Сотрудник Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона, эксперт центра изучения Центральной Азии и Кавказа института Востоковедения РАН Андрей Арешев не исключил конфронтационного сценария развития событий: «По крайней мере сейчас, когда мы уже видим в экзит-поллах и все свидетельствует, что, по крайней мере по партийным спискам, победу одерживает "Грузинская мечта" и ее сторонники уже собрались на центральных площадях Тбилиси и начали праздновать победу. В этом случае заявление ЦИКа с иными результатами встретят непонимание. И, конечно же, возможны ситуации, связанные, в том числе с силовым противостоянием, но я не думаю, что политики правящей партии будут здесь столь же прочными как несколько лет назад. Потому что, с одной стороны, ожидания общества и общественные настроения, особенно в последнюю неделю перед выборами, резко изменились. Особенно после того, как стали достоянием гласности видеозаписи из Глданской тюрьмы. Полиция не только в Тбилиси, но и в некоторых регионах (а силовые структуры стали опорой власти) уже не будет столь консолидированно поддерживать правящий режим, особенно в случае явных противоправных действий и явных попыток удержать власть неконституционным путем. Остается надеяться, что правящая партия, в случае действительно печальных для нее итогов, не будет цепляться за власть, а предпримет все шаги для конституционной передачи власти новому парламенту. Даже если выяснится, что по результатам голосования будет преимущество у оппозиционно настроенных».
Говоря об объективности экзит-поллов Арешев заявил, что у них «могут быть разные методики подсчетов, разные регионы. Но, то что я видел, по "Новости-Грузия", другим сайтам, они все, несмотря на разность цифр, фиксируют преимущество "Грузинской мечты", что, на мой взгляд, достаточно явственно говорит о тенденции. Мы не можем говорить, что, скажем, все европейские, американские компании, которые этим занимаются, ангажированы представителями Иванишвили. Я думаю, что несмотря на разность цифр, эти экзит-поллы фиксируют все-таки некий объективный тренд».
Прогнозируя общеполитические итоги выборов, Арешев сказал: «Здесь достаточно разноречивые прогнозы. Нужно смотреть консолидированные итоги выборов. Из общего состава (150 депутатов) 77 избираются по партийно-пропорциональной системе и 73 по мажоритарной, по системе одномандатных округов. Среди одномандатников позиции правящей партии будут более убедительными, потому что это в большей степени связано с административным ресурсом. Но вот что касается пропорционального, партийного списка, то, насколько я могу судить, глубина падения рейтинга правящей партии столь значительна, что они могут собрать около трети голосов. Настроения в Грузии были именно такими. Особенно это было связано с той волной общественного возмущения, которая пошла по всем регионам страны. И не только по традиционно оппозиционно настроенному Тбилиси, но даже по таким регионам, как Мегрелия. Там достаточно был серьезный провал правящей структуры. Ему не удалось сбить волну возмущения, направить ее в безопасное для себя русло. Мне кажется, что почвы для фальсификаций сейчас объективно меньше, чем она была в прошлый выборный цикл, потому что здесь серьезное общественное внимание привлечено и народ разбужен, народ уже не боится».
Говоря о том, какое значение выборы могут иметь для нормализации отношений с Россией, Арешев заметил: «Они сами по себе позитивны для грузинского общества, потому что большинство грузинских граждан настроены в пользу отношений с Россией и, во всяком случае, на начало конструктивного диалога. Предвыборная риторика Саакашвили о том, что глданские видеозаписи были заказаны чуть ли не русскими, не произвела никакого впечатления, выставила Саакашвили на посмешище. Это, на мой взгляд, свидетельствует о позитивных тенденциях. Оголтелой антироссийской пропаганде грузины не верят. Растет ощущение и осознание того, что весь комплекс проблем, связанных с Южной Осетией и Абхазией был порожден именно таких хлестким националистическим курсом. Кстати говоря, не Саакашвили придуманным и не Саакашвили основанном. Со времен Гамсахурдиа, как вы прекрасно знаете, эта тенденция идет.
И, конечно, представители "Грузинской мечты" хотя и расписываются в верности прозападному курсу, они говорят прагматичные, здравые вещи о необходимости российского рынка для сельскохозяйственной продукции, о налаживании каких-то дипломатических контактов. Что само по себе может создать почву для конструктивного диалога, особенно, если по результатам выборов произойдет серьезная переконфигурация и Бидзина Иванишвили займет, скажем, пост премьер-министра. Российско-грузинские отношения от этого только выиграют. А следовательно выиграет мир и безопасное развитие Кавказа в целом».
По мнению заместителя генерального директора Информационно-аналитического центра МГУ Александра Караваева, «в какую сторону склонится чаша весов достаточно сложно. Сегодня мы можем говорить о возможности активного сценария в Тбилиси, исходя из того, что как признают и сами сторонники Саакашвили, за блок Иванишвили "Грузинская мечта" в основном и голосовали жители столицы. Они же и рассказали представителям опросных компаний (экзит-поллам), как голосовали на выборах. Разные организации, проводившие опросы, дают немного разные цифры, но с одной тенденцией - они фиксируют победу в пропорциональном списке блока Иванишвили. Эта же тенденция подсказывает, что Грузию вряд ли могут ожидать события, сравнимые с "революцией роз" осени 2003 года. Надо отдать должное Михаилу Саакашвили, который официально признал, что в пропорциональных списках, его партия уступила оппозиции. Однако итоги в мажоритарных округах еще могут изменить общую картину. Партия власти, даже несмотря на возможности применения административного ресурса, старается обеспечить справедливый подсчет голосов, хотя он складывается и не в ее пользу.
В целом результаты выборов показывают, что в Грузии есть демократия, пусть с огрехами и не идеальная. Оппозиция наверняка получит большое представительство в новом парламенте Грузии. Но говорить о полной победе пока рано из-за отсутствия полного представления об итогах голосования в мажоритарных округах. Провинция преимущественно голосовала за партию власти по разным причинам. Скандал с издевательствами над заключенными в тюрьмах возымел некоторое действие на избирателей и партия власти, безусловно, потеряла на этом скандале. Саакашвили пытался предпринять решительные шаги, для минимизации репутационного ущерба, но окончательно ликвидировать не вышло. Не помогли и отсылки к "врагам Грузии", которые устроили эти провокации. Итоги голосования показали, что народ Грузии уже не так ведется на рассказы "о происках и кознях Москвы". В этом могут заключаться некоторые внешнеполитические итоги парламентской кампании».
Как утверждает доцент факультета международных отношений Университета экономики и технологий ТОББ (Анкара) Тогрул Исмаил, «выборам в парламент Грузии придают огромное значение, в том числе и в Турции. Серьезного противостояния, как, скажем, в 2003 году, в Тбилиси не ожидается. Во-первых, правящая партия во главе с президентом Саакашвили уже признала, что оппозиционный блок "Грузинская мечта" Бидзины Иванишвили выиграл выборы по пропорциональным спискам. Помимо этого нет информации о каких-то серьезных нарушениях. Во-вторых, все западные государства, прежде всего ЕС, утверждали, что будут строить свои отношения с Тбилиси в зависимости от качества проведения парламентских выборов. Отсюда большое число наблюдателей от ЕС, наличие которых в том числе позволило легитимизировать итоги голосования, не допустить возможных попыток видоизменить процесс волеизъявления.
Мы видим, что оппозиция выиграла столицу, а правящая партия осталась сильна в провинции. Но это обстоятельство не должно стать поводом для противостояния между центром и регионами, поскольку и Саакашвили и Иванишвили говорили, что итоги не должны разделить Грузию территориально. Оба лидера хотят взаимопонимания и консенсуса по этому вопросу.Борьба за власть между политическими силами в Грузии впервые с 2003 года существенно преобразовалась, впервые произошли изменения в требованиях населения, а политические силы, объединяясь в различные коалиции, вступили на новый этап политической борьбы. И, как часто бывает в политике, те, кто пришли к власти восемь лет назад огромной поддержкой общественности, вызвали разочарование у большинства граждан.
Грузины обеспокоены тем, что нынешнее правительство находится у власти в течение девяти лет и существует опасность политического регресса, то есть отхода от демократизации. В ходе борьбы между правящей партией и оппозиционными силами власти начали адекватно реагировать на социальные и экономические проблемы, которые были подняты в оппозиционных платформах год назад. Хотя по сравнению с соседними постсоветскими странами Грузия достигла ощутимых успехов в борьбе с коррупцией и совершенствовании государственных служб, с приближением парламентских выборов 2012 года озабоченность специалистов по поводу прав человека росла. Предметом фокусировки аналитиков все чаще становятся свобода выражения, права трудящихся, независимость суда, использование властями государственных ресурсов с целью увеличения числа сторонников и насилие к политическим оппонентам.
Тем не менее итоги парламентских выборов отрицательно не повлияют на взаимоотношения Турции и Грузии. Для Турции демократическое развитие Грузии и ее интеграция с Западом имеет приоритетное значение. Турция поддерживала и будет поддерживать Грузию как в ее экономическом, так и социально-гуманитарном развитии. Можно с уверенностью сказать, что Анкара не планирует поддерживать какого-либо конкретного кандидата или политическую партию в Грузии. Для Турции стратегически важно продолжать развивать партнерские отношения с той политической силой, которая придет к власти демократическим путем по волеизъявлению народа.
После выборов, особенно с вступлением в силу конституционных изменений, принятых в 2010 году, когда возрастут полномочия и функциональные возможности парламента страны, политическая система создаст больше возможностей для разрешения социально-экономических и культурных проблем, с которыми сталкиваются граждане Грузии».