Духовные ценности и проблемы формирования новой идеологии у народов Северного Кавказа (IX)
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Ирина БАБИЧ | 29.01.2013 | 00:00
Предыдущая часть
ПОПУЛЯРНАЯ КУЛЬТУРА, ТЕЛЕВИДЕНИЕ, РАДИО
На фоне ослабления национальных традиций наиболее широкое распространение в современном горском обществе получила т. н. «популярная культура», под которой чаще всего подразумевается современное телевидение и эстрада (музыкальные, юмористические представления и т. д.) В Адыгее и Карачаево-Черкесии вещают телевидение и радио отделения Всероссийского Государственного телевизионного канала «Россия», а также республиканские, городские и частные каналы (133).
Рассмотрим сетку вещания радио ВГТРК по КЧР: каждый день кроме субботы и воскресенья ведутся передачи на национальных языках – ногайском и карачаевском – 12.30-13.00, черкесском и абазинском – 16.10-17.00, а по воскресеньям - на русском языке. Соответственно на радио ВГТРК работает четыре национальные редакции - ногайская, абазинская, черкесская, карачаевская, и одна редакция – русская, но в последнее время она стала называться информационной. Как считает председатель Российского радио ВГТРК по КЧР М. Накохов, аудитория, на которую они работают, это люди среднего и пожилого возраста. Важными темами для радио ВГТРК в последние годы стали Кавказская война, депортация народов, история казачества. Эти темы представлены в каждой из редакций силами ученых – представителей народов, т. е. ногаец рассказывает о Кавказской войне ногайцам, черкесский – черкесам на родных языках. Наряду с историей радиослушателей интересуют религиозные передачи: в субботу бывают передачи на русском языке о православии и исламе, а также в программах национальных редакций выступают преподаватели Исламского института, представители исламского духовенства, руководители ДУМ КЧР. Часто на радио приглашаются писатели Кагиев, Бекуев, Лагучев, Аппаев, И. Копаев, Мамчуев, Созаруков, М. Тлябичева, Хубиев. Иногда бывают передачи с участием художников и скульпторов, например, У. Мижевым и М. Хабиевым.
Для привлечения молодёжи на радио часто исполняется не только национальная музыка, но и национально-эстрадная и зарубежная. Основу идеологии, которую пропагандирует радио ВГТРК по КЧР, составляют общие для всех россиян духовные ценности: формирование общекавказского дома, толерантность как духовная ценность, диалог культур для знания друг о друге, однако главным содержанием и стержнем современной жизни является решение вопроса «как выжить?» (134)
Отделение ВГТРК по КЧР работает главным образом как информационное, имеет следующую сетку вещания: утром 3 раза по 8 мин., днём 2 раза по 20 мин., 1 раз - 20 мин вечером. Передачи ведутся на русском и национальных языках. Во вторник бывают передачи на черкесском и ногайском языках, в четверг - на абазинском и карачаевском. Перечислим содержание основных передач: по истории - «Эхо веков», «Страницы истории», «Корни и кроны» (по истории населенных гтунктов КЧР), передачи о национальных традициях (например, программа об упоминавшемся выше карачаевском институте общинной власти - тере, о традиционных способах обработки земли, передача «Мы вместе», когда телеведущие на пяти национальных языках обсуждают бытование традиций у разных народов, например, о куначестве); передачи, на которые приглашаются писатели, художники; религиозные и музыкальные передачи. Программ об исламе в КЧР на данном телеканале мало, поскольку, по мнению Г.К. Чекалова, он «не имеет в республике глубоких корней», и не следует создавать многочисленные передачи о нем (135).
В КЧР функционирует частный телеканал «Экран», председателем которого является СБ. Шендрик. Сетка его вещания – передачи 1 час в субботу с 19 до 20.00 на русском языке. Главным для него является передача информации, новостей. Тем не менее, на канале ведутся передачи, связанные с пропагандой национального колорита: «Союз всех муз» – о художественных традициях и промыслах или «У подножия башни Адиюх» - о жизни черкесов в прошлом. Есть также циклы, в которых пропагандируются общечеловеческие ценности-дружба, доброта, взаимопомощь («Добрые соседи», «На улице дружбы»), а также передачи об исламе и православии, на которые приглашаются религиозные авторитетные лидеры, например, мусульмане Бостанов, Бердиев, священник о. Вячеслав (настоятель Покровского храма г. Черкесска)136. Однако передач, связанных с обсуждением формирования в современном обществе КЧР духовных ценностей, на телеканале «Экран» нет, т. к., по мнению СБ. Шендрик, «в республике нет сильных деятелей среди творческой интеллигенции, которые могли бы оказывать глубокое влияние на формирование духовных ценностей в обществе, поэтому нет смысла делать передачи, в которых бы обсуждались проблемы формирования общественной идеологии в КЧР, её просто не с кем обсуждать» (137).
В столице Карачаево-Черкесии работает городской телеканал «Черкесск», сетка вещания которого такова: одна передача в неделю, по воскресеньям, с 20 до 21.00 на русском языке (138). Тематика передач общая, характерная для всей России. По мнению руководителя канала И.Х. Гашокова, в современном обществе КЧР вообще не наблюдается процесса формирования идеологии, морали, ценностей. В основном люди живут принципами, заложенными их отцами и дедами139. Причем те незначительные попытки, которые все же можно увидеть, например, пропаганду идеи толерантности, ни к чему не приводят; идея есть, а «самой толерантности в обществе нет». Ранее, как говорит И.Х. Гашоков, «мы делали передачи по исламу, на которые приглашали и молодых мусульман», однако потом от этого отказались, т.к. убеждены, что ислам не нужен народам КЧР. В то же время бессмысленно делать акцент и на национальные культуры, поскольку в настоящее время, когда доминирующей является идея космополитизма, они «функционируют в обществе в крайне изменённом, а иногда и в искажённом виде».
Население республик активно смотрит телевизор, особенно зимой, когда в населённых пунктах мало работы. Жители КЧР признают, что в сейчас люди чаще смотрят телевизор, чем общаются с родственниками. Обычно в селениях (если не мешают горы) -10-12 каналов. Горцы охотно смотрят политические передачи по основным российским каналам (о Путине, передачи В. Соловьева, Познера, «Вести КЧР») (140). В целом же, как отвечали нам информаторы, наиболее популярными среди зрителей РА являются сериалы. Женщины в КЧР всех возрастов смотрят российские, бразильские, американские, мексиканские сериалы. Молодёжь абсолютно не интересуется советскими фильмами, считая, что там показывается совсем другая жизнь. Двадцатилетние девушки рассказывали нам о любимых сериалах «Ангел-хранитель», «Танго втроем», «Мятежный дух», «Солдаты», «Кадеты» и др. Молодая черкешенка Ф.Д. из а. Хабез (КЧР), которая планирует быть медицинским работником, представляет себя на месте главной героини сериала «Ангел-Хранитель». Дети охотно смотрят американские фильмы, советские и зарубежные мульфильмы (141). Народы РА и КЧР всегда охотно смотрят передачи местных каналов о своей национальной культуре и культуре других народов (142). Телевидение интересует и молодых мусульман Адыгеи и Карачаево-Черкесии, которые смотрят политические, новостийные, спортивные и юмористические передачи, советские и некоторые американские фильмы. Молодым мусульманам нравятся исторические передачи по национальной культуре и религии (143).
Телевидение влияет на все стороны северокавказской жизни. Старшее поколение осознает и хорошо понимает, что интерес детей к зарубежным мультфильмам, а молодёжи - к фильмам мешает развитию национальных традиций. Так, из-за того влияния, которое оказывает телевидение, наши информаторы считают, что в современном обществе ослаб институт скромности молодёжи и уважения к старшим. Наиболее ярко это проявляется в изменении одежды молодёжи. Девушки стремятся соответствовать мировой моде и носить одежду, в которой оголяются животы. Наиболее остро вред от телевидения осознают молодые верующие. По мнению молодого мусульманина Х.Х. из а. Псыж, телевидение «зомбирует людей», американские фильмы приучают человека к жестокости, и он теряет чувство жалости (144). В то же время один из глав сельской администрации в РА сказал, что под влиянием TV «мы начали жить реальной жизнью» (145).
Сельские и городские подростки Адыгеи и Карачаево-Черкесии интересуются и Евровидением, и российским конкурсом «Песни года» и т. д. Тем не менее наиболее сильный интерес молодёжь проявляет к т. н. «национально-эстрадной музыке», т. е. к такой музыке, которая имеет национальную основу, но представлена в современной эстрадной обработке (146). Обратимся к данным социологического исследования, проведенного в 2003 г. СИ. Хруниным и О.Ю. Крыниной по теме «Востребованность социально-культурных услуг в г. Майкопе». Из 746 опрошенных жителей города 93 % считают современную музыку одной из форм проведения досуга, тогда как театры и художественные выставки посещают всего 0,3 % опрошенных (147).
Почти во всех сельских клубах или школах РА и КЧР каждую субботу проходят вечерние дискотеки, на которые собирается вся местная молодёжь. На этих дискотеках под российскую и зарубежную эстраду она танцует современные танцы, а под национально-эстрадные песни – современные и реже – национальные танцы . На дискотеки в а. Апсуа приходит около 50 чел. - 20 девочек, 30 мальчиков, а по праздничным - до 100 чел.149 На подобные мероприятия обычно приезжают подростки из соседних аулов, например, из ее. Эсракон, Спарта. По сообщению директора черкесского сельского клуба Ф. Чумаева, на дискотеках звучит национально-эстрадная музыка: Этника Черкесия, «Супер-резинка», а также певцы Лени, А. Услаев, Ш. Багаев, Т. Китов, И. Джаватханов, И. Мусхабов, группа «Дом-бай», группа «Айгъази» (150).
Как в городах, так и в сельской местности РА и КЧР, часто проводятся эстрадные концерты местных национальных ансамблей, которые используют современные аранжировки. Так, в центре народной культуры г. Адыгейска недавно проходил эстрадный концерт местных групп «Нэфын» и «Регион»151. 2 марта 2007 г. в а. Тахтамукай состоялось праздничное шоу «Звезды Кавказа», в котором принимали участие А. Мугу, М. Дзыбов (Хазбулат), Султан-ураган, Д. Дудов, Ахра, С. Совмиз, Юртда, X. Ташаева, AZA, С. Арутюнов, С. Негуч152. В Черкесск и Майкоп часто приезжают российские эстрадные исполнители. Недавно приезжали Валерия и Ираклий, молодёжь ходит на эти концерты153. Молодёжь КЧР увлекается как эстрадно-национальной музыкой (Нахушев, А. Тлячев, С. Тхагалегова), гак и российскими эстрадными певцами (Савичева, Д. Билан, Жасмин, Алсу). Даже молодые мусульмане слушают, например, Нахушева - певца, исполняющего национальные песни в современной обработке (154). Приведем список наиболее часто исполняемых на районном телеканала «Зарево» РА песен в цикле «Программы по заявке телезрителей»: адыгская эстрада представлена такими именами как Тхагалегова, Султан-Ураган, О. Сокурова, А. Мугу, Тлячев, А. Шогенов, Э. Шевотлоков, Евтых, Р. Беслениева, Янок, Кумук, Керашев, дуэт «Зафэ», Тлецери, А. Эльдаров, А. Начесова, А. Тлебзу, М. Даурова, Ф. Даурова, Р. Барчо, А. Апанасов. Иногда исполняются адыгейские танцы или произведения для гармоники и голоса в исполнении А. Унарокова (155).
Между тем в каждом ауле РА и КЧР обязательно есть и местные музыканты, исполняющие чисто национальную музыку, и ансамбли, состоящие из гармонистки (одной или двух), барабанщика, трещёточника, которых, как правило, приглашают на свадьбы. Национальную музыку чаще всего можно услышать во время многодневных свадебных застолий. Между тем постепенно количество таких музыкантов уменьшается (156). И хотя многие подростки в течение какого-то времени сами участвуют в школьных или иных хореографических или вокальных ансамблях, пропагандирующих исключительно национальные танцы, музыку и песни, увлечение этим проходит. Девушки так говорят: «Я научилась для себя танцевать национальные танцы, и мне этого достаточно». Другая девушка, которая раньше пела в ансамбле национальные и советские песни, говорит, что больше не хочет этим заниматься (157).
(Окончание следует)
Примечания
(133) ПМАА. Тетр. l.Oп. 2. Д. 4.
(134) ПМАКЧ. Тетр. 3. Oп. 1. Д. 2. Интервью с председателем ВГТРК по КЧР Михаилом Накоховым.
(135) ПМАКЧ. Тетр. 3. Oп. 1. Д. 5. Интервью с председателем ВГТРК по КЧР Георгием Константиновичем Чекаловым.
(136) ПМАКЧ. Тетр. 3. Oп. 1. Д. 3. Интервью с председателем телеканала «Экран» при ТИТ Светланой Борисовной Шендрик.
(137) Там же.
(138) ПМАКЧ. Тетр. 3. Oп. 1. Д. 4. Интервью с председателем телестудии «Черкесск» Ина-лем Хусшювичем Гашоковым.
(139) Там же.
(140) ПМАКЧ. Тетр. 1. Oп. 1. Д. 3. Малокарачаевский р-н КЧР.
(141) ПМАКЧ. Тетр. 4. Oп. 1. Д. 5. Адыгэ-Хаблъский р-н КЧР; Тетр. 2. Oп. 1. Д. 2. Хабезский р-н КЧР; Тетр. 4. Oп. 1. Д. 6. Адыгэ-Хабльский р-н КЧР; Тетр. 2. Oп. 1. Д. 4, 5. Хабезский р-н КЧР.
(142) ПМАКЧ. Гетр. 2. Oп. 1. Д. 4. Хабезский р-н КЧР; ПМАКЧ. Тетр. 1. Oп. 1. Д. 4, 5. Малокарачаевский р-н КЧР.
(143) ПМАКЧ. Тетр. 1. Oп. 1. Д. 4, 5. Малокарачаевский р-н КЧР.
(144) ПМАКЧ. Тегр. 5. Oп. 1. Д. 1,2. Прикубанский р-н КЧР; Тетр. 1. Oп. 1. Д. 1. Шовгеновский р-н.
(145) ПМАА. Тетр. 1. Oп. 1. Д. 1-3. Шовгеновский р-н.
(146) ПМАА. Тетр. 2. Oп. 1. Д. 3. Шовгеновский р-н.
(147) Хрунина С.И., Крынина О.Ю. Сфера социально-культурных услуг как фактор формирования духовности // Философия, социология, культурология. Майкоп, 2006, № 5. С. 56.
(148) ПМАКЧ. Тетр. 2. Oп. 1. Д. 9. Хабезский р-н КЧР; ПМАА. Тетр. 3. Он. 1. Д. 2, 3. Урупский р-н Краснодарского края.
(149) ПМАКЧ. Тетр. 4. Oп. 1. Д. 2. Адыгэ-Хабльский р-н КЧР.
(150) ПМАКЧ. Тетр. 2. Oп. 1. Д. 7. Хабезский р-н КЧР.
(151) Единство. 2007. № 13.
(152) Согласие. 2007. № 13.
(153) ПМАКЧ. Тетр. 5. Оп. 1 Д.4. Прикубанский р-н КЧР.
(154) ПМАКЧ. Тетр. 2. Oп. 1. Д.4, 5. Хабезский р-н КЧР.
(155) ПМАА. Гетр. 1. Oп. 1. Д. 2. Шовгеновский р-н.
(156) ПМАКЧ. Тетр. 1. Oп. 1. Д. 3. Малокарачаевский р-н КЧР; Тетр. 5. Оп. 1. Д. 3. Прикубанский р-н КЧР; ПМАА. Тетр. 3. Он. 1. Д. 2. Урупский р-н Краснодарского края; ПМАКЧ. Тетр. 2. Oп. 1. Д. 7. Хабезский р-н КЧР.
(157) ПМАА. Тетр. 1. Oп. 1. Д. 4,5. Хабезский р-н КЧР.
Адыгея Кабардино-Балкария культура традиционализм