Предвыборная кампания в Грузии вышла на финишную прямую
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Гурам ШАРИЯ (Грузия) | 29.08.2012 | 16:56
1 октября 2012 года в Грузии пройдут парламентские выборы. Ажиотаж вокруг этого события в грузинском обществе достиг высокого уровня, чего не наблюдалось за последние годы в связи с другими избирательными процессами, за исключением внеочередных президентских выборов 5 января 2008 года, состоявшихся в обстановке острого политического кризиса.
С чем это связано? Для постороннего наблюдателя главным фактором нагнетания страстей вокруг выборов стало появление на политическом поприще грузинского миллиардера Бидзины Иванишвили, о чем он заявил осенью прошлого года. Но мотивы такого поступка Иванишвили остаются не совсем ясными. После того, как он заявил о своей оппозиционности нынешнему правящему режиму в Грузии, стало ясно, что именно Иванишвили был одним из главных, если не самым главным спонсором правительства Саакашвили. Каждый год, начиная с 2004 года, он перечислял сотни миллионов лари на благотворительные нужды и на финансирование различных объектов, которые потом в торжественной обстановке открывал сам Михаил Саакашвили. Причем, Иванишвили финансировал даже строительство военных баз, оснащение полиции и т.д., что довольно необычно для частного лица.
Парадоксально, но это финансирование продолжалось вплоть до 2011 года, хотя в октябре прошлого года Иванишвили заявил о том, что после событий 2007 г. (разгона митинга) и особенно после войны в августе 2008 г., он порвал все связи с правительством и осознал пагубность его курса.
В Грузии сейчас много спорят о том, кто стоит «за спиной» Иванишвили и что на самом деле подтолкнуло его к такому шагу (вступление в политику в виде жесткой оппозиции к нынешнему президенту). Правительство и подконтрольные ему СМИ, эксперты и сторонники правящего режима ведут непрерывную агитацию, стараясь утвердить в массовом сознании мысль о том, что Бидзина Иванишвили является «агентом Кремля», которого прислал Путин с целью смены нынешней прозападной власти.
Можно сказать, что эта пропаганда в значительной степени достигает своей цели, особенно в регионах страны. Однако такая пропаганда чревата некоторыми осложнениями для самой правящей партии. Дело в том, что в Грузии отнюдь не так сильны настроения против России, как это иногда преподносят официальные источники. Среди «простых людей», которым изрядно надоела русофобская риторика нынешних властей, сильна ностальгия по прошлому, жизни в Советском Союзе, тесным отношениям, в том числе экономическим, с Россией. Поэтому позиционирование Иванишвили, как «российского ставленника», добавляет ему голоса изрядной части населения.
В то же время русофобский дискурс в Грузии пока так силен, а общество так привыкло считать США главным благодетелем и «стратегическим партнером» страны, что партия и субъект, на которых поставлено «клеймо» «агентов Кремля», не имеют шансов для получения большинства на выборах. Вот такой парадокс наблюдается в нынешней Грузии. Парадоксально и то, что сторонники Иванишвили и лично он сам начали обвинять Саакашвили и его соратников в том, что именно нынешняя власть является на самом деле «агентом Кремля», которая, за внешней антипутинской риторикой, проворачивает втайне «грязные дела» с кремлевским руководством.
При этом лидеры основной оппозиционной силы с таким же усердием, как власть обвиняет их в «пророссийской ориентации», заявляют о своей прозападности, приверженности евроатлантической интеграции, верности пути в НАТО и т.д.
Анализ личного состава обеих противостоящих сил не дает возможности четко квалифицировать ту или другую силу по внешнеполитическим приоритетам. Как во власти, так и в оппозиционной «Грузинской мечте» есть ярко выраженные западники (во всяком случае, если судить по их риторике), так и «евроскептики», явные или не столь явные сторонники нейтралитета Грузии и т.д.
В целом риторика представителей правящей партии подчеркнуто прозападная и антироссийская (антипутинская), но иногда проскальзывают нотки недовольства Западом. То же самое можно сказать о коалиции Бидзины Иванишвили, с тем отличием, однако, что некоторые второстепенные члены коалиции позволяли и позволяют себе резко антизападные выпады. При этом сам Иванишвили старается говорить на «европейском», политкорректном политическом языке, чего не скажешь о Саакашвили, который часто допускает весьма жесткие и смелые выражения, в том числе в адрес внутренних оппонентов, и некоторых зарубежных деятелей (не только российских). То же самое делают иногда и его соратники.
Предвыборная кампания идет пока без жертв, но стычки случаются часто, особенно в регионах страны. Пока что самые серьезные столкновения произошли в селе Каралети, где компактно проживают грузинские беженцы из Южной Осетии. В это село прибыл сторонник Бидзины Иванишвили, известный грузинский футболист Кахи Каладзе с многочисленной группой поддержки и личной охраной. В селе оказались мобилизованы члены так называемых «зондер-команд», как их прозвали в Грузии, то есть, мужчин спортивного телосложения, как правило, бывших и действующих спортсменов, которые поддерживают власть, и по утверждению оппозиции, получают зарплату в силовых структурах за выполнение грязной работы. В результате столкновений были пострадавшие со стороны гостей, в которых летели огромные булыжники и камни. Как говорят очевидцы, только чудом никто не погиб…
Но основной удар власть наносит по финансам Иванишвили. Это и не удивительно, так как правящая партия больше всего боялась того, чтобы миллиардер не смог задействовать на полную мощь свои финансовые ресурсы. Парламент страны в спешном порядке принял поправки в законодательство о выборах, в результате которых контролирующие органы получили право штрафовать граждан и оппозиционные партии практически из-за любого денежного перевода. На сегодняшний день Бидзина Иванишвили уже оштрафован на сумму, в целом превышающую 100 миллионов лари (примерно 60 миллионов долларов). При этом, когда олигарх отказался платить эти деньги, власть наложила арест на все его счета и имущество в Грузии, в том числе крупный коммерческий банк «Карту». В результате Бидзине Иванишвили все же пришлось заплатить часть штрафа, правда, он нашел оригинальный выход из положения и призвал власти перечислить всю сумму на помощь пострадавшим от стихийного бедствия в Кахети. Тем самым он пытался повысить свой рейтинг в этом регионе, что, видимо, ему частично удалось.
Сейчас Иванишвили заявляет, что правительство и подконтрольные его структуры вновь добились того, что все счета оппозиционной коалиции блокированы, и невозможно выплачивать деньги людям, занятым в предвыборной кампании, печатать агитационные материалы и т.д. Надо заметить, что Палата контроля штрафует не только юридических лиц, но и физических. Стоило человеку перечислить несколько тысяч лари на счет оппозиционной коалиции, как его тут же приглашали на собеседование в специальный орган, созданный в этом году, который осуществляет мониторинг финансовых транзакций. Если человек не сумеет доказать, откуда у него деньги для перечисления в фонд той или иной партии, физическое лицо штрафуется в 5-кратном размере от перечисленной суммы. Таким способом уже наказаны десятки людей, которым выписаны штрафы на десятки и сотни тысяч долларов. Наложен арест на их дома и квартиры, которые сейчас продаются с аукционов. Правда, некоторые оппозиционные бизнесмены, находящиеся за рубежом, заявили, что они выкупят это имущество по высоким ценам и вернут их владельцам, а излишек денег перечислят оппозиционной коалиции. Но, видимо, правительство попытается помешать и этому, введя новые ограничения и придумывая на ходу новые правила игры.
Такое ожесточение предвыборной кампании вызвало озабоченность даже в европейских кругах. Председатель парламентской ассамблеи Совета Европы, совершавший визит в Грузию, произнес фразу, в котором упомянул слово «ленинизм», характеризуя некоторые аспекты предвыборной ситуации в стране. Это вызвало острую реакцию представителей власти. Например, министр культуры республики назвал слова председателя ПАСЕ «глупостью». Правда, ему пришлось потом дезавуировать свои слова, объясняя это тем, что ему неправильно доложили заявление европейского гостя. Но осадок от инцидента остался.
Начиная с конца мая, коалиция Бидзины Иванишвили начала проводить массовые предвыборные собрания-митинги в разных городах страны. Первый митинг состоялся в Тбилиси и собрал значительное количество людей – свыше 70-80 тысяч участников. Потом состоялся митинг в Кутаиси, который также отличался многочисленностью, в Гурии и т.д. Но постепенно ажиотаж вокруг этих митингов спал, и последний из них, в Рустави, смог собрать лишь несколько тысяч человек. Правда, надо учитывать и то, что Рустави находится в регионе, населенном в основном этническими меньшинствами (азербайджанцами), а районы этнических меньшинств в Грузии традиционно считаются предвыборной вотчиной власти. Следующий митинг должен состояться в Кахетии, но в этом регионе как раз и случилось крупное ЧП.
28 августа, со стороны Дагестана, на территорию Грузии, в частности Телавского района, перешел отряд боевиков, численностью в 10-15 человек, которая захватила несколько групп заложников из числа местных жителей. Об этом утверждает МВД Грузии. Из Тбилиси и других районов страны в Кахетию были срочно переброшены полицейские формирования и части специального назначения. Была переброшена также военная техника, в том числе вертолеты.
В ответ некоторые грузинские оппозиционеры и оппозиционно настроенные граждане начали заявлять в социальных сетях, что власти страны сами спровоцировали эти события и хотят таким образом отвлечь внимание населения от выборов. Зазвучали даже обвинения в «сговоре» властей России и Грузии, мол, Путин ищет способ таким образом поддержать своего грузинского коллегу. Действительно, с определенной точки зрения, подобное обострение обстановки играет на руку нынешним властям, которые все время кричат об опасности, исходящей из России. Но остается фактом и то, что этому предшествовали события в Дагестане, откуда уже группа вооруженных людей была вынуждена перейти в Грузию из-за преследования со стороны федеральных сил РФ. Объявлять все эти события скоординированными акциями российских и грузинских властей, значило бы впасть в конспирологические рассуждения. Тем не менее, такие подозрения есть у части грузинского общества, у которого сформировалась стойкая неприязнь к любым действиям существующего режима. Это показывает, что поляризация грузинского общества достигла опасного уровня.
Если говорить о распределении симпатий в обществе между основными политическими силами, то здесь ситуация неоднозначная. В социальных сетях, где в основном обитает городская аудитория и грузины, живущие за рубежом (особенно в западных странах), явно чувствуется благосклонность к Иванишвили и его коалиции. Любые опросы в Интернете и в социальных сетях эта оппозиционная сила с большим отрывом выигрывает у правящей партии.
Тем не менее, социологические опросы американских организаций показывают преимущество Национального движения Саакашвили, которое опережает «Грузинскую мечту» на 15-20% процентов. Оппозиция заявляет о недоверии к этим опросам и демонстрирует результаты другого опроса, проведенного по ее заказу также американской компанией. По этим данным, за блок Иванишвили готовы проголосовать 42% избирателей, а за правящую партию – 41%. Но думается, что этот результат не так уж выгоден оппозиции, так как власть обладает широкими возможностями для фальсификации результатов выборов, запугивания части населения и т.д. Поэтому в любом случае она имеет фору как минимум в 10-15% голосов, так что если оппозиция рассчитывает на победу на выборах, она должна значительно опережать правящую партию по опросам.
Сейчас уже вырисовывается та картина, что в некоторых регионах Грузии позиции властей по-прежнему сильны. Это регион Самцхе-Джавахети, населенный преимущественно армянским населением, Квемо Картли, населенный азербайджанцами, регион Самегрело на западе Грузии, горные и сельские районы Аджарии (кроме Батуми), и некоторые другие. Власть, видимо, одержит победу также в регионе Шида Картли, особенно в Горийском районе и в Кутаиси, куда недавно был переведен парламент страны и где построено новое футуристическое здание законодательного органа.
Что касается коалиции Иванишвили, у нее есть некоторые шансы на победу в Тбилиси, где проживает примерно 20% электората, в регионе Гурии, некоторых районах Имеретии и, возможно, Кахетии. Но этого не хватит для победы в масштабах страны.
Еще более нерадостная картина по выборам складывается для оппозиции в одномандатных мажоритарных округах. Кандидаты от партии власти представлены в основном влиятельными лицами в районах, которые контролируют «местные дела», финансы и т.д., тогда как Иванишвили поставил партийных деятелей, многие из которых вызывают неоднозначные чувства у избирателей, представителей интеллигенции и пр. Преимущество националов по мажоритарным выборам, по прогнозам экспертов, будет подавляющим, а они составляют половину парламента.
В целом правящему режиму пока удалось пережить первоначальный шок от появления в оппозиции такой тяжеловесной фигуры, как Бидзина Иванишвили. Несмотря на то, что экономическая ситуация в стране, особенно положение с занятостью населения, остается сложной, властям удается удерживать в повиновении пресловутое «молчаливое большинство», которое либо боится резких изменений, либо все еще питает надежды на улучшение своего положения в условиях правления нынешней власти.
Михаил Саакашвили развил бурную деятельность в эти месяцы, объезжая регионы страны, деревни и города, агитируя за Национальное движение. Хотя существует несколько оппозиционных каналов, но основные электронные СМИ – так называемые национальные телеканалы, по-прежнему полностью поддерживают правящую партию, что играет немаловажную роль в сохранении некоторой популярности этой силы. Режим закрутил гайки во всю свою мощь, где это только можно было сделать, терроризируя чуть ли не каждого человека, если он посмеет активно выступать на стороне оппозиции. Блокируются счета вольнодумца в банках, для него закрывается возможность брать кредиты, его увольняют из государственных структур. Как только появляется подозрение, что тот или иной чиновник симпатизирует «Грузинской мечте», он немедленно увольняется, либо на него заводится уголовное дело, если для этого есть хоть малейшая возможность. Причем не имеют значения прошлые заслуги чиновника, даже если они были отмечены лично президентом страны.
В середине лета Михаил Саакашвили перетасовал правительство, выдвинув на пост премьера влиятельного и популярного в народа министра внутренних дел Вано Мерабишвили, а на его место назначив непопулярного, но зато полностью преданного лично ему, безжалостного Бачану Ахалая, который уже отличился особой жестокостью и рвением на «государевой службе». Таким образом, возможность бунта или раскола в критической важной для режима структуре – МВД, была устранена. МВД также играет роль «чистильщика» государственных структур и от него зависит, насколько чиновники будут бояться проявления малейших симпатий в пользу оппозиции, особенно блока Иванишвили. Без внесения раскола и ослабления этой могущественной структуры - почти государства в государстве - грузинской оппозиции будет сложно думать о демонтаже нынешнего режима.
Тбилиси, специально для kavkazoved.info
Грузия политика и право