На главную страницу Карта сайта Написать письмо

ИНТЕРВЬЮ

РОССИЯ, ТУРЦИЯ И ИРАН В ПРОЦЕССЕ ВЫРАБОТКИ ОБЩИХ ПОДХОДОВ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ СИРИЙСКОГО КРИЗИСА

ИНТЕРВЬЮ | Адгезал МАМЕДОВ | 21.11.2017 | 01:17

Лидер движения «Евразийский Выбор Азербайджана»  Адгезал Мамедов прокомментировал для "Ölkə.Az" встречу Путина и Эрдогана и ее результаты:

«В последнее время как в азербайджанской, так и в турецкой прессе  уделено особое внимание встреч Президента России Владимира Путина с президентом Турции Эрдоганом, а также  высказываются мнения экспертов по этому поводу. Некоторые эксперты полагают, что российское политическое руководство и турецкий лидер могут достигнуть консенсуса в контексте процессов, происходящих в регионе в целом, и это будет серьезным способом разрешения нагорно-карабахской проблемы. Согласно утверждениям некоторых наблюдателей, предметом обсуждения якобы мог стать даже возврат оккупированных азербайджанских территорий, а точнее – пяти районов за пределами административных границ бывшей Нагорно-Карабахской автономной области. Конечно, самым большим желанием каждого здравомыслящего гражданина Азербайджана является возвращение оккупированных территорий. Но часто азербайджанские эксперты под влиянием этих чувств высказывают мысли, несовместимые с реальностью. На самом деле в формировании этой точки зрения нет вины наших экспертов, потому что многие из них анализируют интересы родины наряду с процессами, происходящими в мире. Это похвально, но реальность такова, что мы не можем игнорировать эти факторы и должны принимать эти реалии с холодной логикой».

Выразив свою точку зрения насчет нынешней ситуации в  регионе, Адгезал Мамедов  привёл в подтверждение своей позиции следующие доводы:

«Одним из ярких примеров этой холодной логики является реальное состояние  региона в целом. Сегодня события в Сирии, Ираке и Саудовской Аравии неизбежно затронут все государства региона. В 2002 году, перед военной интервенцией США в Ираке, Вашингтон обратился к своему союзнику в НАТО, а именно к Турции, с просьбой о присоединении к антисаддамовской коалиции под эгидой США и вступлении в Ирак с севера. Уже в  феврале 2003 года США сосредоточили некоторую часть своих войск в Турции, чтобы присоединиться к совместной иракской операции с турецкой армией. Было запланировано нападение на Ирак с двух сторон – из Персидского залива и с территории Турции. В начале 2000-х годов многие арабские государства выступали против вмешательства США в Ирак, и Саудовская Аравия особенно критиковала американо-турецкий тандем, полагая, что он сопутствует возрождению Оттоманской Империи после ухода США из региона. В этот период Партия Справедливости и Развития Реджепа Таййиба Эрдогана уже была у власти в Турции. Тогдашний министр иностранных дел Турции Яшар Якыш (один из ярых адептов Партии Справедливости и Развития), до этого долгое время работавший в Саудовской Аравии послом, выступил с заявлением о негативном отношении к  возможному совместному с США походу против Ирака, что вызвало много вопросов и недоумение в Вашингтоне. После этого заявления с подачи ПСР турецкий парламент не предоставил армии права для совместного похода вместе с американцами против саддамовского Ирака. Кроме того, вооруженным силам США было запрещено пересекать турецкую границу для перехода в Северный Ирак. Тем не менее, влиятельные паши в турецкой армии пытались убедить власти ПСР в том, что её участие в такой операции имеет важное стратегическое значение. В частности, соответствии с этой стратегией планировалось после свержения Саддама Хусейна разделить Ирак на три кантоны и, согласно этим планам, создать буферную зону для турецкой армии на севере Ирака, чтобы разгромить Рабочую Партию Курдистана (РПК) в горах Кандиль. Также планировалось открыть военную базу Турции на севере Ирака. Между НАТО и турецкими пашами была уже заключена эта сделка, однако Партия Справедливости и Развития под руководством Реджепа Тайипа Эрдогана, в рамках романтичной мусульманской солидарности, помешала турецкой армии быть одной из ведущих актеров  в этом походе. Именно с этого момента союз с НАТО, и в частности турецко-американские отношения, сильно пошатнулись. Как США, так и Израиль начали искать новых союзников в регионе. Сначала, в целях нарушения суннитского единства в регионе отдали предпочтение арабским шиитам, но это сильно усиливало мощь Ирана. Отчаявшиеся американские стратеги стремились построить армию, объединив раздробленные курдские племена, и разрабатывали план создания так называемого «курдского государства» как средства сбалансированного давления на  регион – ибо курдский ареал окружен странами, не желавшими его существования.

Затем для поддержания в будущем этого Курдистана, чтобы он самостоятельно стоял «на ногах», был разработан проект экономической эффективности «строящегося государства». В связи с этим  рисовались новые карты. Среди них было отдано предпочтение карте Петерса, и было задумано, что для Курдистана, который будет построен на нефтяных месторождениях Мосула и Киркука, через север Сирии должен быть обеспечен выход в Средиземное море. Чтобы обеспечить этот выход, от Киркука и Мосула до Средиземного моря должны были быть протянуты нефте- и газопроводы. Таким образом, блокируя Турцию и Саудовскую Аравию, в регионе планировалось создать новое государство. Предполагалось, что в страны Персидского залива в дальнейшем подключатся к этому проекту, и их экспорт углеводородов будет осуществляться по данному трубопроводу. Ещё одной стратегических целью США было и создание новой большой военной базы на территории Курдистана, чтобы держать регион под своим контролем. Было даже задумано, что военная база Инджирлик в Турции будет переведена на новую базу Захо.

В это же время Россия экспортировала свой углеводород через Восточную Европу в Германию, Францию ​​и Италию. Но это был небезопасный экспорт, так как антироссийские силы, пришедшие к власти в Восточной Европе, не обеспечивали безопасность этих трубопроводов. В этой ситуации общие интересы вновь сблизили Россию и Турцию. Между тем, политическое руководство Турции и армия приходит к общему соглашению о сотрудничестве с Россией, начавшей вести активную политику в регионе  и дискриминировавшийся со стороны западного блока в вопросах транспортировки и выхода на энергетические рынки. После строительства трубопровода «Голубой поток» по дну Черного моря турецкая сторона обратилась к российскому политическому руководству с новым  проектом под называнием «Турецкий поток». В то же время Турция, состоящая в НАТО, под давлением Вашингтона была вынуждена вновь присоединиться к сирийской авантюре. Казалось, что США под прикрытием НАТО для своих стратегических целей силами Турции обеспечивают выход Курдистана на Средиземное море.

Как заявляет политолог, всё это делалось целенаправленно, и Турция была вовлечена в игру, в которой Эрдоган, днем и ночью критиковавший Башара Асада, на сирийском фронте остался лицом к лицу с Россией: «После активации борьбы с ИГИЛ Турция очнулась только когда поняла, что в ближневосточной географии ей не отводится никакой роли. США, как в Сирии, так и в Ираке, сотрудничали в основном  с курдскими племенами.

Другой актор на сирийской сцене – Россия – была непосредственно вовлечена в военные действия по приглашению официального Дамаска. Между тем, часть слабо вооруженных туркменов Ирака и Сирии, которых поддерживала Анкара, присоединилась к отрядам Сулеймана Касими (иранского азербайджанца по происхождению). А  свободная сирийская армия превратилась в аморфную единицу, которая потеряла всю свою боевую мощь. В этой суматохе вразрез интересам Анкары 24 ноября 2015 года сбивается  российский военный самолет, что приводит к ухудшению отношений между Россией и Турцией, столь бурно развивавшимися после окончания холодной войны. Несмотря на то, что, как сейчас утверждают, это было сделано членами группировки Фетуллаха Гюлена, на самом деле эта ситуация была заранее продуманным, способным иметь продолжение, подавляющим и амбициозным решением. С этой точки зрения политическое руководство Турции столкнулось с очень пагубной ситуацией и пожинало ее плоды. В сложившейся ситуации НАТО оставило Турцию одну на площадке и фактически не поддержало её. На политической повестке дня был черный пиар, подготовленный для Реджепа Тайипа Эрдогана.  От имени Реза Зарраба арестованного в США, иранского бизнесмена, звучали  намеки и обвинения в адрес Эрдогана. Фактически начался процесс  очернения турецкого лидера со стороны США. Велась серьезная работа с использованием внутренних сил в Турции, чтобы настроить общественное мнение против Эрдогана. Слабость Турции на сирийском фронте вызывала беспокойство и в армии. Турецкие паши, находившиеся в тесном контакте с Пентагоном, получали сигналы о необходимости избавления от Эрдогана. В этот запутанный период почти вся северная часть Ирака и Сирии переходила в руки курдских племен, поддерживаемых со стороны США. Фактически, «курдское государство», которое намечалась для  стратегических целей,  обеспечивалась  доступом к морю. Сложилась опасная ситуация, и некоторая часть армии начала даже склоняться к идее об избавлении от президента. В свою очередь, Эрдоган также знал об этой суете в армии. Он убеждал пашей, что в скором времени ситуация изменится, так как он получил определенную информацию непосредственно из окружения Путина. Москва не выступала как сторонник создания так называемого «курдского государства», как этого хотели США, поскольку было понятно, что вывод нового дешевого экспорта нефти и газа в Европу через «курдский коридор» станет серьезным ударом для российской экономики. Геополитически этот фактор также ограничивал влияние России. Страны Персидского залива, которые позже присоединятся к этому нефтегазопроводу под влиянием США, будут препятствовать существованию Дамаска и сирийского режима вокруг него. Фактически, Ближний Восток был бы объединен под руководством Соединенных Штатов для изгнания России из региона; Турция же должна была разбираться с внутренним сепаратизмом.

Таким образом, сближение России с Турцией было необходимо обеим сторонам. Восстановление отношений казалось Эрдогану спасением. Обращаясь к митингующим на площади Тахрир с взволнованными речами, турецкий лидер искал всевозможные варианты, чтобы извиниться перед Путиным и не потеряв лицо. Наконец, извинения были высказаны и отношения были восстановлены. Но у Путина сформировалась новая точка зрения по отношению к Эрдогану».

По мнению  Адгёзала Мамедова, неудачная попытка переворота 15 июля 2016 года привела к тому, что США потеряли надежду на Эрдогана. Это свидетельствует о том, что Вашингтон не хочет работать совместно с турецким лидером.

Тема Эрдогана  закрыта для Вашингтона. Знающий об этом Путин, делает свой политический ход, чтобы нейтрализовать американское влияние на регионе. Согласно соглашению, достигнутому в ходе консультаций в Астане, чтобы закрыть выход курдов в Средиземное  море, турецкой армии было выделено два кантона на севере Сирии. Евфрат, Идлиб и эти два кантона фактически препятствовали выходу курдского этногеографического ареала в Средиземное море. Однако, защищая присутствие курдских союзников в Африне между двумя кантонами, Россия начала свою дальновидную военную политику, и Анкаре было послано сообщение, что она не может выходить за некоторые рамки. Сегодня Россия имеет возможность проводить политику взаимной выгоды, как с режимом Дамаска, так и с арабами-суннитами, арабами-шиитами, а также с Ираном и со странами Персидского залива. Если Вашингтон работает на Ближнем Востоке с союзниками из стран Персидского залива, Израилем и курдами, то Россия сотрудничает со всеми ближневосточными силами и государствами. И это прекрасно понимают в Вашингтоне, осознавая и понимая преимущества России в Сирии.

В ходе встречи с Эрдоганом 13 ноября 2017 года, В. Путин сказал: «Встретившись с политическим руководством Ирана и президентом США, мы достигли соглашения о политическом решении ситуации в Сирии». Создавая противовес присутствию США на Ближнем Востоке, Россия стремится создать «четверку» с участием Турции, Ирака, и Ирана. Дальновидная политика Москвы привела к тому, что Эрдоган,  критиковавший американо-российское совместное заявление в Дананге, после встречи с России Владимиром Путиным переменил свою позицию.

По материалам: Кавказский геополитический клуб

Азербайджан безопасность Ближний Восток дипломатия Иран Россия Турция



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info