АБХАЗСКАЯ СОТНЯ НА ФРОНТАХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (ПУБЛИКАЦИЯ ДЕВЯТАЯ)
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Лариса ЦВИЖБА | 17.07.2014 | 00:00
В списке нижних чинов Черкесского конного полка, награжденных Георгиевскими медалями 4 ст. за бои с 2 января по 3 февраля 1915 г. значится Квасия Таир – медаль №237399 (прик по корпусу№21 от 23 февраля 1915 г.). Он и несколько других всадников (Спиридон Капш, Хасая Давид, Туманов Самсон, Анчабадзе Николай, все они также награждены медалями) произвели важную разведку и сообщили точные сведения.
Старший урядник Нач Давуд (Дауд) (см. публ.6) 15 февраля 1915 г. под сильным и действительным огнем противника доставил штабс-ротмистру [Мурату] Султан-Гирею предписание командира полка, наступавшему в пешем строю на дер. Цу-Бабино, сообщил сведения об имеющихся бродах р. Ломницы для конных всадников, пронес и доставил обратно командиру полка извещение о бродах. Представлен к награждению Георгиевским крестом 4 ст. Ранее, младший урядник Нач Давуд награждался Георгиевской медалью 4 ст. №214301, за то, что доставил важное приказание (приказ по 2-му кав. корпусу 23.02.1915 г.); ст. урядник Д. Нач награжден Георгиевским крестом 4 ст. №281245, за то, что доставил важные сведения о противнике (приказ по 2-му кав. корпусу 20.07.1915 г.); крестом 4 ст. №281670, за то что, будучи ранен, остался в строю (приказ по 2-му кав. корпусу 1.08.1915 г.); Нач Давуд награжден Георгиевским крестом 3 ст. №25094 вместо креста 4 степени №281670 (приказом по 2-му кав. корпусу 3.11.1915 г.).
В декабре 1915 г. командир 4-й сотни ходатайствовал перед командиром Черкесского конного полка о награждении Георгиевскими медалями всадников: Анчабадзе Николая к 1 ст., как имеющего медали 2, 3 и 4 степеней, Гарцкия Джота, Лакоба Василия, Лакоба Теймураза и Чиркба Михаила к 4 ст., как спасших всадников Татарского конного полка 5-6 ноября 1915 г., так как они установили связь между резервами и линией окопов, занятых двумя спешными сотнями Татарского конного полка, с которыми была потеряна связь, ввиду страшной снежней бури и порчи телефонной линии. Кроме того, осветили всю местность расположения сотни и вперед в сторону неприятеля на 1 ½ верст и, рискуя быть замерзшими и занесенными снегом, откопали и привели всю 1-ю сотню умерших и замерзших татар в д. Петликовце-Нове.
Идет второй год мировой войны, растет число жертв на фронтах.
Из рапорта старшего врача Черкесского полка Зипалова временно командующему полком от 4 января 1916 г. (из с. Кадиевцы) следует, что 1 января отправлены в госпиталь 9 всадников 4-й (абхазской ) сотни: Салакая Джал, Касландзия Арсен, Кварчия Теймураз - больны оспой; Хинтба Джагва – с подозрением на оспу; Какубава Ломшац, Ануа Мурат и Акаба Нестор - с гриппом; Адлейба Самсон – болен бронхитом, Адлейба Тамшуг – плевритом. 4 и 5 января отправлены в госпиталь Еник Григорий и Джинджолия Михаил.
Из дубликата послужного списка Пирцхулава Фатора, составленного 11 января 1916 г. следует, что он всадник Черкесского конного полка, доброволец из Беслахубской общины Сухумского округа. При освидетельствовании комиссией Сенакского уездного воинского начальника 16 декабря 1915 г. признан здоровым и отправлен на службу в Кавказский запасной кавалерийский полк. В сохранившемся Свидетельстве о болезни Пирцхулава Ф., датированном 11 мая 1915 г. (г. Москва) следует, что он находился в 19 сводном эвакогоспитале с 5 мая 1915 г., был одержим травматическим неврозом с поражением (сл. не разборчиво – Л.Ц.), признан подлежащим увольнению в отпуск на 6 месяцев для поправления здоровья.
Из дубликата послужного списка Долбая Герасима Афанасьевича, всадника запасной сотни Черкесского конного полка, добровольца Ткварчельской общины следует, что по окончании отпуска [по болезни] отправлен на службу в Кавказский запасной кавалерийский дивизион 17 января 1916 г. Как следует из Свидетельства о болезни Долбая Г., выданного 11 марта 1915 г (г. Киев), он находился в 246 полевом запасном госпитале с 11 марта 1915 г., был одержим катаральным процессом, малокровием. Признан подлежащим увольнению в отпуск на полгода для поправления здоровья, выдан отпускной билет.
Какубава Кемач Аджанкович, доброволец Черкесского конного полка происходил из с. Гуп. Прибыл в отпуск в Управление Сенакского уездного воинского начальника 4 декабря 1915 г. сроком на 1 месяц. Комиссия уездного воинского начальника, по освидетельствовании Какубава, признала годным к службе и оправила в Кавказский запасной кавалерийский дивизион 11 января 1916 г.
Рапорт командира 4-й сотни командиру Черкесского конного полка от 20 января 1916 г. содержит сведение о возвращении из отпуска Анчабадзе Дмитрия, а из рапорта от 21 января следует о просьбе командира сотни об увольнении в краткосрочный отпуск всадников Хасая Давида в с. Лыхны, Маргания Константина в с. Моква и Сабекия Шамана в с. Гуп. Всадникам отпуск был разрешен, хотя и были некоторые накладки в рапортах, т.е. рапорт и разрешение на отпуск на Маргания и Хасая датированы 12 декабря 1915 г. – это один документ и другой – рапорт с аналогичным содержанием датирован январем 1916 г.
Тем временем, ст. врач Зипалов сообщает об отправлении в госпиталь следующих всадников: Цикутания Михаил, Хочава Исидора, Дзидзава Калистрата – 30 января, Минджия Квата и Ашуба Теймураза – 5 февраля, Табагуа Степана – 13 февраля, Какалия Джота – 14 февраля, Чичинава Иосифа - 18 февраля. Дзидзава Калистрат и Ашуба Теймураз будут переведены из лазарета 1-й Заамурской пограничной пехотной дивизии в лазарет 182-й 2-й Заамурской пограничной пехотной дивизии. 22 февраля будут переведены в этот лазарет Торчуа Муга, Эник Григория и Арнаута Якова.
Ротмистр Г. Бьерквист 21 февраля 1916 г. в рапорте командиру Черкесского конного полка сообщил об освидетельствовании всадников 4-й сотни полка А. Табагуа, А. Сабекия, Т. Квасия и Е. Анчабадзе, о чем также следует из донесения старшего врача Черкесского конного полка Зипалова командиру полка А. З. Чавчавадзе от 4 февраля 1916 г. Было установлено, что всадники 4-й сотни: А. Табагуа «страдает хроническим бронхитом с явлениями малокровия», А. Сабекия - «хронической малярией с общим упадком питания», Т. Квасия – «после ранения 4 августа в правую стопу страдает невралгическим явлением», Е. Анчабадзе – «после ранения 11 марта в грудную клетку страдает хроническим бронхитом». Все четверо нуждаются в продолжительном лечении и в тот момент были не способны к строевой службе. 27 февраля А.З.Чавчавадзе информировал этапного коменданта об отправлении в этапное управление 4-х всадников (Табагуа, Сабекия, Квасия, Анчабадзе) для дальнейшего направления их в распоряжение начальника Сухумского округа, «как уволенных по болезни вовсе от службы». Правда, произошла ошибка в именах всадников, о чем 29 февраля 1916 г. Бьерквист известил командира полка: исключить из списков полка не Арсения, а Степана Тапагуа и не Александра, а Дзарта Сабекия. (Арсений Табагуа уволен еще в 1915 г., а Александр Сабекия в 1914 г.)
Из билета, выданного нижнему чину при поступлении в лечебное заведение Полтавского лазарета Всероссийского городского союза №6 Черкесского полка Миндясину Квату (Сухумского отдела), следовало, что ему 25 лет, диагноз: общая слабость, находился на излечении с 1 по 18 марта 1916 г. Из лечебного заведения выбыл в Ростов.
Тем временем из действующей армии идут сведения об отправлении в госпитали всадников Черкесского полка: 5 марта 1916 г. Акижба Кискиндж. 7 марта - Воуба Автандил, 16 марта - Когония Автандил, 18 марта – Арлан Михаил. Рапортом от 6 марта 1916 г. вр. командующий 4-й сотней Черкесского полка корнет А. Шервашидзе (вместо ушедшего в отпуск с марта 1916 г. Г. Бьерквиста) сообщал об освидетельствовании здоровья всадников Адлейба Соломона и Борчания Ильи на предмет «эвакуирования на родину на срок какой будет необходим для поправления здоровья». О состоянии здоровья всадников рапортует и врач полка Зипалов 15 марта: С. Адлейба страдает хроническим ларингитом (уже более месяца без голоса) и малокровием, И. Борчания – хронической малярией. Оба всадника для полного восстановления своего здоровья нуждаются в отдыхе, лучше всего на родине в течение двух месяцев: Адлейба – в с. Чилоу, Борчания – в с. Беслахуба.
Что касается младшего урядника Хубиева Канатия Зекиевича, находившегося на лечение в сводном №90 эвакогоспитале (п. Невинномыс) с 8 марта 1916 г., врачебной комиссией признан годным к строевой службе, о чем сообщает главный врач госпиталя командиру Черкесского полка 15 марта 1916 г.
Акт об освидетельствовании состояния здоровья всадников Черкесского конного полка от 24 марта 1916 г. содержит сведения о многих всадниках, уволенных по состоянию здоровья из списков полка. Так командир полка полковник А. З. Чавчавадзе 17 апреля 1916 г. известил начальника Сухумского округа об отправлении всадников 4-й сотни Лабия Рашита (водянка левого коленного сустава) и Бжания Джота (диагноз периостит) в распоряжение начальника округа, как уволенных из полка на поправку на 6 месяцев. Они возвращению в полк не подлежат, т.к. исключены из списков полка, а подлежат зачислению в маршевую сотню.
Для поступления вновь в полк существовал определенный порядок, о чем следует из письма А.З. Чавчавадзе от 24 апреля 1915 г.начальнику Сухумского округа: уволенный из полка по болезни 1 августа 1915 г. и исключенный из списков приказом по полку, на основании существующих положений о полках Кавказской конной дивизии, вторично непосредственно в полк зачислен быть не может, а подлежит зачислению в запасную сотню при ее формировании, с которой он попадет в полк.
Всадник Габелия Роман Якубович (жительТамышской общины), как следует из свидетельства о болезни, выданного комиссией Кременчугского военного госпиталя 8 октября 1915 г. «одержим временным ограничением подвижности правого (далее слово не разборчиво) сустава после ранения в этой области», был признан подлежащим увольнению в отпуск на 3 месяца для поправления здоровья. Вопрос о возвращении его в полк решала комиссия при управлении Сенакского уездного воинского начальника подп. Гаврилова, которая освидетельствовав его16 марта 1916 г., признала годным на службу.
Рапорт командира 3-й Черкесской конной запасной сотни (из м. Соболевка) командиру Черкесского полка от 17 апреля 1916 г. содержит сведения о препровождении 3-х абхазцев: Воуба Антона, Абашидзе Фуча и Гамисония Маса, прибывших по выписке из Гайсинской земской больницы.
Как следует из информации фельдшера Черкесского полка Мальченко всадник 4-й сотни Шамба Кичин отправлен в госпиталь 9 апреля 1916 г., а из отпуска вр. и. должность ст. врача Черкесского конного полка Пахомова следует, что 3 мая отправлен в госпиталь всадник Аржения Нестор, 6 мая 1916 г. отправлены в госпиталь всадники 4-й сотни Кутарба Куж, Гадлия Сандро, Хеция Кецуг, Инапшиба Баж; 8 мая – Зантария Антон; 13 мая – Миквабия Автандил. 10 мая Гадлия Сандро и Кутарба Куж будут переведены в лазарет №2 2-го Заамурского пограничного дивизиона. 30 мая будет также отправлен в госпиталь Авицба Мамет.
Тем временем, исполняющий обязанности командира 4-й сотни корнет К. Лакербай в рапорте командиру полка от 13 мая 1916 г. просит об увольнении в кратковременный отпуск сроком на 1 месяц всадника Цишба Григория (с. Отхара).
26 мая 1916 г. А. З. Чавчавадзе сообщил этапному коменданту об отправлении в его управление всадников Черкесского конного полка Габелия Ремо, Джопуа Шахана и Зантария Константина для дальнейшего отправления их в распоряжение начальника Сухумского округа. Что касается Джопуа Шахана, здесь есть некоторая путаница – когда и где он находился. Так, вр. командующий 4-й сотней А. Шервашидзе 7 сентября 1916 г. извещает командира полка А. Чавчавадзе, что Ш. Джопуа был исключен из списков полка еще 30 октября 1915 г., но он прибыл в полк, в связи с чем 9 сентября командир полка извещает начальника Сухумского округа о препровождении Джопуа на родину, как исключенного из списков полка «за продолжительное пребывание в госпитале».
В госпиталь отправлены без указания заболевания всадники: Сангулия Манул 2 июня 1916 г., Анчабадзе Нахарбей – 8 июня, Гумба Николай -20. Телеграмма гл. врача Кочкина от 12 июня 1916 г. извещает командира Черкесского конного полка о прибытии на излечение в 422 госпиталь с брюшным тифом Акаба Николая.
10 сентября 1916 г. по состоянию здоровья «вовсе уволены от службы» всадники 4-й сотни: Смыр Шахан – зубная боль, выпадение зубов; Константин Когония – хронический ревматизм и порок сердца, Джинджолия Чипс – хронический ревматизм. Лакерба Михаил исключен из списков полка с 1июня 1916 г. «за продолжительное пребывание в госпитале».
Командир абхазской сотни ротмистр Г. Бьерквист в рапорте командиру Черкесского полка от 2 июня 1916 г. просит распоряжения об отправлении на родину за казенный счет, прибывших в полк для продолжения службы, ранее исключенные за долгое пребывание в госпитале всадники Арижба Кискинджа и Дзидзава Калистрата. Всадник абхазской сотни Анчабадзе Дмитрий по малокровию и ослабленному состоянию отправлен в отпуск на 2 месяца приказом по Кавказской туземной дивизии от 12 июня 1916 г.
4 июля 1916 г. полковник Чавчавадзе информировал начальника Сухумского округа об увольнении вовсе от службы по болезни младшего урядника Черкесского конного полка Джинджолия Михаила. Из билета, выданного эвакуированному нижнему чину при поступлении в лечебное заведение Акаба Кугу Сломовичу следует, что ему 28 лет, родом из местечка Гудаута, поступил в лечебное заведение 14 июля 1916 г., выбыл в часть 25 июля.
Доброволец Квадзба (Квацаба) Дмитрий Сабадаевич, 1898 г. рождения, с ушибом головы находился на лечебном заведении с 8 июня по 9 июля 1916 г. Амаба Гуч и Касландзия Степан отправлены в госпиталь 6 июля 1916 г.
19 июля 1916 г. начальник лазарета им в.к. Михаила Александровича (г. Киев) известил командира Черкесского конного полка, что в лазарет на излечение поступил командир 4-й сотни ротмистр Генрих Федорович Бьерквист.
Источники: РГВИА. Ф.2309. Оп.1. Д.201; Ф.3530. Оп.1. Д.120;
Ф.3644. Оп.1. Д.14, 28, 33, 34.
Продолжение следует
Абхазия воинское искусство / вооружения Кавказ Первая мировая война Россия