На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

АЗЕРБАЙДЖАН: ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Публикации | Наталия ПЧЕЛИНЦЕВА, Любовь СОЛОВЬЕВА | 28.03.2015 | 00:00

Процессы глобализации, охватившие фактически все города мира, весьма заметны и в городах Южного Кавказа. Они способствуют определенной нивелировке как целого ряда материальных сторон городского быта, так и некоторых аспектов социального бытия горожан. Это справедливо и в отношении городов Азербайджана. Тем не менее, несмотря на эти общие для всего мира процессы, в городах сохраняются многие черты традиционной этнической культуры.

Столица Азербайджана город Баку – это быстро растущий город, в основном застраивающийся многоэтажными современными зданиями. Однако городская среда и здесь продолжает сохранять немало этнокультурных особенностей в различных сферах. Особое место в этом отношении принадлежит старой части города – Ичеришехер, которая в значительной степени сохраняет свой этнически окрашенный облик. Именно поэтому эти старинные кварталы так привлекательны для туристов.

Здесь на каждом шагу можно увидеть магазинчики и лавочки, где представлена сувенирная продукция, в значительной степени ориентированная на традиционные промыслы. Это керамика, вышивка, изделия из металла. В помещениях магазинов и под открытым небом выставлено для обозрения и продажи множество традиционных предметов быта, утвари, металлической и керамической посуды, знаменитые азербайджанские ковры, шелковые платки и т.д. По сути вся старая часть города представляет из себя своеобразный музей.

Баку, Ичеришехер. Традиционные утварь у сувенирного магазина (*)

Следует отметить, что одним из главных направлений деятельности Государственного историко-архитектурного заповедника «Ичеришехер» является сохранение традиций национальных ремесел, чему уделяется большое внимание в республике. Так, после проведения в начале 2012 г. в Лондоне выставки «Полет в Баку: современное искусство Азербайджана» председатель Школы традиционных искусств (Великобритания) посетил Баку с целью ознакомления с национальным прикладным искусством Азербайджана. Он встречался с мастерами-ремесленниками в Ичеришехер, в историко-культурном заповеднике «Гала», в селении Лагич. В результате этих встреч было принято решение о развитии в будущем двусторонних отношений между Школой традиционных искусств и Управлением Государственного историко-архитектурного заповедника «Ичеришехер» с целью развития народно-прикладного искусства на территории заповедников «Ичеришехер» и «Гала» (1).

Баку. Уголок Старого города (*)

В 2012 г. в Ичеришехер открылась первая в Азербайджане Галерея современного искусства «YAY». Темой выставки стал азербайджанский ковер – «традиционный и непривычный, заново переосмысленный, модернизированный и вписанный в сегодняшний век» (2). Авторов выставки, молодых художников, объединяет стремление подарить вторую жизнь азербайджанскому ковру и доказать способность культуры меняться и эволюционировать в ответ на вызовы времени. Особенно ярко и интересно эта попытка выглядит на примере ковра – самого, возможно, консервативного и с трудом поддающегося пересмотру элемента декора.

При оформлении городской среды (скверы, парки, площади) как столицы, так и районных городов также уделяется большое внимание использованию этнических элементов. Это традиционный орнамент, стилизованные предметы народного быта, изображения животных, керамические кувшины различных форм и размеров, деревянные повозки, каменные изваяния лошадей, верблюдов и др.

Баку. Оформление дворика возле кафе «Лявянги» (*)

Стены и фасады городских строений нередко украшены мозаичными панно и барельефами, на которых изображены различные сюжеты, в большинстве своем наполненные этнической спецификой. Это изображения поэтов и музыкантов, персонажей в национальных костюмах, традиционные танцы, скачки, бытовые сцены – сбор урожая, женщины с кувшинами у родника и т.д.

В декоративно-прикладном искусстве азербайджанцев, помимо геометрического орнамента, широкое распространение имеет орнамент, базовым элементом которого является так называемая «бута» – узор в виде стилизованного плода миндаля или, по другой версии, капли огня. Узор этот под разными названиями хорошо известен в Турции, Индии и других странах Востока. Бута до настоящего времени часто встречается в Азербайджане в рисунках ковров, тканей, в росписях шелковых платков-калагаев и в вышивках, в декорировании медной посуды и архитектурных сооружений, в ювелирных изделиях. Даже цветочные клумбы в парках и скверах нередко делают в форме «бута». Используется этот термин и в качестве названия. «Бута» – так называется некоммерческий центр искусства в Баку, созданный с целью поддержки, популяризации культуры Азербайджана по всему миру.

Город Шемаха. Ограда вдоль улицы (*)

В городах Азербайджана продолжает сохраняться традиция оформления родников и источников в честь знаменательных событий, в том числе в память умерших родственников, что характерно и для других регионов Южного Кавказа. В конце ХХ в. в городах подобные родники стали посвящать памяти воинов-«шахидов», погибших на Карабахской войне. В некоторых случаях, помимо надписи, там помещают и их изображения. Важную роль в трансляции и сохранении этнической культуры в городской среде играют музеи. В одном из красивейших зданий Баку – бывшем особняке нефтепромышленника и мецената Гаджи Тагиева – находится Музей истории Азербайджана, созданный в 1920 г. В начале ХХI века здание музея было отремонтировано и отреставрировано. Богатейшие коллекции музея, включающие сотни тысяч экспонатов, в том числе археологические находки, предметы народного быта, традиционную одежду, оружие и ювелирные украшения, – отражают историю и культуру Азербайджана с глубокой древности до наших дней. В музее ведется большая научная работа, постоянно устраиваются тематические выставки. В частности, в 2009 г. была организована выставка, посвященная традициям ислама в Азербайджане, связанная с тем, что Баку в том году был объявлен «Столицей исламской культуры».

Баку. Оформление источника в память погибших на Карабахской войне (*)

Как известно, ковроткачество – одно из высочайших достижений азербайджанской народной культуры. Азербайджанские ковры отличаются своеобразной композицией и декоративностью, колоритом, богатством узора, цветовой гаммы. Для изготовления ковров используют как готовую фабричную шерсть, так и изготовленную и окрашенную в домашних условиях. Сохраняется традиция дарить ковры во время свадьбы. Многие орнаменты азербайджанских ковров связаны с художественным наследием древнего населения Азербайджана, других стран Переднего и Среднего Востока (3).

Исмаиллы, День города. Традиционные музыканты-ашуги (*)

В 1960-е годы в Баку был открыт первый в мире музей ковра, где сосредоточено большое количество ценных исторических экспонатов из различных регионов Азербайджана: археологические находки эпохи бронзы (черная керамика, бронзовые изделия), фаянсовая посуда средневекового периода, художественное шитье и одежда. И, конечно, большое количество ковров и ковровых изделий – всего около миллиона единиц хранения. В музее проводят большую работу по популяризации национального культурного наследия путем проведения международных выставок, конференций, симпозиумов. В начале XXI столетия в Баку для Музея ковра и народно-прикладного искусства построено новое здание оригинальной архитектуры – в виде огромного свернутого ковра.

Городской базар в Исмаиллы (*)

Наряду с крупными музеями в городах создаются и небольшие, локальные музейные собрания, посвященные какой-либо одной из сфер культурной жизни. Так, в 2002 г. в старой части Баку был открыт новый оригинальный музей миниатюрной книги, в котором собраны редкие издания азербайджанских, русских и зарубежных классиков.

В каждом районном центре существует историко-краеведческий музей. Во время пребывания в Азербайджане мы посетили два из них. Республиканский историко-краеведческий музей в г. Шемахе был создан в 1948 г. В 2005 г. для него было построено новое просторное благоустроенное здание, в котором, помимо залов для экспозиций, есть большой демонстрационный зал для показа документальных фильмов и чтения лекций. В музее регулярно проводятся экскурсии для школьников, сотрудники музея выезжают с лекциями в школы района. В экспозиции отражена богатейшая история древней Шемахи – культурного, торгово-ремесленного и научного центра, начиная с древнейших времен, представленных археологическими находками, и до современности. В музее имеется замечательная этнографическая коллекция: традиционная повседневная и праздничная мужская и женская одежда, оружие, домашняя утварь, предметы быта и народно-прикладного искусства. Собранные в музее экспонаты освещают не только историко-этнографические реалии Шемахи, но и всей Ширванской зоны. В районном центре Исмаиллы в 2009 г. также было построено новое современное здание для историко-краеведческого музея. Экспозиция местного музея включает не только предметы традиционного быта азербайджанцев, но и других народов, населяющих Исмаиллинский район. В частности, из школьного краеведческого музея русского молоканского селения Ивановка сюда передана богатая коллекция сельскохозяйственных орудий труда. Здесь же можно увидеть замечательную металлическую посуду и утварь мастеров селения Лагич, национальную одежду, деревянную утварь и т.д.

Традиционные художественные изделия азербайджанских мастеров часто используются в интерьере городских ресторанов и отелей, придавая им национальный колорит: медная посуда, ковровые изделия, вышивки, которые отличаются богатством и разнообразием орнаментальных мотивов. Вышивкой украшают занавеси, скатерти, чехлы на диванные подушки-мутаки. Керамическая посуда используется для сервировки стола и для приготовления некоторых национальных блюд.

Еще одной традиционной отраслью декоративно-прикладного искусства, которая сохранилась и находит практическое применение сегодня, является мастерство изготовления шебеке – узорных деревянных оконных, реже дверных проемов, иногда украшенных цветными стеклами. Наилучший образец этого искусства – изысканный орнамент на окнах дворца Шекинских ханов, построенного в XVIII веке. Технология изготовления шебеке сложна и передается из поколения в поколение. Бруски и рейки, из которых собираются решетки, имеющие традиционно геометрический орнамент, изготавл иваются из твердых пород дерева – самшита, дуба, бука, ореха. Особенность создания шебеке состоит в том, что здесь не используются гвозди и клей. При малейшей неточности мастера вся конструкция может развалиться. Мастерские по и зготовлению шебеке традиционно располагаются в городе Шеки. В настоящее время шебеке широко используется не только при реставрации культурных памятников Азербайджана, но и в оформлении новых построек – отелей, ресторанов, кафе, туристических комплексов, жилых домов, ресторанов и кафе.

Здесь и далее - экспонаты выставки «Азербайджан – магическая страна огней». Прага, январь-февраль 2015 года (**)

Как уже упоминалось, керамика и различные гончарные изделия также используются при декоративном оформлении городских скверов и парков. По мнению специалистов, стране, имеющей в этой области столь древние и славные традиции, нельзя игнорировать эту отрасль художественного промысла. Если возродить художественные промыслы, подготовить молодых мастеров, художников, создать технико-экономическую базу, то можно надеяться, что художественная керамика будет иметь спрос и займет достойное место в экспорте товаров художественного назначения, тем более, что традиции пока еще окончательно не утрачены (4).

Несмотря на преобладание в быту современного городского населения товаров промышленного производства, определенную нишу занимают и изделия местных мастеров. Как известно, еще сравнительно недавно одними из самых востребованных ремесленников были медники, а их искусно изготовленные изделия высоко ценились и повсеместно использовались (5). Нередко и сейчас в городах можно встретить мастерские ремесленников, специализирующихся на изготовлении различных изделий из металла, до настоящего времени используемых в повседневном быту. Часто мастерство обработки металла передается по наследству. В частности, подобная мастерская имеется в городе Шемахе. По словам владельца этой мастерской, который сам родом из Лагича, в их семье насчитывается семь поколений мастеров. В Лагиче живут два его брата, которые продолжают традиции семьи. Сам он начал обучаться этому ремеслу с семи лет, а сейчас и его сын готов продолжить семейное дело. В ассортимент изготавливаемых этим мастером изделий, помимо традиционных кувшинов для воды, подносов и т.д., входят также пользующиеся и в настоящее время большим спросом у населения металлические печки-буржуйки. К мастеру нередко обращаются также, чтобы отреставрировать и «обновить» самовары, и в наши дни популярные среди населения Азербайджана.

Отличительной чертой азербайджанских городов можно считать не только стремление сохранить историческое наследие прошлых эпох, но и возведение новых современных спортивных сооружений, медицинских центров, парков, музеев. Так, в Шемахе, как и во всех районных центрах Азербайджана, открыт Центр имени Гейдара Алиева. Это новое здание, где имеются компьютерный центр и прекрасно оборудованный зал для конференций, снабженные самой современной техникой, кинозал, кружки для развития детского творчества. Здесь же представлены и артефакты традиционной культуры: ковроткацкий станок, ковровые изделия, керамика, металлическая посуда и др. Следует также отметить, что почти в каждом городе имеется памятник Гейдару Алиеву и парк его имени. Наряду со строительством современных комплексов в городах, особенно там, где развит туристический бизнес, стараются сберечь уникальные старинные памятники. Так, в Шемахе, наряду с другими историческими сооружениями, бережно сохраняется знаменитая Джума-мечеть – вторая по древности мечеть на Кавказе после Дербентской. Разработаны проекты ее реставрации и восстановления первоначального облика (6). В г. Исмаиллы мечеть не столь древнего времени, но и этот памятник архитектуры бережно сохраняется горожанами.

Наибольшую традиционность сохраняет пища горожан: это характерно как для домашнего обихода, так и для ассортимента блюд в многочисленных кафе и ресторанах (7). Особо следует отметить популярность традиционного тандырного хлеба и разнообразных сладостей (пахлава, шекербура и др.). Сохранение тандыров до настоящего времени объясняется тем, что выпеченный в тандыре хлеб по своим вкусовым качествам намного превосходит заводской. К тому же тандыр намного экономнее в отношении расходования топлива, при его растопке можно использовать даже хворост. После выпечки хлеба в раскаленном тандыре часто готовят различные блюда, сушат фрукты и т.д. (8) Значительную степень сохранности народных традиций питания можно заметить в любом азербайджанском городе. Так, практически на каждом шагу и в Баку, и в районных городах встречаются пекарни с тандырами.

Для городского быта характерна распространенность кухни «регионального» характера: некоторые виды традиционных блюд, ранее известные в одном регионе, становятся популярными в других регионах. Например, это относится к ленкоранской традиции приготовления «лявянги». Так называются различные блюда из овощей, рыбы, курицы со своеобразной приправой – из особой разновидности лука, дикой сливы и т.д., которые готовят в тандыре. Имеется немало кафе, где приготовляются блюда «региональной кухни» (например, «Гянджинская кухня» и др.). Хотелось бы отметить также, что у горожан до настоящего времени сохраняется характерное для земледельцев-крестьян отношение к хлебу и всем хлебным изделиям как к чему-то святому, чистому. На улицах города никогда не увидишь брошенный на землю кусок хлеба, в крайнем случае его положат куда-то повыше – на подоконник, парапет и т.д. Оставшийся в хозяйстве хлеб кладут в чистый пакет и подвешивают рядом с мусорными баками, чтобы он не упал в грязь. Этот хлеб забирают те, кто держит в своем хозяйстве домашних животных, кур и т.д.

Некоторые этнические особенности сохраняются в одежде горожан, особенно у представителей старшего поколения. У пожилых женщин это повязанные традиционным способом платки, длинные широкие юбки, безрукавки, преобладание темных цветов в одежде, у мужчин – традиционные папахи. Следует отметить влияние на одежду мусульманских традиций Востока: нередко можно увидеть молодых женщин в хиджабе, закрывающем полностью волосы, и в платье с длинными рукавами, даже в жаркую погоду. В последние десятилетия в городах появились специализированные магазины, где можно приобрести подобную одежду.

Если обратиться к современным свадебным нарядам, то видим, что одежда жениха – это, как правило, костюм и светлая рубашка, без каких-то национальных элементов, в то время как одежда невесты, несмотря на «европейский» облик (белое платье или белый/светлый костюм), нередко включает и некоторые традиционные черты. Так, сохраняется обыкновение опоясывать невесту красным поясом, использовать амулеты от сглаза и т.д. Красный пояс повязывает невесте брат жениха, когда ее увозят из родительского дома: он должен семь раз завязать и развязать пояс, желая при этом невесте «Семь сыновей и одну дочку». Пожалуй, одно из наиболее красочных явлений семейной обрядности Азербайджана – свадьба, которая не только в селениях, но и в городах сохраняет в значительной степени традиционный облик, хотя, конечно, в последние десятилетия и в этой сфере появилось немало новых черт. Подобные процессы характерны и для соседних регионов Кавказа, в частности для Дагестана (9).

Когда невесту выводят из родного дома, перед ней, согласно традиции, несут зеркало, свечи или зажженные лампы. В несколько видоизмененном виде сохраняется обычай «выкупа» невесты: мальчишки ожидают у подъезда выхода невесты и жениха, чтобы получить деньги у участников свадебного поезда. В настоящее время свадебные салоны есть не только в столице и в больших городах, но и в каждом районном центре. Как правило, там имеются не только свадебные платья, но и те разнообразные аксессуары, которые необходимы для проведения традиционного свадебного ритуала: это красивые зеркала, свечи, лампы, красочно оформленные «сахарные головы» разных размеров, различные емкости для сладостей, небольших подарков, конфет и т.д. Новшеством являются специальные наряды для невесты, продаваемые в некоторых свадебных салонах, которые она надевает на один из предсвадебных обрядов – «ночь хны».

Этническим колоритом отличаются базары азербайджанских городов. Здесь можно увидеть расписные деревянные сундуки для приданого, всевозможные вязаные шерстяные изделия, шерстяные одеяла, ковры, а также непряденую шерсть. Мастера-медники выставляют на продажу кованые гвозди, подковы, цепи, колокольчики для скота. Богатый ассортимент продаваемых на рынках продуктов наглядно демонстрирует приверженность населения к традиционной системе питания. На прилавках в изобилии представлены молочные изделия (различные сыры, кисломолочные продукты, творог и др.), свежие фрукты и овощи, множество видов зелени и различных приправ, традиционный тандырный хлеб, сушеные дикорастущие травы, используемые в пищу (конский щавель и др.) и в народной медицине (узэрик). Многообразны также соленья, консервированные фрукты и овощи, виноградные листья для приготовления долмы. Значительные этнические особенности можно отметить и в проведении праздников. Так, важным для азербайджанской традиционной культуры элементом является отмечаемый в день весеннего равноденствия праздник Новруз байрам (10). В праздничные дня устраивают ритуальные костры; сохраняется связанная с этим днем ритуальная пища – плов, сухофрукты, различные сладости. Современное празднование Новруза в городах сопровождается освещением его средствами массовой информации, театрализованными представлениями с привлечением профессиональных и самодеятельных актеров, организацией народных гуляний (11).

Новые по происхождению праздники, такие, например, как День города, также имеют этническую специфику. В 2009 г. нам довелось наблюдать подготовку к такому празднику в городе Исмаиллы. В центре города на сооруженных по такому случаю помостах были представлены традиционные ремесленные изделия, как старинные, так и выполненные современными местными мастерами: металлическая посуда, традиционные головные уборы (папахи), музыкальные инструменты, ковры разнообразных размеров и расцветок. Здесь же собрались музыканты и творческие коллективы как из Исмаиллы, так и из различных селений района. К выступлению готовились лезгинский детский фольклорный ансамбль из селения Галаджих («Лезгинский фольклор»), детский ансамбль из селения Лагич «Лагичский фольклор». Колоритно выглядела группа ашугов в традиционной для них одежде: брюки галифе, гимнастерка, высокая папаха, высокие кожаные сапоги. Исполнительское искусство ашугов и в наши дни пользуется большой популярностью, поэтому среди них можно увидеть представителей разных поколений.

Этническая сторона культуры – особый мир социальных и духовных связей и отношений, обладающих огромной силой национального притяжения, помогающих людям осознать себя частью единого целого. В этом плане очень значим национальный дизайн как способ восстановления связей между человеком и его национальной историей. Важнейшим источником дизайнерского творчества зачастую выступает многообразие национальных художественных традиций.

Не вызывает сомнения, насколько в условиях глобализации важно обращение к этнокультурной проблематике, к истокам национальной культуры. Сохранение и использование в повседневной жизни, в быту некоторых элементов национальной культуры, как материальной, так и духовной, способствуют закреплению в коллективной социальной памяти важнейших аспектов этнической истории и традиций. В Азербайджане мы можем видеть стремление не утратить исключительные черты азербайджанской культуры, ее самобытность. Этому во многом служит поддержка национальных ремесленных традиций, народных праздников, акцентирование национального колорита, что способствует сохранению и дальнейшему развитию особенностей этнокультурного облика нации, формированию национального своеобразия среды обитания человека.

ПЧЕЛИНЦЕВА Наталия Дмитриевна – научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, кандидат исторических наук

СОЛОВЬЕВА Любовь Тимофеевна – cтарший научный сотрудник Институт этнологии и антропологии РАН, кандидат исторических наук

Примечания

(2) АМИ Trend. http://www.trend.az/life/culture/2075023.html.
(3) Азербайджанцы: Историко-этнографический очерк. Баку, 1998. С. 93; Ковры и ковровые изделия // Памятники материальной культуры Азербайджана. Вып. 2. Академия наук Азербайджанской ССР. Музей истории Азербайджана. [Б.м., б.г.].
(4) Агамалиева С.М. Гончарство Азербайджана (историко-этнографическое исследование). Баку, 1987.
(5) Azerbaycan etnoqrafiyasi. Baki, 2007. Т. 1. С. 535–536; Агамалиева С.М. Традиционная утварь в связи с приготовлением и хранением пищи и напитков // Археология и этнография Азербайджана. Баку,
2004. № 1. С. 227; Чеканные медные изделия. Памятники материальной культуры Азербайджана. Вып. 3. [Б.м., б.г.].
(6) Шамахи: Путеводитель для туристов. Шамахи, 2008.
(7) Ahmadov A.-J. Introducing the Qutab and Ayran // Visions of Azerbaijan. 2011. № 7–8. Р. 96–99.
(8) Агамалиева С.М. Традиционная утварь в связи с приготовлением и хранением пищи и напитков // Археология и этнография Азербайджана. Баку, 2004. № 1. С. 226.
(9) Алимова В.М., Мусаева М.К., Магомедханов М.М. Современная дагестанская городская свадьба // Кавказский город: потенциал этнокультурных связей в урбанистической среде. СПб., 2013. С. 176–205.
(10) Пчелинцева Н.Д., Соловьева Л.Т. Азербайджанцы // Живописная Россия. 2003. № 3 (22). С. 13.
(11) Агамалиев Ф. Новруз в Ордубаде // Азербайджанский конгресс. 2008. 21 марта; Азербайджанцы. С. 271.

Источник: ГОРОД В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАРОДОВ КАВКАЗА МАТЕРИАЛЫ X КОНГРЕССА ЭТНОГРАФОВ И АНТРОПОЛОГОВ РОССИИ Москва: ИЭА РАН. 2014.

(**)  Фото Арешева А.Г.

Азербайджан городская культура ковроткачество этничность / этнополитика



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

04.12.2017

О ситуации в Закавказье в современном геополитическом контексте, путях решения карабахского конфликта и идеологическом...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

РУССКАЯ ОСЕДЛОСТЬ НА КАВКАЗЕ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII – НАЧАЛЕ XX вв.
В исследовании раскрываются особенности формирования восточнославянской этносферы на российском Кавказе. Выделяется воздействие демографического фактора на результативность интеграционного процесса. Анализируются также конфессиональные аспекты проводившейся политики. Впервые в научный оборот автором вводятся сведения из различных источников, позволяющие восстановить историческую реальность освоения края переселенцами из центральных и юго-западных субъектов государства, в том числе представителями русского протестантизма (духоборами, молоканами, старообрядцами). Рассчитана на специалистов, всех интересующихся спецификой южных ареалов страны и теми изменениями, которые произошли в их пределах в период революционного кризиса и гражданской войны 1917– 1921 гг.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2019 | НОК | info@kavkazoved.info