ПАМЯТЬ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭТНИЧЕСКОЙ КСЕНОФОБИИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Арсен АКОПЯН | 19.05.2020 | 11:02
Общеизвестный факт: память и символика Великой Отечественной войны являются символами победы над фашизмом и нацизмом, а в более широком смысле – над расизмом, обретая тем самым общечеловеческое значение. Cоответственно, посягательства на символы и искажение памяти становятся политикой и идеологией, направленными на поощрение и раздувание ксенофобии
Президент Азербайджана Ильхам Алиев в последнее время регулярно говорит об Азербайджане как о верном и чуть ли не образцовом наследнике этой памяти, игнорируя бесчисленные искажения и фальсификации исторических фактов в этой республике на протяжении почти полувека.
Алиев также пытается предать забвению имевшие место в недавние прошлые факты вандализма в отношении мемориалов и памятников героям Великой Отечественной войны и Великой Победе. Наконец, он умалчивает о доведённых до уровня государственной идеологии фальсификации истории, а также о политике, посредством которой в общество впрыскиваются огромные дозы этнической дискриминации, ксенофобии и расизма.
Нацеленность и посягательства на символы войны и Победы в Азербайджане начались еще в 1988-1989 гг. - в период развала СССР и формирования нового этапа карабахского противостояния, продолжившись уже в независимом Азербайджане и превратившись в неотъемлемую часть систематизированной государственной политики армянофобии.
По сути дела, в основе «национального движения» в Азербайджане лежала также борьба с памятью и символами Отечественной войны. Естественно, с соответствующей этнической направленностью и даже публичной ритуальностью вандализма.
Так, в ноябре 1988 года в Кировабаде (ныне Гянджа) средь бела дня был осквернен и разрушен бюст Маршала и дважды Советского Союза Ованнеса Баграмяна. Вначале бюст демонстративно сбросили с пьедестала, затем разбили, потащили на железнодорожный вокзал, где публично сожгли. Вандалы устроили дикие пляски вокруг костра, скандируя «Баграмян умер, Баграмян умер», после чего привязали остатки памятника к машине и протащили по проспекту Ленина. Именно в эти дни на митингах в Кировабаде представители местной власти выступали с антиармянскими речами, призывая к насилию.
Маршал Баграмян в селе Чардахлу
Впоследствии, уже в независимом Азербайджане, на месте бюста О. Баграмяна был установлен памятник Гачага Наби (Гачаг – переводится как разбойник, беглец, живущий вне власти и закона. Наби в азербайджанском фольклоре героизиртуся как местный Робин Гуд конца XIX века). Это четко указывало на политическую тенденцию: стереть в памятных местах города и района само упоминание имени Маршала СССР.
Село Чардахлу, 1980-е года. Фото: aizen-tt.livejournal.com
В 1988 году еще в советском Шуши параллельно с изгнанием армян был снесен памятник уроженцу этого города – дважды Герою Советского Союза Нельсону Степаняну.
Нельсон Степанян
Уничтожение в те годы в Азербайджане памятников дважды Героям Советского Союза и символов Победы стало даже предметом обсуждения в Верховном Совете и Генштабе Министерства обороны СССР. В ходе этих обсуждений министр обороны СССР Дмитрий Язов признался, что после страшной резни армян в Сумгаите он уже ничему не удивляется.
Разрушение памятников О. Баграмяну и Н. Степаняну вызвало недоумение и оскорбило членов комиссии, прибывшей летом 1989 года в Нагорно-Карабахскую Автономную область. Один из них, председатель Московского клуба ветеранов Н. Силов, никак не мог осознать случившееся, назвав его «варварством».
Образ Маршала Баграмяна не дает покоя и современному Азербайджану, где уже не ограничиваются уничтожением следов и стиранием памяти о выдающемся полководце. Последовательное искажение его облика и исторических фактов подпитывает царящие в этой стране армянофобию, что находит отражение в том числе в непосредственном «продукте» государственной политики – учебниках истории.
В частности, в учебнике для 11 класса азербайджанских школ отмечается, что «О. Баграмян и армянское лобби» завидовали азербайджанским военным – участникам Великой Отечественной, и препятствовали их продвижению. Как следствие, говорится, что, дескать, генерал Ази Асланов погиб «при невыясненных обстоятельствах», при этом косвенной причиной его смерти считается «армянский фактор» или «заговор». Между тем в реальности генерал был тяжело ранен и погиб на фронте от взрыва гранаты.
Подобные ложные умонастроения - якобы полководцы Баграмян и Бабаджанян во время войны препятствовали карьерному росту азербайджанских военных - тиражируются и азербайджанскими СМИ, становясь частью общественного сознания.
В связи с этим стоит привести пример того же Ази Асланова - талыша по национальности, но выдаваемого за азербайджанца, который свое первое звание Героя Советского Союза получил на основе представления бригадного командира - генерал-майора, впоследствии Героя Советского Союза Асканаза Карапетяна.
Естественно, кампания ненависти против Баграмяна и Бабаджаняна не могла не отразиться на их родном селе – легендарном Чардахлу, давшем не только двух маршалов, но и более двух десятков генералов и 7 Героев Советского Союза, и тем самым ставшем настоящим символом войны и Победы. После изгнания из села коренного армянского населения, Чардахлу в 1991-ом году было переименовано в Чанлибель.
Построенный на месте отчего дома Баграмяна в 1979 году «Музей Воинской славы», на открытии которого, кстати, присутствовал Гейдар Алиев, был разорен, затем превращен в чайхану. После чего строение и вовсе было заброшено и полуразрушено – вплоть до кражи из стен плиток. Установленный перед музеем бюст Баграмяна был снесен, взамен здесь водрузили памятник ашугу (бард) Аласкяру.
Памятник жертвам Великой Отечественно войны также был осквернен и разрушен, а его территория стала местом празднеств. Мемориал, символизировавший Родину-Мать, в 1989 году был уничтожен после соответствующего ритуала: вначале вздернули на виселицу голову женщины, а затем грудь и подол одежды замарали белой краской.
Все это говорит об одном: свои представления о карабахском противостоянии и вытекающие из этого идейно-пропагандистские постулаты Азербайджан распространяет также на символы победы над нацизмом. Эти символы, а также герои войны, фактически «приносятся в жертву» нынешнему противостоянию, укореняя, генерируя и распространяя этническую вражду и ксенофобию посредством искажения истины, и фальсификации фактов, разрушения и осквернения памятников.
Арсен АКОПЯН, кандидат исторических наук
Азербайджан Нагорный Карабах политика и право