На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

Древний Азербайджан в Российской историографии (III)

Публикации | Элла АЛИБЕКОВА | 18.10.2011 | 11:00

Часть I

Часть II

В эти же годы в историческую науку приходят местные кадры - М.Велиев (Бахарлы), Р.Исмайлов, Д.М.Шарифов, А.К.Алекперов, И.И.Азимбеков, И.М.Джафарзаде, С.М.Казиев и др., некоторым из которых суждено было продолжить начинания своих учителей в области изучения древнейшей и древней истории края, а позднее – внести посильный вклад в азербайджанскую историческую науку о древности.

Мамедгасан Наджафгулу оглу Велиев (1896-1943) происходил из рода Бахарлы. В числе его предков был известный азербайджанский поэт Мирза Вели Видади, современник великого Вагифа. Мирза Вели Видади не следует путать с Молла Вели Видади, другим выдающимся азербайджанским поэтом. (1) Мамедгасан Велиев родился в Баку. После окончания Бакинской гимназии продолжал обучение на экономическо-географическом факультете Киевского университета, который закончил в 1915 г. Затем он преподавал в Бакинском Университете, учреждённом правительством Азербайджанской Демократической Республики. С конца 1919 г. занимал должность директора Азербайджанского Государственного Банка. В период советской власти работал в Государственном Плановом Комитете, преподавал на восточном факультете Бакинского Государственного Университета. В 1923 г. М.Велиев (Бахарлы) был избран членом Общества Обследования и Изучения Азербайджана. М.Велиев был одним из секретарей подпольного Общества Независимости Азербайджана. В 1937 г. он был арестован и репрессирован. М.Велиев умер в ссылке в 1943 г.

Рашидбек Асадбек оглу Исмайлов (1877-1942) по окончании Эриванской учительской семинарии в 1905 г. был отправлен в Иран, где с 1906 по 1916 год работал директором русской прогимназии в Тегеране. За время пребывания в Иране изучил персидский язык и каллиграфию, в совершенстве владел турецким и французским языками. В 1917 г. Р.Исмайлов переехал в Баку. В 1919 г. Р.Исмайлов работал начальником канцелярии премьер-министра АДР Ф.Хойского. Был членом парламента Араз-Тюркской Республики. В 1922-1934 гг. Р.Исмайлов занимал ответственные посты. В 1934 г. Р.Исмайлов был арестован АзГПУ по подозрению в шпионаже и вредительстве, однако через 6 месяцев был освобождён за недоказанностью обвинения. В 1938 г. Р.Исмайлов был арестован по обвинению в участии в контрреволюционной националистической организации и как агент иностранной разведки. Он был лишён свободы сроком на 15 лет и сослан в Соловецкие лагеря, где в 1942 г. умер при неизвестных обстоятельствах. В 1962 г. Р.Исмайлов был посмертно реабилитирован.

В начале ХХ в. Р.Исмайлов издал работы Avropa rəsmi adətləri (Официальные нравы Европы) и Müxtəsər Qagqaz tarixi və Zaqafqaziyada zühue edən məşhur türk ədib və ıairlərin müxtəsər tərcümeyi halları (Краткая история Кавказа и краткие биографии тюркских литераторов и поэтов, появившихся в Закавказье). В 1916 г. была издана работа Р.Исмайлова Гафгазын гыса тарихи вя азярбайъан татарларынын ядябиййаты (Краткая история Кавказа и литература азербайджанских татар). В 1923 г. была издана работа Р.Исмайлова Azərbaycan tarixi (История Азербайджана), представляющая большую ценность, главным образом потому, что она была второй, после А.Бакиханова, попыткой азербайджанских учёных по созданию сводной истории Азербайджана. Р.Исмайлов также подготовил к печати работу Из истории революционного движения в Иране, которая была конфискована и уничтожена после его ареста в 1938 г. (2)

Давудбек Микаил оглу Шарифов (1885 - ?) – археолог, этнограф, географ, краевед. Родился в г. Тифлисе. Выпускник юридического факультета Киевского Университета и историко-филологического факультета Новороссийского Университета. Работал учителем в Бакинской мужской гимназии (1908-1909), затем в рабочей школе Карса (1909-1912) и в Тифлисской мужской гимназии (1912-1919). Работал секретарём, а затем председателем земельного комитета в Газахе (1920-1922). С 1922 г. был педагогом в Азербайджанском Высшем заочном педагогическом институте. В 1923 г. издал труд Əski mədəniyyət tarixi (История древней культуры). Это была первая в Азербайджане научная монография, написанная на основании археологических материалов. С 1923 по 1928 г. Д.Шарифов был директором Азербайджанского государственного музея. Был делегатом I Всеазербайджанского Краеведческого съезда (1924), на котором выступил с докладом О музейном деле в АССР. С 1926 по 1928 г. проводил археологические раскопки в с. Чухур Габала, Ялойлу тепе (Габалинский район), в с. Човдар (Гянджинский уезд). Д.Шарифов способствовал возвращению в Азербайджан ценных произведений искусства и исторических материалов. Он также активно участвовал в деятельности Археологического Комитета, Азкомстариса, Общества обследования и изучения Азербайджана. В 1936-1940 гг. преподавал в различных школах Баку, в 1938-1944 гг. – в Азербайджанском Высшем заочном педагогическом институте, в 1944-1946 гг. в Азербайджанском Государственном Университете. (3)

Алескер Гаджикязым оглу Алекперов (1891-1939) – археолог, этнограф, историк. Родился в г. Баку. Начальное образование получил в медресе, затем в русско-татарской школе. В 1915 г. А.К.Алекперов поступил в Киевский коммерческий институт, который не смог окончить по болезни. Выпускник Восточного отделения историко-филологического факультета восточного отделения Бакинского Университета (1926). В 1926-1928 гг. был ответственным секретарём Общества обследования и изучения Азербайджана. Научная деятельность А.Г.Алекперова начиналась под руководством И.И.Мещанинова. В 1927-1929 гг. он был участником и руководителем археологических исследований на Апшероне, в Мильской степи, Гяндже, Агдаме. В 1929 г. А.Г.Алекперов стал научным сотрудником в созданном в Баку Азербайджанском научно-исследовательском институте. В 1931 г. по представлению академика Н.Я.Марра был избран членом Кавказского историко-археологического института. В 1935 г. А.Г.Алекперову по совокупности научных работ без защиты диссертации была присвоена учёная степень кандидата исторических наук. В 1935-1937 гг. А.Г.Алекперов был руководителем секции истории, археологии и этнографии Азербайджанского филиала Академии наук СССР (АзФАН). В 1935-1937 гг. занимался археологическим обследованием Нахчыванского края. Предметом его исследований были археологические и этнографические материалы не только Азербайджана, а также Южного Кавказа и Ближнего Востока. А.Г.Алекперов впервые составил этнографическую карту Азербайджана. Он издал более 30 научных трудов. В конце 1937 г. А.Г.Алекперов был арестован, а в 1939 г. приговорён к 8 годам заключения в исправительно-трудовых лагерях. В 1956 г. посмертно был реабилитирован. (4)

Исаг Мамедрза оглу Джафарзаде (1895-1982) – археолог, этнограф. Родился в г. Гянджа. Начальное образование получил в медресе, затем окончил шестилетнюю городскую школу. В 1924-1927 гг. учился на историко-филологический факультет Азербайджанского педагогического института, а в 1927-1930 гг. – на этнологическом факультете Восточного отделения Азербайджанского Государственного Университета. С 1925 г., будучи студентом, был членом историко-этнографической секции Общества обследования и изучения Азербайджана и Азкомстариса. В 1926 г. стал научным сотрудником Азербайджанского Государственного Музея и проработал там до конца своей жизни. И.М.Джафарзаде участвовал во многих археологических и этнографических экспедициях на территории Азербайджана (Ходжалы, Кызыл-Ванк, Човдар, Ялойлутепе, памятники гор Малого Кавказа, Габала, Оренкала, Узунтепе, Гянджа, Абшерон, Сабаил и др.), а также за его пределами (Ольвия, Херсонес, побережье Чёрного моря, Киев и др.). С 1938 по 1964 гг. И.М.Джафарзаде руководил отделом археологии в Институте истории. Систематическое обследование и изучение наскальных изображений Гобустана также связано с его именем. За заслуги в развитии науки И.М.Джафарзаде был награждён орденом Красного Знамени, медалями За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., За оборону Кавказа и удостоен звания Заслуженный деятель науки. (5)

Салех Мустафа оглу Казиев (1893-1971) – археолог. Родился в селении Хачмаз Варташенского (совр. Огузский) района. Начальное образование получил в моллахане и в школе Ревзатул-маариф. С 1916 г. сельский учитель, а затем – заведующий школой селения Хачмаз. В 1925 г. С.М.Казиев переехал в г. Нуху (совр. Шеки), где до 1927 г. работал заместителем директора Педагогического техникума. В 1927-1928 гг. работал в должности заведующего уездным отделом народного образования. В 1926 г. С.М.Казиев впервые обнаружил археологический материал, который положил начало дальнейшему изучению Ялойлутепинской археологической культуры. В 1928-1933 гг. учился на историческом факультете Педагогического института им. В.И.Ленина. В 1934 г. С.М.Казиев стал научным сотрудником Музея истории, а в 1935 г. поступил в аспирантуру. В 1938-1940 гг. С.М.Казиев участвовал в археологических экспедициях в районе г. Ханкенди, в Агдашском районе, в Гяндже. В 1941 г. С.М.Казиев защитил кандидатскую диссертацию на тему- Древности Габалинского магала. В этой работе он дал развёрнутый анализ памятников исследованного им края, среди которых видное место занимала Габала – столица Кавказской Албании. В 1943-1958 гг. С.М.Казиев был преподавателем археологии в Азербайджанском Государственном Университете, в 1947-1952 гг. – директором Музея истории Азербайджана. В 1952 г. он был назначен руководителем отдела археологии Института истории и философии АН Азербайджана, а с 1955 г. стал руководить отделом этнографии. С.М.Казиев был руководителем археологических экспедиций в Мингячевире (1946-1953), Варданлы (1956-1970), Габале (1959-1971). С.М.Казиев был редактором четырёх томов сборника Материальная культура Азербайджана. За плодотворную научную и педагогическую деятельность С.М.Казиев был награждён Орденом Славы, за заслуги в развитии науки в годы войны – медалями За оборону Кавказа и За доблестный труд в годы Отечественной войны. (6)

Следует отметить, что с самого начала исследовательская работа в области древней истории Азербайджана, по сравнению с Грузией и Арменией, имела свои отличительные особенности. Почти полное отсутствие местных письменных источников по эпохе древности и раннего средневековья, как минимум двух-трёхкратная смена этноязыкового облика областей Азербайджана, и, можно, сказать, почти окончательное исчезновение автохтонных языков, забвение древней традиции и некоторые другие обстоятельства были причиной того, что в интересующий нас период собственно исследовательская работа в области древней истории Азербайджана носила, по преимуществу, археологическую направленность. Первые же крупные археологические экспедиции в зоне Нагорного Карабаха, в Нахичевани, в Гянджинской полосе, Мильской степи, Лянкяранском крае, в районе Ялойлутепе, Нухинском уезде, в зоне Кабалы и других местах (7) выявили много интересного и поставили перед наукой ряд новых важных проблем, не во всех случаях разрешённых и поныне.

Сведениям, которые имелись в клинописных и других восточных источниках, (8) а также в сообщениях античных авторов, в ту пору не уделялось должного внимания. Во всяком случае, эти источники, особенно восточные, не считая отдельных исключений, (9) не становились объектом специального исследования с точки зрения азербайджановедения. В соседних с нами республиках, как известно, положение было иным. (10)

Говоря об особенностях изучения древней истории Азербайджана в начальные годы советской власти, мы имеем в виду именно исследовательскую работу, а не популяризацию научных знаний среди широких масс и учащейся молодёжи. В деле популяризации научных знаний, в том числе и в области древней истории Азербайджана, успехи в те годы были достаточно ощутимы. Велась большая просветительская работа в высших учебных заведениях, на различного рода курсах читались первые курсы по истории Азербайджана. (11)

Особенно важно, что в 20-е годы ХХ в. у нас в республике были изданы первые сводные и обобщающие труды по истории Азербайджана. К числу таковых относится труд М.Велиева (Бахарлы) Азербайджан(12), изданный в 1921 г в Баку. При написании этой работы автор использовал около 120 источников на грузинском, персидском, французском и русском языках. В работе приводятся также цитаты из сочинений Геродота, Страбона и др. В разделе своего исследования Этнографический очерк (с.19-58)(13), где излагается собственно история Азербайджана, в частности – древняя, автор касается вопросов, связанных с историко-этнографическими проблемами древних насельников края. Наряду с правильными, иногда и интересными высказываниями, свидетельствующими о начитанности автора, в этом разделе имеется немало фактических ошибок, ничем и никак необоснованных положений.

Большое значение имел факт издания первой на азербайджанском языке работы История Азербайджана Рашида Исмайлова. (14) В этой работе значительное место уделяется древним обитателям страны (отдельный раздел так и назван - "Древнее население Азербайджана", с. 9-24 книги) и вопросам древней истории края (раздел Древняя история Азербайджана, с. 25, сл.). Однако оба раздела состоят из бессистемно подобранных, разнородных и разнохарактерных, неодинаковой ценности сведений, начиная от легендарно-сказочных и кончая данными, почерпнутыми из трудов современников автора. В фактическом отношении упомянутые разделы оставляют желать лучшего. Изложение неровное, клочковатое. Автор лишён критического чутья, многое принимает на веру. В работе явно дают о себе знать отдельные положения упомянутой выше книги М.Г.Велиева (Бахарлы).

Труд Е.А.Пахомова «Краткий курс истории Азербайджана» (Баку, 1923) – это весьма сжатое, конспективное изложение основных событий истории восточного Закавказья, занятого ныне Азербайджанской республикой. (15) Книжка в неполные полсотни страниц представляет собой весьма серьёзную, так сказать, академической направленности работу, почти безупречную в фактологическом отношении и свободную от различного рода необоснованных положений. Древней истории в ней отведено почти четыре страницы. Собственно исторический раздел предваряет квалифицированный Обзор источников по истории Кавказского Азербайджана (с. 3-8), в котором источникам древнего периода уделено две страницы.

В Кратком курсе Е.А.Пахомова, так же, как и в других подобных работах, издававшихся в ту пору, в основном излагаются вопросы политической истории. Вопросы социально-экономической и культурной жизни автором по существу не рассматриваются. Несмотря на правильные и интересные высказывания, на обычную скрупулёзность при изложении материала и в выводах, в работе Е.А.Пахомова имеется и некоторое количество ошибок и неправильных положений. (16)

Роль и значение Краткого курса Е.А.Пахомова трудно переоценить. Это была серьёзная История Азербайджана, где древность занимала достойное место.

Две работы – Краткий очерк истории Азербайджана (Северного) и Начальный очерк истории Азербайджана (Северного) издал в 1925 г. В.М.Сысоев. (17) Вторая из указанных книг представляет собой краткое изложение того материала, который дан в более подробном Кратком очерке истории Азербайджана. (18) Книга была рассчитана на школы А.С.С.Р..

Краткий очерк истории Азербайджана – это относительно развёрнутое изложение событий, явлений и фактов истории края, начиная с древности и кончая Туркменчайским миром. Древнему периоду уделено две главы (с.9-33), а также одна страница Источников и пособий по истории Азербайджана (с.106).

Автор, предваряя свою работу, писал в Предисловии, что труд его «это только очерк Истории, а не настоящая история, что в его Кратком очерке только делается попытка установить вехи истории политической, внешней, оставляя пока совершенно в стороне важнейшие элементы экономической истории. (19)

Хотя В.М.Сысоев во Введении работы специально и подчёркивает, что в Очерке будет излагаться история только АССР, или северного Кавказского Азербайджана, (20) однако работа его в определённой степени – это история Азербайджана в целом.

Краткий очерк в фактологическом отношении сравнительно богат. В нём немало интересных, ценных наблюдений. Автор рассматривает древнюю историю насельников края на достаточно широком переднеазиатско-закавказском фоне. Особенно важно (и автор это специально подчёркивает), что у него история северного Азербайджана самым тесным образом переплетается с историей Персии вообще и Южного Азербайджана, в частности. (21)

В Кратком очерке сделана попытка выявить этническую, этнографическую картину древнего Азербайджана. По мнению автора, Этиуни, в которых он, как и некоторые другие учёные, видит поздних удин, которые были древними обитателями страны. Хотя албаны, как считает автор, и пришли откуда-то из других мест, вероятно, с севера (или, может быть, с юго-запада из горных областей Армении), (22) они, однако, как справедливо указывается в очерке, являлись самым могущественным племенем по среднему течению Куры во весь древнейший период истории Азербайджана вплоть до появления арабов, а изредка и ещё позднее, (23) они всё чаще и чаще выступают как видные деятели истории Азербайджана. (24)

Наряду с каспиями в Азербайджане, в самый древний период его истории, – жили скифы, саки, массагеты. (25)

Автор пишет, что на основании тех же ассирийских клинописных данных выясняется, что около 2500 г. до Р.Х. праиндийцы… пришли с севера через Кавказ и оттеснили кассиев(26) от Каспийского моря к юго-востоку в Мидию, а сами расселились по Куре в пределах от Каспийского моря до Гянджи…. (27)

В характеристике албан В.М.Сысоев в основном следует рассказу Страбона, считая их стоящими на низкой ступени культуры, с определённым родовым строем, с первенством царей и духовенства. (28) Однако несколько ниже, после упоминания о городах древней Албании, а также рассмотрения, правда, незначительного археологического материала, В.М.Сысоев писал-Такова была культура, всё-таки, по-видимому, албанского народа, когда люди, по словам Страбона, не умели считать до 100 и не умели торговать. Конечно, Страбон преувеличивал, так как эти «некультурные дикари» едва не погубили высококультурных римлян с талантливым их вождём Помпеем, а Птолемей насчитал у них уже 30 городов…

Не надо забывать, что албанцы и их культура имеют почти тысячелетнее существование… (29)

Автор прав, утверждая, что название Азербайджан (вернее Аtṛpatakana, греч. ’Ατροπατηνη – авт.) появилось впервые почти в то же время, когда впервые стали известны албанцы, (30) т.е. в последней трети IV в. до н.э. Но он бесспорно неправ, заявляя: Вместе с тем и самая область Азербайджана теперь впервые (вовсе не впервые – авт.) втягивается в сферу культурного мира, от которого она до сих пор всё-таки стояла в стороне. (31)

В работе В.М.Сысоева имеется и ряд других неверных, ошибочных положений и т.п. (32) Однако сказанное не может в принципе умалить значения важного и весьма полезного в ту пору и добротного Краткого очерка истории Азербайджана.

Чрезвычайно важное значение имело издание первого Очерка доистории Северного Азербайджана, принадлежащего перу Т.С.Пассек и Б.А.Латынина. (33) Это не только попытка сделать краткую сводку литературы вопроса…. (34) В Очерке даётся краткая характеристика главнейших работ, а также сделана (добавим от себя – вполне успешная!) попытка остановиться на затронутых исследованием районах, обрядах погребения и типологической группировке материальных памятников, характеризующих далёкое прошлое Закавказского Двуречья. (35)

Слова авторов о том, что изучение доистории Кавказа… даст ключ к пониманию многих тёмных вопросов прошлого Передней Азии, (36) сказанные ими более трёх четвертей века тому назад, в наши дни звучат пророчески.

Характеризуя рассмотренный выше начальный этап изучения древней истории Азербайджана в целом, следует сказать, что тогда учёным, изучающим этот период истории края, приходилось начинать почти, так сказать, на пустом месте. В ту пору не было собственно и самого понятия древняя история Азербайджана в том смысле, которое мы придаём ему в настоящее время – это достижение самых последних десятилетий. Однако в те годы уже закладывался фундамент его. Понятия доистория Азербайджана и Азербайджанские древности – детища тех лет, первого десятилетия существования советской власти в крае.

В те годы среди широких кругов гуманитарной интеллигенции республики зарождается живой интерес к седой древности Азербайджана. При помощи печатных органов до народа доносились явления и события давно минувших дней. (37)

Это был период интенсивного сбора старых, добывания (преимущественно в результате археологических раскопок) новых фактов древней истории страны, это было время, так сказать, построения, воссоздания древней истории Азербайджана. Мало того, в трудах по древней истории Азербайджана, как в работах археологической направленности, так и общих очерках, факты древней истории региона впервые начинают рассматриваться на относительно широком фоне событий древней истории, в более или менее тесной связи с фактами истории соседних и даже отдалённых стран. Следствием сказанного явилось то, что древняя история Азербайджана, воссоздаваемая благодаря усилиям учёной плеяды 20-х – 30-х годов XX в., начинала входить в круг истории стран Переднеазиатского Древнего Востока, постепенно становясь её составной частью. Однако на этом пути и в будущем ещё придётся преодолевать немало трудностей.

В 30-е годы XX в. исследовательская работа Азербайджанского государственного научно-исследовательского института (АзГНИИ), учреждённого в конце 1929 г. на базе Общества обследования и изучения Азербайджана, а с 1932 г. – сектора истории материальной культуры при Азербайджанском отделении Закавказского филиала АН СССР. АзОЗФАН СССР, была в основном сосредоточена на изучении археологических памятников республики. (38)

Плодотворная работа по антропологическому изучению населения Азербайджана велась Н.И.Ансеровым. (39) Николай Иванович Ансеров (1893-1945) – выпускник медицинского факультета Московского Университета. В 1922 г. защитил диссертацию на степень доктора медицины. С 1926 по 1937 гг. работал на кафедре нормальной анатомии Азербайджанского Государственного Университета. Был профессором Закавказского института физической культуры. Н.И.Ансеров создал Антропологическую комиссию при Обществе обследования и изучения Азербайджана. С апреля 1934 г. участвовал в антропологическом обследовании населения Азербайджана, результаты которого использовал для изучения этногенеза. Н.И.Ансеров был одним из основоположников азербайджанской возрастной анатомии. С 1937 по 1945 г. был профессором 3-го Медицинского института в Москве. (40)

В 1927 г. с помощью Института антропологии АН СССР и с прямым участием энтузиаста Н.И.Ансерова, собравшего вокруг себя группу молодых врачей и анатомов (доктора К.Балакишиева, доктора А.Султанова, студента Р.Муганлинского и др.) в Обществе обследования и изучения Азербайджана была создана Антропологическая комиссия. Основная исследовательская работа велась здесь по морфологическому разделу. Комиссия вскоре развернула интенсивную работу по антропологическому изучению населения Азербайджана. Обследовалось не только основное – тюркоязычное население республики, но и малые народы, в частности, талыши, таты, кубинские евреи и др.

Н.И.Ансеров был весьма подготовленным, грамотным и эрудированным антропологом, о чём красноречиво свидетельствуют опубликованные им работы, в частности Некоторые итоги медико-антропологического изучения Азербайджана, Об антропологическом изучении Советского Азербайджана, Талыши и ряд других.

В некоторых работах Н.И.Ансеров касается целей и задач антропологического изучения жителей Азербайджана. Интересно, что Комиссия впервые на мусульманском Востоке привлекла к исследованию не только мужчин, но и женщин. Это обстоятельство, как писал Ансеров, является крайне важным, ибо большинство антропологических работ, даже наиболее крупных, страдают одним существенным недостатком: характеристика типа той или иной народности обычно основывается на данных, относящихся к мужчинам. Между тем, если ставить задачу всестороннего антропологического изучения данной народности, то игнорировать женскую часть нации нельзя.

К большому сожалению, Комиссия прекратила свою работу в 1934 г. Антропологические исследования в республике возобновились только в 50-е годы. Здесь необходимо отметить, в первую очередь, изыскания таких крупных учёных, как В.В.Бунак и Г.Ф.Дебец. Впоследствии работа по антропологическому изучению населения Азербайджана была продолжена азербайджанским антропологом Р.Касимовой. (41)

В целом, следует отметить, что объём работы в области изучения древней истории края в этот период был не очень значителен.

Определённая работа в деле изучения отдельных вопросов древней истории Азербайджана была проделана и за пределами республики. Из числа этих работ могут быть названы исследования акад. Н.Я.Марра, (42) акад. А.Е.Крымского, (43) акад. А.Г.Шанидзе, (44) профессоров С.В.Юшкова, (45) С.Т.Еремяна, (46) Е.И.Крупнова(47) и др.

Агафангел Ефимович Крымский (1871-1942) – востоковед, литературовед. Выпускник Лазаревского института восточных языков и историко-филологического факультета МГУ. С 1893 г. А.Е.Крымский был сотрудником, автором и редактором радела Ближнего и Среднего Востока в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона. Особое место в творчестве учёного отводилось истории, этнографии и литературе Азербайджана. С 1898 по 1918 г. был преподавателем в Лазаревском институте восточных языков. В 1918 г. стал действительным членом Украинской Академии Наук. С 1918 по 1941 г. заведовал кафедрой Киевского Государственного Университета. В 1940 г. А.Е.Крымский был удостоен звания заслуженного деятеля науки Украинской ССР. Издано более 500 его работ. (48)

Важное значение имел первый Обзор источников по истории АзССР, составленный Е.А.Пахомовым. (49) В этом выпуске обозреваются клинописные, античные и византийские источники по истории Азербайджана.

Необходимо отметить также изданный в 1941 г. краткий очерк История Азербайджана. (50) Это была первая обобщающая монография по истории Азербайджана, написанная с позиций, так сказать, марксистско-ленинской теории. Однако в ней было немало слабых сторон и различного рода ошибочных положений. Достаточно, например, сказать, что язык второго абзаца Бехистунской надписи (эламский) назван в кратком очерке древнеазербайджанским (мидийским). (51)

Значительно расширились исследования в области древней истории Азербайджана после окончания Великой Отечественной войны. Однако и в первые послевоенные годы доминирующее место занимали археологические изыскания.

Важнейшее значение имели многолетние, крупнейшие по своим масштабам, археологические раскопки, проводившиеся в 1946-1953 гг. в районе строительства Мингечаурской ГЭС под руководством С.М.Казиева. Экспедиция выявила скифские погребения, (52) более двухсот катакомбных (53) и множество кувшинных погребений, (54) были обнаружены фрагменты албанских надписей, (55) большой палеоантропологический материал (56) и т.д.

В конце 40-х г. XX в. в знаменитой ныне Гобустанской зоне наскальных изображений, приблизительно в 70 км юго-западнее Баку, была обнаружена латинская надпись времён императора Домициана. (57)

В 40-е – начале 50-х годов XX в. изучались археологические памятники античного времени. В основном это были материалы Мингечаурской экспедиции, издававшиеся в томах Материальная культура Азербайджана. Обращалось внимание на материалы ялойлутепинской культуры (58) и культуры кувшинных погребений. (59)

Весьма важное значение в деле археологического обследования и изучения республики имела организованная в 1953 г. долголетняя совместная экспедиция Института археологии АН СССР и Института истории АН Азерб. ССР, возглавлявшаяся А.А.Йессеном. (60)

Только с конца 40-х г. XX в. в деле изучения древней истории Азербайджана намечается определённый поворот в сторону специального исследования памятников разноязычной клинописи, данных Авесты, античных авторов и других письменных источников. Глашатаем этих начинаний в азербайджановедении был академик В.В.Струве. В Азербайджане постепенно стала зарождаться новая школа по изучению древней истории края.

Сама идея возникновения нового направления в азербайджанской историографии, которое с первых шагов было поддержано ведущими деятелями культуры и науки республики, диктовалась, прежде всего, желанием уяснить кардинальные, общие и частные вопросы, связанные с появлением и развитием первых классовых обществ и государств на территории Азербайджана, этногенезом и этнической историей азербайджанского народа, его древней культурой и т.д. Таким образом, на повестке дня стали вопросы истории Мидии, а несколько позднее – Албании, Манны и Атропатены, которые были первыми государственными образованиями на территории Азербайджана и смежных с ним районов.

Постановка этих, новых для азербайджанской науки, проблем властно заставляла наших исследователей вторгаться в области прежде им мало и плохо знакомые – восточной и классической филологии.

(Окончание следует)

Источники

(1) См. Ənvər Şükürzadə. Molla Vəli və ya Mirzə Vəli. Azərbaycan, 1969, № 4, с. 205-208.

(2) Керимова Тамилла. Из истории Национальной Академии Наук Азербайджана, с. 400-403.

(3) Там же, с. 524-525.

(4) Там же, с. 290-294.

(5) Там же, с. 372-374.

(6) Там же, с. 405-407.

(7) См. И.М.Джафарзаде. Указ. соч., Изв. АН Азерб. ССР, 6, 1945; Р.М.Ваидов, И.Г.Нариманов. Развитие археологической науки в Азербайджане. СА, 1967, № 4.

(8) Шумеро-аккадские и ассирийские источники об Азербайджане в те годы совсем не изучались. Не изучалась с точки зрения азербайджановедения и Авеста.

(9) Это, прежде всего, труды И.И.Мещанинова, который свои археологические изыскания тесно увязывал с данными урартских письменных источников. Можно отметить и деятельность Е.А.Пахомова, уделявшего определённое внимание письменным источникам. Несколько позднее им были обследованы пехлевийские надписи зоны Дербента (см. ниже). Им же был издан первый Обзор источников по истории АзССР (вып. 1, Баку, 1940).

(10) Грузинские и армянские учёные имеют в своём распоряжении немало древних надписей, множество сочинений древних авторов, богатую историческую традицию и давний опыт написания древней истории своего края.

(11) Достаточно привести несколько примеров. В частности, Краткий курс истории Азербайджана Е.А.Пахомова (см. ниже) представлял собой сокращённое изложение лекций, прочитанных в Бакинском Институте народного образования в 1922/23 учебном году, и изданных в Азербайджанском настольном календаре (Баку, 1924-1925 гг., с. 349, сл.). Издание «Азербайджановедение. Краткие исторический и этнографический очерки Азербайджана» является переработанным курсом лекций, читанных В.А.Рюминым на лянкяранских Курсах по поднятию квалификации культурников в 1922-1923 г. и т.д.

(12) М.Велиев (Бахарлы). Азербайджан. Физико-географический и экономический очерк. Баку, 1921.

(13) Сокращённый вариант этого раздела под названием Население Азербайджана – музей этнографических сокровищ был опубликован в Азербайджанском Настольном Календаре 1924-25 гг., с. 387-409.

(14) Rəşid İsmaylov. Azərbaycan tarixi. Б., 1923.

(15) Е.А.Пахомов. Краткий курс истории Азербайджана, с. 1.

(16) Нет, например, оснований считать, что Атропат был персом (см. Е.А.Пахомов. Указ. соч., с. 10). Нет также никаких оснований полагать, что район Кавказского Азербайджана, как утверждал Е.А.Пахомов, был подчинён сатрапу Армении Оронту (там же). Очень многое свидетельствует о том, что Восточное Закавказье контролировал ахеменидский сатрап Мидии Атропат, ибо эта область издревле считалась, по-видимому, достоянием Мидии (см. И.М.Дьяконов. История Мидии. М.-Л., 1956, с. 446-452). Неверно и то, что от персидского корня азер - огонь… происходит имя Атропат (Е.А.Пахомов. Указ. соч., с. 10). Имя Атропат происходит не от персидского азер, а от иранского ātar. В работе Е.А.Пахомова имеются и некоторые другие ошибочные высказывания.

(17) В.М.Сысоев. Краткий очерк истории Азербайджана (Северного). Баку, 1925, с. 2, VII, 140.

(18) Он же. Начальный очерк истории Азербайджана (Северного). Для школ А.С.С.Р. Баку, 1925, с. 48.

(19) См.: В.М.Сысоев. Начальный очерк…, с. 7.

(20) В.М.Сысоев. Краткий очерк…, с. 3.

(21) В.М.Сысоев. Краткий очерк…, с. 5.

(22) См.: В.М.Сысоев. Краткий очерк…, с.16. В данном случае логика рассуждений автора довольно странна. Сопоставив обычаи и обряды албан и каспиев, он пишет- Из всего этого видно, что обычаи албанцев очень сильно отличаются от обычаев каспиев и мидо-персов (с.16). Тут же он совершенно неожиданно заявляет- значит, они пришли откуда-то из других мест… и т.д. Повествуя, со слов античных авторов, о цвете волос, глаз и т.п. албан, В.М.Сысоев указывает, что это свидетельствует о том, что албаны были не южные, тёмные брюнеты, а белокурые – блондины, вероятно, северяне… (там же, с.16). Однако следует отметить, что высокий рост, светлые волосы и серые глаза, как полагают антропологи, – характерные черты древнейшего аборигенного населения кавкасионского типа, широко представленного и ныне в горных районах Азербайджана, Дагестана и в других областях Кавказского перешейка. См.: История Дагестана. Т. I, М., 1967, с.106; см.: также В.П.Алексеев Происхождение народов Кавказа. М., 1974. Правда, имея в виду так называемое северное происхождение албан, нельзя не указать на то, что этнохороним албаны// Албания связывали с кельтским миром. См.: К.В.Тревер. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании, с. 5. Но кельтская гипотеза, несмотря на всю свою привлекательность, пока ещё остаётся недоказанной. Однако не считаться с нею нельзя. См. также: Б.А.Улубабян. Топонимы Албания, Агванк и Аран. Историко-филологический журнал АН Арм. ССР, 1971, № 3; (статьёй этой следует пользоваться очень осторожно, ибо в ней немало различного рода тенденциозных, прозрачно субъективных, ненаучных и просто недоказуемых положений).

(23) В.М.Сысоев. Краткий очерк…, с. 10.

(24) Массагеты в Азербайджане действительно жили (см.: Играр Алиев, Сармато-аланы на пути в Иран, с.200). Однако в случае, упоминаемом В.М.Сысоевым (см. с. 114), речь должна идти о среднеазиатских массагетах.

(25) По В.М.Сысоеву, кассии-коссеи, касситы; см. В.М.Сысоев. Краткий очерк, с.12.

(26) См. В.М.Сысоев. Краткий очерк…, с. 12. Делая это заявление, автор ссылается на работу А.А.Захарова Хеттская культура в сборнике Хетты и хеттская культура (М, 1924, с. 102-103 и др.). Однако следует отметить, что ни в одном из ассирийских источников середины III тыс. до н.э. ни о каких праиндийцах,

(27) Об этом отрывке у амасийского автора см. Играр Алиев. К интерпретации параграфов 1,3,4 и 5 IV главы XI книги Географии Страбона, с. 156, сл.

(28) См. В.М.Сысоев. Краткий очерк…, с. 29.

(29) Там же, с. 17.

(30) Точка зрения о том, что Азербайджан до эпохи эллинизма стоял вне сферы культурного мира оказалась довольно живучей, см.: Всемирная история. Т. II, М, 1956, с. 157, 417, 691, 775; Очерки истории СССР. Первобытнообщинный строй и древнейшие государства на территории СССР, М., 1956, с. 433, 484; Очерки истории СССР. Кризис рабовладельческой системы и зарождение феодализма на территории СССР. III-IX в., М., 1958, с. 306. Эта неверная точка зрения была в основном обязана слабой археологической изученности Албании и некритическому отношению к данным XI книги Страбона. См. по этому поводу: Играр Алиев. К интерпретации параграфов 1,3,4 и 5 IV главы XI книги Географии Страбона, с. 162.

(31) Неверно, конечно, утверждение В.М.Сысоева о том, что весь период истории (Азербайджана – Э.А.), более двух тысяч лет, до присоединения к России является типично феодальным (Указ. соч., с. 4, 21). Автор иногда пытается увязать различные этнотопонимы на основании их внешнего сходства: Хабала – Кабала – Кабалака (Указ. соч., с. 12); каспии – кассии – р. Койсу – касог – Казах – Каз-бек (Указ. соч., с. 14, 21); ср. разбор названия албанских городов по Птолемею (Указ. соч., с. 25); ср. также разбор названия Алпан (Указ. соч., с. 31) и т.п.

(32) Т.Пассек, Б.Латынин. Очерк доистории Северного Азербайджана. ИООИА, т. 3, Баку, 1926.

(33) Там же, с. 3.

(34) Там же.

(35) Там же, с. 45.

(36) Характерно для той поры издание таких работ как, например, Зороастрийские обычаи в Азербайджане (Azərbaycanda zərdüşti adətləri) видного писателя Юсуф Везира Чеменземинли, Maarif və mədəniyyət, № 4-5, 1927, с. 61-64. Он же является автором другой работы – Дух азерийских (т.е. азербайджанских – автор)

(37) См. Р.М.Ваидов, И.Г.Нариманов. Указ. соч., с. 51-52.

(38) Н.И.Ансеров. Некоторые итоги медико-антропологического изучения Азербайджана. ИООИА, т. III, 8, 1929; он же. Пять лет антропологической работы в Азербайджане. Антропологический журнал, 1933, № 3.

(39) Керимова Тамилла. Из истории Национальной Академии Наук Азербайджана, с. 305-306.

(40) См. Р.Касимова. Антропологическое исследование черепов из Мингечаура. Б., 1960; она же. К этногенезу азербайджанского народа (по данным антропологии). Б., 1984.

(41) Н.Я.Марр. Албанская надпись. КСИИМК, XV, 1947.

(42) А.Е.Крымский. Страницы из истории Северного или Кавказского Азербайджана (Классической Албании). Сергею Федоровичу Ольденбергу, к 50-летию научно-общественной деятельности (1882-1932). Ленинград, 1934; он же. Страницы из истории Северного или Кавказского Азербайджана (Классической Албании). Шеки. Памяти академика Н.Я.Марра (1864-1934). М.-Л., 1938.

(43) А.Г.Шанидзе. Новооткрытый алфавит кавказских албанцев и его значение для науки. ИИЯИМК Груз. ФАН СССР, IV, I, 1938.

(44) С.В.Юшков. К вопросу о границах древней Албании. «Исторические записки» АН СССР, т. 1, 1937.

(45) С.Т.Еремян. Торговые пути Закавказья в эпоху Сасанидов по Tabula Peutingeriana. ВДИ, 1939, № 1.

(46) Е.И.Крупнов. Каякентский могильник – памятник древней Албании. Труды ГИМ, XI, 1940.

(47) Керимова Тамилла. Из истории Национальной Академии Наук Азербайджана, с. 419-420.

(48) Е.А.Пахомов. Обзор источников по истории АзССР. Вып. I. Источники клинописные, греческие, римские (латиноязычные), византийские. Баку, 1940.

(49) История Азербайджана. Краткий очерк. Баку, 1941.

(50) Там же.

(51) Попытка Дж.А.Халилова (см.: Дж.А.Халилов. Археологические находки «скифского» облика и вопрос о Скифском царстве на территории Азербайджана. Проблемы скифской археологии. М., 1971, с. 183-187) взять под сомнение очень важные, кардинальные положения, уже получившие право гражданства в специальной литературе, а именно: вопрос о бытовании, с археологической точки зрения, скифского элемента, скифской культуры в Азербайджане, факт существования Скифского царства не выдерживает критики, см.: Играр Алиев. О скифах и Скифском царстве в Азербайджане. Переднеазиатский сборник, т. III, М., 1979, с. 5-14.

(52) См.: Г.М.Асланов. Материальная культура Мингечаура I-VII вв. Автореферат, Баку, 1963.

(53) Т.И.Голубкина. Материалы к истории албанских племён Кавказа по данным кувшинных погребений Азербайджана. Автореферат, Тбилиси, 1962.

(54) С.М.Казиев. Новые археологические находки в Мингечауре ДАН Азерб. ССР, т. IV, 1948, № 9; Р.М.Ваидов. Археологическая характеристика эпиграфических памятников Мингечаура. Изв. АН Азерб. ССР (серия общественных наук), 1958, № 4.

(55) Р.М.Касимова. Антропологическое исследование черепов из Мингечаура, Баку, 1960.

(56) И.М.Джафарзаде. Древнелатинская надпись у подошвы горы Беюк-Даш. ДАН Азерб. ССР, 1948, № 7, с. 304-311; П.Х.Тумбиль. Римская надпись, обнаруженная в пределах Азербайджана (Кобустана). ДАН Азерб. ССР, 1948, № 7, с. 312-313; Е.А.Пахомов. Римская надпись I в.н.э. и легион XII Фульмината. Изв. АН Азерб. ССР, 1949, № 1.

(57) См. О.Ш.Исмизаде. Ялойлутепинская культура. Баку, 1956.

(58) См. А.К.Алекперов. Культура кувшинных погребений Азербайджана. Исследования по археологии и этнографии Азербайджана. Баку, 1960; Е.А.Пахомов. Кувшинные погребения из Мингечаура. Изв. АзФАН СССР, 1944, № 9; М.М.Ивашенко. Кувшинные погребения Азербайджана и Грузии. Изв. АН Азерб.ССР, 1947, № 1; С.М.Казиев. Археологические раскопки в Мингечауре. МКА, I, 1949; S.M.Qəziyev, Q.M.Aslanov. İki küp qəbri haqqında. МКА, II, 1951; Г.И.Ионе. Ещё раз о датировке кувшинных погребений. ДАН Азерб. ССР, т. IV, 1948, № 10; он же. Мингечаурские кувшинные погребения с оружием. КСИИМК, 1955, вып. 60; С.М.Казиев. Альбом кувшинных погребений. Баку, 1960; Т.И.Голубкина. Материалы к истории албанских племён Кавказа по данным кувшинных погребений Азербайджана (автореферат). Тбилиси, 1962. Недавно кувшинные погребения выявлены и в зоне Южного (Иранского) Азербайджана, см. Камбахш Фэрд. Следы и остатки парфянских поселений на Мугани в Азербайджане. Журнал исторических исследований, I, 1346, с. 15, сл. (на персидском языке).

(59) См. Труды Азербайджанской (Орен-Калинской) экспедиции, I, МИА, 67, М.-Л., 1959; Труды Азербайджанской экспедиции. II, МИА, 125, М.-Л., 1965.

По материалам: Этноглобус

Азербайджан историография Россия



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info