На главную страницу Карта сайта Написать письмо

МЕРОПРИЯТИЯ

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТСОВЕТСКОГО РАЗВИТИЯ ЮЖНОГО КАВКАЗА

МЕРОПРИЯТИЯ | Александр КРЫЛОВ | 16.12.2013 | 10:00

(тезисы доклада на круглом столе «200-летие Гюлистанского договора и интеграционные процессы на современном Кавказе», Ереван, 16 декабря 2013 г.)

200 лет назад был заключен Гюлистанский мирный договор, закрепивший присоединение Кавказа к Российской империи. После этого долгое время весь Кавказ развивался в составе российского государства. 

Распад СССР привел к появлению новых государств на политической карте мира. У народов региона возникли не только принципиально новые возможности развития, но и новые проблемы, продиктованные разделением региона несколькими государственными границами. Резко возросла степень «разделенности» местных народов, которые теперь проживают в куда большем числе государств, чем прежде.  

Продекларированное государствами региона стремление покончить с советским прошлым и развиваться по пути западной демократии не привело к быстрому решению основных проблем общества. В отличие от стран Запада во всех странах Южного Кавказа произошло практически полное слияние политической и экономической элиты, результатом которого стала высокая степень монополизации доходных отраслей экономики. Это привело к  быстрому социальному расслоению общества. В регионе так и не сформировалось сколько-нибудь значительного среднего класса, для подавляющего большинства населения два первых десятилетия независимого развития принесли с собой обнищание и деградацию качества жизни.

Постсоветский период отличался стремительным ростом различий между разными частями Кавказа. Регион поразительно быстро утратил прежнюю высокую степень общности экономической, социальной и культурной жизни. Северный Кавказ развивается собственным путем в составе российского государства со своими ярко выраженными региональными особенностями. На Южном Кавказе через 22 года после распада СССР сформировались совершенно разные общества и государства, причем дезинтеграционные тенденции явно доминируют над интеграционными. Наряду с тремя международно признанными государствами здесь имеется два «частично признанных» (Абхазия и Южная Осетия) и Нагорно-Карабахская республика, продолжающая оставаться в числе непризнанных государств современного мира.

Государства Южного Кавказа имеют разную степень влияния и играют разную роль на международной арене. Положение Азербайджана определяется его ролью как поставщика энергоресурсов. Грузия играет роль энерготранзитера и пытается извлечь максимум возможных выгод из игры на противоречиях между Россией и США/ЕС. Армения пытается проводить разновекторную политику и даже после заявления от 3 сентября с.г. было бы преждевременным утверждать, что ее руководство намерено от нее отказаться и изменить прежний курс коренным образом.

Страны региона пока не смогли решить задачу успешной политической и социально-экономической модернизации. Это вызвало массовые миграции из региона в Россию и другие государства. Таким образом, для значительной части населения переезд в зарубежные государства оказался более приемлемым, чем проживание в собственных национальных государствах.

Южный Кавказ представляет собой небольшой по площади регион с ограниченными природными ресурсами. Его важное значение в мировой политике определяется тем, что благодаря появлению нескольких независимых государств на месте бывшего российско-советского Закавказья США, НАТО и ЕС получили важный военно-политический плацдарм, а также доступ к энергетическим ресурсам Каспия в обход России и Ирана.

После распада СССР новая геополитическая роль региона в сочетании с высоким внутренним потенциалом конфликтности обусловили превращение его в одну из основных "зон нестабильности" в мире. Политика США и ЕС на Южном Кавказе продолжает сохранять существенные различия. Для ЕС более важны экономические факторы, связанные с энергетической безопасностью, поиском новых рынков сбыта и т.п. США отдают приоритет военно-стратегическому положению региона на границе России, Ирана и Большого Ближнего Востока. Подобная разность подходов особенно наглядно проявилась в 2008 г. в связи с «миссией Саркози».

Для России первостепенное значение Южного Кавказа определяется тем, что он является приграничным регионом, который примыкает к наиболее сложной в этнополитическом плане части Российской Федерации – Северному Кавказу. Географическая близость и высокая степень интеграции региона с Россией продолжат определять ту важнейшую роль, которую он будет играть в российской политике и экономике, определит характер тех вызовов, с которыми столкнется Россия в своем уязвимом «подбрюшье».

Тенденция к осложнению положения всех государств ЮК продиктована нарастанием нестабильности и возможностью втягивания региона в конфликты на Большом Ближнем Востоке. На 2014 г. намечен вывод войск США и их союзников из Афганистана, который, весьма вероятно, может повлечь за собой активизацию радикальных исламских сил, в том числе на Южном и Северном Кавказе.

К положительным тенденциям для региона можно отнести начало процесса нормализации российско-грузинских отношений. Последние президентские выборы, состоявшиеся в октябре 2013 г., стали первым прецедентом легитимной смены власти в постсоветской Грузии, что дает дополнительную надежду на продолжение данного процесса.   

Проблемы Кавказа столь сложны и многочисленны, что было бы наивным рассчитывать на их быстрое чудодейственное решение. Обеспечение мирного и устойчивого развития Кавказа в интересах России и всех государств Южного Кавказа, однако пока регион никак нельзя отнести к числу стабильных и процветающих регионов современного мира. 

Решению имеющихся здесь проблем помог бы переход от соперничества, а тем более конфронтации между Россией и «коллективным Западом» к политике сотрудничества и взаимодействия в решении сложных социально-экономических проблем Южного Кавказа. Для государств региона такое развитие событий было бы наиболее выгодным. К сожалению, перспектива подобного развития событий пока не слишком велика. 

В этой ситуации проблема выбора в пользу того или иного вектора своей политики, в пользу какого-либо из имеющихся интеграционных проектов приобретает для стран региона особую актуальность. Этим обстоятельством определяется тематика нашего круглого стола «200-летие Гюлистанского договора и интеграционные процессы на современном Кавказе», в ходе которого будут освещены как события исторического прошлого, так и наиболее важные современные проблемы.

Александр Крылов - д.и.н., президент Научного общества кавказоведов (Москва)

Кавказ Научное общество кавказоведов Россия



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info