«ПОВЕДЕНИЕ ЗНАТИ ЧАСТО НЕ СООТВЕТСТВОВАЛО АПСУАРА»
ИНТЕРВЬЮ | ПОПУЛЯРНОЕ | Александр КРЫЛОВ | 27.01.2015 | 12:37
Старейшины и ученые вновь предлагают ввести в учебную программу школ и других учебных заведений преподавание Апсуара (свод понятий о нравственных нормах в традиционной абхазской культуре). О том, есть ли сегодня в современной Абхазии возможность жить "как завещали предки" мы поговорили с Александром Крыловым, мощнейшим российским исследователем традиционной абхазской культуры.
"Существует много определений Апсуара. Для меня это кодекс нравственного поведения человека в семье и обществе, абхазская сущность. Апсуара не является застывшим раз и навсегда в виде записанного кодекса правил. Это социальное явление, которое находится в процессе постоянного развития, трансформации. Но все же сформировалась Апсуара в совершенно определенной социальной среде - в среде проживавших в сельской местности абхазских крестьян – анхаю (свободных крестьян, составлявших в Абхазии XIX века подавляющее большинство населения).
Отношения анхаю со знатью и низшими сословиями являются интереснейшей темой, об этом много написано, но она заслуживает дальнейшего изучения. Отмечу лишь, что знать часто не пользовалась авторитетом в среде анхаю и нередко ее представители даже не приглашались на сельские сходы и на другие мероприятия. Происходило это потому, что поведение знати не соответствовало Апсуара, так что степень авторитета тех или иных князей зависела прежде всего не от их знатного происхождения, а от личных качеств, поведения в семье и обществе.
В современном мире все так быстро меняется, что возникает вопрос, сможет ли Апсуара соответствовать этому меняющемуся миру с его новыми информационными технологиями, культурной унификацией, часто сумасшедшим темпом жизни. Сможет ли Апсуара приспособиться к тем изменениям, которые продиктованы массовым отъездом населения из сельской местности с ее семейно-общинным крестьянским укладом жизни? Ныне большинство населения стало горожанами, что само по себе ведет к неизбежным изменениям в укладе жизни, в психологии людей.
В истории масса примеров, когда юные преобразователи жизни с упоением распевали "отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног ..." и отбрасывали традиции своих предков как что - то ненужное и безнадежно устаревшее. Без подобной страсти к переменам нельзя представить себе историю человечества. Но часто вместе с прахом ненужного и отжившего свое следующие поколения отказывались и от многого разумного и полезного, что было накоплено многими поколениями их предков. Надеюсь, что с Апсуара этого не произойдет.
Народ, который забывает о своих корнях и нравственности лишается исторической перспективы. Люди могут жить и дальше, но народ изменится до неузнаваемости или растворится, исчезнет с карты мира. Для абхазов все становится особенно драматичным ввиду объективной сложности проблемы выживания малочисленных народов в условиях нынешнего глобализирующегося мира. Надеюсь, что поднятая учеными Абхазии тема преподавания Апсуара вызовет в Абхазии общественный интерес, которого она, безусловно, заслуживает. Ведь многое будет зависеть от того, сумеют ли следующие поколения сохранить Апсуара и другие ценности своих предков.
- Об изменениях, связанных с тем, что абхазы превратились из сельской агарной нации в городскую, я и хотел поговорить. Может быть это грубо, но в каком-то смысле Апсуара, это "абхазская Библия", как свод понятий об общечеловеческих ценностях. Но кодекс так и не прописан на бумаге, что уникально для нашей эпохи.
- Библия есть записанное на бумаге слово Божие, Апсуара - это устная традиция, значит и куда более изменчивая. Если прервать передачу от отца к сыну - все исчезнет, так как записанной Апсуара ("Абхазской Библии") в природе не существует, она очень многолика в зависимости от многих обстоятельств. Нет и профессиональных служителей и толкователей, составляющих институт церкви. Жрецы и старейшины не являются оплачиваемым сословием, их авторитет, прежде всего моральный, не зафиксирован писаным правом. Попытка сделать это была, но, насколько я знаю, она не завершилась созданием Совета жрецов, принятием устава и пр. Сейчас из старых жрецов семи святилищ жив только Заур Чичба и смена поколений может привести ко многим проблемам. И у старейшин тоже. То есть со сменой поколений могут произойти большие изменения во всем комплексе традиционных институтов и религии абхазов, а это не только Апсуара.
- Не будет ли со временем какой-то "искусственности" в попытках "жить по Апсуара", в условиях формирования городской абхазской среды?
- Хуже другое - если каждый будет жить по своей собственной Апсуара, следовать ей только когда выгодно самому, навязывать под прикрытием Апсуара выгодные себе несправедливые решения и считать себя главным судьей, которому никто не указ. Моральные категории часто оказываются несовместимыми с богатством и властью, а также с человеческими слабостями и пороками. Поэтому если Апсуара не будет подкрепляться авторитетными институтами эффективного давления на тех, кто преступает мораль и право (раньше это была сельская община, включая и ближайших родственников) - то она может утратить важное общественное значение.
- Насколько верно утверждение о том, что такой феномен как Апсуара стал основной для формирования в абхазском обществе особой правовой культуры, "традиционного права", которую очень трудно интегрировать в правовую систему, принятую в современном государстве?
- Если они не противоречат друг другу - то интеграция или, по крайней мере, взаимодействие, не представляется чем - то невозможным. Недавно архиепископ Кентерберийский предлагал ввести нормы шариата в британское законодательство, чтобы не возникало правовых и прочих проблем у британских мусульман при их общении с британскими госорганами. Но ничего не нужно делать только ради того, чтобы совершить какой-то символический акт, от этого должна быть реальная польза. В данном случае, когда отсутствует четко прописанные нормы традиционного права, очевидна сложность их включения в уголовно-процессуальный кодекс или гражданское право. А вот воспитательная и контролирующая роль общества, столь важная и характерная для традиционного права, может быть очень уместной и востребованной. Например, в плане оказания положительного воздействия на отдельных "проблемных" для общества граждан и их родственников, для контроля над правоохранительными и судебными органами, деятельность которых часто вызывает в обществе критику и непонимание и т.п.
- Не помню где, но читал, что представители тех или иных культур чаще всего считают свойственными для своих культур именно те их особенности, которые уже утеряны. В этом контексте как все обстоит в плане сохранения норм Апсуара в текущий момент абхазской истории. Не поздно ли возрождать эти нормы?
- Идеализация своего прошлого встречается очень часто. Думаю, что определенная идеализация присутствует и в отношении исторического прошлого абхазов и Апсуара. У абхазов с самого начала были особые отношения с Творцом, который поселил их на своей земле. Если и есть абсолютный идеал, то это сам Творец, все остальное в той или иной мере несовершенно. Дело не в том, что Апсуара является чем - то идеальным, а в том, что в течение многих веков она позволяла абхазам сохраняться в качестве самобытного народа, была действенным средством воспитания, решения проблем и конфликтов. Пусть ее роль в современном мире не может быть такой же, какой она была в прошлом, но и сейчас она может сыграть свою важную роль в деле этнического выживания абхазов. Если же Апсуара окажется невостребованной следующими поколения, то Творцу придется забирать свою землю обратно. Потомки абхазов продолжат жить в Абхазии, но абхазов как самобытного народа уже не будет, они растворятся в окружающем мире.
Интервью записал Антон Кривенюк, по материалам: sukhum-moscow.ru
Абхазия культура традиционализм