На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

Практика проведения забастовок в Грузии как показатель уровня развития гражданского общества (I)

Публикации | Александр ШАЛАМБЕРИДЗЕ | 20.03.2012 | 21:05

Опросы общественного мнения показывают, что главной проблемой для страны население Грузии считает неурегулированность социальных вопросов. В первую очередь, это безработица, которая по официальным данным составляет 16 с лишним процентов, хотя независимые эксперты считают, что на самом деле цифра безработных значительно выше. Многие граждане, официально считающиеся занятыми, настолько недовольны уровнем своих доходов и другими условиями работы, что часто считают себя безработными. В любом случае недовольство налицо как среди безработных, так и среди работающей части населения. Поэтому когда ставим целью рассмотреть гражданскую активность населения Грузии в целом, самым оптимальным объектом анализа и индикатором в этом отношении представляется именно сфера занятости, отношений между работодателем и работником, в рамках которых работнику приходится защищать свои права. В принципе в качестве гипотезы можно предположить, что гражданская активность должна быть достаточно высокой в государстве, не обеспечивающем своих граждан должной защитой перед лицом работодателя, когда это самое государство гордится своим «либеральным» трудовым законодательством, подразумевая однозначные привилегии работодателя («инвестора») перед рабочей силой. На примере нескольких значимых акций забастовок последних лет можно будет проверить эту гипотезу на прочность, вместе с тем анализируя основные возникающие вопросы: почему и как проходят забастовки, как на них реагируют работодатели и государство, какие механизмы есть у работников для защиты своих прав (включая профсоюзное движение), насколько они солидаризируются друг с другом, чего они добиваются и не добиваются и т. д. 

Естественно, индикатором гражданской активности и состояния гражданского самосознания может служить и возможная активность слоя безработных (ввиду их стабильно высокой численности), именно про такую активность расскажет моя коллега госпожа Тамар Иовашвили, а я попытаюсь обрисовать ситуацию с вышеупомянутыми забастовками, с попыткой в конце подытожить собранный эмпирический материал и сделать некоторые выводы.

Итак, рассмотрим большие забастовки последних лет двух-трех в Грузии.

Забастовка металлургов и горняков в Зестафони и Чиатура, апрель 2010 г.

Рабочие - металлурги и шахтеры зестафонского завода ферросплавов и чиатурского горно-обогатительного комбината вступили в забастовку, требуя решения накопившихся проблем путем диалога с администрацией владельца этих предприятий - ООО «Джорджиан Манганез». 

Основные требования металлургов и шахтеров были связаны с улучшением рабочих условий и повышением заработных плат на 50 %, но а также с восстановлением на работу незаконно освобожденных сотрудников - Шакро Брегвадзе и Гиорги Гиоргидзе, которых, по заявлению бастующих, руководство производства освободило из-за их активного сотрудничества с профсоюзами. Гиоргидзе на тот момент являлся членом правления Профсоюза работников металлургии и горной промышленности Имеретии, а Брегвадзе - отец одного из активистов того же профсоюза. На митинге в Зестафони, где присутствовало около четыреста человек, было заявлено, что причиной освобождения Брегвадзе и Гиоргидзе была именно их профсоюзная деятельность. 

Г. Гиоргидзе: «У всех занятых на производстве сотрудников заключены трехмесячные контракты, после истечения которых администрация вправе освободить их. Но сами эти контракты по сути антизаконные, они используются как рычаг воздействия на людей. Несмотря на то, что у всех сотрудников срок действия контрактов истекал 31 марта, только в отношении двоих был оформлен приказ об освобождении, никто нам не объяснил, почему нас выгоняют». За предупреди тельной забас тов кой 20 апреля не пос ледовало ни каки х результатов. Администрация ООО «Джоржиан Манганез» не пошла на переговоры, наоборот, в течение целой недели она проводила совещания с тем, чтобы помешать участию рабочих в забастовке. Несмотря на это, около 70 процентов работающих на производстве приняло участие в стачках, на митинге протеста свое недовольство условиями работы на предприятиях «Джорджиан Манганез» выразило более 500 человек.

После предупредительной забастовки 23 апреля предприятия «Джорджиан Манганез» остановились полностью, включая печи ферросплавного завода. Параллельно стачкам, пять участников акций - Г. Брегвадзе, Г. Гиоргидзе, Р. Ферадзе, Г. Чумбадзе и Х. Мдивани объявили голодовку. По словам бастующих они устали ждать, администрация пытается максимально растянуть время и просто измотать людей. После проявления настойчивости со стороны участников забастовки администрация перешла на другую тактику, пообещав, что с рабочими встретится заместитель директора Д. Чантурия, однако это обещание осталось обещанием.

Интересно, что к бастующим вместо этого пришли представители правящей партии «националов», в лице депутата-мажоритария К. Гецадзе и служащих местного самоуправления. Однако депутат и представители самоуправления ничем не смогли обнадежить бастующих и просто предложили им, возобновить работу. Забастовка была продолжена, но она сопровождалась стычками между бастующими и администрацией. Одному из участников стачек в Зестафони было нанесено физическое оскорбление со стороны начальника охраны завода, его водителя и начальника смены охраны. В Чиатуре же директор шахты Н. Джохадзе в сопровождении охранников закрыл все входы в шахты, силой вывел оттуда заслуженного работника - горняка, 55-летнего Мераба Иакобидзе, который уже 27 лет работает в чиатурских шахтах, ударив его в лицо. 

Причиной подобных инцидентов послужили попытки администрации, путем обмана и давления заставить часть бастующих возобновить работу.

В конце концов администрация пошла на диалог с рабочими, хотя параллельно диалогу продолжала делать угрожающие заявления. Дирекция ООО «Джорджиан Манганез» предупредила стачком, что его требования беспочвенны, нарушен технологический цикл, что не соответствует пункту два 51-ой статьи Трудового кодекса, наносится урон предприятию и экономике страны в целом. Дирекция с учетом 49-ой статьи Трудового кодекса грозилась отказаться от взятых на себя трудовых обязательств перед рабочими и объявить предупредительный локаут, если не возобновится работа на предприятии. А дальше последовал бы длительный локаут на 3 месяца, без начисления зарплат. Данное предупреждение было подписано и.о. гендиректора ООО «Джорджиан Манганез» А.Купковым, хотя дирекция, как уже было отмечено выше, в итоге согласилась на диалог. 

Руководство предприятия согласилась и на требование бастующих, от которого вначале категорически отказывалось - на переговоры были допущены представители Объединенных профсоюзов Грузии совместно с местными профсоюзами. Рабочие возобновили работу 27 апреля.

Но вскоре выяснилось, что не все гладко. В отличие от одного из акционеров предприятия - Г. Капанадзе, который и повел переговоры с бастующими, другой акционер - И.Кокаиа не был согласен с итогами предварительного соглашения, предусматривающего индексацию зарплат рабочих. К тому же главные вопросы об индексации зарплат нужно было согласовать с головным офисом компании в Украине. В итоге компания добилась того, что с ее стороны рабочим были сделаны минимальные уступки, но этого оказалось достаточным для предотвращения будущих забастовок. Согласно меморандуму, оформленному между ООО «Джорджиан Манганез» и Объединения профессиональных союзов Грузии 10 июня 2010 года, оклад персонала зестафонского завода ферросплавов в ночную смену вырос на 20 %, а зарплаты были повышены в среднем на 15 %, при этом стали учитываться объем производимой работы и квалификация отдельно взятых рабочих. Помимо этого, премиальный фонд стал определяться на уровне 10 % тарифных ставок.

Все это хорошо, но если учесть, что минимальная заработная плата на предприятиях «Джорджиан Манганез» составляет всего лишь 200 лари (около 120 долларов США) в месяц, то становится ясно, что борьба за достойную оплату на подобных заводу ферросплавов и чиатурским мангановым шахтам предприятиях - из области желаемого; на самом же деле борьба рабочих идет за элементарный кусок хлеба в почти буквальном смысле. Большим достижением можно считать зафиксированное в меморандуме положение о введении бессрочных трудовых договоров с рабочими, кроме случаев, когда человек нанимается для выполнения конкретной работы (проекта) локального характера, имеющей временные рамки. Администрация согласилась на создание элементарных условий работы - закупку медикаментов и медицинского оборудования, ремонт и оснащение столовой и пекарни, обеспечение работающих под землей горняков бесплатным сухим пайком и т. п.

Для сравнения: еще более тяжелое положение на угольных шахтах Ткибули, принадлежащих «Сакнахшири» («Грузия-уголь»), где в начале 2011 года горняки объявили полномасштабную забастовку. Там тоже требовали бессрочных трудовых контрактов и повышения зарплат, а также улучшения трудовых условий включая безопасность рабочих. В шахтах Ткибули в 2010 - 2011 гг. не один горняк погиб и получил инвалидность, а предприятие не спешило покрывать задолженность перед ними и их семьями. Единственным ощутимым результатом стачки было повышение зарплат в 250 лари от 15 до 35 процентов. 

В целом ход забастовки на предприятиях «Джорджиан Манганез» и «Сакнахшири», и достигнутые бастующими результаты можно расценивать как наиболее оптимальные на фоне других забастовок на дышащих на ладан промышленных предприятиях Грузии. В Зестафони, Чиатуре и Ткибули не было зафиксировано чрезмерного применения угроз и силы со стороны властей, и переговоры как таковые состоялись, тем более закончились хоть каким-то положительным результатом для рабочих. Но даже эти весьма скромные результаты скорее исключение в грузинской реальности. 

Забастовка металлургов в Рустави, май 2010 г.

Забастовка  рабочих компании «Geosteel» в индустриальном городе Рустави, если цитировать одного из активиста стачкома, была связана опять же с отсутствием самых элементарных условий: «Наша главная проблема слишком низкое вознаграждение, острая нехватка на производстве туалетов и питьевой воды. Нам приходиться работать по две сутки в неделю и за это платят 300 лари в месяц. Это рабство. Знают, что страна в нужде, люди живут в невыносимых условиях, поэтому и пользуются этим». 

Бастующие утверждали, что не собираются прекращать стачку до выполнения своих требований. Но несмотря на это к концу второго дня перед административным зданием «Geosteel» не было ни одного участника забастовки. Каждый бастующий вернулся к своему рабочему месту так, что не дождался выполнения хотя бы одной из своих требований со стороны администрации. Хотя менеджер кадров компании Ш. Бежиашвили просил бастующих, дать ему одну неделю для изучения выдвинутых ими требований. Но вместе с тем он поставил условие - прекратить забастовку: «Если забастовка не прекратится и предприятие остановится, никто ничего не получит. Не могу согласиться с утверждением, что у нас критически низкие зарплаты». 

Правозащитники из «Центра по правам человека» зафиксировали на территории предприятия несколько патрульных машин полиции и самого начальника руставской полиции. Выясняется, что силовики прибыли не зря. Пожелавший остаться анонимным бывший участник забастовки рассказал правозащитникам, что силовики провели «активную работу» с целью достичь прекращения забастовки:

«На второй вечер забастовки, когда мы, рабочие, около 30 человек, пошли из предприятия домой, нас нагнало примерно 12 полицейских машин, с надписью „криминальная полиция“. Нас всех посадили в эти машины. Сначала нас отвезли во 2-й отдел полиции на улице Руставели, затем перевели в здание краевой полиции. По разговаривающим с нами лицам было видно, что они не рядовые полицейские. Некоторым из наших товарищей они заявили, что являются начальником криминальной полиции и заместителем министра внутренних дел Мерабишвили. Этим они хотели придать больший вес своим словам - мол, мы такие важные люди и слушайте нас, что вам говорим...

Лично мне сказали, что наши действия незаконны, так как у нас были подписаны контракты. По их словам «Geosteel» мог внести иск против бастующих, и вообще, такие акции нецелесообразны, так как в Рустави у нас осталось это одно предприятие, которое было открыто за последние десять лет. Если остановится «Geosteel», всем будет плохо. Поэтому если не разойдетесь и продолжите акции, завтра мы выполним наш долг и пресечем это беззаконие. 

На второй же день люди пошли работать, 400 человек, бастовавших накануне. Мы все как обиженные дети вошли на предприятие и начали работать».

Руководство «Geosteel» подтвердило как факт, что оно вызвало полицию, якобы из-за того, что вследствие забастовки могло пострадать имущество предприятия, однако в администрации «Geosteel» заявили, что о задержании бастующих полицией им ничего не известно. Ситуацию не прокомментировали и в руставской полиции. 

Процитированный выше анонимный рабочий примерно месяц спустя после забастовки отметил, что «сейчас - подозрительная тишина, думаю, что нас постепенно, шаг за шагом заменят другими кадрами и отпустят домой». 

(Окончание следует)

Источник: Гражданские инициативы в Грузии (материалы семинара). Тбилиси: НП «Кавказское сотрудничество». 2012

Грузия забастовки экономика



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info