На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

О русских и Российском Кавказе

Публикации | 14.03.2011 | 17:54

Сегодня много и по-разному говорят о Северном Кавказе. Выросла целая плеяда маститых ученых, политиков, журналистов, которые специализируются исключительно на Юге России. Такой интерес понятен и очевиден: здесь происходят очень болезненные, но при этом не лишенные исторической яркости события. Поднимаются очень важные темы: терроризм, сепаратизм, религия, экономика, коррупция, межнациональные отношения и так далее. Это действительно очень важные проблемы, в которых нужно разбираться, о которых необходимо говорить.

Но есть проблема, о которой как-то не очень принято говорить. Хотя это проблема  носит принципиально важный характер для сохранения и развития российского Кавказа. Я говорю именно о российском Кавказе, то есть о Кавказе, имеющем вполне определенную политическую принадлежность и ориентацию. Это проблема русского населения.

Не то, чтобы об этой теме не говорят. Нет, выходят очень интересные журналистские репортажи, публикуются замечательные научные исследования, даже слышны отдельные выступления политических деятелей. Но в общем потоке информации о Северном Кавказе  проблематика русского населения теряется и становится малозаметной.

История Северного Кавказа последних лет превратилась в глазах публики в историю кавказцев. Это опасное заблуждение! Причем страдают им в первую очередь сами русские, так как в среде  кавказцев   такое заблуждение все же не так распространено.

Не совсем понятно, почему так происходит. Не хочется думать, что кто-то нарочно «закрывает» тему русских на Кавказе, понимая ее актуальность. Скорее действует банальная самоцензура, действует по принципу  «Как бы кто чего не подумал!» Но, видимо, те, кто так рассуждает, не в полной мере понимают  остроту проблемы. И вот с этого места подробнее.

Во-первых, русские – это крупнейший этнос Северного Кавказа. Если говорить об СКФО, то численность русских составляет  почти 3 млн. человек. Взяты данные переписи населения 2002 года, и в настоящее время общая численность русских изменилась, как изменилось и число русских проживающих в северокавказских республиках (в 2002 году их было 706 тысяч человек). И тем не менее русские остаются самым большим народом на российском Кавказе. Можно ли говорить о проблемах региона и не касаться крупнейшего регионального этноса?

Во-вторых, можно, конечно, зажмурить глаза и записать всех разом в новую историческую общность «российский народ», записать просто по месту рождения. Но здравый смысл и окружающая действительность говорит, что это не так. Мы разные. У нас разный родной язык, мы по-разному молимся, у нас различные идеалы, непохожая внешность. Критическая ли это разность? Нет! Нет, эта разность не критическая. Но не потому, что мы народы России все такие уж гуманисты, и именно нам доступно священное сокровище добрососедства. Наша разность является не критической, потому что многие поколения наших предков пробами и ошибками научились уживаться вместе. Мы притерлись! В той или иной степени выучили обычаи друг друга. Сформировали  общие традиции и обычаи. У нас есть наши общие победы вне зависимости от того, какой мы национальности.

Но при этом не стоит упрощать все лишь до уровня бытовых контактов и народной дипломатии.   Когда говорят о той или иной степени близости народов,  говорят об их интегрированности в единое языковое, социальное, политическое, культурное и экономическое пространство. Для такой сложной интеграции не достаточно совместного проживания и народной дипломатии. Интеграция происходит на основе языка, баланса интересов и  ценностей, понятных и более или менее принимаемых гражданами страны, независимо от их этнической принадлежности. Помимо этого необходим интегратор, то есть социальная или этническая группа, которая  может (или смогла бы) обеспечить распространение этих общих ценностей от центра страны до самых до окраин и смогла обеспечить соблюдение более или менее приемлемого баланса интересов различных народов, в том числе на Кавказе.

  

 

И этим интегратором являются русские, которые плохо или хорошо, но в целом сводят все разрозненные ниточки этнических интересов в единую ткань российской жизни. Не какая-то абстрактная идентичность и не СМИ, а именно русское население. В том числе и на юге, где русские, являются связующим звеном между Северным Кавказом и остальной Россией. И никто другой в обозримом будущем на себя эти функции взять не сможет, даже если захочет, так как другие народы Кавказа этого просто не примут. Или в качестве интеграторов осетин примут ингуши, а чеченцев - народы Дагестана, карачаевцев - кабардинцы и так далее? Здесь можно парировать тем, что если жизнь становится все хуже, то зачем такой  интегратор. Я так не считаю. Это требует отдельного анализа, и я постараюсь провести его дополнительно.

В-третьих, забывая про то, что русские такой же этнос Кавказа, как, скажем, черкесы или даргинцы, мы создаем крайне опасную ситуацию. Вкратце опишу ее, разложив на две составляющие: с точки зрения кавказских этносов и с точки зрения русских.

Когда я говорю о кавказских этносах, то имею в виду этносы, для которых Кавказ является (или являлся) местом проживания основной части населения. Для меня «кавказскость»  в большей степени территориальный, а не этнический критерий.

Итак, когда представители кавказских этносов  начинают считать, что русские это новый или пришлый народ на Кавказе (забывая о том, что русские в разных частях Кавказа селились, начиная с 11 века), то для некоторых горячих голов это может означать, что русских нужно выдавливать отсюда, можно убивать, что территории расселения русских – это захваченные территории, которые непременно необходимо освободить и так далее.

Когда русские начинают считать себя некавказским этносом в том смысле, что Кавказ не является исконной территорией их проживания, то это означает, что для каких-то горячих голов, скажем, в армейских или других силовых структурах Кавказ начинает выглядеть как колония, в которой русские, как основной этнос России, временно находится. А раз это колония, значит можно здесь вести себя в качестве легионеров, то есть брать ресурсы или какой-либо из видов ренты, можно проводить карательные операции, можно бомбить, не оглядываясь ни на что. Скажем, какому-нибудь абстрактному  русскому полковнику, генералу или политику бомбить Вологодчину не приснится и в кошмарном сне, а Чечню можно, потому что это колония, потому что кто-то не очень умный объяснил, что русские на Кавказе временно, что Кавказ не является домом для русских.

Так можно ли, говоря о российском Кавказе, забывать о русских? Мне кажется, что это очень опасно для всех, и для кавказцев и для русских.

Существуют и другие обстоятельства, которые объясняют крайнюю необходимость говорить о проблемах русского населения Северного Кавказа и поднимать эту тему на различных уровнях. Но и описанного представляется достаточным.

Нравится это кому-то или нет, но  вне русского населения, ощущающего Кавказ своим домом, Северный Кавказ будет  становиться все менее российским регионом со всеми вытекающими отсюда как для России, так и для северокавказских регионов последствиями. Хотя номинально российская принадлежность может и сохраняться. Это не означает, что русской темой исчерпываются проблемы Северного Кавказа. Нет. Существует множество разноплановых проблем, они касаются в том числе и положения других этносов. Но комплекс проблем связанных с состоянием, положением, ролью русского населения и взаимодействием русских с северокавказскими этносами, является одним из наиболее значимых для российского Кавказа. А то внимание, которое уделяется данной теме в СМИ, научном сообществе и политических кругах  представляется явно недостаточным. Причем подобная ситуация длится десятилетиями, что усугубляет характер проблем. Сохранить российский Кавказ в качестве полноценного российского региона вне постановки проблемы русских  сложно. Увидеть проблему и начать говорить о ней –  значит  сделать первый шаг к ее решению.

И.В.Савченко, к.соц.н., доцент

Источник: Русский Обозреватель

Кавказ Россия



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info