Духовные ценности и проблемы формирования новой идеологии у народов Северного Кавказа (IV)
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Ирина БАБИЧ | 08.01.2013 | 00:00
Предыдущая часть
РОЛЬ СЕЛЬСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ И СЕЛЬСКИХ КЛУБОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Большая работа по развитию национальной культуры и традиций проводится внутри населенных пунктов Адыгеи и Карачаево-Черкесии. В Адыгее помимо сельской администрации были созданы Советы старейшин, состоящие из 10-15 чел. (представителей старшего поколения, исламского духовенства), которые помогают администрации решать хозяйственные вопросы (уборка мусора на кладбище, выпас скота, уборка села), а также аульные Адыгэ Хасэ, которые помогают сельской администрации решать многие культурно-нравственные вопросы (68). В КЧР созданы сельские общественные организации тере, которые администрация использует для урегулирования местных проблем. Одновременно с этим при мечетях в КЧР работают советы старейшин, которые также занимаются урегулированием ряда спорных вопросов (69). Руководство Адыгеи и КЧР использует эти организации для воспитания молодёжи. Например, сельская администрация может провести сход жителей и попросить членов совета осудить поведение молодёжи, которое не соответствует народным традициям (70). Подобное собрание проходило в 2007 г. в адыгейском а. Пчегатлукай, на котором обсуждался вопрос о поведении местной молодёжи на автодорогах, часто попадающей в аварии с тяжелыми последствиями. Члены совета старейшин и другие жители аула таким образом пытались вразумить молодёжь (71).
В большинстве селений Адыгеи и Карачаево-Черкесии успешно работают сельские клубы или дома культуры. В местных средствах массовой информации можно найти множество статей о деятельности подобных клубов, например, статья журналиста А. Шемгохова «Шеф аульской культуры», в которой в позигивном тоне гэассказывается о директоре сельского дома культуры Кошехабля M.Ш. Чеучеве (72). Надо сказать, что в некоторых населенных пунктах КЧР вообще нет клубов, либо они на ремонте (аа. Старокувинское, Таланта, Абазо-Хабле, Малоабазинка и др.) (73). В конце 1990 - начале 2000-х гг. в Республике Адьггея было построено несколько новьгх домов культуры (а. Нечерезий и др.), а в других аулах произведен ремонт и закуплена новая аппаратура (а. Габукай и др.) (74). Отчасти деятельность сельских клубов осложнилась после вьгхода в 2007 г. нового закона «О местном самоуправлении», согласно которому сельские дома культуры потеряли свой статус как часть сельской администрации, поэтому не могут финансироваться из ее средств.
В основе деятельности «сельских очагов культуры», как нам представляется, лежит стремление ко всесторонней пропаганде и возрождению народных традиций, адыгских, карачаевских и т. д. Так, в материалах сельского клуба черкесского а. Хабез (КЧР), мы нашли сценарий адыгейского обрядового праздника из детского цикла «Лъэтегъэуцу» («Первый шаг»), на основе которого было подготовлено театральное представление (75). В сельском клубе черкесского а. Зеюко (КЧР) в 2007 г. проводились праздники, на которых бьгли показаны бытующие в прошлом традиционные детские игры черкесов и были представлены образгдл устного народного фольклора, а также праздник «Так жили прадеды», на котором инсценировались народньге обряды (76). Сельские клубы проводят различньге конкурсы, например, конкурс исполнителей на национальных музыкальных инструментах (77). В аулах КЧР и Адыгеи часто выступают приезжие артисты из республиканских столиц: в доме культуры а. Кунчуко-Хабль и в сельском клубе а. Габукай состоялось выступление адыгейского драматического театра им. Пушкина, который показал спектакль «Нэфын» (78).
Наш разговор с одним из директоров сельского клуба, молодым 28-летним адыгом, свидетельствует о том, что в целом сельские клубы выполняют свои функции: там работают различные кружки - вокально-хоровые, театральные (например, в а. Зеюко дети ставят сатирические сценки из произведений кабардинского писателя А. Хавпачева) (79), музыкальные (например, в а. Ассоколай дети учатся игре на адыгской гармошке), кружки «Золотого шитья», «Декоратор», «Флористики», «Географии и краеведения», стендового моделирования, «Юный патриот» и др. Есть кружки, на которых дети изучают адыгские традиции (80).
Сельские клубы и дома культуры в абазинских аулах КЧР (Апсуа, Псыж и др.) имеют и свои хореографические коллективы, в которых дети обучаются национальным танцам («Абазинка»), и инструментальные ансамбли, где дети знакомятся с местными музыкальными инструментами - гармоникой, барабаном и трещётками, и хоровые коллективы («Абазги») и т. д. В сельском доме культуры ногайского а. Икон-Халк создан хореографический ансамбль «Алтынай», в котором дети обучаются национальным танцам (81). В аулах КЧР проводятся местные конкурсы: хоровой - «Алло, мы ищем таланты» и хореографический - «На балу у Терпсихоры».
Иногда сельские клубы организуют встречи жителей с писателями КЧР. Так, в черкесском а. Зеюко состоялась встреча с писателем - уроженцем аула С.Ж. Хапанцевым. В последние годы в клубах пытаются возродить показ кинофильмов, однако пока сделать это не удаётся, т. к. жители не готовы платить входную плату (82). В некоторых населенных пунктах КЧР и Адыгеи созданы свои краеведческие или этнографические музеи. Так, в а. Эркен-Халк работает музей ногайской культуры, в а. Урупском - краеведческий музеи по истории и традиции адыгов (83).
(Продолжение следует)
Примечания
(68) Чич В. Дела аульские // ТВ. 2007. № 28; ПМАА. Тетр. 1. Oп. 1. Д. 2; Тетр. 2. Он. 1. Д. 2. Шовгеновский р-н.
(69) ПМАКЧ. Тетр. 1. Oп. 1. Д. 2. Малокарачаевский р-н КЧР.
(70) ПМАА. Тетр. 3. Oп. 1. Д. 2. Урупский р-н Краснодарского края.
(71) Сход в Пчегатпукае // ТВ. 2007. № 43; ПМАА. Тетр. 3. Oп. 1. Д.2. Урупский р-н Краснодарского края.
(72) Заря. 2006. № 3.
(73) ПМАКЧ. Тетр. 1. Oп. 1. Д. 4. Малокарачаевский р-н КЧР; Тетр. 4. Oп. 1. Д. 2. Адыгэ-Хабльский р-н КЧР.
(74) ТВ. 2007. № 53; На радость аульчанам // ТВ. 2006. № 23; Открыт дом культуры // ТВ. 2006. №21.
(75) Материалы сельского клуба, селение Хабез // Архив автора.
(76) ПМАКЧ. Тетр. 2. Oп. 1. Д. 7. Хабезский р-н КЧР.
(77) Там же.
(78) ТВ. 2007. № 53.
(79) ПМАКЧ. Тетр. 2. Oп. 1. Д. 7. Хабезский р-н КЧР.
(80) Ковалев И. Там скучно не бывает // Дружба. 2007. № 10; ТВ. 2006. № 4; ПМАА. Тетр. 1. Он. 1. Д. 1. Шовгеновский р-н.
(81) ПМАКЧ. Тетр. 4. Oп. 1. Д. 2, 6. Адыгэ-Хабльский р-н КЧР; ПМАКЧ. Тетр. 5. Oп. 1. Д. 3. Прикубанский р-н КЧР.
(82) ПМАКЧ. Тетр. 4. Oп. 1. Д. 3. Адыгэ-Хабльский р-н КЧР; Тетр. 2. Oп. 1. Д. 7. Хабезский р-н КЧР.
(83) ПМАКЧ. Тетр. 4. Oп. 1. Д. 5. Адыгэ-Хаблъский р-н КЧР; ПМАА. Гетр. 3. Oп. 1. Д. 2. Урупский р-н Краснодарского края; Теучеж Н.А. Мудрость веков - молодым // ТВ. 2006. № 3.
Ирина Леонидовна БАБИЧ - в.н.с. отдела Кавказа Института этнологии и антропологии РАН, д.и.н.
Источник: Духовные ценности и проблемы формирования новой идеологии у народов Северного Кавказа // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М, ИЭА РАН, 2008. - Вып. 208. - 45 с.
Работа выполнена по программе Президиума РАН «Адаптационные механизмы и практики в традиционных и трансформирующихся обществах». Проект «Традиционные культуры Северного Кавказа: факторы и условия выживания в контексте исламского всплеска и культурной глобализации» 2006 - 2008 гг.
Адыгея Карачаево-Черкесия модернизация традиционализм