Публицистика на страницах газеты «Апсны» (1919–1921) (II)
Публикации | Вячеслав БИГУАА | 08.11.2012 | 14:36
Часть I
Авторы газеты, обсуждая политическое положение Абхазии, не могли обойти вниманием тему махаджирства. Писатели и общественные деятели прекрасно понимали, что выселение большей части абхазов в Турцию в 60–70-х гг. XIX в. стало основной причиной резкого ослабления Абхазии и абхазского народа. Они пытались немного изменить ситуацию, возвратив хотя бы часть махаджиров. Однако в условиях несвободы народа решить эту задачу оказалось невозможно. В анонимной статье «Сухум, 28 августа» [Апсны 1920, № 31 (59) (№ 31 /69/)] затрагивалась проблема возвращения махаджиров из Турции. В ней отмечалось: «Для нас, абхазов, находящихся на родине, в Абхазии, самым больным вопросом является то, что большинство нашего народа находится далеко от нас, в Турции. До сих пор мы молчали об этом, понимая, что были бессильны решить эту проблему». Действительно, при самодержавной власти в Российской империи, которая способствовала выселению «непокорных горцев», решить проблему возвращения изгнанников в Абхазию было совершенно нереально. С конца XIX в. лишь небольшому числу махаджиров (в том числе семье отца Д.И. Гулиа — Урыса /Иосифа/ Гулиа) удалось нелегально вернуться на родину. В то далекое время многие представители грузинской интеллигенции сочувствовали абхазским махаджирам. Они с болью писали о трагедии абхазов. «После завоевания Черкесии Верховное правительство из-за стратегических и других соображений посчитало нужным опустошить эти места. В Сухумском, Бичвинтском (Пицундском. — В.Б.), Гагрском и других ущельях, там, где раньше гремела жизнь, теперь не встретите следов человека», — писала газета «Дроэба» («Время») от 6 июня 1875 г. [См. также: Этническая «революция» в Абхазии... 1995, с. 10]. В 1880 г. эта же газета (№ 199) описывала удручающее положение абхазских переселенцев: «Вы представляете сейчас, в каком положении должны быть те абхазы, которые как рыба свалены друг на друга на судне “Агнос Петрос”, у которых нет ни еды, ни воды, ни одежды, и что хуже всего — права выхода на сушу!.. Ни наше правительство, ни власти Турции не хотят запускать этих людей в свою страну... Турция не принимает изгнанных от нас людей. У обеих стран есть свои политические соображения, по которым эти люди не должны иметь место на территории России и Турции... Неужели так велика их вина, что мы человеколюбие подчиняем каким-то политическим соображениям и просвещенная власть доведет дело до того, что эти люди или утонут в море, или же съедят друг друга в каюте. Мы помним, несколько лет тому назад, какой шум подняли журналы и газеты по поводу того, что директор Московского зоологического сада плохо кормит животных сада. “Какой же он варвар, что так мучает животных”, — писали эти журналы и газеты. Насколько более потрясающим является участь тех малолетних детей и их матерей, которые от голода погибают между небом и водой... Абхазов кидают, как мяч, от нашего порта до порта Турции, откуда их выстрелами возвращают обратно, и стоят они, эти несчастные, потерявшие надежду и отчаявшиеся люди меж двух земель» [См. также: Этническая «революция» в Абхазии... 1995, с. 45–46]. Другая корреспонденция («Из Поти 28 сентября пишут») на страницах «Дроэба» утверждала мысль о том, что никакого добровольного переселения абхазов в Турцию не было: «Удивляюсь крепости и силе этого народа — после таких бед и мытарств у них каждый пятый еще жив. Этот человек, которого насильно угнали в Турцию, там потерял самое дорогое — жену и детей; но он все равно стремится на родину, говорит, что вся семья с собой унесла в могилу тоску о родине. И хотя бы он должен увидеть их опустевший двор, чтобы на том свете обрадовать их рассказом о нем» [См. также: Этническая «революция» в Абхазии... 1995, с. 47]. В своей статье «Абхазы и Абхазия» публицист С. Месхи подчеркивал, что берег Черного моря Кавказа с древнейших времен населяли черкесы и абхазы; при богатейшей природе края жители жили бедно. По его мнению, выселение большого количества горцев произошло насильственно: «Большая часть абхазов, которых посадили на корабль для выселения в Турцию, плакала, рыдала, простирала руки к родной стране... Коль это так, то мы должны надеяться на то, что всем желающим абхазам наше правительство предоставит право вновь вернуться и поселиться в своей стране. Помимо человеколюбия, этого требует справедливость и даже польза, потому что несомненно, что такие народы, как черкесы, абхазы, лучше иметь в качестве друзей, чем врагов» [Дроэба 1878, № 158; см. также: Этническая «революция» в Абхазии... 1995, с. 38–39].
Но, к сожалению, в последующие десятилетия в среде грузинской элиты начали преобладать другие взгляды, которые, например, в 1870-х гг. выразили педагог и общественный деятель Я.С. Гогебашвили (1840–1912), писатель и публицист Г. Церетели (1842–1900) и др. Я.С. Гогебашвили в статье «Кем заселить Абхазию» утверждал, что только грузино-мегрелы на правах соседнего народа имеют преимущество на колонизацию территории Абхазии [Тифлисский вестник 1877, № 209, 210, 243–245, 248; см. также: Этническая «революция» в Абхазии... 1995, с. 16]. А Г. Церетели в статье «Курьер» писал: «Как прекрасно побережье Черного моря, начиная от Поти и до Крыма. Теплый климат и море объединили на этих берегах Европу и Россию с прекрасной землей Западного Кавказа... Прежнего населения — черкесов и абхазов — уже нет. Обстоятельства вынудили их покинуть свою страну. Земли очень много... так о чем же думает наш народ, почему до сих пор не решается переселиться в эту страну? Говорят, не могу бросить свою родину, свой уголок; но не могут же люди все время кучиться, словно мухи, в одном уголке, где нельзя ступить ногой, ведь все равно, рано или поздно, некоторым нашим людям придется покинуть свои села из-за нехватки земли. Так не лучше ли сейчас же подготовиться, пока прибрежные страны не заняты другими и пока еще есть много мест. Если кто-то скажет, что ему трудно бросить свой край, то где бы он ни находился, разве Кавказ не наш край? Весь Кавказ является нашей землей, нашей страной... Поселимся ли в стране черкесов или в Дагестане, везде наша родина...» [Церетели 1873; см. также: Этническая «революция» в Абхазии... 1995, с. 27–28). Г. Церетели предлагал создать специальное общество, которое способствовало бы переселению грузинских крестьян в Абхазию и Западный Кавказ (бывшую Черкесию). Эти мысли Г. Церетели повторяются и в других его публикациях — «Переселение» [Дроэба 1879, № 27; см. также: Этническая «революция» в Абхазии... 1995, с. 39–40], «Мнение господина Верещагина о заселении Джигетии и Абхазии» [Дроэба 1879, № 36; см. также: Этническая «революция» в Абхазии... 1995, с. 40–41], «Заселение Джигетии и Абхазии» [Дроэба 1879, № 36; см. также: Этническая «революция» в Абхазии... 1995, с. 41–42].
А уже в новейшее время писатель, общественный и политический деятель Грузии И. Гомартели (1875–1938) в частности писал: «Абхазцы не занимаются ни хозяйством, ни хлебопашеством, ни торговлей, ни промыслом... Абхазец — изящный, стройный, красивый. Он любит коня, кутеж, природу, а труд, работу — нет... Абхаз не смог создать культуру, не создал письменность, и сегодня он пытается создать письменность изуродованной русской азбукой. Абхазы сегодня не смогут создать собственную азбуку. У них нет культурной силы для этого... Если руководствоваться судьбой самих абхазцев, разве не все равно, кто их проглотит, если это поглощение обязательно?» [Алиони. 1917, 16–23 ноября; см. также: Грузино-абхазский конфликт... 2007, с. 9]. Комментировать эти слова бесполезно, они сами за себя говорят. Справедливости ради скажем, что такие настроения, хотя в незначительной степени, присутствовали и в абхазском обществе в начале XX в. Об этом свидетельствуют многие публикации в «Апсны» и история самой газеты. Некоторые представители абхазского народа не понимали значения письменности и литературы на родном языке и образования (об этом еще скажем ниже).
После двух революций 1917 г. у абхазов появились некоторые надежды на возвращение своих соотечественников. В упомянутой статье «Сухум, 28 августа» отмечалось: было очень важно, что «у всех появилась возможность говорить о волнующих их вопросах, и мы начали говорить о своей боли. По этому вопросу мы начали проводить собрания, обсуждения. И в этих собраниях не только абхазы, но и представители других национальностей неоднократно принимали решение о возвращении абхазов-махаджиров на родину, а также о сохранении ныне пустующих в Абхазии земель для возвращающихся махаджиров. Абхазы никогда не забывали об этой проблеме, но сейчас усиленно занялись ею. Однако ходят разговоры, что какие-то люди, прибывшие извне, не поставив в известность ни Народный Совет Абхазии, ни Комиссариат, ни коренное население — абхазов, начали заселять все незанятые земли. Если это правда, то наши абхазские депутаты Совета должны были поднять этот вопрос, но пока они этого не сделали... Все, кто занимается возвращением абхазских махаджиров, должны понять, что земельный вопрос так же чрезвычайно важен, как и само возвращение. Если не будет земли для махаджиров, зачем тогда их мучить очередным тягостным переселением! Вначале надо решить земельный вопрос, а потом начать процесс возвращения».
Похожие мысли высказал Д.И. Аланиа в статье «Два слова о проблеме махаджиров» [Апсны 1920, № 10 (48)]. Он отмечал, что «у каждого абхаза, оставшегося на родине, есть родственники среди махаджиров, но общаться они не могли; не было никаких надежд, что они увидятся, ибо время было такое. В России произошла большая революция. Произошли невероятные изменения. Абхазы начали думать о возможности возвращения в Абхазию своих братьев-махаджиров. Этот вопрос начали поднимать на общих собраниях народа. Все партии поддержали эту идею, но проблема так и осталась нерешенной. Сегодня нам необходимо срочно заняться этим вопросом, если сегодня не решим его, то завтра будет поздно». Далее он сообщал, что полномочные представители махаджиров обратились с письмом в грузинское правительство с просьбой разрешить им вернуться на родину. Для решения проблемы возвращения соотечественников Д.И. Аланиа предлагал выполнить следующие задачи: «1) в каждом уезде провести общее собрание абхазов и принять решение, отражающее наше желание возвратить махаджиров; 2) поставить вопрос возвращения махаджиров на Народном Совете Абхазии; 3) определить земельный фонд для махаджиров; 4) выкупить за казенный счет дома греков и армян, покидающих Абхазию; 5) послать абхазскую делегацию в Турцию для проведения переговоров с махаджирами». Но почему в те годы некоторая часть греков и армян покидала Абхазию? Ответ очевиден: это результат националистической политики тогдашнего правительства Грузии в Абхазии. И в конце, обращаясь к абхазской интеллигенции, он писал: «Вы должны понять: чем меньше численность нашего народа, тем труднее решить наши проблемы. Наши махаджиры должны вернуться к нам!!! Могилы их предков взывают к ним, их дети должны расти и воспитываться на родине».
В небольшой статье «Комитет по делам махаджиров» [Апсны 1920, № 8 (46)], опубликованной под псевдонимом «Деге», Д.И. Гулиа предлагал создать «Эмиграционный комитет», который смог бы эффективнее способствовать возвращению абхазских махаджиров из Турции. По мнению писателя, необходимо держать земли для махаджиров, выбрать людей, которые собирали бы необходимые деньги, а возвращать махаджиров надо поэтапно, по 10–20 семей. Такие мысли Д.И. Гулиа высказал и в другой маленькой статье — «Еще раз о проблеме махаджиров» [Апсны. 1920. № 9 (47)]. Вместе с тем он отметил, что надо послать людей в Турцию и поговорить с самими махаджирами, и почемуто выразил уверенность в том, что Тбилиси поможет в решении этого вопроса. Однако грузинские власти, господствовавшие в Абхазии в течение трех лет (1918–1921), никаких шагов не предприняли для возвращения абхазов из Турции; время показало, что они преследовали совершенно другие цели — максимальное заселение Абхазии грузинами из разных регионов Грузии.
В другой своей статье — «Пребывание Мыстафы Бутба23 [в Абхазии]» [Апсны 1920, № 31 (59) (№ 31 /69/)] Д.И. Гулиа приводит рассказ Мустафы Бутба о жизни абхазских махаджиров в Турции. М. Бутба утверждал, что абхазы в Турции сохранили язык, они в основном мусульмане, многие на военной службе.
В корреспонденции «Еще раз о проблеме махаджиров» [Апсны 1920, № 22 (50) (№ 22 /60/)] сообщалось о том, что недавно в Сухуме на собрании абхазской интеллигенции рассмотрели проблему возвращения махаджиров, которые «насильственно были выселены в Турцию благодаря русским чиновникам и турецким агентам». Было решено послать человека в Турцию, чтобы выяснить настроения махаджиров; создан комитет по оказанию помощи махаджирам (председатель комитета Г. Зухба, секретарь М. Тарнава24, члены: В. Ачба, А. Чочуа, Д. Гулиа, Д. Аланиа). Комитет должен был организовать сбор средств для махаджиров, которые захотят возвратиться на родину. Однако, несмотря на все старания представителей абхазской интеллигенции, в той политической ситуации проблему возвращения абхазских махаджиров на родину так и не удалось решить. Этот вопрос был поставлен и в первые годы Советской власти в Абхазии, но в условиях СССР еще труднее оказалось выполнить желание народа. Возвратились к этой проблеме лишь в конце 1980-х гг. Времени прошло много, но вопрос продолжает волновать абхазское общество. Ныне сделано очень мало; из сотен тысяч махаджиров возвратилась на родину лишь небольшая часть.
(Окончание следует)
Бигуаа Вячеслав Акакиевич — ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, доктор филологических наук
Источник: Кавказские научные записки – 2011. - № 3(8). – с. 156-179
Примечания
(23) Бутба (Бутбай) Мустафа Шаабанович (ок. 1860–1946) — представитель абхазской диаспоры в Турции, просветитель, ученый. В совершенстве владел абхазским, турецким, французским и немецким языками.
(24) Тарнава Михаил Иванович (1895–1941) — абхазский просветитель, историк, общественный деятель, публицист.
Абхазия историография мухаджирство СМИ / Интернет Турция