БЛИЗКАЯ РОССИЯ, ДАЛЕКИЙ АРЦАХ
ИНТЕРВЬЮ | ПОПУЛЯРНОЕ | Александр КРЫЛОВ | 18.11.2019 | 08:38
Тема взаимоотношений России и Армении имеет самый разнообразный спектр, а в последнее время, судя по высказываниям довольно известных политологов, в российско-армянских отношениях появилась брешь в виде дефицита доверия к руководству Армении с российской стороны, поскольку большая часть команды премьер-министра Никола Пашиняна сотрудничала с западными обществами и фондами.
Вместе с тем, произошла довольно интересная метаморфоза: выступавший в свое время против вступления Армении в ОДКБ и ЕАЭС, Никол Пашинян сегодня в качестве председательствующего в ЕАЭС активно продвигает интеграционные проекты, отстаивает форсированный переход содружества к цифровой экономике. Одним из его достижений можно назвать тот факт, что на саммите руководителей стран ЕАЭС в Ереване приняли участие Иран и Сингапур.
Мало кто знает, что с Сингапуром со стороны ЕАЭС несколько лет велись переговоры, но только Пашиняну удалось не только обеспечить участие Сингапура в саммите, но и заключить с ним соглашение о зоне свободной торговли. Для Армении, стремящейся найти подходящую модель экономического развития, опыт Сингапура очень важен. Впрочем, не только для Армении.
Одним из первых российских политологов, который на фоне массовых негативистских оценок новых армянских властей высказывался в пользу того, что с новыми властями Армении у России могут быть налажены конструктивные отношения, был Президент научного общества кавказоведов, главный научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Александр Борисович Крылов. С ним зашел разговор о динамике российско-армянских отношений и факторах, мешающих их полноценному развитию.
- Сегодня армяно-российские отношения в целом успешно развиваются. Прошел суматошный период, связанный со сменой власти в Армении в результате бархатной революции. После этого были налажены все необходимые связи и определены направления работы. Заключенные договора и соглашения выполняются и более того, имеют тенденцию к расширению. По ключевым проблемам и базовым направлениям позиции наших стран близки, по многим имеется полное взаимопонимание и согласие, в том числе в главном для Армении вопросе - национальной безопасности. В ходе недавнего визита министра обороны РФ Сергея Шойгу в Армению было озвучено решение об оснащении 102-й российской военной базы в Гюмри новыми и модернизированными образцами вооружения и военной техники. Это позволит удвоить её боевой потенциал. На фоне сложных отношений Армении с соседними государствами, это серьезный и далеко идущий ход, усиливающий гарантии безопасности Армении со стороны России.
- У многих армянских специалистов серьезное беспокойство вызывает тесное взаимодействие России с Турцией в последнее время, в том числе и военно-техническое, поставках С-400, планах закупки Турцией самолетов СУ-57, совместных операциях России и Турции в Сирии. Идет расширение сотрудничества с Азербайджаном. Не перевесят ли они армяно-российские?
- Российская политика отличается от политики других мировых игроков тем, что она не строится на дружбе с одними странами во вред третьим странам. Политика России в отношении Турции не предполагает ущемления интересов Армении, она продиктована российскими государственными интересами, в том числе стремлением не допустить милитаризации Черного моря. Турция контролирует проливы, является гарантом соблюдения конвенции Монтре, согласно которой действуют ограничения на вход в Черное море военных кораблей нечерноморских государств по тоннажу и срокам пребывания. США, которые с легкостью отказываются от своих обещаний и подписанных ими международных договоров, не раз предлагали отменить конвенцию как «устаревшую». Турция, как и Россия, выступают против, в результате конвенция Монтре продолжает действовать. Учитывая постоянную активность НАТО в Черном море, не трудно понять значение для России сотрудничества с Турцией в этом вопросе.
Турция является важным экономическим, транспортным и военным партнером, страной-транзитером российских энергоносителей на мировые рынки, что, в нынешнем украинском контексте приобретает для России особенно важное значение. Положительно сказываются российско-турецкие отношения на ситуации в Сирии. При этом Армения также играет здесь важную роль: она является единственной из стран СНГ, ЕАЭС и ОДКБ, которая стала реальным союзником России в Сирии, там успешно работают подразделения армянских саперов и медиков.
Постоянную критику в Армении вызывают поставки Россией вооружений Азербайджану. Это, пожалуй, наиболее болезненный вопрос в наших двусторонних отношениях. При этом Азербайджан закупает оружие в многих странах, но, как подчеркивают в Армении, эти страны не имеют таких тесных союзнических отношений с Арменией, как Россия. Тем не менее, в условиях жесткой конкуренции на рынках вооружений Рособоронэкспорт не считает целесообразным отказываться от поставок в Азербайджан, так как это будет использовано его конкурентами, всегда готовыми поставить азербайджанской армии любое количество вооружений. В Армении подобные доводы российских экспортеров оружия не воспринимаются ни обществом, ни властью.
При всей болезненности данной темы важно подчеркнуть, что Россия стремится поддерживать баланс в вооружениях между армянской армией и азербайджанской, который, по мнению военных экспертов, в целом соблюдается. Отметим также, что Армения – это единственная страна, которой Россия предоставила оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер», способные наносить удары на дальностях до 300 км. Все это оказывает сдерживающее влияние, делает невозможным сценарий военного решения карабахской проблемы путем победоносного блицкрига азербайджанской армии.
- Многим кажется, что с развитием отношений между Турцией, Азербайджаном и Россией, отношения между Россией и Арменией идут на спад... Это особенно ощутимо в отношении Арцаха: установлению каких-либо связей России с Арцахом принципиально противится Азербайджан, который ведет как информационную, так и дипломатическую войну против Арцаха и Армении. И Россия «ведётся» на это. В итоге традиционно прорусский край, русскоязычное население, тянущееся к России, ее культуре остается вне сферы внимания российских учреждений и институтов. Чрезвычайно высок риск того, что Россия «потеряет» Карабах. Тем более, что туда зачастили парламентарии, политики и общественные деятели из США, Англии, Германии, Франции. В конгрессе США слушали доклад министра иностранных дел Арцаха, а в Госдуме вопрос Арцаха и положении его населения ни разу не поднимался уже более 20 лет! Как будто ни такой страны, пусть и не признанной, ни такого народа не существует для России...
- В Госдуме много раз обсуждались проблемы конфликтов на постсоветском пространстве, много раз и в разных форматах обсуждалась и ситуация в зоне карабахского конфликта. Эти обсуждения всегда вызывали негативную оценку и протесты со стороны Азербайджана, там они оценивались как «антиазербайджанские акции» и результат активности «армянского лобби». В последние годы подобных слушаний действительно не проводится, так как никаких перспектив продвижения мирного процесса не просматривается.
Стороны ужесточили свои позиции до предела, теперь они стали совершенно непримиримыми. Премьер-министр Армении Никол Пашинян фактически снял с повестки дня тему самоопределения. Его заявление «Карабах – это Армения, и точка» однозначно оценивает карабахский конфликт как межгосударственный конфликт между Арменией и Азербайджаном. В ответ последовало категоричное заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева: «Карабах – это Азербайджан, и восклицательный знак». На таком фоне само по себе публичное обсуждение ситуации в зоне карабахского конфликта, в том числе и сугубо гуманитарных вопросов, неизбежно вызовет большие сложности. В результате данная тема из публичной сферы исчезла, она перешла в сферу «непубличной» дипломатии.
Действительно, в последние годы российские политики и парламентарии бывают в Арцахе гораздо реже, чем прежде. Каждая такая поездка сопровождается резкими протестами со стороны Азербайджана. Надо сказать, что подобная политика азербайджанского МИДа даёт свои результаты и контакты между Россией и Арцахом в последние годы значительно сократились. В США и ЕС все протесты азербайджанского МИДа остаются без последствий, их парламентарии продолжают ездить в Арцах в рамках различных общественных инициатив, экономических проектов и культурных обменов, в качестве наблюдателей на выборах и т.п. Со временем такая ситуация может повлиять на общественные настроения в неблагоприятном для России направлении.
Эдвард САХИНОВ, по материалам: russia-artsakh.ru
Армения Евразийский Союз Нагорный Карабах политика и право Россия