На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

Духовные ценности и проблемы формирования новой идеологии у народов Северного Кавказа (X)

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Ирина БАБИЧ | 30.01.2013 | 00:00

Предыдущая часть

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Совершенно очевидно, что в основе кризиса современной идеологии лежит смена государственного строя в целом в стране и сопутствующие этому процессу обстоятельства. Становление основ российской государственности в 1990-е гг. в Российской Федерации явилось главной причиной необходимости формирования новой идеологии.

Как нам представляется, на Северном Кавказе эти процессы приняли обостренную и своеобразную форму в силу сложного исторического и геополитического положения региона. Известно, что именно народы Северо-Западного и Центрального Кавказа стали в прежние века объектами конкурентной борьбы крупных империй, узлом противоречий имперских держав. Т.И. Афасижев совершенно справедливо отмечает, что в Республике Адыгея происходит становление государственности «на фоне сложных мировых и общероссийских процессов. В условиях глобализации западный либерализм стал утверждаться как единственная альтернатива в переустройстве российского общества. По мысли западных технологов, только западный образец социального устройства обеспечит всему человечеству благостную жизнь. Сторонники этих идей пошли по пути механического заимствования парламентской демократии, рыночной экономики, западного образа жизни. Но отрицание национальных корней и высокая экономическая зависимость от Запада не могли не привести к внутренней напряженности, нестабильности и разрушению духовной среды российского социума. При всей такой сложной обстановке в мире Адыгее нужно выработать свою формулу вхождения через Россию в современный мир с учетом, конечно, своей истории, геополитической и социокультурной уникальности» (158).

По нашему мнению, происходящие в современных горских обществах процессы намного глубже и имеют целый комплекс аспектов, которые должны быть учтены при исследовании такого сложного вопроса, как процесс формирования современной идеологии на Кавказе.

Безусловно, одной из ключевых причин формирования нового общества без твердых моральных принципов, идей и ценностей, стали новые экономические условия, в которых Адыгея и КЧР, наряду с другими регионами РФ, оказались в начале 1990-х гг. Тяжелое экономическое положение, бедность, безработица привели к тому, что в обществе главной ценностью стали деньги, возможность их заработать, в результате чего стали развиваться мощные миграционные процессы - выезда северокавказских народов за пределы республик на короткое или длительное время на заработки (159).

Другой причиной стала проводившаяся федеральным центром в 1990-е гг. на Северном Кавказе национальная политика. С одной стороны, власти, используя все средства, «удерживали» регион в составе Российской Федерации, а с другой, - не обращали никакого внимания на необходимость формирования у горских народов «российских» настроений, часто совершали действия, которые во многом раз-вивали у населения негативное отношение к федеральному центру и соответственно ко всему тому, что «исходит» из России. Одной из таких ошибок, по мнению Т.И. Афасижева, было установление властями на Причерноморском Северном Кавказе памятников «самым одиозным фигурам, авторам геноцида горских народов Зассу и Лазареву» (160). Другой пример – проведение празднования «450-летнего добровольного присоединения народов Кабардино-Балкарии, Адыгеи и Карачаево-Черкесии к России». Федеральным центром были выделены огромные средства на «утверждение» того, что с исторической точки зрения довольно спорно. «Добровольное» присоединение сопровождалось такими значительными для народов Северного Кавказа потерями, что не приходится говорить о том, что для их потомков это событие было «праздником». Более того, как уже указываюсь, в республике Адыгея установлен день траура – 21 мая, который связан именно с этими событиями. На этом фоне широкое празднование «450-летнего добровольного присоединения» способствовало росту «антироссийских настроений». Неслучайно именно в среде адыгских ученых распространено негативное отношение к России. Так, упоминавшийся выше Т.И. Афасижев, подчеркивает, что деградация и кризис культуры в республике Адыгея идет исключительно из России. «Реформаторы России 90-х гг. на словах... декларировали патриотизм, призывали к труду во имя Отечества, на деле открывали широко путь всему тому, что разрушают их: с экранов исчезли отечественные фильмы, с книжных полок – классики русской литературы и других народов. На смену им пришли западные боевики, открыто порнографические фильмы, книги, пропагандирующие насилие, ненависть к старшему поколению, культ доллара, проституция и т. д. И все они преподносились как общечеловеческие ценности и предоставление свободы народу, защиты его интересов, тем самым маскируя разрушение национально-исторических корней государственности России» (161).

Из приведенного в данной статье анализа формирования современных ценностей в горских обществах республик Адыгеи и Карачаево-Черкесии мы видим, что местные и республиканские власти, а соответственно и министерства культуры, печати и образования всячески стремятся поддерживать, пропагандировать и возрождать национальные традиции, национальные вокальные и хореографические коллективы, надеясь на этом фундаменте построить новое общество. В то же время появившаяся религиозная свобода позволила народам Северного Кавказа возродить свою традиционную религию – ислам, который, однако, занял очень незначительную нишу в современной жизни и не смог стать моральным фундаментом общества.

Как нам представляется, ни национальные, ни исламские традиции не в состоянии оказать сопротивление мощным процессам культурной глобализации. Думается, что в этом направлении большие надежды можно возложить на местную интеллигенцию – писателей, художников, руководителей местных теле- и радиоканалов, театральных деятелей, – которая должна сформировать современное мультикультурное пространство, в котором и история народов Северного Кавказа, и горские традиции, и исламские ценности могут найти свою нишу наряду с теми процессами, которые связаны с особенностями современной социально-экономической и политической жизнью народов Северного Кавказа.

Примечания

158 Афасижев Т.И. Республика Адыгея - поиск парадигмы будущего // Философия, социология, культурология. Майкоп, 2006, № 5.С. 61.
159 ПМАА. Гетр. 1. Oп. 1. Д. 2. Шовгеновский р-н.
160 Афасижев Т.И. Указ. соч. С. 63.
161 Там же. С. 68.
 

Адыгея глобализация Кабардино-Балкария этничность / этнополитика



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2020 | НОК | info@kavkazoved.info