Евразийский союз для Армении - успех или провал?
Публикации | Филипп АРЗУМАНЯН | 09.08.2012 | 00:00
В последние месяцы внимание к проекту Евразийского союза заметно усилилось. В эти дни проходит встреча президентов Армении и России, на которой, скорее всего, будет обсуждаться вопрос об участии республики в данном проекте. На протяжении 2012 г. со стороны Москвы неоднократно звучали призывы ускорить процессы евразийской интеграции и утвердить статус Армении в предполагаемом союзе. Ереван же последовательно избегает определённости в этом вопросе. Примером тому служит встреча президента Саргсяна с председателем ГосДумы РФ Сергеем Нарышкиным, во время которой последний, фактически, делал заявления от имени Армении, говоря о её попытках определить своё место в Евразийском союзе, в то время как президентСаргсян обошёл эту тему стороной. Кроме того премьер-министр страны Т.Саргсян опубликовал статью в российской газете Ведомости, из которой можно сделать вывод о европейских предпочтениях правительства Армении. Зная свойственный для российской дипломатии стиль чёрно-белой интерпретации партнёрства, поведение Еревана может быть расценено Москвой,как отказ от её внешнеполитических инициатив.
За годы жесткой экономической блокады Армении со стороны тюркоязычных соседей Россия расширила влияние на республику в политическом, экономическом и военно-стратегическом аспектах. Сегодня экономика страны изменилась к лучшему, города застраиваются колоссальными темпами, осуществляется множество проектов, однако безопасность республики остаётся краеугольным камнем российско-армянских отношений. Интересно проанализировать, чем вызвана осторожная позиция Армении в вопросе евразийского сотрудничества, неожиданно приобретшего принципиальное значение для России.
В первую очередь, это можно объяснить стремлением подключиться к евроинтеграционным процессам, попыткам стандартизации и следования европейским программам, которые будут позитивно сказываться на экономическом развитии страны. Поддержка подобных амбиций со стороны ЕС может повлиять не только на экономику, инвестиционный климат, ускорить широкопрофильное развитие производственных технологий, форсировать экономический рост, но и поменять статус страны, увеличив ее политический вес в регионе. На сегодняшний деньзначительная часть товарооборота Армении приходится на Евросоюз. В своей публикации Тигран Саргсян пишет: «В ближайшие два-три года нас ждет напряженная скрупулезная работа по внедрению европейских стандартов. Ни для кого не секрет, что европейские стандарты устанавливают высокую планку для производства, хранения, перевозки и реализации товаров». Нужно отметить, что статья была написана накануне переназначения её автора на пост главы правительства в связи с парламентскими выборами, а, значит, мнение, высказанное в статье, скорее всего, соответствует мнению высшего руководства страны.
Не стоит забывать и о других факторах в политике. Недавний визит Хиллари Клинтон в Ереван стал сенсацией для всех внутриполитических игроков Армении. Госсекретарь США назвала Сержа Саргсяна «прекрасным лидером» и обещала ему всестороннюю поддержку. Не секрет, что среди стран СНГ в вопросе внедрения демократических принципов Армения всегда находится на лидирующих позициях, однако на европейском уровне у страны в этой сфере остаётся множество проблем. Ясно, что в таких условиях, да ещё и в свете «стратегического партнёрства Армении и России» подобная оценка руководства со стороны Клинтон приобретает особый смысл. Заметим, что Запад с пониманием относится к ситуации, в которой оказалась Армения, и даже закрывает глаза на её особые взаимоотношения с Ираном. Вместе с этим, в самые тяжёлые для страны времена Россия, простившая колоссальные долги странам Азии и Африки, выкупила в счёт мизерного долга Армении предприятия, большинство из которых так и не заработали в полную силу. Это значит, что российские инвестиции в Армению служат, прежде всего, политическим целям расширения влияния на республику. Евразийский проект может лишь усилить эти процессы.
Однако для Армении камнем преткновения на пути партнерства в рамках Евразийского союза может стать идеологический аспект. Инициаторы проекта убеждают в том, что будущих участников объединяют не только экономические интересы, взаимопонимание и соседство, но и «общее культурное пространство». Попробуем разобраться в истории проекта «Евразийский союз», чтобы понять, о каком пространстве идёт речь.
Идея Евразийского союза восходит к концепции евразийства начала XX в., во многом схожей со славянофильством. Представители этого движения причисляли российскую культуру и ментальность к своеобразной азийско-туранской традиции, им было свойственно неприятие либерализма и ценностей Запада. Евразийский союз в первую очередь должен был стать интеграционной площадкой для России и стран Центральной Азии, безусловно, обладающими подобной культурно-управленческой традицией и по сей день. Характерно, что подобные идеи звучат и в современной Турции: их апологеты, ссылаясь на безуспешность попыток европейской интеграции, предлагают направить страну в евразийское русло, конвергируя идеологии кемализма и евразийства. Предполагается также создание общего пространства, в которое вошли бы Россия, Турция, Иран, даже Китай и некоторые другие страны. Действительно, туранская традиция и ментальность, о которой говорили первые евразийцы, вписывается не только в культуру управления центральноазиатских государств, но и пронизывает всю историю османов, заложив основу идеям младотурков, пантуранизма и пантюркизма. Заявленные сегодня цели Евразийского союза весьма схожи с концепциями первых евразийцев. Реальность показывает, что ЕврАзЭС уже вобрал в себя большинство стран Центральной Азии. Как мы видим, идеологическая база Евразийского союза, во многом, выступает альтернативой либеральному, демократическому развитию государства, иначе, о какой общей культуре можно говорить в контексте подобной модели государства? А, значит, Армению пытаются заставить отказаться от европейской стратегии развития в целях реализации проекта нового «Турана», где в полной мере будет отражён авторитарный ментальный образ.
Что касается общеполитических проблем, то можно попробовать, в грубых чертах, сравнить две возможные стратегии внешней политики Армении. Союзная Европа – современная, сложная структура, чётко функционирующая на протяжении долгого времени, со своими достижениями и сбоями, однако, безусловно, успешная. Евразийский союз - это проект, реализация которого окутана множеством сомнений. Вступление в Евросоюз регламентировано серьёзными критериями, уже стремление к которым позитивно сказывается на общем развитии государства. В Евразийский союз, напротив, созывают, а, значит, государства-участники этого союза не будут модернизироваться изнутри, а их неэффективный стиль управления и функционирования в большинстве из них будет неизбежно распространяться и на других членов союза. Кроме того, ЕС – децентрализованная структура, в которой все члены политически равны, а наиболее экономически сильные государства играют роль локомотива, выдающего кредиты и тянущего за собой остальных. Кластеризацию же Евразийского союза вокруг Москвы сложно подвергнуть сомнению, а гегемония сырьевой, непроизводительной экономики России для многих государств союза может оказаться фатальной.
Соперничество политических гигантов в регионе становится критическим, а во что оно выльется – мы узнаем в ближайшее время. В последние годы, благодаря Интернету и социальным сетям, общественная активность в Армении, как и в мире, стала расти большими темпами. Происходит омоложение гражданского контингента, давление «снизу» иногда заставляет власть пересматривать решения, форсировать правовые процессы. Проходят пикеты и акции в поддержку демократических сил России, а, значит, армянская молодёжь понимает, что сотрудничествоАрмении и России необходимо. Но только с той Россией, партнёрство с которой не будет подразумевать под собой «патронаж», современной, успешной, излечившейся от «нефтемании» Россией, с которой можно будет уверенно двигаться в будущее.
Маловероятно, что до президентских выборов появится определённость в вопросе участия Армении в Евразийском союзе. Подвижки в этом вопросе могут возникнуть на проходящей встрече президентов Саргсяна и Путина. Борьба геополитических игроков на Южном Кавказе приобретает всё большую остроту, и Армения стоит перед выбором своих приоритетов, перед решением – двигаться вперёд, стоять на месте или идти назад. Нужно помнить, что выход из этого распутья – вопрос политической, а, главное, человеческой воли высшего руководства страны.
Филипп Арзуманян, по материалам: «Новое Восточное Обозрение»
Армения Евразийский Союз Россия