ВСТУПЛЕНИЕ АРМЕНИИ В ТС: НЕ ПОМЕШАЛИ БЫ ПРОБЛЕМЫ В ОТНОШЕНИЯХ С ТБИЛИСИ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Саркис МАРТИРОСЯН | 20.03.2014 | 21:14
Смена власти в Киеве и общая нестабильность на Украине, кризис в российско-украинских отношениях и ситуация, складывающаяся вокруг Крыма, оттеснили все остальные события на постсоветском пространстве на второй план. Между тем впервые после распада СССР в столицах бывших союзных республик всерьёз задумались о последствиях разрушения Ялтинско-Потсдамской системы международного права, торпедированной в 1990-х гг. на Балканах западными странами, прямо поощрявшими кровавый беспредел на территории бывшей Югославии.
Кризис в российско-украинских отношениях также актуализировал внутригрузинский дискурс о том, что в свете происходящего на Украине и в украинско-грузинских отношениях шансы официального Тбилиси на членство в НАТО и получение Грузией «Плана действий по членству в НАТО» возросли. При этом не упоминается, что Грузия находится в состоянии неурегулированного конфликта с Абхазией и Южной Осетией, а также о резких возражениях относительно её гипотетического членства в НАТО со стороны Москвы. Весьма прохладно к идее членства Грузии в Североатлантическом блоке относятся страны «Старой Европы» во главе с Германией.
В свете вышеизложенного достаточно интересным представляется развитие армяно-грузинских отношений. Напомним, что в ноябре прошлого года в Вильюнсе грузинская делегация парафировала с ЕС соглашение о политической ассоциации и расширенной зоне свободной торговли (DCFTA), а также стремится получить «План действий по членству в НАТО». Армения же остается членом ОДКБ, при этом продолжая сотрудничать с НАТО в рамках программы индивидуального партнерства (IPAP); переговоры о парафировании DCFTA были остановлены после заявления президента Сержа Саргсяна о намерении Еревана вступить в Таможенный союз.
Таким образом, налицо разновекторность внешней политики двух стран, и одновременно – стремление, несмотря на наличие ряда проблем, поддерживать добрососедские отношения.
В частности, в Ереване с большим вниманием следили за визитами нового президента Грузии Георгия Маргвелашвили в Анкару и Баку. В Армении полагают, что со стороны нынешнего руководства Азербайджана и Турции на Тбилиси оказывается системное давление с тем, чтобы «дружить» с Грузией за счет Армении и её интересов. Пока грузинское руководство старается удержать баланс во взаимоотношениях со своими соседями на западе, востоке и юге. Однако, судя по всему, официальному Тбилиси с его военно-политическими союзниками, которые весьма настойчивы и обладают достаточно эффективными рычагами воздействия на Грузию в сфере экономики и энергетики, приходится нелегко. Азербайджан и Турция – главные торговые партнеры Грузии, в то время как Армения занимает среди ее внешнеторговых партнеров лишь седьмое место (армяно-грузинский внешнеторговый оборот за минувший год составил 152 млн. долларов, увеличившись за год на 26,9%). То же самое и в вопросе инвестиций: Азербайджан занимает в соответствующем списке по итогам 2013 года четвертое место, а Турция – пятое.
Во время визита в Ереван президента Г. Маргвелашвили С. Саргсян заявил, что вступление Армении в ТС и решение Грузии подписать DCFTA «не будут противоречить экономическому сотрудничеству двух стран». Г. Маргвелашвили, в свою очередь, заявил, что, несмотря на различия в политических векторах Армении и Грузии, у стран есть общая позиция по вопросам развития двусторонних отношений. Отметим, что между Ереваном и Тбилиси имеется соглашение о зоне свободной торговли и, как заявили армянские официальные лица, оно продолжит действовать и после вступления республики в ТС, так как затрагивает лишь производимые в Грузии товары.
По мнению армянского эксперта Джонни Меликяна, который специализируется на грузинской тематике, «Армения и Грузия крайне полезны друг другу, в первую очередь с экономической точки зрения. Важность Грузии для Армении очевидна: при наличии проблем у Ирана мы выходим в мир через Грузию. Грузия же, в свою очередь, на фоне некоторого вялого регресса в отношениях с Россией заинтересована в Армении как в мостике к рынку Таможенного союза. Стороны должны приложить максимум усилий, чтобы углубить двустороннюю экономическую интеграцию, так как это исходит из интересов как Армении, так и Грузии».
В ряде аспектов современный грузинский политический менталитет и общая тональность большинства обсуждений предполагают, что член ОДКБ и возможный будущий член ТС Армения при определённых обстоятельствах якобы способна стать угрозой для Грузии и ее политики евроинтеграции. Несмотря на то, что во время пятидневной войны 2008 года Ереван держал нейтралитет между своим стратегическим союзником и ближайшим соседом, вышеупомянутые опасения в грузинском политическом «мейнстриме» остаются актуальными.
Чрезвычайно важным с геополитической и геоэкономической точек зрения для Армении остается вопрос открытия железнодорожного сообщения через Абхазию. Однако ситуация здесь во многом остается неясной и противоречивой. Так, выступая на весенней сессии ПАСЕ в Страсбурге 23 апреля 2013 года, тогдашний глава грузинского правительства Бидзина Иванишвили сказал, что абхазский участок железной дороги в перспективе обязательно откроется, но это должно произойти в первую очередь с учетом интересов Грузии. В свою очередь, госминистр по вопросам реинтеграции Паата Закареишвили (ныне госминистр по вопросам примирения и гражданского равноправия) отметил, что грузинские власти готовы восстановить железнодорожное сообщение с Россией в рамках «стратегии по деизоляции Абхазии». Однако позже он сказал, что этот вопрос потерял актуальность, так как абхазская сторона не проявила к нему никакого интереса. Глава Минэкономики Грузии Георгий Квирикашвили тогда заявил, что вопрос восстановления абхазского участка железной дороги не рассматривается в активном режиме, «так как это трудная политическая тема, и решение этого вопроса очень нелегкое».
Очевидно, что отсутствие прямого железнодорожного сообщения создает дополнительные проблемы для расширения товарооборота между Арменией и странами Таможенного союза.
В свою очередь, армянскую сторону, по-прежнему, продолжают беспокоить проблемы, связанные с армянонаселенным регионом Грузии Самцхе-Джавахети (в армянском политическом лексиконе употребляется преимущественно топоним «Джавахк»).
Так, 5 февраля 2014 года грузинский парламент большинством голосов утвердил новый «Кодекс самоуправления», который, в отличие от старого, в административно-бюджетных вопросах предоставляет регионам больше прав. Прежде путем прямых выборов сроком на четыре года избирался только мэр Тбилиси; мэры остальных городов назначались председателями городских советов. Согласно новому кодексу, мэры будут избираться только в самоуправляющихся городах, и такой статус наряду с существующими пятью самоуправляющимися городами (Тбилиси, Рустави, Кутаиси, Поти и Батуми) получили еще семь. При этом, согласно новому законодательству, г. Ахалкалаки с населением свыше 15 тысяч человек (95% его жителей составляют этнические армяне) не получил права на прямые выборы градоначальника (1). Между тем населенные пункты с меньшим числом жителей-грузин такое право получили (например, Мцхета). Таким образом, налицо элемент серьезной дискриминации по этническому признаку.
В Ереване полагают, что это решение было результатом сговора внутри действующей грузинской власти в лице «Грузинской мечты», которая фактически отошла от некоторых своих предвыборных обещаний. По мнению главы НПО «Многонациональная Грузия» Арнольда Степаняна, так как внесение в проект недемократических корректив могло быть негативно воспринято институтами гражданского общества, «особую миссию» решили доверить патриарху, авторитет которого в Грузии непререкаем. Католикос Илия Второй выступил с призывом предотвратить «развал страны», которым якобы чревато принятие нового кодекса. Легенда о «борьбе с армянским сепаратизмом» в подобных ситуациях оказалась эффективной. Эти действия объясняются тем, что высокопоставленные чины Министерства внутренних дел усматривают в децентрализации реальную угрозу сокращения собственного влияния на местах.
В Армении понимают, что в Грузии идут сложные внутренние процессы. Поэтому с властями соседней страны надо вести системную работу, которая рано или поздно даст свои результаты. Кроме того, недавнее решение грузинского правительства о выделении 4,5 млн. лари (2,6 млн. долларов) четырем религиозным конфессиям (Армянской Апостольской Церкви, Католической церкви, мусульманам и иудеям) в качестве компенсации за гонения, которым они они подвергались в советский период, свидетельствует о том, что нынешнее правительство Грузии стремится вести диалог с меньшинствами и готово сделать шаги им навстречу. Это до некоторой степени обнадеживает и вселяет надежду на то, что армяно-грузинские отношения, несмотря на наличие ряда проблем, не будут препятствовать вступлению Армении в Таможенный союз.
(1) Первоначально именно города с населением свыше 15 тыс. человек предлагалось наделить статусом самоуправляемых.
По материалам: Ритм Евразии
Армения Грузия Евразийский Союз