На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

Этнонимия в трудах экономического обследования Кавказа 1880-х годов

Публикации | Наталья ВОЛКОВА | 25.05.2012 | 00:00

Изучение этнонимов с точки зрения их историко-этнографического содержания за последние годы несколько оживилось. Эффективность подобных исследований во многом зависит от фундаментальности источниковедческой базы, создание которой - основа предстоящих изысканий. Помимо материалов, собираемых этнографами при полевой работе, немалое значение приобретают разнообразные письменные свидетельства. Их поиск - особая и нередко сложная задача, осуществление которой должно выводить исследователя за рамки привычного круга источников и обращать к трудам, на первый взгляд, далеким от изучаемой проблемы. Таким ценным источником по кавказской этнонимии, в частности, представляется многотомное издание последней четверти XIX в. “Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края” (далее “Материалы”) - своего рода энциклопедия быта местных народов, до сих пор лишь в малой степени привлекшаяся кавказоведами.

Подготовка и издание “Материалов”, предпринятые в 1883 - 1888 гг. Закавказским статистическим комитетом, были вызваны главным образом хозяйственными причинами и прежде всего необходимостью упорядочения в Закавказье земельного вопроса, правил пользования пастбищами, водными источниками и т.п. Об объеме проведенной работы в какой-то мере можно судить по следующим цифрам. Всего было обследовано 37 уездов пяти губерний Закавказья: Бакинской, Елисаветпольской, Эриванской, Тифлисской, Кутаисской, т.е. Азербайджана, Армении и Грузии, - это 1671230 жителей края, более 20 народов и множество “племенных”1 групп. Казалось бы, что сугубо экономический характер “Материалов” исключает наличие в нем этнографических и ономастических сведений. Однако это не так. Выполнение поставленных перед участниками обследования задач потребовало от них не только сбора массовых статистических данных, изучения хозяйства сотен закавказских селений, но и детального исследования многих сторон бытовой культуры народов Закавказья. Применявшиеся в работе методы - личный опрос, наблюдения, использование посемейных списков, привлечение статистики, достаточно высокий профессиональный уровень участников обследования - это были ученые, педагоги, работники сельского хозяйства - делают данные “Материалов” вполне надежными. Немаловажно также, что многие участники обследования уроженцы Кавказа, - а часть их представители коренных кавказских народов.

Семь томов “Материалов” включают более 40 статей, насыщенных разнообразными этнографическими и статистическими сведениями. Все данные излагаются по единой программе, специально разработанной Закавказским статистическим комитетом и опубликованной в первом томе. Каждая статья посвящена одному из уездов (или его части) Закавказского края. Ономастическими данными, главным образом, топонимией, насыщены все статьи “Материалов”. В них приведены списки обследованных населенных пунктов, содержится множество географических названий - гор, рек, урочищ и т.п. Данные по этнонимии, а также по антропонимии, зоонимии, теонимии более скромны, однако достаточно интересны. Поэтому детальное изучение ономастикона “Материалов” - важная задача в дальнейших исследованиях кавказской ономастики.

Настоящая статья посвящена лишь одной части ономастикона - этнонимии. Основная масса этнонимических сведений содержится в разделах “Население”, где даются сведения по этническому составу уездов, численности народов и этнографических групп, истории формирования местного населения. Этнонимия в нашем источнике представлена, во-первых, названиями народов, принятыми в статистике и литературе того времени, например, грузины, армяне и др.; во-вторых, самоназваниями народов; в-третьих, названиями этносов, под которыми они были известны в среде соседних народов; в-четвертых, наименованиями этнографических групп, по тогдашней терминологии - племен.

Этноним азербайджанцы, широко известный в настоящее время, не отражен в “Материалах”, так как азербайджанцев в статистике и литературе прошлого было принято называть татарами. Как отмечается в источнике, здешние татары, т.е. азербайджанцы сами себя так не называли. Название это не употребляли также соседние закавказские народы, у которых азербайджанцы были известны по именем тюрк2. Кроме этнонимов татары и тюрки в “Материалах” зафиксированы названия многих групп азербайджанцев. А.Д.Ерицов, обследовавший Казахский уезд Елисаветпольской губ., отмечает, что основное население уезда - татары - были известны под именем таракяма, и далее он называет их группы (племена) - айрумлы, баяты, кадырлы, каракоюнлы, караханлы, кенгерли, салахлы, софулы, татлы3. Многие из перечисленных А.Д.Ерицовым тюркских племен зафиксированы “Материалами” и в других районах Азербайджана. Например, айрумы - татары-горцы - названы в Нухинском уезде. Остальное мусульманское население этого уезда составляли кочевники таракяма, обитавшие в равнинных районах4. В Зангезурском у. Елисаветпольской губ. по данным С.П.Зелинского было 7 племенных групп азербайджанцев: софулы, дарзилы, саралы, пушанлы, гигилы, ходжамусахлы, багарлы. В том же уезде жило племя баркюшад, в значительной мере ассимилированное другими племенными группами местных тюрков5.

В пределах Азербайджана авторы “Материалов” называют еще несколько тюркских этнонимов и племенных названий. В Кубинском, Нухинском и Арешском уездах - это мугалы; в Джеванширском у. уже известные нам айрумы, а также клланийцы и туркмены (последние жили и в Арешском у.), в Ленкоранском у. племена перембельское, дервиш-беглинское, панавандское, джуралинское, дилагардинское, шахсевенское, махмудлинское; группы - себиджа, аруса, адина-оазар и аркевана6.

Значительные группы тюрков были расселены также за пределами Азербайджана - в Армении и Грузии. Множество их жило на юге Эриванской губ. (332 села), меньше (35 сел) - в Тифлисской губ. Часть тюрков, обитавшая в Ахалцихском и Ахалкалакском уездах Тифлисской губ., называлась таракяма7. По свидетельству изучавшего эти уезды Х.А.Вермишева, азербайджанцы, жившие здесь, именовались также карапапах (азерб. “черные папахи”). Х.А.Вермишев приводит еще одно название, точнее самоназвание группы таракяма, жившей в Ахалцихском у. - бинали, что означало оседлый, коренной (от азерб. бина - основание, хутор)8. Таракяма был довольно распространенный этноним в Закавказье. А.Д.Ерицов в своей статье подчеркивает, что это слово понималось местным населением не как название особой народности или даже отдельного “родового” общества. “Таракяма, - пишет он, - называли всех без различия кочевых татар”. Аналогичную мысль высказывает И.А.Абелов. По его мнению кочевники-татары (азербайджанцы Шемахинского и Геокчайского уездов) называются местным населением таракяма, или кечари, в противоположность оседлым жителям, именуемым тат9. Однако, судя по высказыванию Х.А.Вермишева, таракяма в некоторых случаях означало оседлый, коренной, как в приводимом им примере с ахалцихскими таракяма. Кроме тюркской этнонимии, в “Материалах” в разной мере представлена этнонимия других языковых семей - индоевропейской (главным образом иранской группы), кавказской и семитской. Иранские этнонимы зафиксированы на значительной части Азербайджана, а также в ряде районов Восточной Грузии и связаны они с четырьмя народами: татами, талышами, курдами и осетинами.

Термин тат, первоначально имевший социальный смысл и обозначавший любое оседлое население в противоположность кочевому10, со временем приобрел этническое значение. Однако и позднее он не утратил окончательно своего первоначального смысла. В Азербайджане, например в Шемахинском и Геокчайском уездах Бакинской губ., как утверждает И.А.Абелов, словом “тат” называли вообще всех оседлых жителей 11.

Д.А.Кистинев, изучавший Ленкоранский у. (южная часть Азербайджана), приводит названия пяти групп талышей: собственно талыши, порнаимы, алары, оратлины и зуванды12.

В “Материалах” представлена этнонимия еще одного народа иранской группы - курдов, в тот период расселенных во многих уездах Закавказского края. Источник приводит общеупотребительное название этого народа - курды, затем самоназвание части курдов, живших в Эриванской губ. (курмандж), и племенные подразделения последних: алианлы, псиани, мотанлы, миллы, фарканлы, бошлы, хаджисаилы, шадманлы, хасананлы. Кроме того “Материалы” сообщают названия более 40 племенных подразделений курдов-йезидов - жителей Эриванской губ., сохранивших в отличие от курдов-мусульман, своеобразие языка и культурно-бытовые особенности. Среди 40 групп курдов-йезидов названы, например, радики, зиланлы, алианлы, псиани, бозлысултанлы, махмудлы и др.13.

Осетинские этнонимы представлены в “Материалах” лишь двумя названиями: общераспространенным в русском языке - осетины и самоназванием части этого народа, в том числе осетин, живущих в Грузии, - ирон14.

Другая значительная группа этнонимов исследуемого источника относится к кавказской языковой семье - картвельской и нахско-дагестанской группам. Из первой в источнике называются общеупотребительное имя грузины; этнонимы картвелы (от самоназвания народа картвели) или иверийский народ (Иверия, Иберия - “страна иберов”, т.е. грузин), мегрелы (в источнике мингрельцы) и сваны. Кроме того полностью представлены названия этнографических и территориальных подразделений грузинского народа (в источнике они именуются племенами). Это кахетинцы, карталинцы, имеретины, гурийцы, горцы - тушины, пшавы, хевсуры, мтиулетинцы (т.е. мтиулы), гудамакарцы, мохеви -аджарцы, кобулетцы и лазы. Из названных групп кобулетцы - это часть гурийцев, только в XIX в. принявших ислам и по этой причине во многих исторических сочинениях прошлого, выделявшихся в самостоятельную группу. “Материалы” называют также ингилойцев., т.е. группу грузин, живших в Северо-Западном Азербайджане (Закатальский округ) и до XIX в. принявших ислам. Часть их этнически уже связывала себя с азербайджанцами15.

К кавказской группе этнонимов “Материалы” относят также названия восточно-горских народов. В Азербайджане это лезгины, народы шагдагской группы и удины, в Грузии - кистины и цова-тушины. С шахдагскими народами (пользуюсь условным названием, данным этой группе лингвистами) в источнике связаны следующие этнонимы: будугцы, джекцы, гапутлинцы (гапутинцы), крызы, хиналугцы. Эти народы жили в 126 селах в горах и предгорьях Кубинского, Нухинского и Геокчайского уездов16.

Довольно скупо представлена в “Материалах” этнонимия армян. Источник приводит их самоназвание хай, а также общеупотребительное имя армяне. В отношении последнего в источнике подчеркивается, что этим словом армяне себя никогда не называют17.

К семитским этнонимам в “Материалах” относятся названия двух народов: арабов и айсоров. Этноним араб как самоназвание народа и название, под которым данная этническая группа была известна соседним азербайджанцам, отмечен источником в Шемахинском и Геокчайском уездах Азербайджана, где жили 630 семей арабов. По свидетельству авторов, обследовавших эти уезды, они называли себя араб и не забывали окончательно родной язык. Исследователь этих уездов Н.А.Абелов справедливо считает их потомками некогда оседавших в Восточном Закавказье групп арабов, большая часть которых к концу XIX в. слилась с азербайджанцами. Однако в некоторых частях Азербайджана небольшие группы арабов сохранялись даже в последней четверти прошлого века18.

Незначительные по численности группы переселенцев ассирийцев в Закавказье (с 1827 г.) жили в основном в 5 селах Эриванской губ. В “Материалах” приведено русскоязычное название народа айсоры, армянское (асори) и азербайджанское (насрани, т.е. “христианин”) наименования19.

Такова информация по кавказской этнонимии, которую можно извлечь из “Материалов”. Детальное исследование приводимых в нем названий народов требует использования широкого круга исторических источников. Это не входит в задачу данной статьи, цель которой - обратить внимание специалистов на имеющиеся в “Материалах” этнонимические данные. Однако и выявленные сведения сами по себе дают возможность для некоторых историко-этнографических изысканий и выводов. Так, рассмотренные данные еще раз подтверждают поразительную стойкость этнонимов, которые сохраняются тысячелетиями. Например, картвели (ср. древний этноним карты), армяне (ср. древнее название армены), множество тюркских племенных названий - все эти этнонимы дожили почти до конца XIX в., а в большинстве своем бытуют и по сей день.

Различные этнические названия, связанные с определенным этносом, дают представление о его составных компонентах и в какой-то мере о путях этногенетического развития. В этом смысле интересен зафиксированный в “Материалах” факт наличия в составе азербайджанцев племенной группы мугал. Первоначально так называлась часть монголов, осевших в Азербайджане в XIII - XIV вв. Позднее в результате ассимиляции их местным населением родным языком монголов (мугалов) стал азербайджанский. Таким образом с уверенностью можно говорить, что в формировании азербайджанцев принимали участие и некоторые группы монголов. Сохранявшиеся в среде азербайджанцев в конце XIX в. многочисленные племенные названия позволяют говорить об участии в формировании азербайджанского этноса множества групп различных тюркских народов. Так, название одной из этих групп азербайджанцев Елисаветпольской губ. баяты (баят, байат) первоначально было именем одного из подразделений тюрков-огузов. Позднее баяты были известны как этнографическая группа туркмен. Интересно, что этноним баяты некоторыми востоковедами связывается с именем тюркского божества Баят. “Байят на языке тюркского племени аргу, - пишет А.Н.Кононов, - значило бог и, вероятно, как тотем служило названием племени”20. Эти данные также позволяют определить одну из линий этногенетического развития азербайджанского народа.

Имя другой группы азербайджанцев - каракоюнлы (тюркск. чернобаранные, от кара - черный, коюн - баран) связывается с тюрками-огузами. Этим же именем называлось созданное ими государство Кара-Коюнлы (XIV - XV вв.), включавшее часть земель Азербайджана. Кенгер (ли), кангар - имя крупного тюркского племени, широко известного в средневековье21. По происхождению, пишет А.Д.Ерицов, кенгерли считались печенежским племенем. Салахлы и софулы - более мелкие подразделения кенгрели, названия которых отразились в наименовании двух сел Казахского уезда (Салахлы и Софули). Этноним туркмен указывает на участие в формировании азербайджанского народа групп туркменов. Шахсевены - одно из крупных тюркоязычных племен, живших в Джебраильской степи. Свое имя они получили в XVI в. за службу в личной гвардии шаха (шахсевен - “любящие шаха”). Подразделениями шахсевенов считались, по данным А.Д.Ерицова, племена кадырлы и каралал, названия которых отразились в наименованиях населенных пунктов Казахского уезда Кадырлы и Каралал22.

Клланийцы Джеванширского уезда, видимо иранцы, по преданию были переселены в Закавказье одним из иранских шахов из Хорасана. Хан-Агов, упоминающий это предание, отмечает, что приезжавшие в XIX в. в Мешхед (святыня мусульман-шиитов) кzланийцы, встречали там своих единоплеменников23. Можно предполагать, что данное племенное название указывает на участие в формировании азербайджанского этноса нетюркских компонентов. Это, в целом, не противоречит известным нам историческим фактам, если вспомнить наличие в Азербайджане с древнейших эпох больших массивов кавказоязычных и индоевропейских, главным образом ираноязычных народов. Это же подтверждается и некоторыми данными, приводимыми в “Материалах”. Так, айрумлы в XIX в. было названием части азербайджанцев, живших в западной части Азербайджана. Однако анализ исторических данных в связи с этим привел В.П.Кобычева к мысли, что айрумы представляют тюркизированных армян, которые после второго раздела Армении между Византией и Ираном (VI в.) оказались в пограничной зоне с византийской стороны. Армяне, жившие здесь, стали именоваться хай-рум (усеченное айрум), что означало армянина - подданного Византии24. Племенное название татлы указывает на участие в формировании азербайджанцев ираноязычных татов, длительное время ассимилировавшихся азербайджанцами.

Многие этнические названия из рассматриваемых в “Материалах” отложились в наименованиях закавказских населенных пунктах. В Азербайджане, например, это Кенгерли, Туркмен, Мирзаханкаракоюнлы, Муганлы, Шахсеван, десятки названий сел, составной частью которых является этноним араб, - Араб-Абдул-Керим, АрабКардаш-Беклы, Араб-Бала-оглан, Араб-Ушаги, Араб-Шеки, АрабКадым, Араб-Ханадан, Араб-бабашли и др.25.

Но это особая тема исследования, для которой в “Материалах” также имеются ценные сведения.

Примечания

1 Использую условный термин племя, принятый в кавказоведческой литературе XIX в., в том числе в “Материалах”, понимая под ним (вслед за авторами прошлого) лишь этнографические и территориальные группы.

2 Абелов Н.А., 1887. Экономический быт государственных крестьян Геокчайского и Шемахинского уездов Елисаветпольской губернии // Материалы. Т. VI. Ч. I. С. 13.

3 Ерицов А.Д., 1886. Экономический быт государственных крестьян Казахского уезда Елисаветпольской губернии // Материалы. Т. II. Ч. I. C. 13.

4 Арасханианц А.Н., 1887. Экономический быт государственных крестьян Нухинского уезда Елисаветпольской губернии // Материалы. Т. VI. Ч. I. С. 14, 15.

5 Зелинский С.П., 1886. Экономический быт государственных крестьян в Зангезурском уезде Елисаветпольской губернии // Материалы. Т. VI. Ч. I.

6 Арасханианц А.Н., 1887. Экономический быт... Нухинского уезда. С. 143; Котляревский П.В., 1886. Экономический быт государственных крестьян северной части Кубинского уезда Бакинской губернии // Материалы. Т.II. Ч. II.

С. 294; Кистинев Д.А., 1887. Экономический быт государственных крестьян Ленкоранского уезда Бакинской губернии // Материалы. Т. VII.

7 Таракама по Л.Будагову “поселянин мужик (на Кавказе и за Кавказом)” // Будагов Л. 3. Сравнительный словарь турецко-татарских наречий со включением употребительнейших слов арабских и персидских и с переводом на русский язык. М., 1960. Т. I. С. 347.

8 Вермишев Х.А., 1886. Экономический быт государственных крестьян в Ахалцихском и Ахалкалакском уездах Тифлисской губернии // Материалы. Т. III. Ч. II. С. 36.

9 Ерицов А.Д. Экономический быт... Казахского уезда... С. 110; Абелов Н.А. Экономический быт...Геокчайского и Шемахинского уездов... С. 21.

10 Татами туркмены, например, называли всех нетюрок, в первую очередь иранцев/См. Кононов Н.А. Родословная туркмен. Сочинение Абу-л-Гази хана хивинского. М.-Л. 1958. С. 96; вообще, в Закавказье и в Средней Азии этим именем обозначали оседлые народы разных вероисповеданий. Анализ этнонима тат, главным образом на среднеазиатских материалах, сделан в статье Люшкевич Ф.Д. Термин “тат” как этноним в Средней Азии, Иране и Закавказье // Советская этнография. 1971, №3.

11 Абелов Н.А. Экономический быт... Геокчайского и Шемахинского уездов. С. 13, 14.

12 Кистинев Д.А. Экономический быт...Ленкоранского уезда

13 Марков Ф.Т. 1886. Экономический быт государственных крестьян Эриванского уезда // Материалы. Т.III. Ч.I. С. 35, 266; Парвицкий А.В., 1885. Экономический быт государственных крестьян юго-западной части Новобаязетского уезда Эриванской губернии // Материалы. Т. I. Ч. VI. С. 13.

14 Мачабели С.В., 1887. Экономический быт государственных крестьян Горийского уезда Тифлисской губернии // Материалы. Т. Y. Ч. II.

15 Там же.

16 Котляровский П.В. Экономический быт государственных крестьян северной части Кубинского уезда Бакинской губернии...С. 239

17 Марков Ф.Т. Экономический быт... Эриванского уезда... С. 34

18 Абелов Н.А. Экономический быт.... Казахского уезда... С. 19.

19 Марков Ф.Т. Экономический быт... Эриванского уезда... С. 34.

20 Кононов Н.А. Родословная туркмен... С. 92 примеч.

21 Кангар по мнению М.И.Артамонова - самоназвание печенегов, часть которых в IX в. жила в Северном Причерноморье. Группа печенегов вошли в состав огузских племен. (См. Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962. С. 349). Можно предполагать, что именно с огузами группы печенегов осели в некоторых районах Азербайджана. В начале XVIII в. печенежское племя кенгерли жило в Карабахе // Акты собранные Кавказской археографической комиссией. Тифлис, 1868. Т. II. С. 681.

22 Ерицов А.Д. Экономический быт.... Казахского уезда... С. 43

23 Хан-Агов А.Е., 1887. Экономический быт государственных крестьян Джеванширского уезда Елисаветпольской губернии // Материалы. Т. VI. Ч. II. С. 340.

24 Кобычев В.П., 1962. Айрумы (К вопросу происхождения этнонима) // Советская этнография. №3. С. 148.

25 Котляровский П.В., 1886. Экономический быт государственных крестьян северной части Кубинского уезда Бакинской губернии // Материалы. Т. II. Ч. II. С. 163; Абелов Н.А. Экономический быт... Геокчайского и Шемахинского уездов. С. 13, 193.

Источник: Имя и этнос. Сб. статей. М., Институт антропологии. - 1996

Кавказ этничность / этнополитика



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info