ОБ АРМЯНСКИХ «ДРУЗЬЯХ СОРОСА» И О ТЕХ, КТО С НИМИ БОРЕТСЯ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Саркис МАРТИРОСЯН | 23.01.2020 | 16:10
Наиболее шумный в Армении борец с американским миллиардером Джорджем Соросом и его знаменитым фондом бывший советник начальника полиции, учредитель общественной организации «ВЕТО» Нарек Малян написал 14 января на своей странице в Facebook о том, что организации, финансируемые фондом «Открытое общество», освобождены от ряда налогов. Активист обратил внимание на постановление за подписью вице-премьера Армении Тиграна Авиняна № 86-А, принятое еще 1 марта 2019 года и опубликованное на справочном юридическом портале Армении.
Согласно документу, неправительственные организации, получающие как правительственные, так и зарубежные гранты и имеющие отношение к благотворительности, освобождаются от уплаты ряда налогов. В их числе – налоги на товары, оборудование, книги и литературу; налоги и НДС при ввозе и приобретении учебных материалов; НДС на оплату услуг связи и телекоммуникаций, на расходы на печать, конференции, семинары, на аренду помещений, гостиничные, транспортные и другие услуги, на финансовый аудит.
Далее следует список организаций, тесно связанных с западными грантодателями (в том числе с институтом «Открытое общество»), часть из которых отличается откровенно антироссийской деятельностью. В списке – знакомые всё лица: «Клуб журналистов „Аспарез“» в Гюмри (руководитель Левон Барсегян), «Ванадзорский офис Хельсинкской гражданской ассамблеи» (Артур Сакунц), «Хельсинкский комитет Армении» (Аветик Ишханян), «Аналитический центр глобализации и регионального сотрудничества» (Степан Григорян), «Союз осведомленных граждан» (Даниел Иоаннисян), «Информационный центр Фактор» (Кнар Манукян), «Образовательный центр "Во имя равных прав"» (депутат парламента от фракции «Мой шаг» Гаяне Абрамян), «Коалиция насилия в отношении женщин» (Лара Агаронян). Из других структур – образовательных, деполитизированных, не связанных с прессой и не борющихся за права отдельных категорий граждан, можно упомянуть Ереванский государственный университет (Гегам Геворкян) и «Армянскую ассоциацию детских врачей» (Александр Саркисян). Общая сумма, признанная «благотворительной», – 3,2 млн. долл.
Некоторые из вышеупомянутых организаций, по оценке Н. Маляна, продвигают интересы ЛГБТ-сообщества, добиваются ратификации Конвенции Совета Европы «О предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием» («Стамбульская конвенция»), оптимизации в сфере здравоохранения. В этой связи заметим, что анонсированное закрытие в республике семи роддомов спровоцировало активные протестные действия граждан. Вполне логично, что публикацию Маляна оперативно растиражировали средства массовой информации, тем или иным образом аффилированные с бывшими властями Армении.
Впрочем, ответ также последовал незамедлительно, причём через публикацию на сайте «Союза информированных граждан» и не будучи сведенным к банальному «сам дурак». В частности, «неправительственные» получатели льгот ссылаются на принятый в далёком 2002 году закон «О благотворительности», согласно которому льготы по налогам, сборам и обязательным платежам предоставляются благотворительным программам, утвержденным уполномоченным органом. Далее надзор за работой с благотворительными организациями, а также над процессом освобождения от уплаты НДС с 2003 года осуществляет правительственный координационный комитет по благотворительным программам. Сфера благотворительности координируется заместителем главы правительства. Наконец, подобные налоговые льготы предоставлялись неправительственным организациям ежегодно, начиная с 1998 года (!), а после изменения порядка каждые два года они обращаются в координационный комитет по благотворительным программам для получения статуса «благотворительная организация». При этом от НДС освобождаются только расходы и действия, указанные в программе.
Иными словами, глава организации «ВЕТО», не имеющей транспарентного финансирования и тесно связанной с предыдущими президентскими администрациями, выдвигает обвинения против прозападных организаций, грантовое финансирование и отчётность которых по крайней мере частично транспарентны. Выдвигается обвинение против правительства, предоставляющего льготы различным неправительственным организациям (НПО, в российской версии некоммерческие организации – НКО). Между тем такой порядок был установлен в 1998 году при (на словах поддерживавшем «консервативные ценности») премьер-министре, а затем президенте Роберте Кочаряне, в полной мере сохранившись при его преемнике Серже Саргсяне. Несколько изменился порядок их предоставления, однако суть осталась той же. Действующие власти Армении всего лишь подтверждают своё правопреемство предшественникам – с опорой на доставшееся им вполне либеральное законодательство в этой сфере.
Добавим к этому, что имеющий репутацию «пророссийского» второй президент Армении вновь допустил в эфир местную редакцию «Радио Азатутюн / Радио Свобода», прикрытую его «прозападным» предшественником. Третий же, «многовекторный» Серж Саргсян, и вовсе, если верить авторам публикаций в российских СМИ, «преднамеренно наводнял Армению западными НКО, фондами, сектами… сдал Армению под полный протекторат США. Цель понятна – ослабление армянской государственности через девальвацию традиционных для Армении христианских ценностей, разрушение жизненного уклада семейных и многовековых традиций народа. По сути, это терроризм в отношении национального самосознания».
Здесь возникает вполне естественный вопрос о том, где было «ВЕТО» и борцы за «традиционные национальные ценности» все эти годы? Ответ очевиден: будучи парламентским большинством, эти так называемые традиционалисты и консерваторы послушно штамповали законы и поправки к ним, позволяющие «грантоедам» и сектам чувствовать себя более чем комфортно. Составляя с 1995 года различные парламентские коалиции (более всего с «традиционной» партией АРФ-«Дашнакцутюн»), Республиканская партия Армении (РПА) на протяжении 20 лет де-факто управляла страной. Под мантры о верности «традиционным ценностям» шёл последовательный процесс либерализации законов «О свободе совести и религиозных организациях», «Об общественных организациях», в результате чего секты и «грантоеды» получили такую свободу, которая им и не снилась в западных странах.
Теперь же авторы «прогрессивных» новаций громче всех кричат о засилье в армянской власти «грантоедов» и «соросят». Интересно и то, что эти же бывшие законодатели и активисты защиты «семейных ценностей» проводят акции с требованием отказаться от ратификации вышеупомянутой «Стамбульской конвенции», подписанной в период правления «традиционалистов» и «консерваторов» с С. Саргсяном во главе.
Наконец, самый главный вопрос: будет ли нынешняя власть в Армении что-то менять в «правилах игры» во имя ограничения «грантоедов» и сектантов? На этот счёт имеются большие сомнения. Действительно, если правда то, что представители указанных групп граждан и есть армянская власть, так зачем им, образно выражаясь, рубить сук, на котором они сидят?
Тем не менее ситуация не видится столь однозначной и драматичной хотя бы потому, что, помимо «соросовского» крыла, в правительстве, парламенте и государственном аппарате в целом имеются также прагматики и технократы, слабо подверженные идеологическим штампам. В частности, в ходе слушаний по бюджету-2020 глава аппарата правительства Эдуард Агаджанян заявил об отказе финансировать программу «Участие гражданского общества в государственном управлении». Он напомнил, что ранее, в рамках финансирования Общественного совета при президенте (а затем – при премьер-министре), участвовавшим в работе Совета общественным организациям и партиям оказывалась финансовая поддержка. Однако затем эту программу решили свернуть, заподозрив в ней коррупционные риски.
Конечно же, речь не идет о какой-то «революции» в сфере финансирования НПО со стороны государства, но очевидно, что оно более не намерено финансировать фантомные общественные организации. Может быть, это первая ласточка в упорядочении дел в тонкой сфере взаимоотношений «государственных мужей» и «общественников», коих порою трудно отделить друг от друга?
Кроме того, 14 января в профильной парламентской комиссии по государственно-правовым вопросам была согласована поправка в закон «Об актах гражданского состояния» о необходимости указания в документах при рождении пола ребенка. Депутат от «Процветающей Армении» Геворг Петросян так пошутил по поводу законопроекта: «Я готов поддержать данную законодательную инициативу, поскольку в свидетельстве о рождении, на мой взгляд, должен указываться пол новорожденного, потому как спустя некоторое время он может изменить своему полу, и мы тогда уже будем знать, что он предатель». Представляющий парламентское большинство глава комиссии профильной Владимир Варданян полагает, что законопроект имеет смысл, ибо при переводе документов на иностранные языки порой возникают сложности. Очевидно, что если вышеупомянутая поправка будет принята на пленарной сессии, то она создаст проблемы неправительственным организациями, активно продвигающим при поддержке «просвещённой Европы» интересы так называемого ЛГБТ-сообщества.
Упоминая о нарастающей критике премьер-министра Никола Пашиняна «гражданскими активистами», политтехнолог Акоп Бадалян связывает её и с иными аспектами беспокойства «глобалистов» за текущее положение дел. Например, не прошла законодательная инициатива «Просвещённой Армении» о снижении возрастного ценза для глав полиции и СНБ до 25 лет, что облегчило бы местным клиентам «филантропа и миллиардера» заполучить контроль над силовыми структурами со всеми вытекающими последствиями.
Конечно, это всего лишь некоторые небольшие эпизоды из довольно мозаичной картины сегодняшней Армении, однако и они свидетельствуют о её несколько более сложном и менее однозначном характере, нежели тот, который порой рисуется в публикациях некоторых местных СМИ.
Армения НПО политика и право секты