Страсти вокруг батумской мечети: Анкара и Тбилиси не сдают позиций (II)
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Гурам ШАРИЯ (Грузия) | 05.03.2013 | 00:00
Часть I
Как уже отмечалось выше, хотя бывший правитель Аджарии в начале своей деятельности и удержался у власти благодаря выступления мусульманской общественности, впоследствии он занимал не очень-то «промусульманскую» позицию. Это выражалось не в явном преследовании местных магометан, а в том, что Аслан Абашидзе ограничил турецкое присутствие в Аджарии. Он категорически отверг предложения направлять аджарских юношей на обучение в религиозные учреждения Турции. Инвесторы и граждане из этой страны в целом воздерживались от поездок в Батуми в годы правления Абашидзе. Зато православная церковь могла действовать на территории автономии и перетягивать на свою сторону часть населения, формально исповедующего ислам. Правда, делалось это без излишней помпезности.
Однако ко второй половине 2000-х гг. международная обстановка стала меняться. Как известно, на Ближнем Востоке и не только там начались процессы так называемого «исламского пробуждения». Еще в 2002 году к власти в Турции пришла партия, представители которой называют себя «умеренными исламистами». Это не могло не отразиться на соседней Аджарии и религиозной ситуации в этом регионе. Мусульманское население края тоже постепенно активизировалось: среди них появилось больше людей, которые регулярно ходят в мечети, соблюдают другие нормы своей религии.
Это не означает, что происходит резкий рост мусульманского населения в регионе или начался процесс обратного перехода из христианства в ислам. Но количество «прихожан» мечетей возросло, среди них гораздо больше стало молодежи - больше даже, чем 10 лет назад. Ситуация меняется и под воздействием большого числа граждан Турции, прочно обосновавшихся в Аджарии или регулярно наезжающих сюда по делам бизнеса. Они тоже посещают местные мечети, в результате чего некоторые из них, особенно главная мечеть в Батуми, перестала вмещать молящихся, скажем, во время мусульманских праздников или по пятницам, когда у магометан осуществляется коллективная молитва. Люди вынуждены молиться во дворе мечети и даже на прилегающих к ней улицах, что сопряжено с серьезными неудобствами, учитывая климат Батуми (частые дожди) и особенности исламских ритуалов. Все это вызвало недовольство мусульманской общественности, которая требует постройки новой мечети, так как старая уже не вмещает всех верующих.
В ответ на это противники возведения новых культовых сооружений ислама говорят, что мусульмане специально создают условия переполненности в батумской мечети, чтобы добиться строительства новых религиозных объектов. Туда приходят турецкие граждане и туда же привозят людей из сельских районов, заявляют они. Мусульмане отвергают эти обвинения, утверждая, что контингент прихожан мечети почти полностью состоит из жителей Батуми и местных граждан (не турков). Так или иначе, но возведения, как минимум, еще одной мечети в Батуми, видимо, уже не избежать.
К чему это может привести? В эти дни в Батуми и Аджарии наблюдается определенный рост напряженности между двумя религиозными общинами, чего не было еще несколько лет назад. Как православная, так и мусульманские общины в республике и особенно в ее столице в последние годы значительно окрепли. У них появилась уверенность в собственных силах. Православная церковь в Грузии вообще утвердилась как самый авторитетный общественный институт в стране, которому, по некоторым опросам, доверяют до 90% граждан страны. Влияние Церкви на политические процессы пока тоже значительно, чему способствует фигура авторитетного и опытного предводителя, католикоса-патриарха всея Грузии Ильи II. Аджарскую епархию грузинской церкви возглавляет близкий родственники патриарха, митрополит Дмитрий. Он тоже довольно активен на общественном поприще и имеет хорошие связи с бизнес-кругами как в Грузии, так и в некоторых других странах, например, в России. В свою очередь, аджарские мусульмане почти полностью ориентируются на Турцию, где за последние десятилетия влияние ислама серьезно возросло.
Почти все мусульманские деятели в Аджарии получают образование в Турции. Ориентация местных верующих на Анкару выражается и в том, что среди аджарских магометан почти нет приверженцев радикальных течений, наподобие ваххабитов и так назваемых салафитов, которые непопулярны в Турции. Не очень заметны пока и представители таких организаций, как «Нурджие» или движения, основанного Ф. Гюленом. Эти структуры запрещены в России, как экстремистские организации, хотя правильнее было бы назвать их пантюркистскими и неоосманскими, в том смысле, что за их программами исламизации скрывается стремление возродить влияние тюркско-османского мира. Как известно, в Турции много суфийских обществ и т.н. тарикатов, то есть, неких орденов, постепенно проникающих и в Батуми.
Не подлежит сомнению тот факт, что Анкара имеет серьезные интересы в Аджарии, и будет добиваться еще большего расширения своего влияния в этом регионе. Одним из инструментов пока еще «мягкой экспансии» станет поддержка мусульманской части населения региона. По-видимому, устанавливается некий динамический баланс между двумя религиозными общинами, когда ни одна из сторон на данном этапе не может серьезно потеснить другую и получить для себя ситуацию полного доминирования.
Вряд ли в дальнейшем следует ожидать успешного завершения процесса массовой христианизации аджарских мусульман, что наблюдалось в 1990-х и в 2000-х гг. Хотя он по инерции еще будет продолжаться. Турция, претендующая на роль региональной исламской державы, не может допустить того, чтобы в «подопечном» ей регионе произошла эрозия мусульманской общины. Это стало бы публичным унижением исламистского режима в Анкаре. В свою очередь, православные в Грузии в последние годы обрели большее влияние на общество и имеют больше амбиций, чем прежде. В условиях прежней власти можно было бы ожидать обострения ситуации в регионе, где значительная часть населения возмущена засильем турок. Новая же власть Грузии, пытаясь сгладить углы в «конфликте с тлеющим напряжением», пока действует очень осторожно, что позволяет надеяться на мирное развитие событий хотя бы на данном этапе...
Тбилиси, специально для kavkazoved.info
Аджария Грузинская Православная церковь Грузия ислам Турция