Революция «приветствий» в Армении сходит на нет, проблемы остаются
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Карине ТЕР-СААКЯН (Армения) | 25.02.2013 | 15:48
Революция «приветствий», так разрекламированная проигравшим президентскую гонку лидером партии «Наследие» Раффи Ованнисяном, судя по всему, сходит на нет. Причин тому несколько, но самая главная – отсутствие внятной программы, дальнейших действий и полная неспособность к радикальным переменам. Опробованный после почти всех президентских выборов сценарий по выводу народа на улицы, несмотря на заявления о продолжении митингов в регионах, кажется, уже изжил себя. Да и то сказать – Раффи Ованнисян и Левон Тер-Петросян – в разных весовых категориях и то, что играючи делал первый президент Армении, собирая сотни тысяч людей, лидер партии «Наследие» сделать не может.
Однако обо всем по порядку. В том, что занявший второе место кандидат обязательно будет говорить о фальсификации, никто не сомневался. Равно как и в том, что он соберет некоторое количество протестного электората. Правда, результат Ованнисяна ошеломил всех, даже, не исключено, некоторых в РПА. Набравший 37% голосов политик, ничем иным, кроме громогласных заявлений и возглавляющий весьма сомнительную партию, вряд ли поверил свалившемуся на голову успеху. А это для Ованнисяна действительно успех, если учесть то, что на парламентских выборах «Наследие» с трудом преодолевало 5%-й барьер, да и то злые языки говорили, что в этом им помогли власти. Все может быть. На этот раз Ованнисяну сильно помогло отсутствие политических тяжеловесов в лице первого и второго президентов Армении, Гагика Царукяна. Да и вообще список кандидатов, как мы уже отмечали, был, мягко говоря, не очень серьезным: чего стоили эпосовед и голодающий. Паруйр Айрикян не в счет – у него в отличие от всех остальных есть огромный политический опыт, но очень мал рейтинг.
В некотором смысле в Армении пытались сделать очередную «цветную революцию», причем уже с поправкой на менталитет, потому что армяне всегда здороваются друг с другом – «barev». Розы армяне друг другу не дарят, и оранжевый цвет приемлют только на флаге. Но приветствия оказалось недостаточно. Противостояние Россия-Запад в Армении заметно намного острее, чем в остальных странах Южного Кавказа, потому что для Москвы потеря Армении как союзника чревата, как минимум, головной болью. О максимуме говорить даже страшно. Кстати, приобретение тем же Западом этого союзника – не менее трудный вопрос. Несмотря на все привходящие обстоятельства, столь полярное деление армянских политиков не всегда правильно. Уж на что был «западником» Левон Тер-Петросян и его команда, но именно он подписал Большой договор с РФ о сотрудничестве. Не зря новый премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили заявил, что Грузии есть чему поучиться в ведении внешней политики у Армении. Зачем он это сказал: ради красного словца или просто из желания выглядеть в гостях сохранив лицо? – А может действительно сказал то, что думал…
В том, что Раффи Ованнисян является лицом «западного крыла» армянской политики, нет никакого сомнения, хотя сам лидер «Наследия» подчёркивает, что он не пророссийский, не прозападный, а именно проармянский политик. В таком случае, ему лучше было бы не раскачивать страну, ведь он как политик просто обязан увидеть, к чему приводят митинги протеста против чего или кого бы то ни было – страны Ближнего Востока на выбор: Египет, Тунис, Ливия. Вряд ли Армении, отнюдь не по всем границам окруженной доброжелателями, необходимо именно такое развитие событий. Есть еще одно соображение, которое почти никто не принимает во внимание. Президент страны – это ведь не только визиты, приемы, заседания правительства, в конце концов. Президент является Верховным Главнокомандующим и от него зависит состояние боеготовности армии, личность министра обороны, министра иностранных дел, которых по Конституции РА назначает именно президент. Армения все еще находится в состоянии войны с Азербайджаном, мирный договор между Степанакертом и Баку не подписан и когда он будет подписан – не знает никто. Обстановка на восточных рубежах напряженная, особенно в свете возможного открытия авиарейсов Ереван – Степанакерт. Сможет ли Раффи Ованнисян взять на себя эту ношу? Одно дело – целый день говорить о признании Арменией НКР, другое – эту самую НКР защищать. Некоторые, правда, могут допустить, что роль Главнокомандующего не так уж и важна, как это мы себе представляем, но в любом случае президентом должен быть волевой человек. Связно говорить и увлечь за собой толпу – дело нехитрое. Правда, в иных обстоятельствах оказывается, что как раз довольно хитрое, раз проигравший кандидат не смог собрать даже 10 тысяч человек. Дополняет напряжения ещё и то, что он повторяет шаги первого президента образца 2008 года, но без 1 марта. Кстати, сам Левон Тер-Петросян весьма уничижительно отозвался о Раффи: «пока одни разговоры, дел не вижу». Думается, что дел и не будет, поскольку Ованнисян совершенно не человек действия. Он, если кто знает, американский адвокат, а представители этой профессии привыкли больше говорить, убеждать, чем предлагать нечто радикальное. Может именно поэтому присоединившаяся к нему оппозиция требует от кардинальных шагов, чуть ли не штурма президентского дворца, а он отвечает, что надо договариваться. Причем говорит это после встречи с президентом, итоги которой он рассказал народу с точностью наоборот.
Серж Саргсян на заседании Республиканской партии сообщил, что представил Раффи Ованнисяну три сценария поствыборных развитий.
1. Раффи становится новым полюсом оппозиции, строит борьбу на цивилизованных нормах, признает, что на этих выборах занял второе место, и продолжает свою борьбу на политическом поле.
2. Раффи и его сторонники идут на радикальные шаги, будучи готовыми к подобным действиям со стороны властей.
3. Раффи сотрудничает с РПА и они «работают вместе».
«Подумай», – сказал президент Раффи Ованнисяну. Серж Саргсян сказал также на заседании исполнительного органа партии: «У нас нет проблем, пускай решают, мы готовым ко всем трем сценариям».
Однако, выступая на митинге, «серебряный призёр» представил дело так, будто это он предложил Саргсяну условия, которые тот отверг… Ну как тут не вспомнить: «Поздравляю вас гражданин соврамши».
Дальнейшее развитие ситуации видится довольно ясно: Ованнисян поездит по Армении, проведет еще пару митингов, и на этом тихо сойдет на нет. Оппозиционные силы, заявляющие сейчас о поддержке, через пару недель просто отойдут, предварительно переругавшись друг с другом. По некоторым данным, уже на несостоявшемся митинге 24 февраля дашнаки переругались со сторонниками Никола Пашиняна, шоумена былых митингов Левона Тер-Петросяна. Кстати, его появление на митинге стало тактической ошибкой Ованнисяна, который сам, в общем, не в состоянии долго удерживать толпу. Еще один минус последнего митинга – Раффи читал по бумажке. А это последнее дело для публичного политика, который хочет с помощью народа взять власть, которая ему по большому счету не принадлежит.
Надо заметить, что у г-на Ованнисяна странная логика – он говорит, что власть берет армянский народ. Получается, что РПА по главе с Сержем Саргсяном – какой-то другой народ. И вообще от частого повторения «власть принадлежит армянскому народу» кажется, что Армения в настоящее время – это США перед независимостью. «Никто не может быть выше армянского народа и гражданина Армении», – говорит он. Еще немного – и это будет звучать как «We, the people»…
А проигравшие, не сумевшие перешагнуть даже 1-2% барьер… Они тоже заняты «делом». Принявшие участие в президентских выборах оппозиционные кандидаты ведут переговоры относительно подготовки совместного заявления. Инициатива исходит от Андриаса Гукасяна. «Я предложил всем кандидатам осудить результаты этих выборов», – заявил он, добавив, что пытаются встретиться со всеми кандидатами и прийти к общему знаменателю. Раффи Ованнисян, Грант Багратян и Паруйр Айрикян уже предварительно одобрили текст заявления. Арман Меликян на предложение отреагировал отрицательно. А Вардан Седракян сказал, что сидит у себя дома, и никто никаких предложений ему не делал. Лично к Паруйру Айрикяну также не обращались.
Получилось, что итогом нынешних выборов стало не столько переизбрание Сержа Саргсяна, что, в общем-то, не стало неожиданностью, а создание на руинах Армянского общенационального движения (АОД) и Армянского национального конгресса (АНК) партии «АНК». В начале февраля Левон Тер-Петросян заявил, что АНК из блока политических сил и беспартийных должен быть трансформирован в единую политическую партию с учетом тенденций на ближайшие годы. С этой целью 23 февраля был созван внеочередной съезд АОД, на котором и было принято решение о создании новой партии. Нелишне отметить, что против переименования АОД выступил экс-спикер армянского парламента, один из активных участников комитета «Карабах» Бабкен Араркцян, у которого давно наблюдаются разногласия с первым президентом.
Общие итоги выборов в политическом плане для Армении неплохие: международные наблюдатели особо не выделяли нарушения, ограничившись чисто техническими деталями, Сержа Саргсяна поздравили коллеги-президенты, в том числе и президент Турции Абдулла Гюль, что вызвало резко негативную реакцию в Баку. Но кажется, в Анкаре на выпады Баку не обратили никакого внимания. Даже МИД Турции ответил, что поздравление Гюля – дань протоколу и традициям. При этом Саргсяна не поздравил Барак Обама при том, что Госдеп заявил, что выборы прошли намного лучше, чем предыдущие. Ну это стандартная оценка. А может Обама выжидает – чем закончится противостояние с участием Раффи Ованнесяна? Вполне возможно. Странно конечно – ведь победителя поздравило даже Государство Израиль…
Вся беда нынешних, да и предыдущих выборов в том, что народ все время надеется на «доброго царя», которого никогда не было. Никакие предвыборные обещания не могут поднять заработную плату и открыть сотни рабочих мест в стране без развитой промышленности и сырьевых ресурсов. Никто, даже действующий президент, не сможет поднять прожиточный минимум, который сейчас составляет $150 в месяц на человека. Армения – не Грузия, которую после «революции роз» на протяжении долгих лет де-факто содержали США…
Будем только надеяться, что «революция приветствий» скоро сойдет на нет. Зная деятельность Раффи Ованнисяна на всех постах, на которых ему довелось поработать, мы берёмся утверждать, что максимум его хватает на месяц-два, от силы три. Не будет исключением и митинги. Они уже сходят на нет. И если уж Левон Тер-Петросян уже 8 месяцев не проводит митингов, это о чем-то говорит. Власть – это не ключи от дворца, которые можно передать на площади, это немного другое. И уж тем более митингами эту власть получить очень трудно, в Армении особенно.
специально для kavkazoved.info
Армения выбор Кавказа