ШАМХОРСКАЯ РЕЗНЯ: СТОЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ «НЕИЗВЕСТНОЙ» ТРАГЕДИИ
Публикации | Коллектив авторов | 12.01.2018 | 23:14
На старте вступившего в свои права Нового года особенно хочется сообщать о чем-нибудь оптимистичном, радостном, внушающем надежду на дальнейшие позитивные сдвиги. Но, к сожалению, по целому ряду причин удаётся это далеко не каждый раз. Сказываются факторы как внутреннего, так и внешнего характера.
Один из таких безрадостных поводов – массовое убийство солдат и офицеров российской армии, возвращавшихся домой с Кавказского фронта I-й Мировой войны после того, как Россия, вследствие Октябрьской революции 1917 года, выпала из числа её участников. Это истребление произошло 9-12 января 1918 года на участке Шамхор-Далляр Закавказской железной дороги. Ныне исполнилось 100 лет со времени той трагедии.
В ноябре 1917 года, после свержения Временного правительства, бесславно протренькавшего несколько месяцев, начался массовый отход российских воинских формирований Кавказского фронта. Откликнувшись на призывы большевистских декретов “О мире” и “О земле”, солдаты спешили домой. Но многим не суждено было увидеть родные края…
Татарский бифштекс
После Февральской революции 1917 года армия, находившаяся на Кавказском фронте, осталась брошенной на произвол судьбы, потеряв при этом былую организацию. Началось массовое отступление. Оставляя фронт, войска по железной дороге возвращались домой. Стремясь поживиться в этом хаосе, министр внутренних дел ЗДФР (Закавказская демократическая федеративная республика – аморфное государственное образование, просуществовавшее до 26 мая 1918 года – А.Г.) Ной Рамишвили приказал задержать русских солдат на станции Шамхор. Помимо этого, существовало письменное указание одного из лидеров ЗДФР Ноя Жордания, возглавлявшего тогда краевой центр Совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов. Жордания предписывал разоружить возвращающихся с фронта русских солдат. Операцией по разоружению на железнодорожных станциях руководил грузинский князь, бывший командир Татарского конного полка, полковник Леван Магалов. Военные же действия курировали стоявшие во главе мусульманских масс азербайджанские политические деятели – член Национального совета мусульман Закавказья Аслан-бек Сафикюрдский и Худадат-бек Рустамбеков. “Мусульманский национальный комитет открыто стягивал в Елисаветполь тысячи мусульман, вооружал их, сажал в поезда на станции Елисаветполь и направлял в Шамхор. Во главе этих масс стояли Аслан-бек Сафикюрдский, доктор Худадат-бек Рустамбеков; сопровождаемые студентами, гимназистами, они с ружьями в руках непосредственно руководили военными действиями против русских солдат” (Источник: С. Беридзе. Борьба за победу Советской власти в Грузии: документы и материалы (1917 - 1921 гг.). Тбилиси, 1958).
В результате всего этого 9 января 1918 года близ села Шамхор скопилось до пяти железнодорожных составов с вооруженными русскими солдатами. На них и напали банды “закавказских татар” (искусственный этноним “азербайджанцы” появился несколько позже). Они потребовали разоружения русских солдат, на что последние ответили отказом. Начался бой, который завершился захватом поезда и последовавшей резней. В результате столкновения, по разным источникам, погибло от 2000 до 5000 русских солдат и офицеров. Захват поезда принес атаковавшим военные трофеи – около 15 тысяч винтовок, 70 пулеметов, два десятка пушек. К чему как раз стремились и грузино-азербайджанское большинство в Закавказском комиссариате, и Мусульманский комитет. Примечательная деталь: на последующих переговорах с российским военным командованием Сафикюрдский сообщил, что есть телеграмма Ноя Жордания о разоружении армии. От чего сам Жордания впоследствии всячески открещивался. Но из песни слова не выкинешь, вот та самая телеграмма, изобличающая творцов авантюры:
"ТЕЛЕГРАММА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КРАЕВОГО ЦЕНТРА С. Р. С. И К. ДЕП. Н. ЖОРДАНИЯ ВСЕМ СОВЕТАМ О РАЗОРУЖЕНИИ ЭШЕЛОНОВ
Всем советам Закавказья…
Ввиду того, что воинские части, уходящие в Россию, забирают с собой оружие и в случае неудавшегося перемирия национальные части могут остаться без достаточного вооружения для защиты фронта, краевой центр Совета Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов постановил предложить всем Советам принять меры к отобранию оружия у отходящих частей и о каждом случае доводить до сведения Краевого центра. Председатель Крацентра ЖОРДАНИЯ".
- О той ужасной трагедии до сих пор почему-то не хотят говорить во весь голос, - говорит московский журналист и историк Роман Севанский. - Мусаватисты организовали истребление ни в чем не повинных людей, пусть и в солдатской форме. А потом гордились содеянным как своим “боевым крещением”: как же – врагов поубивали, много оружия захватили! Подобная оценка, судя по всему, господствует и в сегодняшнем Азербайджане. Более того – погибших в тех боях бандитов сегодня там чествуют как шехидов, т.е. мучеников за веру. Отвратительно.
“Живущий под кровом Всевышнего под сению Всевышнего покоится”
(90-й псалом Давида, ст. 1)
На происшедшее оперативно отреагировала газета “Бакинский рабочий”: “В первой половине января 1918 года на линии железной дороги от Тифлиса до Елизаветполя тысячные банды вооруженных мусульман во главе с членами Елизаветпольского мусульманского национального комитета при помощи бронированного поезда, посланного Закавказским комиссариатом, произвели ряд насильственных разоружений уезжающих в Россию войсковых частей. Причем убиты и искалечены тысячи русских солдат, трупами которых усеяна железнодорожная линия. Отобрано у них до 15 тысяч ружей, до 70 пулеметов и два десятка пушек”.
Массовое убийство русских солдат жестко осудил Иосиф Сталин, бывший в те годы наркомом по делам национальностей РСФСР, назвав при этом конкретных виновников: «Но есть еще имена, которые должны быть названы, есть еще одно гнездо преступников, которое должно быть сметено. Это гнездо – Мусульманский национальный комитет в Елизаветполе, сплошь состоящий из реакционных беков и ханов, который 7 января вечером, основываясь на телеграмме Жордания, постановил разоружить эшелоны “во что бы то ни стало” и с невероятным бесстыдством и кровожадностью выполнил своё постановление 9–12 января». И чуть далее указывает, что, “когда «победа» была одержана, по словам очевидцев – верхом на пушке, отобранной у «врага», торжественно въехал в город «эсэр» Сафикюрдский, сопровождаемый другими героями из Мусульманского Комитета [...] Так в ходе событий отпали «социалистические» побрякушки, уступив место контрреволюционному «делу» Закавказского Комиссариата. [...] Логика вещей сильнее всякой иной логики” (Источник: “Сталин в воспоминаниях современников и документах эпохи”. Автор составитель Михаил Лобанов. М., Алгоритм, 2008). Забегая несколько вперед, констатируем: никакого наказания за совершенное злодеяние все эти беки и ханы так и не понесли. И “гнездо преступников” продолжало свое черное дело.
Погромы, убийства и мародерство имели место также на станциях Акстафа, Далляр, Джульфа, Евлах, Хачмас, Алабашли и на других участках Закавказской железной дороги. Непосредственными руководителями погромов являлись упомянутые Сафикюрдский и Магалов, а также член Мусульманского национального совета Адиль-хан Зиятханов и другие. Всему это усердно способствовали эмиссары турецкого командования, стремившиеся к разложению русских частей. По сути, упомянутые банды явились “пятой колонной” Турции – сначала Османской, потом кемалистской, - не скрывавшей своих антиармянских и антироссийских устремлений.
Уникальным историческим свидетельством стал очерк очевидца тех событий Станислава Едиевского “Шамхорская трагедия”. Очерк был опубликован в ежедневной общественно-политической и литературной газете “Баку” (в номере от 31.01.1918), издателем и редактором которой был А.Н. Лавров. Едиевский ехал в Баку из Тифлиса на почтовом поезде №4 – первом после долгого перерыва железнодорожного движения, и потому так набитом пассажирами, в особенности женщинами и детьми, что негде было стоять. Этим пассажирам выпало несчастье оказаться в эпицентре событий, когда азербайджанские банды напали на солдатские эшелоны. И сопротивление последних было сломлено. “Наши эшелоны сдались... шайкам разбойников, - пишет Едиевский. - До последнего момента мы не знали, что передние эшелоны сдаются. Мы все верили, что «наши» нас защитят. И когда часть шайки разбойников подошла к нашему поезду с требованием отдать оружие, солдаты нашего поезда отказались подчиниться. Началась стрельба. Те, у кого было оружие, вышли из вагонов на насыпь и начали отстреливаться. Но каково было тем пассажирам, которые остались в вагонах, женщинам и детям? Кто может представить себе их смятение и ужас?.. Это была кошмарная, ужасная ночь”. Стремясь как-то спастись, “люди прыгали через окна вагонов, со ступеней на насыпь, толкались; кто сильнее, шагал по слабым женщинам и детям. Многие оставили свои пожитки в вагонах. Многих татары там же около поезда грабили. Обирали до нитки, снимали сапоги, верхнее платье, не говорю про ручной багаж и деньги. Беспощадно грабили солдат. Даже с убитых и раненых снимали все до рубашки”.
Выкинутые из поезда пассажиры побрели к станции Шамхор. “И по дороге татары грабили всех, у кого что-либо осталось. А позади – пожар, валяются трупы убитых, стонут раненые... Многие шли впереди в одних рубашках, голодные, ограбленные, избитые... Состоятельные сделались нищими, здоровые потеряли здоровье, стали калеками”. Потеряв в этой суматохе свою жену, Едиевский долго разыскивал её, но – безрезультатно. “Этой ночи я никогда не забуду”, - горестно клянется он.
Шамхорская трагедия упомянута в книге современного российского писателя Виктора Николаева “Живый в помощи”. О ней главному герою повествования рассказывает армянка Каринэ – сотрудница Музея Маршала Ованеса Баграмяна в селе Чардахлу. Позволю себе привести этот отрывок полностью:
«С женской сердечностью она негромким голосом, с долгими паузами, как бы не решаясь открыться, рассказала Виктору, что он служит на очень непростом месте, почти святой земле:
— Здесь по сию пору лежит очень много твоих однополчан. Я имею право так говорить.
Каринэ, замолчав, рассматривала блюдце.
— Сотни русских солдат утрамбованы здесь в братских могилах. Там до сего дня лежат твои братья, ограбленные и изуродованные.
Это случилось с 9 по 12 января 1918 года на перегоне станций Шамхор-Далляр Закавказской железной дороги.
Тогда до тысячи вооруженных закавказских татар, засевших в окопах по обе стороны железной дороги, расстреляли находившихся в вагонах солдат. В те дни под Шамхорским мостом было пять потерпевших крушение составов: три воинских, один пассажирский и еще один, превратившийся в груду искореженного металла. Кругом трупы солдат-красногвардейцев, некоторые из них обуглились. Дальше, в ущелье речки, еще не одна сотня тел русских воинов. Все погибшие были изуродованы до неузнаваемости. У моих стариков, которые видели все это, волосы становились дыбом. Это был и есть до сих пор нераскрытый Шамхорский "Бабий Яр"».
Без срока давности
Уже несколько лет, согласно указу президента РФ Владимира Путина от 31 декабря 2012 года, 1 августа отмечается в России как День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов. Думается, такую благодарную память заслужили и те тысячи солдат и офицеров, павших в январе 1918-го у Шамхора от рук мусульманских головорезов. Для них тогда война еще продолжалась. Надеемся, что российские историки преодолеют некое негласное табу и приступят к всестороннему изучению всех фактов, относящихся к этой трагедии. Ибо Первая мировая – это не только Брусиловский прорыв или взятие Эрзерума. А и Шамхорская резня.
“Клевещите, клевещите, что-нибудь да останется!”
О чудовищных преступлениях своих непосредственных отцов и дедов сегодняшние азербайджанские госруководители предпочитают застенчиво молчать, как говорится, в тряпочку. Зато, что касается самопиара в стремлении оболгать соседние народы, беззастенчиво переписывая историю в своих шкурных интересах, тут уже стыдливости нет и в помине.
Теперь вот – шамхорский “Бабий Яр”. Не ищите в азербайджанских источниках сколько-нибудь вдумчивого обращения к тому страшному событию.
Вообще говоря, шамхорская трагедия до сих пор остаётся как-то “на задворках” постсоветской исторической и политической мысли. В той же России сегодня мало кто знает о преступлениях, совершенных азербайджанскими бандами в отношении русских солдат в январе 1918-го. Однако тому трагическому инциденту должна быть, наконец, дана принципиальная и адекватная оценка. Потомки российских солдат, павших жертвами резни, учинённой 100 лет назад, должны знать всю правду о том, по чьей вине она произошла и чьим интересам послужила. И не только потомки, но и, думается, все здравомыслящие люди наших стран. Если одним “белым пятном” на исторической карте Закавказья станет меньше, то удастся убрать еще один барьер на пути к взаимопониманию и конструктивному диалогу. Конъюнктурные перевирания и табуирования преступны и недопустимы.
Ашот ГАРЕГИНЯН, Роман СЕВАНСКИЙ
По материалам: russia-armenia.info
Азербайджан историография Первая мировая война