Популяризация культурных традиций народов «черкесского мира» как фактор стабильности на Северном Кавказе
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Юлия ЧМЕЛЕНКО | 13.02.2013 | 13:13
С трагическими событиями в Сирии резко возросло внимание к черкесской диаспоре в этой стране, что не могло не затронуть и интересов черкесов России. Как известно, представители диаспоры направили несколько прошений к правительству Российской Федерации с просьбами о содействии черкесам Сирии вернуться на свою историческую родину. Данное обращение не осталось незамеченным Москвой, и ряд мер все же был санкционирован. Прежде всего, правительство смягчило требования для получения визы представителям черкесской диаспоры в нашу страну, предоставило репатриантам жилье и товары первой необходимости. Кроме того, для учеников из черкесских семей Сирии открыли свои двери высшие учебные заведения юга России, предоставляя возможность молодым людям из охваченной беспорядками страны получить высшее образование.
Повышенный интерес к судьбе черкесского народа заставил обратить внимание и на его культуру. В частности, была завершена большая научная работа над книгой, посвященной традиционным черкесским ремеслам. Почему данный труд подготовили к изданию именно сейчас, явилось ли это следствием необходимости, или издательство книги случайно совпало с последними событиями в регионе? Ответы на эти вопросы скрыты не так уж глубоко, и чтобы ответить на них, следует рассмотреть данный вопрос более подробно.
Как известно, «черкесский вопрос» не теряет своей актуальности на протяжении долгого времени. Одной из наиболее существенных проблем адыгов, безусловно, является разобщенность территорий проживания представителей данного народа. По некоторым оценкам, сегодня черкесы – после русского населения – самые разделенные и самые рассеянные из коренных народов Российской Федерации. По своей численности черкесская диаспора за границей является второй после русской. В этой связи Северный Кавказ по-прежнему воспринимается сирийскими черкесами как духовная родина, и «Адыгэ Хабзэ» является основным сводом морально-нравственных установлений молодых черкесов.
При этом сирийские черкесы не раз предпринимали попытки воссоединения с исторической родиной. Так, именно сирийские черкесы в 1920-х и в 1960-х годах, после захвата Израилем Голанских высот, направляли обращения в СССР с просьбой вернуться домой. В начале 1990-х годов сирийские черкесы активно работали в Международной черкесской ассоциации — первой официально признанной организации, которая объединила черкесов России и диаспоры. Безусловно, многим представителям черкесского народа решение проблем своего рода видится в возрождении Черкессии и возвращении на историческую родину представителей диаспоры, поэтому стремление воссоединиться с Россией у части черкесов Сирии резко активизировалось с разрастанием драматических событий в стране.
Однако фактически между черкесами Сирии и России существует огромное количество различий в духовной культуре, в традициях и исторической памяти представителей этой национальности. Прежде всего, черкесы Турции и Сирии ассимилировались к культуре и традициям стран своего нового проживания, большинство членов диаспор не говорят на русском языке и воспринимают себя частью населения этих стран, а не российским народом. По мнению главы черкесской общественной организации «Адыгэ Хасэ» Краснодарского края Аскера Сохта, «принципиальное отличие черкесской диаспоры от русскоязычного населения постсоветских государств состоит в том, что черкесская диаспора является глубоко интегрированной в политическую, военную, социально-экономическую структуру стран проживания. Если русскоязычное население постсоветских государств, подвергаясь массированной ассимиляции националистическими режимами, отодвинуто от многих сфер социальной жизни новых государств, черкесская диаспора за более чем стопятидесятилетний период стала неотъемлемой частью элиты своих стран». Важно подчеркнуть, что для части черкесской элиты некоторых из этих стран сама мысль выстраивания тесных отношений с Российской Федерацией неприемлема. Прежде всего, любая черкесская диаспора ориентирована на укрепление своего положения и утверждение своих этнокультурных прав в странах проживания. Развитие связей с исторической родиной представляет интерес лишь для части национальных организаций, которые, в целом, не ставят целей репатриации на историческую родину. В связи с этим существует большая вероятность того, что в случае активных действий со стороны Российской Федерации в направлении обеспечения политических и культурных прав черкесов в диаспоре, на Северном Кавказе усилятся предпосылки к серьезному кризису.
Именно поэтому, сегодня как никогда важно показать различие в культурном плане представителей черкесского народа, проживающих на территориях различных государств. И выход в свет научного издания «Черкесы: воины и мастера» как раз способен проиллюстрировать это наиболее ярким и эффективным способом.
Книга под издательством Марии и Виктора Котляровых является поистине монументальным трудом. В ней представлены практически все существовавшие виды традиционных черкесских ремесел. Материалами для фотоальбома послужили экспонаты музеев России, а также предметы многочисленных частных коллекций, в том числе зарубежных. Автором проекта стала Жанна Шогенова, художник издания, она отдала работе над книгой несколько лет. В собранном исследователем материале книги отражен военный уклад жизни черкесов, который наложил отпечаток и на развитие ремесел, в первую очередь связанных с обработкой металла. В производстве оружия черкесскими мастерами был достигнут высочайший уровень профессионализма – кабардинские панцири и кольчуги поставлялись в Персию, а булатные сабли и кинжалы ковались кабардинскими оружейниками в Москве, куда для работы приглашались лучшие из них.
Необходимо также сказать, что акцентируя внимание на культуре черкесского народа, проживающего на территории Российской Федерации, его самобытности и уникальности, в духовной сфере правительство оказывает поддержку и черкесам Сирии. Так, Кабардино-Балкарский Государственный Университет примет на обучение свыше 100 студентов из Сирии. Средства за обучение сирийских студентов выделяют благотворительные фонды. Русский язык студенты будут изучать индивидуально. В ближайшее время в КБГУ приедут еще 12 студентов из Сирии – они уже получили визы и приглашения на учебу.
Таким образом, повышенное внимание к культуре черкесского народа именно сейчас, в условиях трагических событий в Сирии, кажется вполне оправданным. В создавшейся ситуации конфликта между представителями черкесов, требующими немедленной репатриации сирийской диаспоры, и правительством Российской Федерации, в силу объективных причин не способного пойти на данные меры, просто необходим поиск мирных путей выхода из кризиса. И популяризация властями истории и культуры черкесов России прежде всего призвана побудить адыгов обратиться к собственным национальным традициям, обусловленным историческими факторами. В действительности черкесы Сирии и черкесы России имеют не так много общего и, цитируя лозунги о «свободе, равенстве, братстве», об этом ни в коем случае не нужно забывать.
Специально для kavkazoved.info
Ближний Восток Западный Кавказ между прошлым и будущим культура черкесы этничность / этнополитика