На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

АРМЯНЕ АБХАЗИИ – СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Карине ТЕР-СААКЯН (Армения) | 16.10.2013 | 00:00
1 комментариев

Армяне живут в Абхазии больше 200 лет. Попали они сюда еще в годы султана Абдул-Гамида, который начал резню армян в Османской империи. Тогда те из армян, которые не ждали ничего хорошего от османского правления и, скажем, были дальновиднее, решили переселиться подальше. А так как жили они на побережье, то вполне объяснимо их появление в Абхазии, на берегу Черного мора. В  основном это были амшенские армяне из Трабзона, Эрзерума, Ризе. Говорят они до сих пор на амшенском диалекте армянского языка и не всегда их можно понять. Они сохранили уклад жизни и даже кухню, правда, привнеся в нее некоторые абхазские элементы: так, например, знаменитую абхазскую аджику армяне делают с обязательным добавлением толченых орехов. Живут они довольно обособленно от остального населения Абхазии, женятся только на своих и по мере сил пытаются сохранить язык. Что, впрочем, это армянам удается. 

Амшенцы хоронят умерших исключительно только на своих кладбищах, однако на некоторых армянских кладбищах встречаются христианские  захоронения. Начиная с середины 20-хх гг. XX в. надписи на надгробиях пишутся  на русском языке, хотя армяноязычные надписи встречаются до настоящего времени. К 30-м гг. XX в. широкое распространение получил обычай изображения на надгробии портрета покойного. 

Кладбища играют большую роль в традиционной культуре амшенских армян. Ежегодно родственники посещают могилы близких, ухаживают за ними. Членов одной семьи, как правило, старались хоронить рядом. Могилы близких родственников находятся на отдельных огороженных участках, обстоятельство, часто позволяющее выявить родственные связи. Следует иметь в виду, что в некоторых случаях допускалось "захоронение" в общих могилах лиц место погребения, которых неизвестно, либо недоступно. При этом в гроб умершего члена семьи, кладут личные вещи его близкого родственника, а на надгробии делается надпись с указанием имен и дат жизни обоих.

Армяне являются третьей по численности нацией в республике после абхазов и грузин, то есть их около 50 тысяч из 240 705 человек. Цифры разнятся, но не сильно – по словам главы армянской общины Сухума армян в республике насчитывается около 40 тысяч. Во всей Абхазии 31 армянская школа, из которых 12 находятся в Гаграх. По словам Керселяна, школы получают учебники из Армении. «Наши дети с первого класса учат армянский, абхазский, русский и еще один иностранный. Армяне Абхазии в обиде на правительство Армении – почему оно спрашивает разрешения у Грузии на доставку учебников. Сюда никогда не приезжала ни министр диаспоры, а это очень плохо – получается, что Армения про нас попросту забыла», - говорит он. Надо сказать, что действительно, абхазские армяне оказались забытыми и сами умудряются выкручиваться, не ожидая помощи или хотя бы поддержки со стороны армянских властей. Помнится, лет 10 тому назад в Ереван приезжали представители общины, но визит оказался безрезультатным: ни поддержки, ни помощи ничего абхазские армяне так и не дождались. Даже строительство армянского храма легло исключительно на плечи общины. 

До настоящего времени в Абхазии не было ни одной армянской церкви, что, по крайней мере странно. Правда, в Сухуме до войны была небольшая церковь, но она давно разрушена. Так, по крайней мере, рассказывает Сурен Керселян. И только сейчас в Гаграх, по дороге в Сухум заканчивается строительство нового храма. По словам героя абхазской войны за независимость Галуста Трапизоняна, церковь будет освящена 23 октября. На освящение  храма приедет священник из Краснодара. Формально абхазские армяне находятся под юрисдикцией Южной епархии Армянской Апостольской церкви. По словам Трапизоняна, Первопрестольный Эчмиадзин мог бы прислать представителя, но не получилось. Однако община не теряет оптимизма: вполне возможно, что лет через 10 в Армянской Апостольской церкви будет Абхазская епархия.

Сам Галуст Трапизонян был в составе знаменитого армянского батальоне имени маршала Баграмяна, который внес огромный вклад в победу в войне 1992-1993 гг. 18 армян стали Героями Абхазии. Об этом батальоне больше выдумок, чем истинной правды. А правда заключалась в том, что армяне с самого начала сохраняли нейтралитет, но когда грузинские формирования, в том числе и отряды «Мхедриони», в которых были и армяне из Тбилиси, начали громить и грабить армянские дома, то община была вынуждена взяться за оружие, чтобы защитить свои дома и семьи. Именно в абхазской войны армяне были по обе стороны войны и стреляли друг в друга. Армяне из «Мхедриони», к сожалению, занимались откровенным грабежом и мародерством. Это тоже история, от которой никуда не уйдешь. В Тбилиси есть представители армянской общины, которые даже не скрывают своего участия в той войне. 

В марте 1993 года на заседании  гагрской общины «Маштоц» было решено официально поддержать абхазскую сторону и выступить с оружием в руках на абхазской стороне. 

К середине марта 1993 года армянская диаспора «Маштоц» получила новые вооружения и экипировку. К этому моменту уже была собрана группа из числа гагрских армян численностью до сотни человек. 

К 15 марта 1993 года в состав вооруженных сил республики Абхазия организованно влился отдельный армянский мотострелковый батальон имени маршала Советского Союза Ивана Христофоровича Баграмяна. Железная дисциплина, установленная в батальоне с первых дней его существования, привлекала в его ряды новых бойцов и не только из числа местного армянского населения. Армянский батальон был чуть ли не единственным полнокровным подразделением абхазской армии и насчитывал более 300 бойцов. Кроме армян в его рядах сражались греки, абхазы, кабардинская разведрота...

Первый бой, в котором принимал участие весь батальон, состоялся в самое трудное для абхазской стороны время – это был второй штурм столицы Абхазии 15 – 16 марта 1993 года. Однако первый бой оказался не совсем удачным - батальон начал выдвигаться в сторону противника, прорвав оборону, как вдруг нарвался на хорошо организованную засаду. Засада была уничтожена, но батальон понес большие потери. Наступление абхазских сил на Сухум завершилось неудачей. В сентябре 1993 года, после безрезультатных переговоров, абхазская сторона начала операцию по вытеснению грузинских сил с территории Абхазии. В операции по освобождению Сухума принимал участие армянский батальон, именуемый в народе «баграмян». 

Сразу после освобождения столицы Абхазии, армянский батальон был переброшен в Кодорское ущелье. В задачу батальона входила ликвидация мощного оборонительного района у села Лата и в районе тоннелей. Батальону противостояло полнокровное подразделение, собранное из числа местных сванов, которые славились своей жестокостью и стойкостью. После трехдневных ожесточенных боев сваны были разгромлены и бежали в верхнюю часть Кодорского ущелья.

«Надо отметить, что особой любви между абхазами и армянами не было, но в последнее время абхазы радикально изменились к нам, стали агрессивными, помыкают тем, что живем тут. Большая часть бизнеса в руках армян, а у них в доле русские чиновники. Поэтому безопасность армянского бизнеса в интересах русских, и абхазы раньше не смели явно их притеснять. Но сейчас ситуация изменилась, потому как, русские убедились, что даже в таком незащищенном и криминальном регионе, как Абхазия, в бизнесе у армян нет равных. Наши люди в любой ситуации ухитряются начать бизнес, развивать и сохранять его. Поэтому у них во всех прибрежных городах есть семейные и высокого уровня гостиницы, рестораны, кафе-бары, туристические агентства (например, "Креатив-тур", филиалы которого находятся в Сухуме, Гаграх, Гудауте, Новом Афоне и Пицунде). Одним словом, крупный бизнес контролируют армяне, но только с помощью русских. Все это известно русским, и сейчас стараются замутить воду между нами и абхазами. Абхазы по- всякому стараются, чтобы местные армяне обратились к властям Армении с требованием, признать независимость Абхазии», - рассказали в Сухумской общине. 

Естественно, обращение армян Абхазии никак не может повлиять на Республику Армения, которой признавать независимость Абхазии и Южной Осетии при наличии карабахского конфликта просто опасно. Но тем не менее, эта тема является, к сожалению, предметом спекуляции. Но в общем и целом чисто внешне абхазы нормально относятся к армянам – нет ни дискриминации, а местечковый национализм присущ всему постсоветскому пространству. 

Рассказ был бы неполным, если бы мы не рассказали немного о знаменитом кафе «У Акопа», о котором писал Фазиль Искандер. Открыл его в 1970 году Акоп Балян. Сам он умер в 2000 году и сейчас там варит кофе муж дочери Акопа – Алексей Саркисян. Кафе открывается каждый день в шесть утра и не закрывается до поздней ночи. Кафе открывалось даже в годы войны и весь Сухум приходил сюда за последними новостями. Да и сейчас у кафе сидят старики, играют в шахматы и ведут неспешные разговоры…

специально для kavkazoved.info

Абхазия Армения диаспоры

     
 

Комментарии

 
     
 
Гость | 25.10.2013 | 13:41
 
 
 

Что значит"..... однако на некоторых армянских кладбищах встречаются христианские захоронения." ?А какие они должны быть?Амшенские армяне Абхазии и есть христиане. И что-то намудрили Вы в вопросе бизнеса.Такое ощущение,что статья основывалась на дворовых сплетнях."Армяне являются третьей по численности нацией в республике после абхазов и грузин...." Это откуда такие данные?

 
     
  ответить  
     
 
 


Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info