На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

Анатомия гражданского движения в Грузии

Публикации | Бека ЧЕДИЯ | 05.05.2012 | 00:00

Политические объединения, создаваемые в Грузии, сначала обычно регистрируются как общественные движения. Это наглядный пример того, что в обществе все, что находится вне поля политики, воспринимается более позитивно чем то, что оказывается внутри него. Однако после 20 лет независимого развития гражданские институты все еще находятся на затянувшейся стадии формирования. В Грузии насчитывается больше патриотов своей страны, нежели граждан государства. Исходя из советской традиции, население страны еще не привыкло защищать свои права.

С одной стороны, это выглядит парадоксально. Ведь в Грузии, начиная с горбачевской перестройки и до настоящего времени, на протяжении 20 лет k.lb митинговали в связи с разными политическими поводами. Однако очень редко граждане выступали и выступают с позиции общественных интересов в узком понимании этого слова.

Термином «гражданское общество» пользуются повсеместно, но в реальности в Грузии существует не одна трактовка этого понятия. Главным образом в Грузии в качестве институтов гражданского общества воспринимаются неправительственные организации, число которых стремительно растет. Но от их деятельности для общества пользы нет. И дело здесь в том что, понятие гражданского общества с самого начала его вхождения в политический лексикон страны было неправильно воспринято. По этой причине такие естественные и традиционные институты гражданского общества, как СМИ, церковь, профсоюзы, высшие учебные и академические заведения не воспринимались должным образом. Более того, за последние годы сложилась такая ситуация, когда даже сам термин «гражданское общество» оказался монополизирован узким кругом общественников.

Практически все общественные организации в Грузии представляют собой объединения, состоящие из нескольких человек или даже ассоциируются с какой-то одной единственной фигурой.

Своей главной целью НПО в большинстве случаев видят не защиту интересов общества и связанных с ними ценностей, а материальную прибыль. Ведь в Грузии, как на всем постсоветском пространстве, присутствуют международные фонды, которые финансируют те или иные проекты. То есть в реальности грузинские НПО работают по принципу рыночной экономики. Это именно коммерческие организации, несмотря на то, что в форме их организации указывается прямо обратное.

Примечательно, что после «революции роз» международные донорские организации на долгое время ослабили финансовую поддержку грузинских НПО, по той причине, что отмечали, как им представлялось, прогресс демократии в стране. За последние же два года наблюдается возобновление интереса к усиление поддержки. Однако донорские денежные потоки обычно попадают в руки лишь узким кругам НПО-синдикатов, которые специализируются не на профессиональной работе, а на притягивании грантов.

При этом содержание и характер гражданских инициатив регулируется не приоритетами и нуждами Грузии, а повестками дня международных доноров. Соответственно, грузинские НПО занимаются не теми вопросами, которые важны для страны. Даже если повестка дня общества и повестка дня гражданского сектора в лице НПО совпадает, активность НПО носит формальный характер, ориентированный не на общественное благо, а на получение финансирования.

Надо отметить, что реальный общественный капитал в стране, тем не менее, существует, но находятся он вне структур «элитных» НПО.

В случае Грузии самым активным субъектом гражданского общества является церковь, но в стране ее таковым мало кто считает, поскольку ее воспринимают только как религиозное заведение. Тем не менее, она обладает одной из главных характеристик института гражданского сектора — способностью мобилизовать массы и концентрировать общественное мнение вокруг тех или иных сюжетов. Более того, церковь — это единственный общественный институт, проявивший за последние годы способность к мобилизации. Уместно вспомнить, например, т.н. марш православных, который прошел в прошлом году сразу, после того как грузинские власти — без учета мнения патриархии — приняли закон о регистрации религиозных объединении. Тогда 100 тысячный марш протеста православных в столице продемонстрировал влияние патриархии на население страны и показал, что самое активное гражданское движение может возникнуть не с указанием повестки дня донорами, а исходя из реальных нужд общества.

Тем временем, к примеру, среди иностранных доноров очень популярно стало финансирование в Грузии разного рода гендерных проектов. Хотя мало вероятно, что в центр Тбилиси в один прекрасный день выйдет 100 тысяч женщин, требующих расширения своих права. Ведь, по результатам исследований, в стране сегодня ситуация в этой сфере спокойная. Согласно исследованию, результаты которого были опубликованы в марте 2012 года, грузинские женщины не то, что не считают, что их права ущемляются, а наоборот оказываются самыми счастливыми женщинами в регионе с доходами, превышающими доходы женщин в странах — соседях по региону. Таким образом, расходование огромных грантов в поддержку защиты прав женщин в Грузии — это наглядный пример непонимания приоритетов страны со стороны доноров.

Примечательно, что с нынешнего года гранты для НПО выдавать начали и грузинские государственные учреждения, однако не стоит питать иллюзий в отношении результатов работы таких НПО.

* * *

Сегодня в Грузии возможность интерактивного общения, вместо одностороннего информационного потока, который свойственен традиционным средствам массовой информации, дают социальные сети. Соответственно, социальные медиа стали не только распространителем информации, но и полем для публичных дискуссий, чего так не хватает в стране в настоящий момент. Примечательно, что дискуссии в социальных сетях не обходят стороной острых общественных и гражданских вопросов, что доказывает повышенный интерес населения Грузии и к таким темам. Социальные сети вместе с Интернетом изменили в Грузии не только СМИ и публичную политическую сферу, но и в целом все устои гражданской коммуникации. Не только общественно-политическая активность между политическими партиями, но и гражданские движения уже переместились в виртуальную сферу. Более того, именно социальные сети способствовали возникновению разных гражданских групп, так как Интернет им дал инструмент для артикуляции мнений и для мобилизации.

В Грузии из всех социальных сетей (Twitter, MySpace и т.д.) — Facebook является самой популярной (по даненым www.alexa.com). По состоянию марта 2012 года в Грузии численность пользователей Facebook составляла приблизительно 800 000 человек, из них 44 % мужчины, а 56 % женщины. А для страны с численностью приблизительно 4 500 000 населения, эта огромная цифра, притом, что большинство пользователей Facebook — это все-таки молодежь, самая активная часть населения (по данным www.socialbakers.com).

В Грузии активно работают приблизительно 2500 блогеров. Они своего рода активисты гражданского общества. Многие из них молодые неизвестные люди, которые пишут о своих проблемах, о проблемах своего окружения и ровесников. А это не что иное, как соучастие в гражданской жизни, чего прежде так не хватало в стране. Соответственно, с усилением социальных сетей постепенно растут и гражданские сети. Об этом свидетельствует множество сообществ созданных в Фейсбуке, сформированных вокруг тех или иных вопросов. Ведь до этого многие энтузиасты были оставлены вне публичного поля зрения по причине закрытости доступа к СМИ.

Наглядным примером гражданского движения в Грузии можно считать грузинское движение зеленых в 80-х годах, которое выступало против строительства большой электростанции худонской ГЭС (хотя тогда движение протеста проходило на фоне подъема национально-освободительного движения). Аналогичным образом — в 2012 году в стране началось гражданское движение против возобновления строительства той самой худонской ГЭС и других аналогичных электростанций, угрожающих экосистеме страны. При этом намечается выселение жителей целых населенных пунктов, что не может не вызывать гражданского протеста, в первую очередь среди местного населения. Однако в Грузии, в отличие от европейских стран, общественное сознание еще не созрело для концентрации своего внимания и усилий на подобных неполитических темах, А если все-таки вопросы гражданского характера поднимаются, то обязательно они перерастают в политические требования и теряют свое изначальное гражданское содержание.

Похожая ситуация складывается и вокруг молодежных и студенческих движений. В Грузии за годы независимости не смогло формироваться мощное студенческое движение, которое могло бы ежедневно заниматься насущными проблемами. В 2000 году в центре Тбилиси, перед зданием Тбилисского государственного университета, собрались тысячи студентов с одним требованием — упразднить все экзамены (обязательные для перехода на последующий курс). С этим требованием они даже парализовали центральную магистраль столицы. Это было символом атипичности или атрофии молодежных движений в стране. Существенных изменений с тех пор не произошло, хотя те же самые социальные сети в этом направлении смогли внести коррективы.

В марте 2012 года произошел конфликт с участием группы студентов, основанием для которого послужили регулярно публикуемые в студенческом блоге статьи с критикой студенческого самоуправления государственного университета. Возмущение студентов переросло тогда в маленькую акцию протеста, состоявшуюся у окон ректора ТГУ. Стоит заметить, что, в условиях отсутствия политической подоплеки у этих студенческих выступлений, ректор вынужден был выйти к митингующим (такого еще не бывало) и пообещать наказать виновников, чьи действия послужили причиной недовольства.

Кроме того, в 2012 году активизировались студенческие группировки, требующие снизить оплату за учебу в высших учебных заведениях. Поскольку студенты считают, что высокая оплата не соответствует качеству предоставляемого в грузинских университетах образования. Такого рода студенческие движения уже приближают их к аналогичным европейским структурам, ведь главная забота студентов — это низкие цены и высокое качество образования. Впрочем, на примере последних протестов грузинских студентов можно утверждать, что эти гражданские выступления пока результатов не принесли.

* * *

Примечательно, что в Грузии понятие гражданского движения все-таки ассоциируется сегодня с протестной организацией и лишь изредка — с объединением, созданным вокруг какой-то идеи. Наглядным примером движения второго типа является объединение единомышленников, которые пропагандируют внедрение в городе трамвая, как экологически чистого транспорта. Они не протестуют, а просто заявляют данную инициативу. Это тоже своего рода гражданская ответственность — заботиться не только о своем личном, но и об общественном благе. При этом обходятся без протеста, хотя иногда без него тоже не обойтись.

В Грузии за последние годы строится много объектов и во многих случаях зачастую происходит грубое вмешательство со стороны строительных фирм или руководителей столичной мэрии в городскую обстановку. Это прежде всего касается памятников и объектов культурно-исторического наследия. И на этом направлении последние годы уже появились гражданские группы, которые неустанно протестуют по поводу изменения облика города. Также можно сказать и о гражданских протестах против установления разного рода памятников в столице и в разных городах Грузии. Гражданское сообщество все больше выходит с протестом и противится таким культурным экспериментам. Конечно, в большинстве таких случаев спор переходит в дискурс сопоставления советской и новой грузинской культуры или борьбы поколений. Однако примечательно, что практически ни в одном из случаев, гражданским объединениям не удалось спасти тот или иной объект от реконструкции. Так случилось во время реконструкции старейшей улицы Мирза-Шафа в Тбилиси, так было и в других случаях. Единственным примером удачного протеста является здание бывшего музея марксизма-ленинизма, которое благодаря усилиям гражданских активистов и серии акций протестов еще до конца не разрушили иностранные инвесторы. Однако тот факт, что в Грузии вокруг подобных вопросов гражданские группы все больше мобилизуются, сомнений не вызывает. Впрочем, для такого рода гражданских движений характерна непоследовательность и неумение самоорганизовываться.

Гражданские движения в Грузии не в силах в долгосрочном порядке поддерживать протест. Например, в случае т. н. теннисного корта в центре столицы, который представлял собой рекреационную зону, где власти столицы срубили уникальные деревья для строительства здания. Намерение городских властей тогда опротестовали большей частью именно те люди, которые сами занимались теннисом на этом корте. А остальное население из прилегающих кварталов не присоединилось к протесту. Такое пассивное поведение граждан показывает, что в Грузии необходимость соучастия в гражданских делах пока еще не созрела в мышлении людей и проблема отсутствия солидарности реально стоит перед обществом.

Примечательно, что еще известный грузинский общественный деятель Илья Чавчавадзе указывал, что «беда, когда часто слышно „Я“ и редко — „Мы“». Эта формула для сегодняшней Грузии пока еще не потеряла свою актуальность. Грузинские социологи считают, что развитию гражданского общество в Грузии мешают культурные факторы. Несмотря на то, что в жизни страны наличествует много форм гражданской активности, они ограничены только традиционными культурными явлениями и ритуалами (свадьбы, похороны, и т. д.), тогда как решение ежедневных проблем не происходит в организованном порядке. Например, забота о чистоте двора, общего корпуса и т. д. Исходя из того, что даже такие бытовые инициативы с трудом появляются в обществе, мэрия столицы несколько лет тому назад задействовала программу «товарищество корпусов». Вроде это должно было мобилизовать горожан вокруг бытовых вопросов, но впоследствии и этот институт стал неэффективным бюрократическим явлением.

Большинство грузинских социологов низкий уровень социального капитала в стране объясняют существованием в стране феодального порядка на протяжение длительного времени (Анализ ситуации в Грузии. Институт социальных исследовании и анализа, июль - сентябрь 2011г.) Во времена монархии, на протяжении веков, монарх воспринимался как человек (родитель), который опекал народ (ребенка). В советское время углубились такие настроения. В течение столетий в грузинском обществе сформировался социальный феномен — государство должно заботиться об удовлетворении потребностей населения. Такая традиция способствовало нынешнему низкому уровню социального капитала в Грузии. Согласно последним опросам общественного мнения, около половины населения по-прежнему испытывает ожидание, что государство решит все их проблемы.

По материалам: georgiamonitor.org

Грузия грузинское «чудо» НПО



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info