На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

Каспийский диалог: итоги второго и третьего саммитов на высшем уровне в контексте подготовки встречи в Москве

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Станислав ПРИТЧИН | 23.10.2012 | 20:23

Согласно решению президентов России, Азербайджана, Казахстана, Ирана и Туркменистана, принятому на Третьем Каспийском саммите в Баку в ноябре 2010 г., подобные встречи на высшем уровне должны проходить теперь ежегодно. В 2011 г. право принять у себя глав прикаспийских стран получила РФ (*). Проведение очередного саммита в одном из городов России может способствовать продвижению российских региональных инициатив, которые в последнее время фактически не обсуждаются. Это, например, создание Организации Каспийского экономического сотрудничества (ОКЭС) и региональной системы безопасности «КАСФОР». Формирование повестки дня и само по себе право принимать саммит дает определенные возможности стране-хозяйке. Так, ОКЭС могла бы стать эффективной региональной организацией в условиях, когда у стран действительно много потенциальных сфер для сотрудничества. Кроме того, в настоящий момент нет такого международного объединения, где были бы представлены все пять прикаспийских стран. С другой стороны, подписание соглашения по вопросам безопасности, состоявшееся в Баку в ноябре 2010 г., является важным шагом для обеспечения региональной безопасности, но недостаточным. Необходимо также либо создание военной организации, которая бы имела объединенную структуру управления на случай кризисных ситуаций, либо хорошее взаимодействие и опыт совместных действий у всех пяти армий стран каспийской пятерки. К сожалению, ни того, ни другого в регионе не наблюдается. Российская инициатива «КАСФОР» пока не пользуется поддержкой у стран-соседей из-за опасений, что Москва попытается через нее усилить свое влияние в регионе. В связи с этим основная задача России как страны заинтересованной в обеспечении стабильности и безопасности на Каспии — убедить региональных партнеров в выгодности и необходимости данных проектов.

История встреч Каспийской пятерки на высшем уровне берет свое начало в 2002 г. Тогда в Ашхабаде прошла первая подобная встреча, закончившаяся, впрочем, безрезультатно — сторонам не удалось согласовать и подписать даже итогового заявления, настолько были сильны противоречия соседей [Дубнов, 2002]. После этого была взята пауза, связанная со сменой президентов Туркменистана и Азербайджана. Первой по-настоящему результативной стала следующая встреча в Тегеране. По итогам Второго Каспийского саммита, прошедшего 16 октября 2007 г. в иранской столице президенты России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана подписали декларацию, содержащую 25 пунктов.

Данная декларация де-факто является политической договоренностью, которая на время завершения работы над правовой Конвенцией о статусе Каспийского моря должна стать основным юридическим документом, регламентирующим отношения подписавших ее сторон в сфере безопасности. Это утверждение справедливо в условиях отсутствия ратифицированных всеми пятью прикаспийскими странами международных соглашений по вопросам раздела акватории и шельфа моря (за исключением договоров о разделе северной части дна моря между РФ и Казахстаном, РФ и Азербайджаном, Азербайджаном и Казахстаном), рискам безопасности, а также механизма принятия решений по совместным вопросам использования моря.

Проблема правового статуса Каспия очень сложная и многоплановая. Она включает в себя не только противоречия по толкованию существующих юридических практик раздела морских территорий, шельфа, биоресурсов. Это и вопрос пересечения государственных интересов прикаспийских стран, США, и Китая, и ЕС, Турции и других. Каспий входит в число стратегических регионов с точки зрения глобальной энергобезопасности. Поэтому тема Каспия — это еще и вопрос безопасности в регионе. С самого начала раздела моря эта тема стала ключевой и одной из самых спорных в переговорах между участниками в условиях, когда аспекты национальной безопасности каждой из сторон являются приоритетными при выборе стратегии и позиции по вопросам раздела Каспийского моря. Особую значимость итогам саммита придают результаты именно по этому вопросу.

Самым важным итогом переговоров стало принципиальное решение о том, что Каспийское море объявляется «морем мира» и «все вопросы на море будут решаться прикаспийскими государствами мирными средствами». В то же время стороны подтверждают, что их вооруженные силы не направлены на остальные прикаспийские страны. Также стороны подчеркивают, «что ни при каких обстоятельствах не позволят использовать свои территории для совершения агрессии или совершения другого военного действия против любой из сторон». Общий анализ статей 13-15 декларации, посвященных вопросам безопасности, говорит о том, что юридически в регионе не запрещено размещение военных баз третьих стран. Но ранее российской стороной было объявлено, что появление в регионе вооруженных формирований не прикаспийских государств будет расценено РФ как агрессия против нее, а это значит, что в существующих условиях в регионе не смогут находиться военные базы или другие военизированные подразделения третьих стран. Это создает условия, при которых безопасность в регионе должны обеспечивать только прикаспийские страны.

Проекция юридической конструкции, установленной в ходе саммита, на текущую геополитическую ситуацию в регионе, дает интересную перегруппировку стратегического баланса сил основных игроков. Во-первых, 19 статья декларации говорит, что принцип нераспространения ядерного оружия остается одним из важнейших условий международной безопасности. Этот пункт соглашения в очередной раз подчеркивает стремление Исламской Республики Иран разрешить проблему вокруг своей ядерной программы путем переговоров и в рамках существующего правового поля. Если США и ЕС все-таки не признают официальные юридические обязательства Ирана по вопросам нераспространения ядерного оружия и попытаются силовым путем, посредством ужесточения экономических санкций или военной операции, заставить Исламскую Республику отказаться от развития мирной энергетики, эффективность этих мер давления будет значительно снижена благодаря итогам саммита. Прикаспийские страны стремятся развивать экономические отношения путем реализации совместных промышленных, транспортных проектов, отмечается постоянный рост взаимной торговли стран региона. Поэтому полноценная изоляция республики странами Запада не будет эффективной.

В случае военной операции США не смогут нанести удар по Ирану с севера, так как все участники саммита обязались не предоставлять свои территории для агрессии против любой из сторон, а это значит, что американские войска при планировании своих действий будут вынуждены искать замену аэропортам «подскока», расположенным в Азербайджанской Республике. Таким образом, стремление Ирана к соблюдению своих обязательств, а также изменение регионального баланса сил могут отложить реализацию силового плана в отношении Исламской Республики, а также исключить проведение любых вооруженных столкновений в акватории и прибрежных районах Каспийского моря. Этот фактор является ключевым для обеспечения безопасности в регионе, так как любые военные происшествия па Каспийском море грозят остановить работу нефтегазодобывающего сектора, а также заблокировать транспортировку углеводородов из региона. Это в свою очередь может серьезно ухудшить социально-экономическую ситуацию в странах региона и нанести удар по глобальной энергобезопасности.

Итоги Второго саммита имеют стратегическое для обеспечения безопасности РФ значение, так как исключают появление в регионе военных баз третьих стран, а также уменьшают вероятность проведения военной операции в акватории Каспийского моря. Данные договоренности увеличивают шансы реализации российской инициативы обеспечения безопасности в регионе «КАСФОР».

Важно также, что декларация официально признает вступившей в силу Рамочную конвенцию о защите морской среды, подписанную в 2003 г. и ратифицированную всеми странами к августу 2006 г., а это значит, что всеми участниками еще раз подтверждена ответственность за экологическое состояние самого большого внутри материкового водоема в мире. Таким образом, впервые со времени распада СССР и разрушения существовавшей до этого времени юридической базы, регламентирующей условия использования моря и его ресурсов, появился политический документ, одобренный всеми пятью странами Каспийского региона, который закладывает основу для создания международно-правовой базы в сфере безопасности, одной из наиболее важных. Также созданы условия для того чтобы в среднесрочной перспективе были решены остальные юридические вопросы правового статуса Каспийского моря. В том числе уточнена государственная граница РФ по Каспию, о чем регулярно говорят флотские специалисты [Кисловский, Сорокин, 2009, с 30-32].

Состоявшийся 18 ноября 2010 г. в Баку Третий Каспийский саммит на высшем уровне закрепил достигнутые в ходе предыдущей встречи договоренности, а также позволил продвинуться в обсуждении других вопросов статуса. Президенты подписали Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море, а также расширенное совместное заявление по итогам саммита.

Первый документ является закреплением декларации, одобренной каспийской пятеркой 16 октября 2007 г. во время Второго Каспийского саммита в Тегеране. В подписанном в Баку Соглашении оговорены сферы, в которых стороны намерены осуществлять сотрудничество, например, борьба с терроризмом, браконьерством, организованной преступностью, контрабандой, а также указан перечень министерств и ведомств, отвечающих в каждой стране за исполнение обязательств в рамках Соглашения.

Не менее значимым стало совместное заявление президентов каспийских стран по итогам саммита. Президенты выступили за придание межправительственного статуса Комиссии но водным биологическим ресурсам Каспийского моря. Кроме того, президенты договорились, что следующий саммит должен пройти в России раньше, чем через три года, а рабочая группа на уровне замминистров иностранных дел по работе над Конвенцией о статусе моря должна встречаться не реже пяти раз в год.

На саммите фактически не поднималась важнейшая и одновременно самая конфликтная для всех тема принципа раздела Каспия, однако были обозначены решения некоторых частных вопросов, которые приближают к завершению работу над правовой Конвенцией о статусе Каспия. Так, например, президент РФ Дмитрий Медведев в своем заявлении, сделанном по итогам саммита, сказал, что уже в ближайшие три месяца может быть согласован вопрос о размере национальной зоны Каспийского моря, прилегающей к береговой линии, и она составит 24-25 миль. Это подтвердили и другие главы государств. При этом размер исключительной экономической зоны важен уже сегодня, ведь «Каспийская пятерка» развивает торговое судоходство на море и этот вопрос необходимо решить, не дожидаясь определения статуса моря.

Фактически главным достижением саммита стало то, что стороны начали всерьез обсуждать насущные проблемы, в частности безопасности, размера национальной зоны, экологии, находить по ним взаимоприемлемые решения и готовить совместные документы. В условиях, когда вопрос раздела моря на сектора не будет решен в ближайшие несколько лет, крайне важно договориться о насущных экономических и политических вопросах. Без этого не получится максимально реализовать, например, транспортный потенциал Каспия или начать эффективную работу по защите экосистемы.

Вместе с тем, Туркменистан занял особую позицию по вопросу возможности прокладки транскаспийского трубопровода по дну моря. Ашхабад продолжает реализовывать политику диверсификации экспортных направлений. Так, заработал газопровод в Китай и к концу 2010 г. перекачано около 4 млрд. кубометров газа. Запущен после расширения трубопровод в Иран. Вновь поднимается вопрос о строительстве экспортного маршрута через Афганистан и Пакистан в Индию. Но главным целью для Ашхабада по-прежнему остается европейский рынок в обход России. В ходе саммита в Баку Гурбангулы Бердымухаммедов заявил: «Туркменистан твердо убежден в том, что прокладка подводного трубопровода на Каспии может осуществляться с согласия только тех сторон, через участки дна которых будет построен такой трубопровод. Естественно, что при этом будут соблюдаться самые высокие международные экологические стандарты и нормы». Планы Туркмении по созданию Транскаспийского газопровода могут ударить по позициям России, особенно на фоне строительства внутреннего туркменского газопровода «Восток-Запад», который должен соединить богатые ресурсами регионы республики с побережьем Каспия.

Одной из наиболее заметных тенденций, обозначенных в ходе подготовки и проведения саммита, стало изменение позиции Исламской Республики Иран. Возникло ощущение, что геополитическая ситуация, складывающаяся в последнее время вокруг страны, заставляет иранские власти менять подход к выстраиванию отношений с соседями по Каспийскому морю. Если раньше официальный Тегеран на всех подобных встречах жестко настаивал на разделении моря на пять равных частей, то теперь первоочередной задачей является разрушение экономической и политической блокады после введения очередного пакета санкций. Для Ирана было крайне важно добиться гарантий ненападения с севера в случае начала военной операции США и создать хотя бы видимость восстановления отношений с Россией. Однако позже выяснилось, что смена позиции Тегерана была лишь политическим ходом. Добившись гарантий безопасности, Иран вновь вернулся на прежнюю позицию по вопросам Каспия. Спустя всего неделю после встречи президентов замглавы МИД Ирана Мохаммад Мехди Ахунзаде заявил, что Тегеран не признает соглашения о разграничении части дна Каспийского моря, подписанные на двустороннем уровне рядом прибрежных государств, имея в виду договоренности России, Азербайджана и Казахстана о секторальном разделе дна Северного Каспия.

В условиях заметного роста интереса каспийских стран к региональному сотрудничеству [предстоящая – ред.] встреча в России может оказаться достаточно результативной, учитывая конструктивные отношения России практически со всеми каспийскими соседями. Для Исламской Республики Иран важно подтвердить итоги предыдущих встреч и продемонстрировать тщетность попыток США и их союзников полностью изолировать страну на мировой арене. Для Азербайджана и Казахстана Россия является одним из важнейших партнеров на международной арене, кроме того, все эти страны, являясь лидерами в СНГ по уровню экономического развития и подушевого ВВП, заинтересованы в дальнейшем экономическом развитии и региональной интеграции. Туркменистан, несмотря на наличие противоречий с Россией по вопросам тазового экспорта, старается не отставать от соседей в вопросах региональной безопасности и экономического сотрудничества. Поэтому текущая политическая ситуация способствуют продвижению российских региональных инициатив.

Примечание

(*) После Третьего каспийского саммита, проходившего в Баку 18 ноября 2010 г., в 2011 г. состоялось три заседания Специальной рабочей группы по разработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря на уровне заместителей министров иностранных дел прикаспийских государств: в Баку в апреле, в Москве в июле и в Астане в ноябре. Переговорный процесс продолжается.

Библиография

Дубнов, 2002 — Дубнов А. «Пятерка» поработала на двойку // «Время новостей». 25.04.2002.

Кисловский, Сорокин, 2009 — Кисловский В., Сорокин Ю. О морской границе России II Морской сборник. 2009, № 3.

Сноски

См. печатную версию работы.

Опубликовано: ORIENTALISTICA IUVENILE. Сборник научных статей молодых учёных Института востоковедения РАН. Вып. IV. С.184-193

Азербайджан дипломатия Каспий Россия энергетика



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info