На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

«Джавахкская весна» в Грузии

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Гурам ШАРИЯ (Грузия) | 08.04.2013 | 00:00

За последние дни и недели в СМИ Грузии наблюдался некоторый ажиотаж по поводу армянонаселенного региона Джавахети. Сначала находящийся все еще на президентском посту Михаил Саакашвили обрушился с критикой на новые власти Грузии за то, что они выпустили из тюрьмы «опасного преступника», армянского активиста в регионе Ваагна Чахаляна, а потом появилась информация, что Сакребуло (собрание) Ахалкалакского района обратилось с просьбой к парламенту Грузии ратифицировать Европейскую хартию по языкам меньшинств. 

Новейшая история южных регионов Грузии с компактным проживанием национальных меньшинств, в частности, армян в Самцхе-Джавахети и азербайджанцев в Квемо Картли, интересна тем, что в отличие от северных регионов, примыкающих к России (Абхазии и Южной Осетии), здесь все это время сохранялся мир. Более того, на всех выборах, прошедших в Грузии после распада Советского Союза, местное население неизменно и в подавляющем большинстве голосовало за правящую политическую силу или президента, который находился в то время у власти. То есть победа оппозиционного кандидата или партии в этих краях до сих пор не зафиксирована. 

Так было и на последних выборах в Грузии, в октябре 2012 года. Эти выборы примечательны тем, что на них, в общенациональном масштабе, оппозиция впервые добилась успеха. До сих пор единственным подобным прецедентом была победа блока Звиада Гамсахурдиа над коммунистами в 1990 году, но это было еще при существовании Советского Союза. Однако и на выборах 2012 года, в Джавахети и Квемо Картли, правящая тогда партия («Единое национальное движение») победила с внушительным преимуществом. 

Сейчас появляются определенные признаки того, что традиционная политическая структура в Грузии, базировавшаяся на правящей партии, которая фактически сращена с государством, может постепенно уйти в прошлое. На своих пресс-конференциях нынешний премьер-министр страны Бидзина Иванишвили не раз говорил об этом и подчеркивал необходимость отказа от модели правящей партии, по сути, «слившейся» с государством. 

В этом есть определенная внутренняя логика. Дело в том, что если Грузия хочет реально интегрироваться или хотя бы сблизиться с Европейским Союзом, то ей придется уйти от постсоветской модели всемогущей правящей партии, фактически олицетворяющей собой государство и выигрывающей все выборы, в которых участвует. «Союз граждан Грузии» в 90-х-в начале 2000-х годов и «Национальное движение» после 2003 года сформировались как партии такого типа, за исключением того, что всего по разу проиграли выборы. Для «Союза граждан» это оказалось фатальным, а «националы», хотя и с трудом, пока еще держатся на плаву. 

В этом, видимо, заинтересованы западные партнеры Грузии, которые сейчас стараются способствовать формированию в республике некоего аналога европейской политической системы, где вроде бы есть более или менее равная конкуренция нескольких политических субъектов. Новая власть Грузии тоже пока идет на поводу у них и не старается полностью добить бывшую правящую партию, вывести ее из политического поля, тем более предать ее суду и т.д. Хотя, надо отметить, что население страны настроено в этом смысле намного более радикально по отношению к бывшим правителям. Вообще в Грузии не любят проигравших, и общество с трудом себе представляет, как вчера еще всесильные «вельможи» могут спокойно выступать в роли официальной оппозиции и даже строить планы по возвращению во власть. 

И вот в данной ситуации власть оказалась на распутье. Каким путем пойдет правящая коалиция? Будет по-прежнему смотреть на регионы национальных меньшинств, как на «житницу голосов», или сделает шаги в сторону создания некого подобия конкурентной среды в этих регионах? Об этом говорит и руководитель одной из неправительственных организации А. Степанян. По его словам, среди правящей коалиции наблюдается двоякое отношение к этому вопросу: одна часть хочет продолжения практики тотального контроля над «регионами меньшинств», а другая - выступает против этого. В первом случае, предупреждает Степанян, могут возрасти риски развития сепаратистских тенденций. 

По идее, «Национальное движение» Саакашвили должно стараться использовать этот шанс и закрепить свое влияние в таких регионах Грузии, как Самцхе-Джавахети и Квемо Картли (Джавахети местные армяне называют Джавахком, а азербайджанцы называют Квемо Картли Борчалу). «Националы» долгое время представлялись защитниками меньшинств и проводниками толерантной политики. Несмотря на это, ни армяне, ни азербайджанцы Грузии практически не были представлены в центральных органах власти Грузии, хотя отчасти это можно объяснить и тем, что они пока плохо владеют грузинским языком. Мышление населения в южных регионах Грузии, еще больше чем в целом по стране, ориентировано на полную поддержку победившей силы, так что «националам» будет трудно переломить эту тенденцию, если им не «поможет» сама правящая коалиция. 

Однако за последние недели со стороны бывшей правящей партии развернута своеобразная «антиармянская» кампания. Б. Иванишвили и его соратников обвиняют в том, что они проводят «проармянскую политику», чуть ли не поощряют сепаратистские настроения в регионе и т.д. Поводом для этого стало уже упомянутое освобождение активиста Ваагна Чахаляна из тюрьмы, а также некоторые заявления Бидзины Иванишвили о том, что надо налаживать контакты с армянской бизнес-элитой, которая работает как в Армении, так и в других странах. Еще один повод появился недавно, когда 14 марта Сакребуло Ахалкалакского района приняло обращение к парламенту Грузии с призывом предоставить армянскому языку статус регионального языка. 

Грузинские СМИ подали эту информацию таким образом, что инициатором принятия обращения выступила фракция Республиканской партии. Однако до недавнего времени никаких республиканцев в Сакребуло не было, как и других оппозиционеров, потому что там присутствовали только «националы». После победы оппозиции на парламентских выборах во многих районах Грузии начался процесс перехода депутатов местных органов власти, представляющих «Национальное движение», в партии правящей коалиции. То же самое произошло и в Ахалкалакском районе. Формально проект обращения внес на рассмотрение лидер фракции «Республиканцы – Грузинская мечта» С. Узунян, но большинство членов местного органа власти по-прежнему числится в составе «националов». По утверждению того же Степаняна, реально инициатива принадлежала Самвелу Петросяну, который считается приближенным к бывшему министру внутренних дел Вано Мерабишвили. Некоторые активисты «Грузинской мечты» в регионе также утверждают, что за принятием обращения к парламенту стоят бывшие и нынешние «националы». 

Председатель Ахалкалакского Сакребуло Г. Мовсесян назвал принятие обращения к парламенту «историческим событием». Действительно, если подобная инициатива будет воплощена в жизнь, это будет означать серьезное изменение в сложившейся структуре грузинского государства, и может быть даже начало процесса федерализации страны. 

Грузия уже взяла на себя обязательство присоединиться к Европейской хартии по языкам национальных меньшинств. Еще в 1999 году грузинская делегация во главе с Саакашвили подписала соответствующий документ при принятии страны в Совет Европы. Однако парламент Грузии до сих пор не ратифицировал эту Хартию. Представители бывшей правящей партии, например, Д. Дарчиашвили, говорили, что «время для этого еще не созрело, так как это сложный процесс». Сейчас практически то же самое говорят чиновники новой власти. Например, министр по делам реинтеграции П. Закареишвили утверждает, что в некоторых регионах Грузии, например, в Джавахети, проблемы имеет государственный язык Грузии (грузинский), а не языки национальных меньшинств. Он также утверждает, что с подобным призывом Сакребуло Ахалкалаки обратилось к парламенту Грузии еще в 2007 году, но тогда власть скрыла этот факт.  

Некоторые грузинские эксперты и юристы выступают против ратификации упомянутой Хартии. Например, бывший министр юстиции Дж. Хецуриани считает, что этого нельзя делать, так как в этом случае Грузии придется вводить даже университетское образование в некоторых регионах на языке меньшинств. Кроме того, в делопроизводстве также должны быть допущены другие языки, кроме государственного, что, по словам Хецуриани, приведет к практическому вытеснению грузинского языка из этих регионов. Выход, по его мнению, в том, чтобы Грузия не ратифицировала Хартию, но выполняла рамочную конвенцию Совета Европы по защите меньшинств. Однако П. Закареишвили считает, что Грузии рано или поздно придется ратифицировать Хартию, так как в 1999 году она уже подписала ее. 

На данный момент, и это признают как представители общественности Джавахети, так и тбилисские чиновники и неправительственные организации, ситуация с обучением грузинскому языку в регионе неудовлетворительная. Мероприятия, инициированные предыдущей властью для улучшения преподавания грузинского языка в Джавахети, не привели к какому-то заметному результату. По-прежнему местное население в основном владеет двумя языками – армянским и русским, которые и используются в повседневном общении. Однако, как жалуются местные активисты, в последние годы создаются проблемы и с преподаванием армянского языка в школах, обучения курсу истории Армении и т.д. Присылаемые из Тбилиси учебники, особенно по родному языку, истории, вызывают недовольство местного населения, а учебники из Армении не допускаются в школы. 

Еще одной, и возможно, главной проблемой для жителей армянонаселенных районов Грузии (впрочем, как и многих других) является бесперспективность жизни на селе и вызванная этим массовая трудовая миграция в основном в Россию. Это приводит к уменьшению численности населения, которое постоянно проживает на месте. Проблема может обостриться в связи с тем, что в скором времени может начаться переселение так называемых «турок-месхетинцев» (мусульманского населения с неясной этнической идентификацией) в регионы Южной Грузии, в том числе, в Самцхе-Джавахети. Хотя в Ахалкалакском и Ниноцминдском районах не ожидается их массового заселения, но «турки-месхетинцы» могут появиться в соседних районах, где также проживает много армян. Эти процессы (трудовая миграция местного населения и репатриация «турок-месхетинцев») способны привести к серьезному изменению этнической и религиозной ситуации в регионе Самцхе-Джавахети. 

Регион Самцхе-Джавахети имеет большое стратегическое значение на геополитической карте Кавказа. Через этот регион проходит кратчайший путь, связывающий Турцию с Азербайджаном. Как известно, юго-восточные районы Грузии населены в основном азербайджанцами, поэтому между ними и Турцией некую «преграду» образует лишь регион Самцхе-Джавахети. В случае заселения этого региона «турками-месхетинцами» образуется сплошной «тюркский пояс» на юге Грузии, который будет связывать Турцию и Азербайджан. При этом в данный момент интенсивно идет строительство железной дороги, которая свяжет эти страны как раз по упомянутому коридору. Грузия, которая испортила отношения с Россией и лишь сейчас робко пытается эти отношения как-то наладить, оказывается в этом случае в полной зависимости от «дуэта» Азербайджан – Турция. 

С учетом всего вышесказанного армянское население региона Самцхе-Джавахети стоит, на наш взгляд, перед следующими вызовами: как определиться со своими электоральными симпатиями, если правящая коалиция решит отказаться от практики тотального контроля над регионами этнических меньшинств и допустит некую возможность политической конкуренции в этих регионах; как уменьшить миграцию и противостоять репатриации ориентированного на Турцию населения; как сохранить и развивать культурно-языковую идентичность и приемлемый уровень образования. 

Что касается первого пункта из вышеперечисленного, будет интересно посмотреть, что произойдет на выборах президента осенью этого года и на местных выборах в будущем году. Эксперты и представители некоторых НПО говорят о том, что кадры «националов» все еще присутствуют во многих структурах местной власти. Они утверждают, что бывший министр внутренних дел и негласный «хозяин» Самцхе-Джавахети Вано Мерабишвили, который сейчас выступает в роли генсека «националов», имеет разветвленную сеть своих сторонников и родственников, работающих как в силовых органах, так и в экономической сфере и в местном самоуправлении. Несмотря на «антиармянскую» информационную кампанию, поднятую «националами» и их СМИ,  именно они, по словам некоторых экспертов, стояли за инициированием обращения местного Сакребуло к парламенту с призывом придать армянскому языку статус регионального языка. 

Существует вероятность того, что правящая коалиция, которая подвергается сильному давлению с Запада с требованием сохранить «Национальное движение» в качестве главной оппозиционной силы может оказаться либо не в состоянии установить тотальный контроль за регионами проживания национальных меньшинств, как это смогла сделать бывшая правящая партия, либо сознательно не пойти на это, и тогда образуется неопределенность в исходе выборов в этих районах. Смогут ли воспользоваться «националы» этой возможностью, покажет время. Другим вариантом могла бы быть попытка создания специфически региональной политической силы, которая была бы ориентирована на победу именно в нескольких районах. Но это столкнется с серьезными юридическими и другими препятствиями.  

Думается, от политического расклада будет зависеть и протекание социально-экономических и культурно-языковых процессов в регионе. Если население и политически активные группы не будут втянуты в «разборки» или «псевдоразборки» между «Грузинской мечтой» и «Национальным движением», у них будет больше возможности отстаивать свои  права. Надо также учесть еще один немаловажный момент: население Джавахети, особенно армянское, в отличие от большинства других регионов Грузии в целом по-прежнему настроено «пророссийски». Нельзя говорить, что в других регионах население выступает с русофобских позиций, но в них оно скорее дезориентировано и не имеет определенного, четко выраженного вектора ориентации, что характерно для региона Джавахети. В случае, если реально встанет вопрос вступления Грузии в евроатлантические структуры, этот фактор может сыграть ключевую роль. 

Тбилиси, специально для kavkazoved.info

Грузия Джавахети диаспоры коммуникации



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info