На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

Геостратегическое положение города Ленкорань

Публикации | Ирада МАМЕДОВА (Азербайджан) | 13.10.2011 | 00:00
3 комментариев

История города Ленкорань и его населения в период ханств до сих пор не нашла своего должного отражения в исторической литературе. Поэтому мы будем, основываясь на сведения восточных и западноевропейских источников, а также данные архивных материалов рассматривать геостратегическое положение города Ленкорани, происхождение его названия, его роль в социально-экономическом развитии ханства.

Название города Ленкорань упоминается еще во второй половине XVI века английским путешественником Лоренс Чепменем как Лайгон[1]. Дьяк Семен Емельянов во время правления царя Федора Ивановича (1584-1598) побывал в городе Лягонарке[2] (Ленкорани - И.М). Английский путешественник Техтандер, побывавший в Ленкорани 8 августа 1603-м году сообщает, что город Ленкорань находился в Гилянской провинции Ирана в 1 миль от Каспийского моря [3]. Иван Брехов, посланный в 1614-м году разузнавать о судьбе послов Тихонова и Бухарова, встречается с Тихоновым в Кызылагадже, а потом вместе прибывают в город Лянкярань [4].

Немецкий путешественник, посетивший город Ленкорань в начале XVII века сообщает, что город управляет курджибаши (от слова горуджубаши, т.е. глава охраняющих-И.М) [5]. Катиб Челеби в своей книге Джаханнюма локализует город Ленкорань на западном берегу Каспийского моря, чуть ниже города Кызылагаджа [6]. Деминский упоминает город Лянкярань как торговый пункт [7].

По сообщению А.Волынского городок Лянкеран имеет положения места на обеих сторонах реки Лянкеру (Лянкяранчай - И.М.)… Поселением сие место домов ста два или малым побольше (на обеих сторонах реки), однако ж из них  большая часть простых мужичьих домов [8].

Бутков П. локализует город Лянкярань на берегу Каспийского моря на 30 верст севернее от города Астары [9]. Лерх, посетивший Азербайджан 1745-1747-х гг. сообщал, что в городе Ленкорани дома расположены вдали друг от друга и окружены деревьями[10].

Теймурбек Байрамалибеков, описывая географическое положение  города Ленкорань, пишет - Ленкорань стоит на левом берегу горной реки Ленкоранки под 38˚ северной широты и 48˚ 51 восточной долготы (по Кавказскому календарю - Ленкорань находится 38-44 северной широте и 66-33 восточной долготе [11]), при впадения ее на Каспийское море, именуемое по-тюркски Хазар-дяàзы. Главное занятие горожан и сельчан составляет торговля, рыболовство, огородничество, хлебопашество, рисоводство, овцеводство и скотоводство[12].

По архивному документу город Ленкорань находился на берегу Каспийского моря, при устье р. Лянкяранки, был построен в XVIII Кара ханом, отцом Мир Мустафа хана [13]. Мнение о том, что город Ленкорань основал Кара хан ошибочное. Название Ленкорани как город упоминается еще в XVI веке, начиная 1654 года, был резиденцией Ленкоранского хана Сейид Аббаса, назначенный на эту должность шах Аббасом II [14]. Из указа изданной сефевидским государем Султан Гусейном (в ноябре 1703 году) видно, что правителем Мугана включая и город Ленкорань был Аббасгулу хан[15], а 1726-м году правителем Ленкорани был Омир Агис [16] (Мир Азиз - И.М). После смерти Надир шаха 1747-м году город Ленкорань стал  центром самостоятельного Ленкоранского ханства [17], т.е. во время правления ленкоранского Гара хана (1747-1786). После этого г. Ленкорань сыграет важную роль в экономической и политической жизни Ленкоранского ханства. Если до правления Гара хана город Ленкорань был центром Ленкорана и Мугана, то во время его правления с присоединением Астаринского, Асалимского, Кергенрудского и Вилкиджского магалов[18] стал центром Талыша и Мугана. Гара хан построил в Ленкоране ханский дворец, мечети, базар, бани, караван-сараи.

Березин И.Н. так описывает город Ленкорань - Окружность города до трех с половиною верст; на этом пространстве живет до 3000 жителей. Город представляет странный вид; камышовые, обмазанные глиной домики перемешаны лужайками и садами, и городской чинности здесь совсем не видно. Городские лавки расположены вне крепости, торговля Ленкорани очень ничтожна [19]. Далее Березин сообщает, что крепость Ленкорань имеет вид трапеции, длинная сторона которой, имеющая протяжения чуть-чуть… не версту, обращена к морю; эта фигура обведена со всех сторон рвом, который наполняется водою из речки Лянкяранки под крепостными выстрелами [20].

Основу городской торговли составлял рынок. В города существовало два рынка - Верхний (Юхары базар - И.М.) и вне крепостных стен Нижний (Ашагы базар - И.М.) рынок. Судя по плану города Ленкорани, основной рынок находился вне крепости, у дороги ведущей к крепости [21]. По данным Саида Али (исследователь по истории Ленкорани-И.М.) в городском рынке находился 40 лавок. В этих лавках продавали промышленные товары [22]. Легкобытов В. сообщает, что на базаре находится 9 сараев, из коих 7 из камыша, 1 из дерева и 1 из нежженого кирпича. Посреди города есть мечет[23].

Ленкорань занимала значительное место в торгово-экономических связях. Стоянками для русских судов служили также Ленкорань и остров Сары в Кызылагаджском заливе. В архивах хранится подробное описание Ленкорани, составленное русским чиновником Шубиным в 1785 г. В нем Ленкорань характеризуется как один из основных пунктов русско-азербайджанской торговли на Каспийском море [24]. Однако, по данным М.Скибиневского (консул России в Энзели - И.М.) уже в 90-х годах XVIII в. торговля в Ленкорани была незначительной - разве одно российское судно проходит из Баку за дровами; а съестные припасы, пшено, пшеничную муку, мед, масло коровье и сыр вывозят в Баку на киржимах ленкоранские киржимщики; из Баку в замену вывозят нефть и соль. В 1795 году весною на российском судне купеческом и на военном вывезено было в Астрахань пшено Сарачинского до четырех тысяч пудов. Того же года один купец астраханский купил в Ленкорани произведенного шелку двадцать пуд, добротою равного рящинскому. По сообщению М.Скибиневского в Ленкорани можно бы довести шелковое производство до хорошего состояния, но безпрестанныя нападения от гилянцев, особливо при Ага-Магомет-хане, по нарочному приказанию его, весьма препятствовали ленкоранским жителям в оном производстве, большую часть шелковичных дерев нарочно истребили[25]. По данным Броневского, в Ленкоране получали шелк высокого качества, хотя и в небольших размерах, не уступавший по качеству гилянскому [26]. Из Ленкорани в Россию вывозили рис и шелк. По данным 1781 года в Ленкоране высший сорт шелка-сырца ценился 150 руб. за пуд, средний сорт - 140 руб.[27]

В. Легкобытов сообщает, что в Ленкорань (в начале XIX) привозится товаров - из Закавказских провинций на 19 т. руб.; и Астрахани до 29 т. руб. и из Персии на 15 т. руб. серебром. Товары доставлялись водою, как из Астрахани, Баку, так и из Персии; таким образом, и отправлялись из Ленкоранского ханства, исключая тех, которые следует в Тебриз и Ардебиль или из этих городов в Ленкоранское ханство. Водяная перевозка товаров чрезвычайно выгодна. По мнению В. Легкобытова Ленкорань может быть важным пунктом для торговли транзитной. Транзитный торг русскими товарами с Персиею (государство Гаджаров - И.М.) и Персидскими с Астраханью был довольно значительным. Ежегодно провозились из Астрахани чрез Ленкорань для Персии товаров на 180 т. руб. серебром. Недостаток складочных мест препятствовали усилению транзита [28]. Для усиления привоза товары в Ленкорани ценились дешевле, чем в Баку и Астрахани. Шелк здесь ценился от 75 до 100 руб. серебром пуд, в Баку 120, а в Астрахани 150 руб. серебром. Чернильных орешков привозили до 200000 пудов [29].

По своему географическому положению Ленкорань сыграл важную роль в торговом отношении. Он был соединен с Россиею посредством реки Волги, а с Персиею – Каспийским морем. Путь сухопутный шел через Ленкорань, Ардебиль, Султанию, Тегеран на Исфаган и далее до берегов Персидского залива[30]. Ленкорань находился в 40 верстах от Персии и в близком расстоянии от всех лучших торговых городов – Ардебиль, Тебриза, Зинзили, Решта, Астрабада, Тегерана. Богатые произведения лучших Персидских провинций и городов могут удобно доходить до Ленкерана как морским, так и сухим путями [31].

И.Березин считал, что суда становится на расстоянии трех верст на семи саженях глубины, где илистый грунт хорошо держит якоря; вероятно отсюда и произошло название города Ленкорань, означающее якорь, якорное место [32].

Байрамалибеков Т. дает две версии про название Ленкорани - одни производит ее от персидских слов лянгяр - якорь, кунан - бросить, что означает в переводе место, куда бросают якорь, т.е. место, где стоят суда, говоря иначе судостоянка. Другие убежденно доказывают, что Лянкярань происходит от талышинских слов лянг-хромой и керань-страна или край. В подтверждение своих доводов они приводят народное предание, утверждающее, будто бы город основали два хромых брата, которые, будучи лишены физической возможности заниматься земледелием, принуждены были переселиться на берег моря, стали ловить и продавать рыбу. Байрамалибеков Т. констатирует, что это определение более правильно, и что персияне (вернее Сефевиды, поскольку сообщения о Ленкоране охватывает период правления Сефевидов - И.М.) не имели мореходных судов, которые могли бы останавливаться на Ленкоранском рейде, поэтому он не может послужить местом для стоянки судов [33]. Мнение Т.Байрамалибекова о том, что сефевиды не имели мореходных судов необоснованно. Мы не согласны талышинской версией определение названия Ленкорани, а также с тем, что Ленкоранский рейд не пригоден для стоянки судов. Источники в основном придерживаются в том, что слово Ленкорань означает якорное место или якорная стоянка [34] и ленкоранский рейд удобен для судов [35]. Это подтверждает также Дневник патера де-ля-Маз (он побывал в Лянкяране 1720-30-х гг.)»: Ленгеран (Ленкорань  - И.М.) означает якорное место. Это слово происходит оттого, что в впадающую в море большую реку Варасаруд (Лянкяранчай - И.М.), входят суда в безопасности от бурь. Я видел пять или шесть судов, привязанных к камням и без якорей. Жители Ленгерана сохраняют нефть и уксус в больших посудинах, которые они называют кюп[36]. По сообщению Гаспара Друвиля Ленкоранский рейд довольно хорош, и хотя не защищен от ветров, но мореплаватели предпочитают его другим потому, что стоят в нем спокойно и безопасно [37].

Ленкоранская пристань казалось генералу Ртищеву лучшею на всем западном побережье Каспии, и он полагал даже возможным и выгодным перенести военный порт из Астрахани к Ленкоранским берегам - Ленкоранское ханство важно для России во многих отношениях, ибо чрез удержание в наших руках кр. Ленкорани мы можем иметь в здешнем краю превосходную пристань на Каспийском море, удобную для военных судов и полезную как для торговли, так и для свободного сообщения, ровным образом лес для строения [38]. Ленкорань имел большое значение для Российского государства, не только как опорный пункт, но и обеспечивал удобный контроль под единым российским флагом на Каспийском море [39]. Российские правительственные круги отдавали ему больше предпочтения, нежели Астрахани. Поэтому генерал Ртищев предлагал графу Румянцеву - По превосходству сего места против Астраханского порта и Бакинского рейда, так как первый слишком отдален и остается уже внутри границ, а последний по неимению леса более открыт для ветров. Я имею виду предположения, чтобы со временем военный порт вместо Астрахани учредить при Талышинских берегах (т.е. между островом Сары и Лянкяранскою крепостью - И.М.) [40]. Приведенные выше примеры еще раз доказывают, что Лянкяранский рейд был удобным для судов, и слово Лянкярань (Ленкорань) означает якорное место.

Данные про население города Ленкорани очень скудные и разбросанные. Это связано с тем, что в период ханств не было проведено камеральное описание города Ленкорани. Впервые камеральное описание г. Ленкорани осуществлено царским правительством 1842-м году [41] (а Ленкоранское ханство было ликвидировано 1828 году) и поэтому не полностью отражает положение населения в период ханств. Следует отметить, что в период ханств на территории Ленкоранского ханства, в том числе и в городе Ленкоране христианское население не существовало, христиане здесь появляются после русского завоевания.

А.Волынский упоминает 200 домов в городе Ленкоране в начале XVIII веке. По данным Суворова в городе было 300 дворов [42]. По сообщению Г.З.Ширвани (он побывал в городе в 1796 году) в городе находился 700 домов [43]. В начале XIX веке здесь находился 422 мусульманских домов - 10 домов принадлежал бекам, 43 - платящим подати, 192 - маафам, 120 - ремесленникам, 7- духовенству, 70 – людям, зависящим от беков [44].

Следует отметить, что политические события, происходившие в Ленкяранском ханстве, тоже повлияли на численность население города. Во время русско-иранских войн город Ленкорань являлся ареной битв между враждующими сторонами. Например, 1809-м году гаджарские войска заняли Ленкорань и подожгли его, и в течение 4-х часов город был полностью испепелен. [45] А до этого Ленкоранский хан переселил население города в полуостров Гамышевань [46]. После Гюлистанского договора (1812 г.) население города Ленкорани уменьшилось [47]. Это было связано колониальной политикой царизма на данном регионе.

Таким образом, в период ханств город Ленкорань стал расширяться, развивался и имел большое значение как торговый город.  

Ирада МАМЕДОВА - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела Истории взаимосвязей Азербайджана с соседними народами и периода ханств Института Истории НАН Азербайджана

Источники

(1) Путешественники об Азербайджане (под редакцией Шахмалиева), т. I, Баку, 1961, с.142.

(2) Памятники дипломатических и торговых сношений Московской Руси с Персией (под ред. Веселовского), т.I, Санкт-Петербург, 1890 // Труды Восточного отд. Им. Рус. Арх. Общества, т. XX, с. 432, 453.

(3) Путешественники об Азербайджане, т. I, с. 175.

(4) Путешественники об Азербайджане, т. I, с. 184, 187, 191.

(5) Олеарий Адам. Подробное описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию в 1633, 1636 и 1639 годах (перевел с немецкого Павел Барсов). Москва, 1870, с. 944.

(6) См. Сеид Али Казымбекоглу. Джавахирнамеи-Лянкярань (на азербайджанский язык перевел Шейхзаманлы Р.), Баку, 2000, с.6.

(7) Деминский. Некоторые сведения о Кабристанском полицейском участке Шемахинского уезда Бакинской губернии Кавказского отдела Императорского Русского географического общества, книга XXII, вып. II, Тифлис, 1901, с. 26-27.

(8) Сообщение путешественников XIII-XVIII вв. об Азербайджане (составил Ямпольский), Баку, 1957, с. 598; Зевакин Е. Азербайджан в нач. XVIII века, Баку, 1929, с. 23.

(9) Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа 1722-1801, ч. I, Санкт-Петербург, 1869, с. 86.

(10) Лерх И.Я.Сведения о втором путешествии в Персию в 1746-1747-х гг. Научный Архив Института Истории НАН АР, инв. 490, с. 75.

(11) Кавказский календарь на 1847 год. Тифлис, 1846, с.63.

(12) Байрамалибеков Теймурбей. Ленкоран в прошлом// Научный Архив Института Рукописей НАН АР, шифр Д-698/28591, л.1; Байрамалибеков Теймурбей, Талышинский край в прошлом и настоящем времени// Научный Архив Института Рукописей НАН АР, шифр Д-685/28392, л.1.

(13) Описание Талышской провинции, г. Ленкорани и вновь проектированного укрепления // Акты собранные Кавказской Археографической Комиссией (далее АКАК), т. IV, Тифлис, 1870, док. 1152.

(14) Сеид Али. Указ. сочинение, с. 23.

(15) Мусяви Т. Документы по средневековой истории Баку(на азерб яз.). Баку, 1967, с.37; Путуридзе В. Тбилисская коллекция персидских фирманов, т. I, с.108.

(16) Бутков П.Г. Указ. сочинение, с.86; АВПРИ, ф. СРП, оп.77/1, д. 4, л. 66; Мустафазаде  Т. Азербайджан и русско-турецкие отношения в первой трети XVIII века. Баку, с.1993, с.104.

(17) Кавказский календарь на 1847 год. Тифлис, 1846, с.58.

(18) Мирза Ахмед Мирза Худаверди оглу. Ахбарнамэ (с персидского языка на азербайджанский яз. перевел Гусейнзаде А.), Баку, 1975, с.33-35.

(19) Березин И.Н. Путешествие по Дагестану и Закавказью (с картинами, планами и видами замечательных мест), изд. II пополненное, ч. III, Казань, 1850, с.114.

(20) Там же, с.113-114.

(21) План города Ленкорана //Российский Государственный Военно-Исторический Архив (РГВИА), ф. ВУА, коллекция 796, д. 1176.

(22) Сеид Али Казымбекоглу. Указ. сочинение, с. 6.

(23) Легкобытов В., Указ.сочинение., с. 239.

(24) Российский Государственный Архив Древних Актов (РГАДА), Госархив, разряд 23, д. 13, ч.10, л. 201.

(25) Архив Государственного Совета, т. II, Санкт-Петербург, 1888, с. 696-697.

(26) Броневский С.  Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, ч. I, Москва, 1823, с. 227.

(27) Абдуллаев Г.Б. Азербайджан в XVIII веке и взаимоотношения его с Россией, Баку, 1965,  с. 414, 427.

(28) Легкобытов В., Указ.сочинение., с.227-228.

(29) Березин И.Н. Указ. сочинение, с. 115.

(30) Левиатоа В.Н. Очерки из истории Азербайджана в XVIII веке. Баку, 1948, с. 190.

(31Легкобытов В., Указ.сочинение., с. 229-230.

(32) Березин И.Н. Указ. сочинение, с.114.

(33) Байрамалибеков Теймурбей. Ленкоран в прошлом, л. 1-2.

(34) Олеарий А. Указ. сочинение, с. 256.281; Выдержки из Lettres curiences et edifientes etc. (с франц. на рус. яз. перевел Абезгауз), Научный Архив Института Истории НАН АР, инв. 471, с.45; Саид Али. Указ. соч., с.6; Деминский. Указ. сочинение, с.26-27.

(35) Гаспар Друвиль, Сефер-е дар Иран (использовано персидский вариант Voyages en Pers, pendant les annes 1812 et 1813), Тегеран, хиджри 1364, с.360.

(36) Выдержки из Lettres curieuses et edifiantes etc.// Научный Архив Института Истории НАН АР, инв. 471 (с фран. яз. на рус. яз. перевел Абезгауз. Дневник патера де-для-Маз), с. 44-45.

(37) Гаспар Друвиль, указ сочинение, с.360.

(38) Акты собранные Кавказской Археографической Комиссией (далее АКАК), т. V, д. 883 (Донесение генерала Ртищева ген. Румянцеву от 19-го ноября 1813-го года).

(39) Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе, т.VI, с.127.

(40) АКАК, т. V, д. 883.

(41 Государственный Исторический Архив Азербайджанской Республики (ГИААР), ф. 29, оп. 1, д. 17.

(42) История Азербайджана (в трех томах, на азерб. яз), т. I, Баку, 1958, с. 387.

(43) Ширвани Г.З. Бустануссяйаха, Тегеран, гиджри 1315, с. 524.

(44) Легкобытов В., Талышинское ханство//Обозрение Российских Владений за Кавказом (в стат., этнограф. топограф., и финан. отношениях), ч. III, Санкт-Петербург, 1836, с. 237-238.

(45) АКАК, т. IV, д. 880.

(46) АКАК. т. IV, д. 875.

(47) АКАК, т. V, д. 728.

По материалам: Этноглобус

Азербайджан историография Россия Талыш

     
 

Комментарии

 
     
 
Kahin Mirzalizade | 14.10.2011 | 22:27
 
 
 

В сайте Нучного общества кавказоведов используются абсолютно ненаучное название "Ленкоранское ханства". Автор играет под дудку ассимиляторов из Азербайджанской Академии Наук везде вычеркивающее название Талышского ханства. Ни в одном первоисточнике нет такого названия Талышского ханства.

 
     
  ответить  
     
 
 
 
Гость | 08.12.2012 | 12:22
 
 
 

Здравствуйте! Подскажите поджалуйста если у Вас сведения о точном расположении крепости Ленкорань, с привязкой к современному городу Ленкорань.Была ли эта крепость прямо ну моря.
Огромное спасибо.
С уважением Константин Феодосия Крым

 
     
  ответить  
     
 
 
 
Гость | 13.01.2013 | 18:10
 
 
 

Странно, что автор не упоминает самую правдоподобную версию о происхождении названия Ленкорани от языка автохтонного этноса- талышей: Лейна+кон (камышовые дома). До конца 70-х гг. там строились камышовые дома

 
     
  ответить  
     
 
 


Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info