На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

Из истории черкесо-еврейских взаимоотношений

Публикации | Жираслан КАГАЗЕЖЕВ | 18.05.2012 | 18:26

Евреи – один из древних народов, населяющих Кавказ, история которого насчитывает 2500 лет (1). По своей этнической характеристике (исторической, геополитической, религиозной, культурно-ментальной, психологической и т.д.) евреи Кавказа представляют собой промежуточное звено между западными и восточными евреями. Известный израильский историк И. Давид выделил следующие черты, характеризующие евреев Кавказа:

1) кавказские евреи не являются ни сефардийцами, ни ашкеназийцами, представляя собой особый этнос, возникший на основе иберийско-кавказской геополитической и полиэтнолингвистической среды;

2) под «евреями Кавказа» подразумеваются в обобщенном плане все те евреи, которые родились на Кавказе или прибыли на Кавказ и прожили там свою жизнь, независимо от страны происхождения (с данным тезисом И. Давида вряд ли можно согласиться, т.к. евреями Кавказа считают прежде всего горско-еврейское население, проживающее на Кавказе тысячелетиями – Ж.К.);

3) для евреев Кавказа религия как общественно-мировоззренческий феномен является не культурной самоцелью, так сказать, религией для религии и во имя религии, а выражением многовековой отцовской традиции, сохраняемой в недрах коллективного сознания;

4) религиозный ритуал евреев Кавказа, несмотря на некоторую схожесть с сефардийским, являет собой в основном самостоятельно сформировавшийся ритуал кавказско-еврейских общин;

5) философия истории евреев Кавказа – это смысл многовековой эволюции данного еврейства, смысл того самого экзистенциального фактора, который обусловил его развитие и становление (2).

Первые еврейские переселенцы появились в пределах Кавказа в IV-V вв. до н.э. Среди горских евреев бытует предание о переселении их предков после разрушения Первого Храма и о происхождении их от «10 потерянных израильских колен». На Северном Кавказе массовое появление евреев отмечается с I в. до н.э., главным образом, в греческих колониях на территории проживания меотов – древних предков черкесов. Значительное их количество находилось на Таманском полуострове – важнейшем торгово-экономическом центре Причерноморья.

В период раннего средневековья еврейская эмиграция в пределы Северного Кавказа увеличивается, главным образом, из Византии и Ирана. В VI–VIII вв. они начинают играть значительную роль в образовавшемся Хазарском государстве, которое занимало значительную часть Северного Кавказа. Влияние евреев в Хазарском каганате настолько усиливается, что с VIII в. его государственной религией становится иудаизм.

Основная часть «черкесских» евреев проживала традиционно на Таманском полуострове. Черкесские князья, по своей ментальности далекие от торговли, с удовольствием отдавали приоритет в торговых делах еврейским и другим купцам и оказывали им покровительство.

Первым евреем, чья личность находит отражение в истории Кабарды, был Куденет (начало XV в.). Он являлся сподвижником Кабарды Тамбиева – известного черкесского политического деятеля, с чьим именем связывается закрепление за восточночеркесскими землями названия Кабарда (3). Родовой герб Куденетовых и по сей день напоминает звезду Давида (4).

Благодаря женитьбе на дочери Кабарды Тамбиева, Куденет получил высший дворянский титул Черкесии – тлекотлеш. В сословной иерархии кабардинцев Куденетовы занимали третье место после князей Тамбиевых.

Весьма интересными являются сведения итальянского географа и этнографа Джорджио Интериано (2-я половина XV в.) о роли евреев в культурной жизни черкесов. Согласно его данным, евреи занимались составлением документов, относящихся к экономической и политической деятельности в Черкесии (5).

В конце XV в. заметной политической фигурой, крупным коммерсантом и владельцем генуэзской фактории Матрега в Крыму являлся Захария де Гизольфи (по русским материалам – Захария Гургуруис) – сын знатного генуэзского еврея Симона де Гизольфи и дочери черкесского князя Безока Бика-ханум. Он состоял в переписке с Иваном III и в документах фигурирует как «жидовин», «евреин» (6).

В 1483 и 1487 г. Захария с проезжавшими через Кафу купцами и через своего человека отправлял в Москву Ивану III письма с предложением перейти на русскую службу и получил от царя приглашение приехать в Москву (7). Однако, видимо, Захария не хотел переезжать в Москву, его целью было с помощью Ивана III утвердиться на Тамани. Как отмечал Л.И. Лавров: «Дальновидный Иван III, охотно принимавший к себе на службу иноземных князей, был заинтересован в Захарии как деятельном и образованном человеке, имеющем связи в Западной Европе, в Крыму и на Северо-Западном Кавказе (Черкесии) и хорошо знающем крымско - турецко - черкесские дела» (8). Иван III в марте 1485 г. направил в Крым русскому послу Шеину приказ всячески содействовать переезду Захарии на Русь. Он велел просить Менгли-Гирея послать «в Черкассы к тому Захарии своих двух человек, которые знают от Черкасс полем к Москве, а велел бы там своих людям того Захарию таманского князя из Черкасс приводити до меня» (9).

В сентябре 1489 г. Иван III отправил к Захарии посла Никифора Доманова с сообщением о месте и времени, где его будут ждать люди великого князя (10). В мае 1491 г. из Крыма пришли вести, что Доманов не смог выполнить указаний Ивана III, так как Захария вынужден задержаться в связи со сложной обстановкой в Причерноморье. Главную причину Доманов видел в противоречии между Захарией и османским султаном (11).

Возможно, через Захарию черкесские князья, пережившие недавно османское нашествие, пытались заключить союз с Москвой против Османской империи. Этим объясняется его видимое нежелание переезда в Москву, а лишь обращение за помощью, а также независимая позиция по отношению к султану. Захария как образованный человек, видный политический деятель мог вполне воспользоваться черкесскими князьями для своих дипломатических целей.

Переписка Ивана III с Захарием де Гизольфи отражает важный период в истории русско-черкесских отношений. В начале XVI в. Захария де Гизольфи переходит на службу к Менгли-Гирею (12). До 1505 г. Захария упоминается среди крымских князей, которым посылались литовские «поминки», что свидетельствует о высоком его положении при дворе Менгли-Гирея. Одновременно с переходом Захария к Менгли-Гирею улучшаются крымско-черкесские отношения и становятся на время союзническими.

Большой интерес представляет описание еврейской общины Черкесии, данное Эвлия Челеби (1-я половина XVII в.):

«...Они обитают у подножия Абхазских гор, среди неприступных скал и дремучих лесов. Это народ ремесленный, невоинственный. Их по крайней мере десять тысяч, и нет у них вождей и правителей. Только в каждом стойбище имеется по одному - два человека управителей, достойных и отличаемых (называемых) «такаку», то есть священниками... Они не ведут торговли ни с одним народом, а также не смешиваются ни с каким иным племенем. Не берут оттуда девушек и (сами) не дают. С людьми другого народа они не делят трапезу... Они также не едят ни кур, ни свиней. Не едят они и те продукты и съестные припасы, которые берут у кого-нибудь.

А гостю они оказывают исключительное внимание и ничего у них не крадут. Крови не проливают и не ходят на войну.

Меду и сыру они не едят, когда у них есть для еды бобы, горох, просяная каша. Они не едят мяса зарезанных ножом животных. Только в тех случаях, когда нет иной пищи, они режут и едят жирную скотину.

У них много овец, ягнят и коров, а свиней нет. Пьют эти люди медовуху, а бузы не пьют... Они оказывали хану безграничное уважение, однако сопровождающего войска не прислали, ибо не являются воинами... В двух часах пути на берегу реки Гиага – стоянка Мамшух наподобие крепости: вокруг нее – благоустроенное, неприступное селение азбаре. Отсюда в трех часах пути – река Уль, далее, еще в двух часах, река Серали, затем река Уарп. Эти три реки начинаются в горах Чакал в земле абхазов, текут на восток и падают в большую реку Кубань. В этих местах кончается страна Мамшуха» (13).

Принадлежность мамшухов к древнейшей еврейской общине на Кавказе можно подтвердить следующими доводами. В отличие от черкесов, мамшухи не воинственны, занимались ремеслом – основным занятием евреев на Кавказе на протяжении тысячелетий. Мамшухи – замкнутая община, ее представители не завязывали родственных отношений с соседними народами, как и другие еврейские группы. жили автономно, не испытывая беспокойства и притеснений со стороны черкесов, хотя размещались глубоко на их территории. Они не ели свинину, которая в иудаизме является запретной. В отношении курятины Эвлия Челяби привел неверную информацию: евреям в пищу разрешалось употреблять курятину, но резать кур могли только специальные люди иудейской общины – резники «такаку». У мамшухов не было религиозных книг. В данном случае уместным является замечав ние И. Давида о том, что кавказско-еврейское этническое ядро сформировалось до создания и редактирования Талмуда, т.е. является предталмудическим еврейством (14). Черкесы называли членов общины «чуфуд» – евреи. Ошибочными являются выводы некоторых историков отождествляющих мамшухов с черкесами. Так Н.Г. Волкова полагала что такаку – это социальная группа черкесов, связанная с религиозными культами. Заметим, что в истории черкесов никогда не фиксировались подобные социальные группы. Однако можно допустить факт перехода части евреев на черкесский язык ввиду длительного проживания среди черкесов.

С проникновением на Северный Кавказ российской администрации произошел переход в российское подданство нескольких сот черкесоя-зычных евреев, принадлежавших к исчезнувшей группе мамшухов – потомков древнего еврейского населения Западного Кавказа (15).

Новый этап черкесо-еврейских взаимоотношений связан с советским периодом истории нашей страны. В 1925 г. в Нальчике начинает издаваться горско-еврейский вариант газеты «Карахалк», печатавшийся на еврейско-татском языке древнееврейским квадратным шрифтом. Редактором являлся Ханой Ифраимов (16).

В своем выступлении на третьем пленуме ЦИК КБАО (26 июля 1925 г.) глава Кабардино-Балкарии Б.Э. Калмыков предложил предоставить горско-еврейскому поселку около Нальчика автономные права, что было реализовано в том же году17. Первым председателем исполкома горско-еврейской автономии стал Арон Левиев. В 1938 г. автономия горских евреев была ликвидирована, и горско-еврейский поселок вошел в административные границы г. Нальчика.

Добрососедские черкесо-еврейские взаимоотношения продолжались и в трудные годы Великой Отечественной войны. Фашисты преследовали еврейское население Северного Кавказа, как и в остальных оккупированных районах. В течение сентября было расстреляно 470 горских евреев – женщин, стариков и детей в с. Богдановка Моздокского района Северной Осетии, 6000 евреев – в районе Кавминвод. К сожалению, приходится констатировать и участие в карательных акциях некоторой части населения данных районов, что наблюдалось и в других зонах оккупации германской армии. В конце октября 1942 г. немецко-фашистские войска захватили г. Нальчик, и на территории республики был установлен жестокий оккупационный режим. С приближением фашистов большая часть трехтысячного горско-еврейского населения Нальчика сумела эвакуироваться. Многим из оставшихся помогло спастись соседнее население: с угрозой для собственной жизни некоторые кабардинцы принимали их в свои семьи, объявляли родственниками и единоплеменниками. В мемориальном музее Катастрофы и героизма европейского еврейства в годы Второй мировой войны «Яд ва-Шем» в Иерусалиме хранятся многочисленные письменные свидетельства жителей Нальчикской горско-еврейской общины о беспримерном мужестве и благородстве кабардинцев, спасших евреев от неминуемой гибели (18).

Черкесов и евреев объединяет и похожая историческая судьба. В результате национальной катастрофы большинство черкесов, как и евреи, вынуждены были покинуть свою историческую родину. В данных условиях исключительную роль в сохранении национального самосознания черкесов играет выработанный на достаточно высоком уровне свод национального этикета – Адыгэ Хабзэ. Аналогичную роль играл иудаизм в сохранении самобытности еврейского народа на всем протяжении его истории.

Источник: Научные труды по иудаике. Материалы XVII Международной ежегодной конференции по иудаике. Том I. Академическая серия. Вып. 30. М.: 2010. с. 394-400.

Примечания

(1) Давид И. История евреев Кавказа. Тель Авив. С. 25.

(2) Давид И. История евреев Кавказа. С. 29.

(3) Гадло А.В. Предыстория Приазовской Руси. СПб., 2004. С. 316.

(4) Бгажноков Б.Х. К вопросу о возникновении и рубежных территориях Черкесии // Исторический вестник. Нальчик, 2006. Вып. 3. С. 36-37.

(5) Интериано Дж. Быт и страна зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик, 1974. С. 47.

(6) По мнению исследователей, Захария Гизольфи был генуэзцем еврейского происхождения (Голубинский Е, История русской церкви. Т. II. М., 1900. С. 889; Соболевский А.И. Переводная литература Московской Руси XIV-XVII вв. СПб., 1903. С. 397; Огородников Вл. Иван III и зарубежные евреи // Сборник статей в честь Д.А. Корсакова. Казань, 1913. С. 63-75; Краснов М. Просветители Кавказа // Труды Ставропольской ученой архивной комиссии. Вып. V. Ставрополь, 1913. С. 3; Гессен Ю. История еврейского народа в России. Т. I. Петроград, 1916. С. 24-28.

(7) Зевакин Е.С., Пенчко Н.А. Очерки по истории генуэзских колоний на западном Кавказе в XIII и XV в. // Ист. зап. Т. III. 1938. С. 128-129.

(8) Лавров Л.И. К истории русско-кавказских отношений XV в. // Ученые записки Адыгейского НИИ истории. 1957. Т. П. С. 25.

(9) Сборник РИО. Т. 41. С. 73.

(10) Сборник РИО. С. 77.

(11) Сборник РИО. С. 114.

(12) Сборник РИО. С. 309.

(13) Челеби Эвлия. Книга путешествия. М., 1982. С. 54.

(14) Давид И. История евреев. С. 29.

(15) Народы России. Евреи. Москва // БРЭ. 1994. С. 154.

(16) Карахалк. Нальчик, 1925. 19 июля. № 556. С. 3.

(17) ЦГАКБР. Ф. Р-2. Оп. 1.Д. 28. Л. 10.

(18) Мурзаханов Ю.И. Горско-еврейская община в годы Великой Отечественной Войны // Кабардино-Балкария в годы Великой Отечественной Войны (к 60-летию Великой Победы). Нальчик, 2005. С. 85.

евреи историография Россия черкесы



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info