НАЛИЧИЕ АВАРИЙНОГО КЛАПАНА В ВИДЕ ВНЕШНЕГО ВРАГА ОЧЕНЬ УДОБНО
ИНТЕРВЬЮ | Александр КРЫЛОВ | 14.11.2014 | 19:25
Напряженность в зоне карабахского конфликта после уничтожения азербайджанскими военными вертолета Армии обороны Карабаха нарастает. Может ли эскалация перерасти в широкомасштабные военные действия? Связано ли нынешнее обострение ситуации с общественным недовольством внутри Азербайджана? Что означает объявленное Баку «закрытие воздушного пространства»? На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью агентству «Новости-Армения» ответил президент Научного общества кавказоведов Александр Крылов.
«Новости-Армения» – Господин Крылов, Вы не раз говорили, что крупномасштабных военных действий в зоне карабахского конфликта при нынешнем балансе сил не будет. Как Вы считаете, спровоцировать войну неспособны даже подобные инциденты?
А. Крылов – Баку много лет стремится путем давления и изматывания армянской стороны вынудить Ереван капитулировать. Речи не идет о компромиссе, цель Баку – именно капитуляция Армении, возврат под контроль Баку территорий, которые там называют «оккупированными». В этом году военная составляющая этой политики постоянно наращивалась, что приводило к интенсивным боестолкновениям, а теперь к сбитому на линии разграничения армянскому вертолету.
Но может ли перерасти рост напряженности в новую войну? Думаю, что Ильхам Алиев может отдать приказ о наступлении только в том случае, если победа азербайджанской армии будет гарантирована. Это возможно только в том случае, если она будет иметь подавляющее преимущество над армянской, да еще если Азербайджан получит международную поддержку, военную поддержку Турции и согласие на все это со стороны России и других ведущих мировых игроков. Пока всего этого нет – начинать новую войну было бы слишком большой авантюрой для Ильхама Алиева, который отличается куда большим здравомыслием, чем его бывший грузинский коллега М.Саакашвили.
Это не значит, что нет никакой опасности новой войны. Рост напряженности опасен тем, что ситуация может выйти из-под контроля властей Азербайджана и Армении, может начаться стихийное развитие событий. Особенно опасно намерение Азербайджана сбивать все самолеты и вертолеты над территорией НКР, что не может не повлечь за собой ответных шагов армянской стороны.
«Новости-Армения» - Армянские эксперты считают, что Баку идет на обострение, так как обеспокоен растущим внутри страны общественным недовольством и пытается направить негативную энергию в сторону внешнего врага. Есть что-то подобное?
А. Крылов - Да, есть. Социально-экономическая ситуация в Азербайджане совершенно не соответствует тем доходам, которые страна получает от своих энергетических богатств. Значительная часть населения вынуждена уезжать на заработки в Россию, это ведет к депопуляции. Большая часть населения в сельской местности не имеет значительных доходов и выживает за счет натурального хозяйства, очень высок уровень социальной поляризации общества. В этих условиях наличие аварийного клапана в виде внешнего врага, который виноват во всех бедах и несчастьях каждого из азербайджанцев и всей страны в целом, очень удобно для нынешних властей.
Таким образом, они выпускают пар общественного недовольства и не дают котлу взорваться. Однако такая игра не может быть бесконечной, она представляет очевидную опасность для правящей элиты в виде местной разновидности «арабской весны» или «цветной революции». В условиях нерешенного конфликта политика может быть совершенно другой.
Для сравнения полезно напомнить о Кипре, где находится «третье государство турецкой нации» - признанная только Турцией «Турецкая республика Северного Кипра». Очевидно, что если бы разделенная с 1974 г. Республика Кипр проводила политику, базирующуюся исключительно на идее военного реванша - страна могла бы лишиться исторической перспективы и ситуация на острове была бы куда более драматичной, чем нынешняя.
«Новости-Армения» - Как Вы считаете, возможна ли ситуация принуждения сторон к миру в случае угрозы глобальной дестабилизации региона?
А. Крылов - В свое время США принудили Израиль и ООП принять продиктованные им условия мира. Ни к чему хорошему это не привело, за этим последовала новая волна насилия, ситуация еще больше осложнилась. В 1982 г. американские войска и их союзники в качестве международных миротворцев высадились в Ливане. Все закончилось гибелью значительного числа американских морпехов и их фактическим бегством из зоны конфликта. Более поздние примеры миротворчества в Северной Африке и на Большом Ближнем Востоке оптимизма тем более не внушают.
Осуществление сценария принуждения сторон к миру применительно к карабахскому конфликту сложно представить на практике. Какие державы готовы ввести свои войска в зону конфликта, как на это будут реагировать другие державы, у которых есть собственные интересы в регионе? Для всех это было бы слишком большой авантюрой. Могут ли быть потенциальные МС из разных стран приемлемы и для Армении, и для Азербайджана? Или они будут вводиться в зону конфликта вопреки их воле?
Для Армении и Азербайджана такой сценарий представляет собой угрозу утраты независимости, ликвидации их международной субъектности. Сценарий ввода международных МС нельзя исключать на 100%, но до начала новой войны в Карабахе и даже на ее начальном этапе вероятность его очень мала. В нынешней ситуации все потенциально возможные миротворцы будут стремиться к тому, чтобы новая война в регионе не началась. Думаю, что в Баку уверены в том, что это позволит удерживать ситуацию на грани войны, но не переходить эту грань.
«Новости-Армения» - Пойдет ли Азербайджан на серьезные шаги в рамках объявленной им «бесполетной зоны» над Карабахом?
А. Крылов – На фоне царящих в стране воинственных настроений не приходится сомневаться, что примеру награжденного министром обороны сверхсрочника Мурадова постараются последовать многие азербайджанские военнослужащие. Если у них будет возможность сбивать вертолеты в зоне конфликта – они будут это делать. Менее вероятно, что азербайджанское командование предпримет специальные меры, направленные на установление своего полного контроля над воздушным пространством НКР и начнет сбивать вертолеты над Степанакертом. Если сторонам конфликта и посредникам не удастся в очередной раз разрядить ситуацию – напряженность будет нарастать, число вооруженных инцидентов будет увеличиваться. В этом случае возрастает вероятность стихийного развития событий, о котором мы говорили ранее.
По материалам: Новости-Армения
Азербайджан Армения безопасность Нагорный Карабах