На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ ЛЕЗГИНСКОГО НАРОДА

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Юлия ЧМЕЛЕНКО | 24.12.2014 | 00:00

Одним из древнейших очагов цивилизации на Кавказе является земля лезгинского народа, упоминаемый многими историческими источниками Лезгистан. Этот народ имеет древнюю и богатую историю. Объединившись в единый племенной союз еще в глубокой древности, лезгины смогли создать свое государство, развить самобытные традиции и богатую духовную культуру. Сегодня лезгинский народ в основном проживает на территории юга России и в Азербайджанской Республике.

Неотъемлемой частью быта лезгинского народа исторически являлись обычаи гостеприимства, дружеской взаимопомощи или куначества, а также кровной мести. Большое место в культуре лезгин отведено воспитанию детей. Их обучением начинают заниматься еще когда ребенок находится в утробе матери. Интересно, что бездетные женщины вместе отправлялись к священным местам и давали обет в случае появления на свет у одной мальчика, а у другой девочки, сочетать их браком. Традиция обручать детей в раннем возрасте сохранилась и до наших дней. Этот обычай обусловлен стремлением закрепить родственные и дружеские связи между семьями.  

Как и у большинства кавказских народов, раньше у лезгин практиковалось похищение невесты. Если оно совершалось с согласия девушки, ее родственники не противились этому. Однако выкупа за невесту ( калыма) у лезгин никогда не было, тем ни менее, за невесту вносили определенную плату ее родителям. Большим уважением исторически и в наши дни на свадьбах лезгин пользуются гости и старики. В некоторых семьях до сих пор сохранился обычай посыпать невесту мукой, когда она впервые входит в кухню. Невеста, в свою очередь, кидает в огонь горсть муки в знак того, что она стала законной хозяйкой домашнего очага.

Несмотря на то, что женщине всегда отводилась второстепенная роль в лезгинских семьях – она занималась сугубо домашними работами, мужчины всегда уважительно и почтительно относились к лезгинкам. В лезгинских семьях большим позором считается поднять руку на женщину и оскорбить ее честь. Раньше такое оскорбление приравнивалось к кровной обиде, и обидчик становился изгоем в своей общине. Сегодня бить женщину по –прежнему считается позором и, если ссора доходит до крупного скандала, жена уходит в дом родителей и родственники мужа добиваются примирения. Подобно другим северокавказским народам, на женщину лезгины не распространяли кровную месть, и какая бы кровная вражда не была между фамилиями, никогда не убивали женщину. Если же кто-нибудь совершал подобное преступление, то этим он навлекал на себя величайшее презрение общества. Как и другие кавказские народы, лезгины прекращали драку, если женщина, сняв платок, бросала его между двумя враждующими. И в наши дни в присутствии женщины у лезгин не принято позволять себе неприличные выражения. Позорно считается и мстить женской половине общества. 

Интересно, что лезгинский мужчина по традиции не присутствует при родах. Первому, кто сообщит молодому отцу о рождении ребенка, полагается подарок. Лезгины считают более радостным событием рождение сына, имя которому, как правило, дает кто-либо из старших родственников. Обычно его нарекают именем умершего члена семьи. По случаю новорожденного в лезгинских семьях всегда устраивается семейный праздник и готовятся специальные угощения. 

Отметим, что наряду с исламом в лезгинской культуре присутствуют элементы языческих верований. Ранее, по одному из обычаев, быка коричневого цвета, купленного на деньги сельской общины, трижды обводили ночью вокруг селения, а потом убивали. Мясо раздавали всем семьям села. Считалось, что такое «жертвоприношение» должно предохранить скот от гибели. Существовало предписание, согласно которому в жертву приносили любое животное, кроме козла. Этот обычай был связан с поверьем, согласно которому козлы – животные с холодными губами, и боги не примут такую жертву.

Необычные традиции и обряды существуют в быту лезгин и сегодня. Все они уходят корнями в глубокую древность. До сих пор сохранился у лезгин обряд посыпания солью головы больного.  Раньше любые болезни лезгины объясняли сглазом. Лезгины верили, что проведя щепоткой соли вокруг головы больного и прочитав молитву, можно снять порчу. В заключении этого простого обряда лезгины проводили солью над огнем, показывая тем самым, что тот, кто наводит сглаз, должен гореть в аду. Этот же обычай лезгины совершают от сглаза и для привлечения удачи. 

Кроме того, у лезгин по прежнему делаются обереги против злых духов. Например, при строительстве дома лезгины вешают на стену предметы посуды. По традиции, это принесет новоселам счастье и благополучие. Также в качестве оберегов лезгины используют колючие растения. Возможно это связано с поверьем, что уколовшись об острые иглы злой джин уйдет от человека и не принесет ему беды. Колючки точно также вешались на стены, а в настоящее время их часто можно увидеть в качестве брелка под зеркалом заднего вида в автомобиле. В качестве талисманов лезгинские дома могут украшать необычные камни, ветки, рога животных, а также холодное оружие. 

Нередко со святыми местами у лезгин связаны деревья необычной формы и огромные камни. Святые места у лезгин называются – «пир». Часто у лезгин они также связаны с источниками воды или горами. В таких местах всегда просят о помощи и совершают молитву, принеся что-либо в дар месту.  На святом месте лезгины также вешают кусочки материи. На территории проживания лезгин и сегодня существует множество непонятных, на первый взгляд, мест, обвешанных разноцветными кусочками ткани. Это и есть лезгинские святыни – «лезги пирар».

Один такой современный «пир» вырос прямо по середине асфальтовой дороги в Азербайджане. Недавно власти Азербайджана хотели выкорчевать это святое место лезгин, но, как утверждают местные жители, «даже подогнанный экскаватор не смог осилить этого». Это огромное дерево разделяет дорогу на две части, и проезжающие люди останавливаются, кладут милостыню и просят Бога о помощи. В случае, если машина или поезд, проезжающий мимо не останавливаются, то лезгины все равно привстают со своих мест и, омыв ладонями лицо, произносят строку из Корана: «Бисмилляхи рахмани рагьим».

Помимо необычных святых мест, сохранилось на земле лезгин и множество исторических памятников, среди которых старинная крепость в селении Ахты Ахтынского района. Недавно об этом памятнике архитектуры даже был снят короткометражный фильм. События фильма происходят во времена войны горцев во главе с имамом Шамилем в середине XIX века. В основу телевизионной постановки легли воспоминания дочери коменданта Ахтынской крепости Нины Рот, приехавшей к отцу в Ахты (лезг. Ахцагь) в 1848 году.  

Приведем небольшой отрывок из записей девушки: «На нас смотрели довольно стройные горцы, похожие на немцев. Женщины в ситцевых шароварах и бешметах укутанные шалями. Маленькие лезгинята, проведав кто я такая, что-то кричат друг другу. На завтра я пожелала посмотреть Ахты, и мы в сопровождении военных нукеров, считавшихся цветом лезгинской молодежи, посещали базар, лавки – нечто вроде магазинов. Письменный язык – арабский. Все женщины носят чадру. Когда солнце поднялось высоко, нас пригласил к себе Ахтынский старшина, дом которого находился возле той крупной мечети, куда по пятницам собирались духовные лица всех сел округа. Здесь мы познакомились с первым лицом в округе – с поэтом, ученым и лекарем Мирза Али аль-Ахты. С нами по очереди поздоровались: «Издрастье, матушка», но многие говорили на свой лад – «матишка». Лезгины более внимательны и снисходительны к человеку другой национальности. Более богатые ахтынцы звали нас с батюшкой к себе в гости. Чем только не угощали, подавали самые затейливые блюда: хинкали с мясом, сыром, маслом, бараньей начинкой и с яйцами. А еще мед, вишни, яблоки, груши и чай. Все желали нас водить из дома в дом. Они не были похожи на жестоких дикарей, как мы слышали в столице. Правда порой я замечала косые взгляды женщин, и приходилось нечаянно услышать от них «матишка».

Режиссером-постановщиком фильма стала сотрудница телекомпании РГВК «Дагестан» Гулер Камилова. По ее словам, основной задачей картины является «привлечь внимание общественности к историческому памятнику с богатой историей».  Фильм будет интересен как для любителей истории, так и для поклонников художественных картин.  

Помнить о культуре и традициях своего народа лезгинам также призвана помочь премия «Душа Дагестана», созданная по инициативе правительства Российской Федерации. На премию ежегодно номинируют 15 человек и присваивают за заслуги в сохранении и развитии народного творчества и традиционной культуры. Премия присуждается на конкурсной основе по следующим номинациям: народный танец (руководитель лучшего любительского коллектива, исполнитель народного танца); народное пение (руководитель лучшего любительского коллектива, исполнитель народной песни); народная музыка (руководитель лучшего любительского коллектива, исполнитель народной музыки); традиционная народная культура (руководитель лучшего самодеятельного фольклорного коллектива, народный сказитель, исполнитель эпоса, семейный ансамбль, цирковой коллектив, группа канатоходцев); народный мастер (декоративно-прикладного, изобразительного и фотоискусства, по пошиву национальных костюмов, изготовлению музыкальных инструментов); лучшее юное дарование – до 14 лет; народный театр (режиссер лучшего народного театра, лучший актер народного театра); руководитель лучшего управления (отдела) культуры муниципального образования. Церемония награждения номинантов состоится в декабре каждого года. 

Ранее, с 2010 года, при поддержке министерства культуры в республике была принята и действует целевая программа «Сохранение и развитие профессионального искусства и народного творчества Дагестана на 2011-2015 годы». 

Культурная программа, осуществляемая при поддержке министерства культуры РФ, играет важную роль в развитии и поддержке народного художественного творчества лезгинского народа. Она помогает формировать эстетические ориентиры молодого поколения Дагестана, а также учит давать правильную оценку народного творчества и любительского искусства одаренных лезгин. 

Без сомнения, лезгинская земля полна талантливыми людьми. В их числе прекрасный поэт Заира Аминова, чье творчество ввели в программу изучения литературы старших классов. Она родилась 10 декабря 1973 г. в городе Махачкала, Республика Дагестан. Стихи Заира начала писать уже с четырех лет. В 1995 году Заира начинала работать в Союзе женщин Дагестана. Именно в это время было написано заслужившее высокую оценку критики и читателей стихотворение «Беженка», посвященное бежавшим от войны женщинам Кавказа, которых приютили в Дагестане. Примечательно, что будучи сама лезгинкой, Заира  пишет стихи только на русском языке.  Поэзию Заиры Аминовой хорошо знают и любят у нее на родине. В 1996 году вышел на экран дагестанского телевидения фильм «Страницы дагестанской поэзии. Заира Аминова», который имел большой успех. Популярно творчество лезгинской поэтессы и в западной части России. В 1996 году в  Санкт-Петербурге издательство «Печатный двор» выпустило сборник стихов З.Аминовой «Страна мечты», получивший много положительных отзывов. 

Популяризации лезгинской культуры среди россиян также призваны способствовать занятия открытой в ноябре 2014 года Воскресной школы для детей школьного возраста в Москве. Учреждение с бесплатным преподаванием уроков лезгинского языка открылась при Федеральной лезгинской национально-культурной автономии. В программу обучения школы входят преподавание лезгинского языка и литературы, история Дагестана и лезгинского народа, обычаи и традиции лезгин, декоративно-прикладное искусство и народная музыка. Руководителем воскресной школы стала Абидат Эюбова, опытный педагог, обладатель гранта президента России «Лучший учитель России».  Преподавать лезгинский язык в школе приглашен кандидат филологических наук по специальности «Лезгинский язык», известный лезгинский поэт Халидин Эльдаров.  

Для лезгин, проживающих в Москве, школа стала очень значимым событием, поскольку подарила живущим вдали от исторической родины людям возможность сохранить родной язык и культуру своего народа для будущих поколений. 

Таким образом, государственная политика Российской Федерации сегодня отвечает требованиям общества и направлена на сохранение истории малых народов нашей большой страны. История каждого народа — своеобразное зеркало для потомков. Заглядывая в него, молодое поколение видит образец для подражания и понимает суть происходивших и происходящих в жизни народа перемен. Все это позволяет понять и сохранить культуру каждого народа, проживающего на территории России, что чрезвычайно важно. Не зря говорят, что «народ, у которого есть свои традиции – тот народ вечен и никто не в силах его истребить».


Статья подготовлена в рамках проекта Научного общества кавказоведов «Этнокультурное разнообразие России как фактор формирования общегражданской идентичности», осуществляемого при поддержке Общероссийской  общественной организации Общество «Знание» 

Искусство Кавказа культура лезгины Общество «Знание» Россия традиционализм



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2021 | НОК | info@kavkazoved.info