлого столетия стало апогеем исламизации армян. А началом послужили периоды вторжения исламских народов на территории проживания армян. Персы, арабы и турки – османы оставили огромный след в появлении нового религиозного феномена, называемого «исламизированными и скрытыми армянами». Статистические данные относительно этой группы населения Турции в отдельности никогда не приводились, так как все этнические группы, исповедующие ислам в Османской Турции, записывались мусульманами и в большинстве своем считались турками, как, впрочем, и сейчас. Если смотреть на карту современной Турции, то очаги возникновения исламизированных армянских общин можно найти почти во всех регионах исторической Западной Армении и Киликии, и не только. Самыми исламизированными в этом плане являются регионы Ардвин, Ризе, Трабзон, Испир, Байбурт, Эрзинджан, Себастия, Джейхан, Элязиг, Муш, Батман, Адияман, Токат и другие. В остальных же регионах проживают скрытые армяне или так называемые «крипто-армяне», имеющие в некоторых местах массивы компактного проживания. Например, в долине Муша почти во всех турецких и курдских селах имеются семьи скрытых армян, однако численность их небольшая – в среднем от 2 до 5 семей. Большое количество скрытых армян проживает в районе озера Ван, и в частности в регионе Эрджиш и в самом городе Ване. Данные об этих армянах нашли место в исследованиях армянских ученых, которые, однако, боятся афишировать детали исследований, опасаясь, что турецкие власти начнут преследования против скрытых армян. В этом контексте примечательны слова одного из ярых армянофобов Турции, депутата турецкого парламента, историка Юсуфа Халачоглу, который всю свою жизнь посвятил антиармянской риторике. Юсуф Халачоглу, в частности, отмечает, что усилиями ряда турецких исследователей создана база данных, в которой указаны все регионы и села Турции, где проживают скрытые и исламизированные армяне, более того, имеются списки всех армянских семей. Кстати, об этом заявляла и турецкая разведка. По оценке Халачоглу, скрытые и исламизированные армяне больше всего встречаются, в частности, в Малатии, Свасе (Себастия), Муше, Элязиге, Диарбекире, Кахраманмараше и в других регионах. Все утверждения Халачоглу сводятся к тому, что якобы армяне не подвергались геноциду и до сих пор живут в своих селах и городах. Не обсуждая абсурдные высказывания турецкого историка, тем не менее, отметим, что известны случаи, когда целые армянские деревни принимали ислам в надежде спастись от геноцида, но население все равно было вырезано, так как власти Османской Турции боялись, что спустя некоторое время армяне вернутся к своей религии, как это было с греками Трабзона и Самсуна. Совершенно очевидно, что в разных исторических промежутках армянские семьи добровольно или насильственно принимали ислам и нынешнее население армян-мусульман имеет разное историческое прошлое.

Проживающие в Турции исламизированные и скрытые армяне принадлежат также к разным сословиям и исламским религиозным течениям. Самой большой группой считаются тюркизированные армяне. Тюркизированные и исламизированные армяне, как и греки, в религиозном плане радикальны. Среди них часто встречаются люди с националистическими и даже пантюркистскими взглядами. Во время парламентских выборов 12 июня 2011 года за националистов голосовали и жители традиционных исламизированных армянских регионов. Например, в селах Испира, особенно в районе большого ущелья, исламизированные армяне отдали свои голоса за ярых националистов, между тем, по региону поддержку получила правящая партия «Справедливость и развитие». То же наблюдалось и в районах Кахраманмараш (бывший Мараш) и Джейхан (бывший Зейтун), где традиционно проживают группы исламизированных армян.

Курдизированные армяне также проявляют исламскую солидарность, но сторонников турецкого национализма среди них нет. Наоборот, курдизированные армяне сплоченно выступают против жестокой репрессии курдского населения Турции. Проявление национальной идентичности у этих армян активное. Стоит отметить, что среди этой части армянской молодежи большой процент составляют студенты. Причем значительное число их обучается в вузах Европы и США, где у них есть возможность общаться и контактировать с армянскими диаспоральными организациями.

Арабизированные армяне сильно подвержены арабскому влиянию и сохраняют исламские религиозные верования. Среди них много также сторонников алевизма. Арабизированные армяне Турции в основной своей массе проживают на юго-востоке Турции – в Батмане, Битлисе, Муше, Сгерде, Ширнаке. Особой группой считаются армянские кланы в составе бедуинов, которые проживают на границе с Сирией. Это в основном армянские семьи, которые нашли здесь убежище во время геноцида армян.

Особой группой исламизированных армян считаются наши соотечественники, живущие в регионах проживания народа заза на востоке Турции. В большинстве своем это потомки  армянских семей, спасшихся от геноцида в 1915-1921 гг. Многие представители кланов и родов народа заза, проживающие в Арабкире и Бингеле, а также Эрзинджане, имеют армянское происхождение. Этногенез заза пока досконально не изучен, но, по данным многих исследователей, среди ираноязычного народа заза, который некоторые ученые считают также этнической группой курдов, присутствует заметный армянский пласт. Во многих селах, где проживают заза-алевиты, имеются сохраненные армянские топонимы, а население отличается своей антропологической характеристикой. Традиционно заза проживают в регионе, называемом павликианская и тондракийская Армения. Известно, что армянское протестантское движение, зародившееся в Западной Армении в VII веке, было жестоко подавлено, а население истреблено. Некоторая часть, особенно павликиан, приняла ислам, чтобы сохранить общинную структуру.

Одной из активных исламизированных армянских групп считаются также хемшины, проживающие в северо-восточных регионах Турции. Это в основном провинции Трабзон, Ризе, Ардвин и крайний север провинции Эрзурум,  район Тортума. Часть хемшин, в частности так называемые хопа-хемшины, сохранили архаичный западноармянский язык и частично армянское самосознание. А представители другой группы – баш-хемшины более тюркизированы и почти не сохранили армянской идентичности. Хемшины проживают в районах Ардашен,Чамлхемшин, Чаели, Фндкли, Хемшин, Икиздере, Пазар, Борчка, Хопа. Во всех этих районах имеются десятки сел, население которых отличается своей особой культурой и традициями. Турецкое государство тщательно следит за процессами в регионе, где армянский фактор давно утратил свою значимость. За последние годы молодежь хемшинских сел покидает родные края, переселившись в турецкие мегаполисы, а также в Европу. Малая часть   интегрируется в армянскую среду.

Специфической группой являются хемшины западных регионов Турции. В частности, в начале ХХ века из  причерноморских  регионов Османской Турции и из Хемшина в западные части страны переселилось большое количество этого народа. Наряду с армянами-христианами, мусульмане-хемшины также  основали села на западе Турции. Христианское армянское население было истреблено либо выселено из этих регионов с 1915-1928 гг., а мусульмане-армяне остались до сих пор. И ныне армяне-хемшины проживают в районе Акчакоджа и селах Хемшин, Каратавук, Енидже и Карадере. В районе Изника – село Элмали. В районе Карасу – села Ортакей и Парали. В провинции Коджаэли имеются села армян-мусульман: Ачмабав, Карапелит, Кестанепнар, Ковукпелит (бывшее село Гегам). В районе Лахана провинции Коджаэли есть также два больших села армян-мусульман: Акташ и Лахана.

По данным исследователей, армяне-мусульмане проживают и в других регионах Турции. Причем на западе и в европейской части Турции доминирует городское население армян-мусульман, а на востоке и севере – сельское население.

Отношение к армянам-мусульманам в диаспоральных кругах неоднозначное. Их не воспринимают особенно националистические армянские круги, считая их предателями, иного мнения придерживается более умеренная часть армянского общества, считающая, что именно тяжелая историческая участь стала причиной возникновения ислама в среде армян Турции. А либеральная часть армянского общества воспринимает армян-мусульман как часть своего этноса, способного в благоприятный период вернуться к утраченным корням. Уже сейчас, в период кризиса идентичности Турецкой республики многие этнические группы, и в частности автохтоны страны армяне, греки и ассирийцы, меняют свои фамилии на национальные, при этом часто возвращаясь к христианству. Будет ли продолжительным и массовым этот процесс, покажет время и изменения, которые интенсивно происходят внутри турецкого общества.

Арман Акопян, по материалам: Ноев Ковчег

Армения Турция хемшины



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2021 | НОК | info@kavkazoved.info