На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

Турки-месхетинцы в России: между пантюркизмом и ваххабизмом (I)

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Василий ОРДЫНСКИЙ | 10.02.2012 | 12:39
1 комментариев

Историческим местом проживания предков современных турок-месхетинцев России на протяжении многих столетий была Месхетия, ныне входящая в состав Грузии. В 1944 г. турки-месхетинцы из Грузии были депортированы в республики Средней Азии, более половины из них было расселено в Узбекистане. В июне 1989 г. в Ферганской долине Узбекистана произошли массовые столкновения узбеков и таджиков с турками-месхетинцами, которые сопровождались погромами, в результате чего община месхетинцев понесла многочисленные жертвы. До сих пор нет полной ясности в вопросе о том, что послужило непосредственной причиной этих погромов и кто был их организатором. После вмешательства Советской армии ситуация постепенно стабилизировалась, однако турок-месхетинцев пришлось эвакуировать. В результате турки-месхетинцы оказались рассеянными, главным образом, по Центральной и Южной России [1].

К концу 1990-х годов на юге России сложилась напряжённая ситуация в сфере межэтнических отношений турок-месхетинцев и местного русского населения. Особенно остро эта проблема встала в Краснодарском крае. Вопрос о ситуации, сложившейся на юге России вокруг общины турок-месхетинцев, был поднят президентом России Владимиром Путиным на расширенной коллегии МВД России 25 декабря 2001 года [2,3]. В частности, на коллегии МВД был поставлен вопрос о целесообразности дальнейшего пребывания этой общины на территории Краснодарского края [2].

В руки сотрудников правоохранительных органов в Ростовской области неоднократно попадали распространяемые в среде месхетинцев брошюры, изданные в Турции на русском и турецком языках и утверждающие, что территория всего Северного Кавказа, Кубань, Дон и Астрахань - исконно турецкие земли, которые необходимо вернуть их настоящим хозяевам. Не без участия Анкары к 2002 г. произошли и некоторые изменения в мировоззрении месхетинской общины: увеличилось число месхетинцев, считающих, что территория Краснодарского края должна принадлежать Турции [2].

В конце 1990-х годов в Ростове-на-Дону поселилась группа граждан Турции, официально прибывших для обучения в Ростовском государственном университете. Все они были членами организации «Нурджулар» и параллельно с обучением в вузе вели активную преподавательскую деятельность в месхетинских общинах. После окончания университета большинство из них стали заниматься коммерческой деятельностью, на часть доходов от которой была организована структура под названием «Российско-турецкий образовательный центр». Это вызвало подозрение у местных правоохранительных органов, и часть граждан Турции были высланы за пределы России, а деятельность центра была приостановлена [1, 4].

Секта «Нурджулар» фактически представляет собой своеобразную спецслужбу, занимающуюся сбором информации о положении тюркоязычных народов в других странах. В самой Турции организация запрещена, однако Анкара негласно приветствует деятельность секты за пределами территории своей страны [5].

По имеющимся сведениям, эмиссары турецких и других спецслужб в начале 2000-х годов активно использовали месхетинские общины для сбора развединформации о военных и экономических объектах Кубани. В 2002 г. на территории Краснодарского края было выявлено восемь турецких агентов [2].

В 1990-е годы в среде турок-месхетинцев, проживающих в российских регионах, стало отмечаться появление ваххабитских эмиссаров. Так, в 1997 г. в городе Шахты Ростовской области прибыл называющий себя «имамом» проповедник, который, по словам ростовского муфтия Джафара Бикмаева, был приверженцем ваххабизма. Ваххабитский миссионер ходил с проповедями по домам, в которых живут турки-месхетинцы [6]. В 2000 г. заместитель главы администрации Краснодарского края Н. Харченко, опираясь на данные правоохранительных органов, подтвердил, что среди месхетинских турок действуют эмиссары ваххабитов [7].

В 2004 г. в постановлении Законодательного Собрания Краснодарского края "Об утверждении краевой целевой программы гармонизации межнациональных отношений и развития национальных культур в Краснодарском крае на 2005 год» утверждалось: «Заметно активизировалась в крае деятельность эмиссаров исламских религиозных организаций, представителей ультрарадикального религиозного течения - ваххабизма, сторонники которого ставят своей целью создание единого исламского государства на Северном Кавказе» [8]. В связи с активизацией пропаганды ваххабизма и других форм исламского радикализма в местах компактного расселения мусульман в регионах России обострилась проблема существования подпольных мечетей и подпольных медресе. Ещё в начале 1990-х годов ваххабиты в северокавказских республиках стали организовывать религиозные учебные заведения, не подчиняющиеся официальным исламским структурам (духовным управлениям мусульман) [9, 10].

В настоящее время занятия с учащимися подпольных медресе обычно проходят на квартирах и в частных домах по литературе, не соответствующей традиционному исламу, распространённому среди народов России. В ряде случаев подпольные медресе базируются в частных домах, которые внешне выглядят как мечети с минаретами, однако по документам они проходят как частные домовладения. Обычно подпольное медресе – это жилое помещение, переоборудованное в мечеть или молельную комнату, где проповедуют и обучают прихожан сторонники радикальных толков ислама. Частные мечети, при которых работают подпольные медресе, нередко базируются при гостиницах и кафе. Их главная особенность – неподчиненность официальным духовным управлениям мусульман. В частных мечетях выступают с проповедями арабские миссионеры. Хозяева частных мечетей и медресе не брезгуют выклянчиванием грантов на образовательную деятельность от арабских спонсоров, весьма щедрых в плане распространения среди мусульман России идей «чистого ислама» [11]. По мнению экспертов, конфликтный потенциал подпольных медресе весьма высок. Предполагают, что в подпольных медресе, действующих на юге России, учащихся обучают не только основам «чистого ислама», но и таким навыкам, как самостоятельное изготовление взрывчатки из подручных средств и правильное обращение с «поясом шахида».

В Ростовской области в настоящее время функционируют нелегальные мечети (среди населения области за ними закрепилось название «малые мечети»), при них действуют «мусульманские общины», при которых ведут «образовательную» деятельность нелегальные медресе. В частности, в области действует несколько «неофициальных» мечетей, прихожанами которых преимущественно являются выходцы из Дагестана и других северокавказских республик. Такие мечети не подчиняются ни одному из духовных управлений мусульман, зарегистрированных в России, и по существу представляют собой автономные религиозные организации, зачастую нигде не зарегистрированные. Во многих случаях «подпольными» и «нелегальными» эти мечети можно называть весьма условно, т.к. их прихожане ни от кого не скрывают существование этих автономных религиозных общин.

Созданные нелегально «малые мечети» используются представителями различных радикальных религиозных организаций, в том числе запрещенных к деятельности на территории России. Занятия в нелегальных медресе при частных мечетях проводят приверженцы исламского радикализма – салафиты / ваххабиты, хизб-ут-тахрировцы, ихванисты (члены организации «Братья-мусульмане»), а также приверженцы организации «Джамаат Таблиг» (таблиговцы). В «малых мечетях» Ростовской области эти организации периодически проводят «дагваты» (призывы) для вовлечения в свою организацию новых адептов. Посещают эти подпольные медресе и представители турецко-месхетинской молодёжи.

В 2011 г. на интернет-портале «Salsk News» было опубликовано интервью с молодым мусульманином по имени Руслан (этническая принадлежность этого человека в публикации не указывалась), который поделился своими воспоминаниями о том, как был активным членом «мусульманской общины» в Ростове-на-Дону. «Пришел туда за знаниями об исламе, а все сводилось к пропаганде «подвигов воинов Аллаха», то есть боевиков, которые в Чечне убивали наших ребят!» - вспоминает он. По словам Руслана, он «ушел от них после того, как понял, что это настоящие ваххабиты». Как сообщил молодой человек, в «мусульманской общине» он встречал и «русского мусульманина» Виктора Сенченко, который позже был опознан среди убитых боевиков в Нальчике. Муфтий Ростовской области, один из лидеров татарской общины Донского региона Джафар Бикмаев сообщил, что в «мусульманскую общину», о которой рассказал Руслан, привозилась литература ваххабитского толка, организация имела связи с ваххабитами [12].

В октябре 2006 г. автор данной статьи в посёлках и станицах Краснодарского края беседовал с местными жителями из числа турок-месхетинцев. Уже тогда представители старшего поколения этой этнической группы отмечали, что под влиянием общения с молодыми выходцами из Дагестана, которые обучаются в краснодарских вузах, отдельные представители месхетинской молодёжи увлекаются идеями «чистого ислама», и упрекают представителей старшего поколения в том, что они исповедуют «неправильный ислам», «язычество под видом ислама». Представители старшего поколения турок-месхетинцев отмечали и такое явление, как «кавказизация» месхетинской молодёжи, когда молодые турки начинают копировать поведение и манеру речи выходцев из Дагестана.

При этом представители старшего поколения данной этнической группы отмечали, что менталитет и манера поведения турок-месхетинцев всегда отличались от аналогичных характеристик народностей Дагестана, и высказывали недовольство подобным «подражательным» поведением месхетинской молодёжи. По словам турок-месхетинцев в Краснодарском крае, для месхетинского сообщества Ставропольского края, с которым у них имеются тесные связи, также актуальна «кавказизация» молодёжи [13].

Представляет интерес информация о поведении турок-месхетинцев, призванных на срочную службу в российскую армию. В случаях этнической «дедовщины» турки-месхетинцы примыкают к той этнорегиональной группе солдат, которая «правит» в казарме: если в воинской части тон задают представители кавказских народов, то месхетинцы примыкают к ним, позиционируя себя тоже в качестве кавказцев, а если воинскую часть «держат» русские военнослужащие, то они, наоборот, подчеркивают свою российскую общегражданскую идентичность [14]. Отмечены случаи, когда служащие в воинских частях, расквартированных в Приволжско-Уральском военном округе, представители народов Дагестана и примыкающие к ним «кавказизированные» турки-месхетинцы, открыто позиционировали себя в качестве салафитов [15].

Тогда же, в 2006 г., представители турецко-месхетинской общины Краснодарского края рассказали о том, что месхетинская молодёжь Краснодарского и Ставропольского краёв осваивает новый вид «отхожего промысла» в виде поездок на заработки в районы нефте- и газодобычи в северные регионы России. В настоящее время турецко-месхетинская молодёжь в разных регионах России участвует в процессах трудовой миграции, в том числе выезжая на заработки на север страны [16].

Есть данные о том, что в Центральной России и Сибири молодые турки-месхетинцы становятся членами интернациональных молодёжных «джамаатов». По мнению исламоведа Ахмета Ярлыкапова, на Севере России «благодаря» наличию молодёжных «джамаатов» радикализация молодых мусульман (выходцев из южных регионов России) усиливается [17]. Среди молодёжи традиционный ислам сдает позиции под напором привнесённых из-за рубежа радикальным фундаменталистских версий ислама. Подобные «джамааты» являются базой экстремистских движений. Зачастую в таких интернациональных «джамаатах» состоят выходцы из стран Ближнего Востока, Пакистана, Таджикистана, Узбекистана, но в основном общины объединяют представителей народов Северного Кавказа. Через иностранцев часто осуществляется связь со «спонсорами» из мусульманских стран [17]. Многие лидеры «джамаатов» получали религиозное образование в Саудовской Аравии и других арабских странах. В настоящее время среди членов боевых групп молодёжных джамаатов, действующих на территории России, уживаются представители самых разных течений радикального ислама: ваххабиты, хизб-ут-тахрировцы, ихванисты («Ихван-аль-Муслимун» - «Братья-мусульмане»).

Так, в результате проведения спецоперации силами МВД 25 ноября 2010 г. в Нурлатском районе Татарстана была уничтожена группа вооружённых радикал-исламистов в количестве трёх человек. Позднее выяснилось, что группа радикалов не ограничивалась тройкой ликвидированных. Среди членов «джамаата» были как приверженцы организации «Хизб-ут-Тахрир», так и собственно ваххабиты [18].

(Окончание следует)

1. Саидов Р.С. Турки-месхетинцы: современное социально-политическое положение // Современные евразийские исследования. – СПб, 2010

2. Скобенников А. Экспансия турецких спецслужб на территории России (2005) // http://www.segodnia.ru/?part=article&id=366

3. Джерелиевский Б. Кубань: призрак Косово // Спецназ России N 06 (68) июнь 2002г.

4. Патеев Р.Ф. Мусульмане в Ростовской области (2004) // http://i-r-p.ru/page/stream-exchange/index-2747.html

5. Давыдов М.Н. Деятельность турецкой религиозной секты «Нурджулар» (2007) // http://www.iimes.ru/rus/stat/2007/03-11-07b.htm

6. Слепцов С. Мечеть на продажу? // Наше время (Ростов-на-Дону). - 12.04.2007

7. Беженцы, переселенцы... Сегодня их миллион, а завтра?.. // Кубанские новости (Краснодар). - 21.06.2000

8. Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 8 декабря 2004 г. № 1134-П "Об утверждении краевой целевой программы гармонизации межнациональных отношений и развития национальных культур в Краснодарском крае на 2005 год".

9. Патеев Р.Ф. Современное мусульманское духовенство и основные проблемы реформирования системы исламского образования на Северном Кавказе // Кавказские записки. - №2 (3), 2010

10. Хизриева Г.А. Доклад на конференции "Влияние Саудовской Аравии на мусульманскую умму Татарстана и России" // Умма (Казань). - № 2 (декабрь). - 2011

11. Ордынский В. Ваххабизм в России: вопросы исламского образования (19.01.2011) // http://www.kazan-center.ru/osnovnye-razdely/14/217/

12. Ваххабизм за ширмой ислама? (19.10.2011) // http://salsknews.ru/novosti/mezhnatsionalnye_otnosheniya/vahhabizm_za_shirmoy_islama_.html

13. Полевые материалы автора.

14. Личные наблюдения автора.

15. Информация получена автором в 2006 г. в ходе беседы с офицерами частей Минобороны и внутренних войск МВД РФ.

16. Обсуждение на форуме www.elbrusoid.org/forum/forum3/topic8264

17. Ярлыкапов А.А. Северокавказские молодежные джамааты // Новые этнические группы в России / Под ред. В.В.Степанова, В.А.Тишкова. - М., 2009

18. Сулейманов Р.Р. Нетрадиционные для коренных мусульманских народов России течения зарубежного ислама: распространение, конфликтный потенциал, меры противодействия: доклад на конференции "Духовная безопасность России и нетрадиционные религиозные движения" (27.01.2011) // http://www.kazan-center.ru/osnovnye-razdely/16/226/

19. Слепцова Е. Наших вербуют // Наше время. - № 280. - 26.07.2011

20. Обсуждение в социальной сети vkontakte.com/topic-83_22869966

21. Обсуждение на форуме www.kavkazweb.net/forum/lofiversion/index.php/t47615.html

22. Обсуждение на форуме http://circassia.forumieren.de/forum

23. Амелина Я. А. Религиозно-политические искания радикальной части татарского национального движения и внешний фактор // Проблемы национальной стратегии». - №3. - 2011

24. Александрова Н. Современная история ислама на территории Украины // Современные евразийские исследования. – СПб, 2010

25. Язвицкая В. До халифата недалеко? // Крымский ТелеграфЪ. - № 161. - 16.12.2011

26. Курбанова Н. Особенности проявления политического ислама в Кыргызстане (28.04.2009) // http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1240897920

Грузия ислам Россия турки-месхетинцы

     
 

Комментарии

 
     
 
Гость | 10.02.2012 | 19:48
 
 
 

Чаще всего, грузинские СМИ рапространяют слухи, что требование «Ахыска тюрков» (так нвзываемых турков-месхетинцев) расселить их непременно на территории исторической родины могут спровоцировать непредсказуемые противоречия. Мол, дело в том, что среди населения данного региона Южной Грузии преобладают этнические армяне и в случае заселения этих мест тысячами этническими турками, вполне возможно, что этот исторический древнегрузинский регион, может превратиться в очаг нестабильности и даже взрывоопасности.

Мы бы хотели коротко остановиться по части настроений армянского населения в крае Самцхе-Джавахети. Местные армяне ни разу публично не заявляли и не выражали протест по вопросу возврата так называемых турок-месхетинцев (далее ТМ). Единственным недовольствием местных армян является то, что в крае Самцхе-Джавахети, так называемых ТМ расселяют не там откуда они были депортированы, а на земли армян, где до депортации так называемые ТМ вовсе не жили. Так, что если по справедливости, то пусть грузинские власти вернут так называемым ТМ те их исконные деревни, куда власти Грузии в 40-ых заселили грузин из Имеритии и Аджарии. Иначе это и как раз получается специальное, умышленное стравливание народов не столько на национальной и религиозной почве, а сколько на несправедливом отъёме у армян кормилицы-земли.

Выход есть и мы неоднократно об этом заявляли – это наделение краю Самцхе-Джавахети широкого права на самоуправления в форме краевой автономии. Мы не хотим, чтоб наши враги и враги Грузии переворачивали наше предложение в намерение захвата грузинских земель, сепаратизме ну и т.д., который часто и не справедливо приписывают нам, но вместе с тем мы видим в подобном здравое и стратегическое для нашего края решение, которое наоборот укрепит национально-государственную безопасность Грузии, да и повысит имидж Грузии перед мировым сообществом.

С уважением,
Джавахкская диаспора России

 
     
  ответить  
     
 
 


Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

04.12.2017

О ситуации в Закавказье в современном геополитическом контексте, путях решения карабахского конфликта и идеологическом...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2020 | НОК | info@kavkazoved.info