На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

ЮЖНЫЙ КАВКАЗ: ИТОГИ ГОДА (II)

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Михаил АГАДЖАНЯН | 20.12.2013 | 00:00

Роль основной внешней доминанты на Южном Каказе 2013 год сохранил за Россией. Этому способствовала более последовательная политика державы в регионе – если сравнивать с итогами прошлого года. Тогда многие эксперты фиксировали спад внимания Москвы к южнокавказскому направлению. На подобную оценку отложили отпечаток, в частности, такие факторы, как надвигавшийся в конце 2012 года провал в переговорах России и Азербайджана по Габалинской РЛС и нараставшее тогда движение Армении к интеграции в европейскую зону глубокой и всеобъемлющей торговли. Нынешний год во многом опрокинул эти тенденции. В российско-азербайджанских отношениях удалось достичь баланса интересов после «проверки» на Габалинскую РЛС. Визит президента России в республику 13 августа сыграл важную роль в деле возвращении бакинского руководства в число приоритетных для Москвы партнёров. Крупные военные контракты с Азербайджаном российская сторона, как и в прежние годы, старалась сбалансировать передачей Армении новых партий вооружений и военной техники по внутрироссийским ценам (а зачастую и вовсе безвозмедно), а также налаживанием прямых связей между оборонно-промышленными комплексами двух союзников по ОДКБ.    

Определённую разрядку в противостояние двух из трёх сторон Карабахского конфликта внесла встреча президентов Армении и Азербайджана 19 ноября в Вене. Это стало первым контактом после почти двухгодичного перерыва подобных встреч президентов республик (до этого 23 января 2012 года в Сочи) и само по себе не могло не рассматриваться как некий тактический шаг к восстановлению предыдущих форматов ведения консультаций. Интересным обстоятельством в контексте данной встречи стало её проведение на «территории западной дипломатии». Таким образом, нынешний президент России не стал настаивать на продолжении посреднических усилий своего предшественника, под эгидой которого Серж Саргсян и Ильхам Алиев на отрезке 2008-2012 годов провели ряд встреч. С учётом этого, а также других факторов регионального и международного характера можно с уверенностью предположить, что для действующего внешнеполитического руководства России достижение прорывов в процессе карабахского урегулирования в перспективе ближайших лет оценивается как крайне маловероятное. Большее внимание российской стороны в 2013 году уделялось поддержанию статус-кво в зоне конфликта, развитию прямых двусторонних связей с Арменией и Азербайджаном. В то время как совместным с США и Францией посредническим усилиям в механизме сопредседательства Минской группы Россией было уделено если и не остаточное внимание, то явно не приоритетное. 

Курс Турции на Южном Кавказе сохранил свою избирательность. Внимание Анкары по отношению к Грузии определялось приоритетностью развития экономических связей. Турция сохранила за собой место крупнейшего торгового партнёра республики. Товарооборот двух стран по итогам года должен превысить отметку $1,2 млрд. В некоторых масштабных проектах грузинских властей Турция была замечена в совместных действиях с Азербайджаном. 30 сентября Иванишвили объявил о создании Фонда частных инвестиций с капиталом $6 млрд. Деятельность фонда затронет проекты в сферах энергетики, производства, туризма, логистики и сельского хозяйства. В представлении грузинского правительства, инициатива ставит своей целью преодоление «основных вызовов» страны, привлечение прямых иностранных инвестиций. В соинвесторах Фонда представлены хорошо знакомые внешние субъекты на рынке Грузии. В частности, турецкий «Саlik Holding» и Государственный нефтяной фонд Азербайджана.

В 2013 году и в военнополитической сфере отношений с Грузией Анкара старалась действовать с опорой на трёхсторонний формат сотрудничества, с непременным вовлечением азербайджанской стороны. Наиболее резонансными, хотя и не получившими до сих пор практического наполнения, заявлениями грузинских официальных лиц стали слова министра обороны Аласания о целесообразности создания союза Турции, Грузии и Азербайджана в военно-технической сфере. 

В отношениях с Азербайджаном турецкая сторона также сделала акцент на экономический блок. Продолжилась привязка прикаспийской республики к внутреннему рынку Турции и её выгодному транзитному положению для выхода азербайджанских энергоресурсов на европейские рынки. Первым зарубежным визитом после своего очередного переизбрания на пост президента Ильхам Алиев 11-13 ноября посетил Турцию. Визит свёл в определённый баланс двусторонние отношения тесных партнёров за 2013-й год. Было подписано несколько межправительственных соглашений. Бóльшая часть азербайджано-турецких договорённостей, достигнутых по итогам визита, как и прежде, осталась вне публичного поля. Между тем, не вызывает сомнений тот факт, что связи Турции и Азербайджана продолжили обрастать антиармянскими элементами. Но в рамках политики изоляции Армении за текущий год Турция вновь предпочла ограничиться проазербайджанской внешнеполитической риторикой. И сохранием себя в обходных Армению транспортных проектах, продвигаемых Азербайджаном (железная дорога Баку – Тбилиси – Карс).

Процесс нормализации отношений Турции с Арменией ещё больше принял тупиковый характер. Некоторая активность наблюдалась весной, когда ожидалось открытие новой линии воздушного сообщения между двумя соседями, сухопутная граница которых остаётся «на замке». В последний момент Анкара уклонилась от реализации этого проекта (рейсы гражданской авиации между турецким Ваном и армянской столицей). Привычно доведя ситуацию до особой нервозности в Баку по данному поводу, Анкара в последний момент дала «задний ход». С 3 апреля авиарейсы планировалось осуществлять самолётами частной турецкой компании «Bora Jet» два раза в неделю. 29 марта стало известно о замораживании турецкой стороной на неопределённое время ранее оговорённых соглашений по началу эксплуатации новой линии авиасообщения. Нажим азербайджанского партнёра вновь дал о себе знать. 

К концу года внешнеполитическое руководство Турции отметилось рядом заявлений, из поверхностного восприятия которых следовало желание Анкары продвинуть процесс нормализации с Ереваном. Вплоть до осуществления подготовительных работ на границе для её разблокирования. Однако, заявления министра иностранных дел Ахмета Давутоглу в реальности имели имитационный характер. Эксперты связали турецкую инициативность с приближением 100-летней годовщины Геноцида армян. Помимо данного соображения, имитационные шаги Анкары следует рассматривать и под углом её отношений с Баку. Визит Давутоглу 12 декабря в Ереван для участия в работе заседания совета глав внешнеполитических ведомств стран-участниц ОЧЭС также носил декоративный характер.

Хотя внешнеполитическое внимание Ирана было отвлечено на приоритетный для него вопрос оздоровления связей с Западом, южнокавказское направление Исламской республики отметилось рядом событий. 

Ирано-азербайджанские отношения претерпели спад. В этом одну из определяющих ролей сыграл фактор углубляющихся связей Азербайджана и Израиля. В марте прозвучала оценка иранских представителей в Азербайджане о восстановлении атмосферы доверия между двумя странами. Но затем в двусторонних отношениях стали по нарастающей провляться признаки поспешности подобных оценок. Пограничные инциденты, близкие к транспортному  блокированию совместной границы ситуации между Ираном и Азербайджаном к концу года только усилили ощущение растущей двусторонней напряжённости. Некоторую надежду вселила интенсификация работ в железнодорожном проекте Казвин – Решт – Астара. Но «макропоказатели» азербайджано-иранских отношений, даже если вывести за скобки известные политические трения между соседями, свидетельствуют об очевидном застое и регрессивных тенденциях. Показательно, что если в 2007 году объём торгово-экономического оборота между Ираном и Азербайджаном составлял $539 млн., то в 2012 году он претерпел двухкратный спад - до $263 млн.

Избрание на пост президента Ирана Хасана Роухани азербайджанские эксперты встретили со сдержанным оптимизмом. По их оценкам, отношения с Азербайджаном в Иране определяет окружение верховного лидера и военный генералитет. Таким образом, приход реформатора Роухани не может внести качественных изменений в устоявшийся в Иране консервативный тренд определения курса на азербайджанском направлении.

Спад в отношениях с Азербайджаном был сбалансирован Ираном развитием связей с Арменией. Тегеран готов к расширению энергетического сотрудничества с Ереваном. Выдвинута идея увеличения поставок иранского газа на Ереванскую ТЭС для расширения известной бартерной формулы обмена «1 кубометр газа – 3 кВт/ч электроэнергии». В ноябре Армению посетила иранская делегация во главе с министром энергетики Хамидом Читчианом. Был обсуждён ход реализации совместных энергетических проектов, в частности, строительства 3-й высоковольтной линии электропередачи Иран – Армения и Мегринской ГЭС.

В стратегически важном для Армении вопросе строительства железной дороги на Иран 2013 год внёс некоторую определённость. 18 января 2013 года по поручению президента Армении министр транспорта и связи республики объявил о запуске проектов «Южная железная дорога Армении» и «Южная скоростная трасса Армении», оцениваемых в $3 млрд. В тот же день между ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога», министерством транспорта и связи Армении и компанией «Rasia FZE» (зарегистрирована в ОАЭ) был подписан трёхсторонний Меморандум о взаимопонимании по региональному сотрудничеству. Однако, данная инициативность к концу года не получила своего закрепления. Как и прежде, проект нуждается в своём технико-экономическом обосновании, после чего можно было бы определиться с привлекаемыми для его реализации инвестициями. Иран продолжает заявлять о готовности своими силами построить 60-километровый участок дороги до границы с Арменией. Инвестировать в армянский участок планируемого железнодорожного сообщения иранцы пока не намерены.

 

* * *

 

Для целей укрепления стабильности на Южном Кавказе в следующем году представляет особую значимость развитие успехов в российско-армянских отношениях. Россия будет строить в Армении новый энергоблок АЭС, располагает в концессионном управлении сетью железных дорог республики, в развитие которых намерена инвестировать 15 млрд. рублей, довела до 100-процентной свою долю в компании «АрмРосгазпром», занимает близкие к доминирующим позиции на армянском телекоммуникационном рынке. Но главный вопрос всех последних лет и десятилетий в 2013 году не получил своего разрешения. Это создание стабильной транспортной связи между двумя стратегическими партнёрами на Южном Кавказе. Если соизмерить данный вопрос с новыми тенденциями вокруг Таможенного союза, то можно попытаться выйти на интересные развязки. К Евразийскому проекту стали проявлять внимание в Иране. Там заметили продвижение Таможенного союза на юг сразу по двум, важным для Тегерана геополитическим направлениям – Южный Кавказ и Центральная Азия. Оба региона сходятся в Каспийском море, через которое и возможно прокладывание новых линий евразийской экономической интеграции из России в Иран. Немного замысловатой, но вполне работоспособной в практическом плане географической связкой России, Ирана и Армении может стать каспийский маршрут. Перспективное присоединение Ирана к Таможенному союзу откроет путь России на Армению не через кратчайший грузинский «участок», а по линии Россия – Казахстан – Каспий – Иран – Армения. Идея нуждается в глубокой проработке на экспертном уровне. В первую очередь под призмой её экономической выверенности, создания ряда трансграничных проектов с активным вовлечением всех указанных государств.

Михаил Агаджанян, внешнеполитический аналитик

Специально для kavkazoved.info

Азербайджан Армения Грузия Россия Турция



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info