ИСХОД АРМЯН ИЗ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА
Публикации | МЕРОПРИЯТИЯ | Айк ХАЛАТЯН | 10.06.2015 | 18:20
Накануне в Москве, в рамках проекта Научного общества кавказоведов “Этнокультурное разнообразие России как фактор формирования общегражданской идентичности”, прошла международная конференция “Религия и политика на Юге России: аспекты взаимодействия”.
Значительное место в докладах и обсуждениях заняла ситуация на Большом Ближнем Востоке, процессы в котором затрагивают и государства Южного Кавказа. Причем для Армении эта тема важна и с точки зрения угроз крупным армянским общинам региона.
Конец христианства на Ближнем Востоке
Эти угрозы, которые стоят перед армянами, а также другими христианскими народами региона, день ото дня растут. В результате американского вторжения в Ирак и последовавших за ним процессов в регионе, в частности, “арабской весны” и гражданской войны в Сирии, усиления позиций радикальных исламистов в регионе, христиане оказались перед выбором – или исход из колыбели христианства - Ближнего Востока, или физическое уничтожение.
Именно поэтому резко сократилась численность армян в регионе, достигавшая в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века 400-500 тысяч человек. Показателен пример диаспоры в Сирии – если до войны там жили более 100 тысяч армян, в стране действовала одна из самых мощных и развитых армянских общин в мире, то по некоторым данным из этой страны уже уехало около 90 тысяч человек. Согласно министру диаспоры Армении Грануш Акопян, из этого количества в Армению переехали около 13 тысяч человек.
Однако, как отметил в ходе конференции директор Института востоковедения Национальной Академии наук Армении Рубен Сафрастян, армяне покидают не только охваченные войной Сирию и Ирак, но даже Иран и Ливан, где нет войны и власти настроены к армянам очень благожелательно.
По его словам, исход армян из Ливана начался еще в годы гражданской войны. Он не прекратился и после завершения войны, так как Ливан так и не смог восстановить свои позиции финансового центра Ближнего Востока. “Сейчас в Ливане живет в два раза меньше армян, чем до гражданской войны”,- заметил эксперт.
Что касается эмиграции армян из Ирана, то, согласно Сафрастяну, она объясняется ухудшением экономической ситуации в стране в результате западных санкций, а также политикой американских властей, способствующих иммиграции иранских армян посредством облеченного порядка предоставления им права на въезд в США.
Российский фактор
По мнению Сафрастяна, представившего на конференции доклад “Россия и армяне Кавказа и Ближнего Востока. Вопросы геостратегии”, положительную роль на Ближнем Востоке может сыграть Россия. “Россия должна использовать “мягкую силу” для защиты своих интересов на Ближнем Востоке, в частности с помощью защиты христиан в регионе”, - сказал он.
Эксперт добавил, что интересы России и армянского фактора на Ближнем Востоке совпадают, и армяне, имеющие хорошие связи с арабскими странами региона, могут помочь в становлении связей между Евразийским союзом и региональными государствами. Этому способствует и то, что Армения после обретения независимости сделала свой геополитический выбор в пользу России.
Сафрастян также заметил, что если встанет вопрос об эвакуации армян из Сирии, в частности, из Алеппо, то армянской стороне понадобится помощь России.
“Неоосманизм” Турции и “Великий Курдистан”
Что касается турецкой политики в отношении Ближнего Востока в целом и Сирии, в частности, то, по словам эксперта, она является ничем иным как реализацией политики “неоосманизма”, цель которой - восстановление контроля Турции над бывшими османскими владениями. В рамках этой политики Анкара стремится добиться падения режима Башара Асада и прекращения существования единого сирийского государства.
Другая важная цель турецких властей в отношении Сирии - уничтожение мощной армянской общины страны, которая образовалась в результате Геноцида армян.
Эксперт обратил внимание и на другой важный процесс, влияющий на армянский фактор в регионе – формирование “Великого Курдистана”. “Процесс создания “Великого Курдистана” уже начался. Он будет долгим, болезненным и в перспективе неизбежно столкнутся армянский и курдский вопросы”,- сказал Сафрастян.
В этой связи он напомнил, что хотя по Севрскому договору Курдистан должен был быть создан южнее Диарбекира, однако сейчас на территории Западной Армении в основном живут курды. При этом эксперт заметил, что сейчас курды пока играют положительную роль в защите армян Сирии, а также пытаются наладить определённые контакты с армянами в регионе.
Политика двойных стандартов Запада
В целом, следя за процессами, происходящими сейчас на Ближнем Востоке, а также реакцией на них западных держав во главе с США, в очередной раз убеждаешься, что для них в политике действуют “двойные”, а то и “тройные” стандарты. Так, обвиняя Россию в поставках оружия на Донбасс, считая это недопустимым, сами США и их европейские союзники считают вполне нормальным поставки оружия боевикам в Сирии. При этом их не очень смущает то, что большая часть поставляемого ими оружия оказывается потом в руках радикальных исламистов, в основном террористических организаций, занимающихся помимо войны с правительственными войсками резней этнических и религиозных меньшинств, а зачастую и умеренных исламистов.
Показательна реакция на разгоны демонстраций в Сирии (с чего началась гражданская война) и шиитов в Бахрейне с использованием войск Саудовской Аравии - то, что было поставлено в вину Асаду, сочли волне нормальным когда речь зашла о союзниках Вашингтона - Бахрейне и Саудовской Аравии. Или пример Ливии, где Запад помог свергнуть Муаммара Каддафи, а затем спокойно забыл о погрязшей (с его же помощью) в гражданской войне и разрухе стране, реагируя лишь на случаи прекращения поставок нефти. А в ответ на многократно увеличившийся после войны в Ливии наплыв беженцев в Европу, Евросоюз намерен бороться с ним уничтожением судов и лодок контрабандистов, вместо решения созданных им же проблем.
Те беды, с которыми сталкиваются в результате циничной политики наши соотечественники в Сирии, должны быть особо поучительны для определённой части армянского общества свято верующей в принципы Запада и его готовность нести “свет и добро” всему миру. Им бы не помешало обратить внимание на реакцию Запада, например, на действия Турции. Именно через территорию Турции ведет эксперт нефти и получает большую часть доходов Исламское государство, с которым якобы ведут борьбу США и его союзники. И именно территория Турции является одним из основных маршрутов переправки радикальных исламистов в Сирию. А как показала история с задержанием на сирийской границе студентки МГУ Варвары Карауловой, завербованной ИГ, Анкара вполне контролирует свою границу с Сирией. Хотя после кадров свободного пропуска через турецкий КПП боевиков “Джебхат Ан-Нусра” (отделение «Аль-Каида» на территории Сирии и Ливана) для нападения на армянонаселенный город Кесаб, сомнений в этом уже не было.
На этом фоне отсутствие какой либо реакции Запада на просочившуюся в СМИ информацию о тайном совещании турецких силовиков, на котором был обсужден вопрос провокаций в Сирии как повода для военной интервенции в соседнюю страну, поставках оружия террористическим организациям, порождает уверенность, что Турция является одним из инструментов влияния США на региональные процессы. И как тут не вспомнить о том, что Турция - единственная страна-член НАТО в регионе, а также таможенного союза с ЕС.
Для армянской стороны во всем этом есть тревожная тенденция: готовность Турции к агрессивным действиям против своих соседей, и Запада - закрывать на это глаза.
По материалам: Новости-Армения
Армения безопасность Ближний Восток диаспоры Научное общество кавказоведов Россия