На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

ПАМЯТЬ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭТНИЧЕСКОЙ КСЕНОФОБИИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Арсен АКОПЯН | 19.05.2020 | 11:02

Общеизвестный факт: память и символика Великой Отечественной войны являются символами победы над фашизмом и нацизмом, а в более широком смысле – над расизмом, обретая тем самым общечеловеческое значение. Cоответственно, посягательства на символы и искажение памяти становятся политикой и идеологией, направленными на поощрение и раздувание ксенофобии 

Президент Азербайджана Ильхам Алиев в последнее время регулярно говорит об Азербайджане как о верном и чуть ли не образцовом наследнике этой памяти, игнорируя бесчисленные искажения и фальсификации исторических фактов в этой республике на протяжении почти полувека.

Алиев также пытается предать забвению имевшие место в недавние прошлые факты вандализма в отношении мемориалов и памятников героям Великой Отечественной войны и Великой Победе. Наконец, он умалчивает о доведённых до уровня государственной идеологии фальсификации истории, а также о политике, посредством которой в общество впрыскиваются огромные дозы этнической дискриминации, ксенофобии и расизма.

Нацеленность и посягательства на символы войны и Победы в Азербайджане начались еще в 1988-1989 гг. - в период развала СССР и формирования нового этапа карабахского противостояния, продолжившись уже в независимом Азербайджане и превратившись в неотъемлемую часть систематизированной государственной политики армянофобии.

По сути дела, в основе «национального движения» в Азербайджане лежала также борьба с памятью и символами Отечественной войны. Естественно, с соответствующей этнической направленностью и даже публичной ритуальностью вандализма.

Так, в ноябре 1988 года в Кировабаде (ныне Гянджа) средь бела дня был осквернен и разрушен бюст Маршала и дважды Советского Союза Ованнеса Баграмяна. Вначале бюст демонстративно сбросили с пьедестала, затем разбили, потащили на железнодорожный вокзал, где публично сожгли. Вандалы устроили дикие пляски вокруг костра, скандируя «Баграмян умер, Баграмян умер», после чего привязали остатки памятника к машине и протащили по проспекту Ленина. Именно в эти дни на митингах в Кировабаде представители местной власти выступали с антиармянскими речами, призывая к насилию.

Маршал Баграмян в селе Чардахлу

Впоследствии, уже в независимом Азербайджане, на месте бюста О. Баграмяна был установлен памятник Гачага Наби (Гачаг – переводится как разбойник, беглец, живущий вне власти и закона. Наби в азербайджанском фольклоре героизиртуся как местный Робин Гуд конца XIX века). Это четко указывало на политическую тенденцию: стереть в памятных местах города и района само упоминание имени Маршала СССР.

Село Чардахлу, 1980-е года. Фото: aizen-tt.livejournal.com

В 1988 году еще в советском Шуши параллельно с изгнанием армян был снесен памятник уроженцу этого города – дважды Герою Советского Союза Нельсону Степаняну.

Нельсон Степанян

Уничтожение в те годы в Азербайджане памятников дважды Героям Советского Союза и символов Победы стало даже предметом обсуждения в Верховном Совете и Генштабе Министерства обороны СССР. В ходе этих обсуждений министр обороны СССР Дмитрий Язов признался, что после страшной резни армян в Сумгаите он уже ничему не удивляется.

Разрушение памятников О. Баграмяну и Н. Степаняну вызвало недоумение и оскорбило членов комиссии, прибывшей летом 1989 года в Нагорно-Карабахскую Автономную область. Один из них, председатель Московского клуба ветеранов Н. Силов, никак не мог осознать случившееся, назвав его «варварством».

Образ Маршала Баграмяна не дает покоя и современному Азербайджану, где уже не ограничиваются уничтожением следов и стиранием памяти о выдающемся полководце. Последовательное искажение его облика и исторических фактов подпитывает царящие в этой стране армянофобию, что находит отражение в том числе в непосредственном «продукте» государственной политики – учебниках истории.

В частности, в учебнике для 11 класса азербайджанских школ отмечается, что «О. Баграмян и армянское лобби» завидовали азербайджанским военным – участникам Великой Отечественной, и препятствовали их продвижению. Как следствие, говорится, что, дескать, генерал Ази Асланов погиб «при невыясненных обстоятельствах», при этом косвенной причиной его смерти считается «армянский фактор» или «заговор». Между тем в реальности генерал был тяжело ранен и погиб на фронте от взрыва гранаты.

Подобные ложные умонастроения - якобы полководцы Баграмян и Бабаджанян во время войны препятствовали карьерному росту азербайджанских военных - тиражируются и азербайджанскими СМИ, становясь частью общественного сознания.

В связи с этим стоит привести пример того же Ази Асланова - талыша по национальности, но выдаваемого за азербайджанца, который свое первое звание Героя Советского Союза получил на основе представления бригадного командира - генерал-майора, впоследствии Героя Советского Союза Асканаза Карапетяна.

Естественно, кампания ненависти против Баграмяна и Бабаджаняна не могла не отразиться на их родном селе – легендарном Чардахлу, давшем не только двух маршалов, но и более двух десятков генералов и 7 Героев Советского Союза, и тем самым ставшем настоящим символом войны и Победы. После изгнания из села коренного армянского населения, Чардахлу в 1991-ом году было переименовано в Чанлибель.

Построенный на месте отчего дома Баграмяна в 1979 году «Музей Воинской славы», на открытии которого, кстати, присутствовал Гейдар Алиев, был разорен, затем превращен в чайхану. После чего строение и вовсе было заброшено и полуразрушено – вплоть до кражи из стен плиток. Установленный перед музеем бюст Баграмяна был снесен, взамен здесь водрузили памятник ашугу (бард) Аласкяру.

Памятник жертвам Великой Отечественно войны также был осквернен и разрушен, а его территория стала местом празднеств. Мемориал, символизировавший Родину-Мать, в 1989 году был уничтожен после соответствующего ритуала: вначале вздернули на виселицу голову женщины, а затем грудь и подол одежды замарали белой краской.

Все это говорит об одном: свои представления о карабахском противостоянии и вытекающие из этого идейно-пропагандистские постулаты Азербайджан распространяет также на символы победы над нацизмом. Эти символы, а также герои войны, фактически «приносятся в жертву» нынешнему противостоянию, укореняя, генерируя и распространяя этническую вражду и ксенофобию посредством искажения истины, и фальсификации фактов, разрушения и осквернения памятников.         

Арсен АКОПЯН, кандидат исторических наук

Азербайджан Нагорный Карабах политика и право



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

04.12.2017

О ситуации в Закавказье в современном геополитическом контексте, путях решения карабахского конфликта и идеологическом...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2020 | НОК | info@kavkazoved.info