На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

КАК ПАМЯТНИКИ СТАНОВЯТСЯ ИНСТРУМЕНТАМИ ПОЛИТИКИ

Публикации | Александр СКАКОВ | 23.11.2015 | 21:31

О необходимости консервации сохранившихся исторических памятников и их постоянного мониторинга рассказал Александр Скаков, научный сотрудник Института востоковедения РАН .

Недавно в Министерстве культуры и охраны памятников Грузии прошла презентация фотоальбома под названием "Культурное наследие Абхазии". Выступающие, как сообщается, пытались "привлечь внимание международной общественности к тяжелому положению, в котором находятся исторические памятники на территории самопровозглашенной республики Абхазия. Но так ли "тяжело" на деле это положение?

В мероприятии приняли участие представители так называемого "правительства Автономной Республики Абхазия в изгнании", в том числе его глава Вахтанг Колбая. Было заявлено, что в сегодняшней Абхазии, якобы, "делается все, чтобы стереть грузинский след и изменить исторический вид того или иного памятника". Что это? Искренняя обеспокоенность судьбой культурного наследия Абхазии? Или стремление политизировать существующие проблемы? 

Собрание научно-методического совета прошло в Министерстве культуры и охраны историко-культурного наследия Республики Абхазия в среду 14 октября.

Автором фотографий в альбоме является историк архитектуры из Москвы Денис Белецкий, много сделавший для изучения древнейших в России храмов Кавказа. Обеспокоенность искусствоведа можно понять и разделить. Но, в данном случае, справедливое негодование ученого просто использовали в корыстных политических целях. 

"Археологи Абхазии возмущены иногда имеющими у нас место нарушениями законодательства об охране памятников и, по возможности, борются с ними, – говорит директор Абхазского государственного музея Аркадий Джопуа. – Не раз мы обсуждали проблемы Илорского и Драндского храмов. Мы делаем все возможное для спасения, консервации и реставрации памятников. Жаль, что наши соседи придают этому политическую окраску". 

В республике за состоянием памятников истории следит Департамент охраны историко-культурного наследия Министерства культуры, руководит им археолог Батал Кобахия. До недавнего времени в республике существовало Управление охраны историко-культурного наследия. Двое его прежних руководителей – Демур Бжания и Анзор Агумаа, с разницей в год, ушли из жизни. Они делали все, что могли, при мизерном финансировании и недостатке кадров. 

Что на самом деле происходит с памятниками?

Что же на самом деле происходит с памятниками культурного наследия Абхазии, состояние которых так волнует грузинскую сторону? 

Больше всего говорится об Илорском храме (XI в.), первозданный вид которого, якобы, "был полностью уничтожен". По инициативе священника храма стены храма побелили, а на крыше установили неуместную большую главку с крестом. По оценке миссии Российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ– International Council of Museums), эти изменения не являются необратимыми и вполне могут быть устранены при последующих ремонтно-реставрационных работах. 

Святого Георгия Победоносца в селе Илор.

ХРАМ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА В СЕЛЕ ИЛОР.

Еще один древний памятник, храм в селе Дранда (VI-VII вв.), сохранял первоначальную крещальную купель. По словам грузинского искусствоведа Георгия Паташури, она была полностью разрушена, "на ее месте возвели новую и обложили ее современным кафелем". Да, недостаточно образованный священник в 2011 году действительно установил на остатках древней купели железобетонную конструкцию. 

Но, видимо, возмущение общественности сделало свое дело. Да и та же самая миссия ИКОМ рекомендовала "произвести удаление новой купели безударным способом". В итоге, в настоящее время железобетонного монстра больше нет, на древней купели стоит простая деревянная бочка. 

Деревянная бочка на месте утраченной купели в Драндском храме.

ДЕРЕВЯННАЯ БОЧКА НА МЕСТЕ УТРАЧЕННОЙ КУПЕЛИ В ДРАНДСКОМ ХРАМЕ.

К сожалению, недавно здесь же, возле Драндского храма, был, опять же по незнанию, снесен без какого-либо археологического надзора значительный участок культурного слоя.

Волнуются наши грузинские коллеги и из-за состояния Бзыбского храма (IX-X вв.). Якобы, "церковь на сегодняшний день практически полностью разрушена". Из контекста вытекает, что разрушили ее именно абхазы. 

Бзыбский храм.

БЗЫБСКИЙ ХРАМ.

Между тем, стоит сличить фотографии из книги 1988 года и современный вид храма, благо находится он в двух шагах от ведущего к озеру Рица оживленного шоссе. Можно убедиться, что вид живописных руин этого храма очень мало изменился за эти десятилетия. 

То же самое касается и Амбарского храма (X-XI вв.) в Мюссере, "стены которого уже покрыты зарослями". К сожалению, благодаря субтропическому климату любое пустующее здание в Абхазии за год-два "покрывается зарослями", которые периодически (на замке Баграта в Сухуме, на руинах древнего Питиунта, на десятках других объектов) вычищают абхазские защитники старины.

Мюссерский храм.

МЮССЕРСКИЙ ХРАМ.

Абхазия как перекресток культур

В Абхазии множество ценнейших построек. Здесь оставили свой след древнегреческая, римская, византийская, грузинская, генуэзская, турецкая, русская культуры. Страна находилась на перекрестке торговых путей, привлекала купцов и завоевателей, каждый гость и пришелец оставлял здесь что-то свое. И, конечно, весь цивилизованный мир мог бы помочь бедной и разоренной войной Абхазии спасти это богатство, а не устраивать политические шабаши на руинах. 

В свое время на некоторых грузинских сайтах всячески муссировалась ложь о том, что абхазы сбили древнюю грузинскую надпись шрифтом "асомтаврули" с Беслетского моста (XI-XII вв.) на окраине Сухума. Убедиться в целости и сохранности надписи, слава богу, не составляло труда. 

Потом распространяли слухи, что на космической съемке, якобы, не виден Бедийский храм (около 999 г.) – значит, он разрушен. Храм, конечно, оказался цел. 

Конечно, в Абхазии проблем много. К примеру, пугает состояние ценнейших византийских и средневековых грузинских фресок, целые ансамбли которых сохранились в ряде храмов Абхазии. "В остро аварийном состоянии", по словам миссии ИКОМ, находится уникальный ансамбль фресок палеологовского времени (XIV в.) в храме в Лыхны.

Храм успения Богородицы в Лыхны.

ХРАМ УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ В ЛЫХНЫ.

Обстрелы из танков в 1992-1993 годах и ошибки при проведении противоаварийных работ привели к "осыпанию значительных фрагментов росписи" XIV века в Бедийском храме (заключение миссии ИКОМ). 

Осыпаются из-за протечек кровли, выполненные палехскими мастерами росписи 1911-1914 годов в соборе Святого Пантелеймона Новоафонского монастыря. Рушатся и перестраиваются романтические дачи конца XIX – начала XX веков на холмах Сухума и Гагры. Необходимо уберечь их детали отделки, спасти от убогого евроремонта. 

Наконец, следует помнить и о наследии советского периода, в частности, о выстроенном в стиле "сталинского ампира" ансамбле города Ткуарчал и прилегающих поселков. 

Нужен мониторинг и консервация

Сегодня профессионализм реставраторов является практически повсеместной проблемой. Так, серьезные вопросы вызывает восстановление восточной башни Анакопийской крепости (XI или XIV вв.). Загадочные руины башни были дополнены смотровой площадкой с угловыми зубцами. Смотровая площадка, конечно, вызывает восторг у туристов, но подлинный памятник оказался заменен новоделом. По заключению миссии ИКОМ, "вопрос о целостном восстановлении данного памятника представляется весьма сложным и неоднозначным". 

Впрочем, это – проблема не только Абхазии. Такими же новоделами являются многие замки Европы, привлекающие туристов. Кстати, подобные новоделы охотно возводят в той же Грузии. Во время оккупации верхней части Кодорского ущелья (до 2008 года), в селе Чхалта у крепости XI-XIII веков "восстановили" на старом фундаменте средневековый храм, поставив грубый новодел. В самой старинной крепости разместили воинскую часть и устроили солдатскую столовую. 

Такая же судьба постигла замененные новоделом остатки храма Святого Георгия эпохи развитого средневековья в близлежащем селе Сакен. 

В 2012 году, несмотря на протесты общественности, патриарха Илии II и ЮНЕСКО, по настоянию Михаила Саакашвили было завершено "восстановление" стоявшего с конца XVII века в руинах храма Баграта в Кутаиси (1003 г.). Отстроен он был до неузнаваемости. Вряд ли такая практика является оправданной, и можно только надеяться, что в Абхазии, которая рано или поздно станет процветающей страной, хватит мудрости не водружать над руинами бетонные макеты. 

Необходима консервация сохранившихся руин и их постоянный мониторинг. Как обычно, вопрос упирается в финансовые средства и в отсутствие профессиональных кадров. В этом Абхазии можно и нужно помочь. 

По материалам: Sputnik Абхазия

Абхазия архитектура Грузия политика и право пропаганда



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
04.12.2017

О ситуации в Закавказье в современном геополитическом контексте, путях решения карабахского конфликта и идеологическом...

21.11.2017

Интервью главы Ассоциации политологов Армении Амаяка ОВАННИСЯНА.

22.07.2016

«Наши западники должны быть искренними и честными и объяснить народу, что ждёт Армению, если она изберёт...

11.07.2016

У нас сегодня пять направлений промышленного и сельскохозяйственного развития. Особенно хорошо развивается...

29.06.2016

В работе круглого стола, состоявшегося 25 марта 2016 г. в Институте мировой экономики и международных отношений...

20.06.2016

3 июня на своем очередном заседании Комиссия по внешним связям Национального Собрания Армении одобрила...

15.06.2016

Восточный фронт Германской войны простоял на территории Кореличского района Белоруссии почти два года....

18.11.2015

В середине августа с.г. в госслужбу по безопасности пищевых продуктов Минсельхоза Армении поступили...

10.05.2015

Сергей МАРКЕДОНОВ

21.01.2015

«Исламское государство» (ИГ) актуализирует угрозы в отношении соседних с Россией стран: в январе его...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

РУССКАЯ ОСЕДЛОСТЬ НА КАВКАЗЕ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII – НАЧАЛЕ XX вв.
В исследовании раскрываются особенности формирования восточнославянской этносферы на российском Кавказе. Выделяется воздействие демографического фактора на результативность интеграционного процесса. Анализируются также конфессиональные аспекты проводившейся политики. Впервые в научный оборот автором вводятся сведения из различных источников, позволяющие восстановить историческую реальность освоения края переселенцами из центральных и юго-западных субъектов государства, в том числе представителями русского протестантизма (духоборами, молоканами, старообрядцами). Рассчитана на специалистов, всех интересующихся спецификой южных ареалов страны и теми изменениями, которые произошли в их пределах в период революционного кризиса и гражданской войны 1917– 1921 гг.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2019 | НОК | info@kavkazoved.info