На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

В НАГОРНОМ КАРАБАХЕ ПОПУЛЯРИЗИРУЮТСЯ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Ашот БЕГЛАРЯН | 01.08.2015 | 01:00

В последние два года в Нагорном Карабахе проводятся различные мероприятия по пропаганде и распространению национальных традиций и народных обычаев.

Некоторое время назад в окрестностях раннесредневекового монастыря Амарас в Мартунинском районе республики прошёл первый фестиваль тутовой ягоды, который был организован Управлением туризма и охраны исторической среды при Правительстве НКР.

Фестиваль прошёл в праздничной атмосфере, был весьма насыщенным и интересным. В павильонах, развёрнутых в тутовом саду вблизи монастыря, была представлена продукция, полученная из тутовой ягоды в районах Арцаха (историческое название Нагорного Карабаха) и в Армении, в частности, тутовая водка, дошаб (или  бексмес, как называют в Нагорном Карабахе) – вываренный из туты сок, варенье из туты, сушёные ягоды, а также другая экологически чистая сельскохозяйственная продукция – овощи, фрукты, мёд, яйца и т.д.

В ходе фестиваля были продемонстрированы традиционные методы приготовления тутовой водки и дошаба. Присутствовавшие имели возможность потрясти тутовое дерево, принять участие в процессах варения дошаба и приготовления водки, угоститься различной продукцией. В рамках фестиваля были организованы разного рода игры, конкурсы по встряхиванию тутовых деревьев и множество культурных и развлекательных мероприятий: традиционные песни и пляски юных артистов в национальных одеждах, выставки работ художников и мастеровых. Было представлено также искусство обработки шёлка.

На фестивале присутствовали президент республики Бако Саакян, предводитель Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископ Паргев Мартиросян, главы парламента и правительства – Ашот Гулян и Араик Арутюнян, представители властей и общественности республики, многочисленные гости и туристы разных национальностей. Глава государства отметил важность проведения подобного мероприятия, подчеркнув, что тутовое дерево является одним из символов Арцаха и выразил уверенность, что фестивали тутовой ягоды в республике будут носить регулярный характер.

На фестивале присутствовали также находившиеся в НКР мэр Глендейла Ара Наджарян и его супруга Пальмира Наджарян. Ара Наджарян отметил праздничность и домашность обстановки фестиваля, гостеприимность карабахцев в целом. 

«Мы здесь все одной семьей, словно на семейном собрании», – сказал он.

Россиянин Дмитрий Егоров, также принявший участие в фестивале, признался, что любит Арцах и регулярно приезжает летом отдыхать здесь. Заметив, что впервые участвует в подобном фестивале, он, как и другие, отметил атмосферу праздника на мероприятии.

«Мне всё очень понравилось, неожиданно много гостей и знакомых встретил я здесь», – сказал он.

Другой российский турист Эдуард Шипкин из Краснодарского края заметил:

«У нас некоторые думают, что в Карабахе идёт война, и что здесь всё плохо. Моей задачей и святым долгом является объяснить всем друзьям, как чудесно здесь, и я буду настаивать на том, чтобы они обязательно побывали в Арцахе».

По словам начальника Управления туризма и охраны исторической среды при Правительстве НКР Сергея Шахвердяна, помимо привлечения внимания туристов, первостепенными задачами фестиваля являются стимулирование развития отечественного производства, пропаганда арцахской кухни, оживление культурной жизни в деревнях. Целью фестиваля также является содействие местным жителям в получении прибыли от своей продукции. Многие считают, что помимо прочего, подобные фестивали сплачивают всё общество.

Арцах (Карабах) всегда отличался обилием тутовых садов, столетиями местные армяне разводят тутовые деревья, получая щедрый урожай. Белая и чёрная ягоды шелковицы являются не только любимым лакомством, но и имеют широкое применение в народной медицине. 

Настоящим народным брендом Арцаха является тутовка – настоянный на белых тутовых ягодах крепкий напиток, родившийся в Нагорном Карабахе. Ее изготавливают аналогично любой другой классический ягодный бренди, но с применением местных технологических приемов. Перегонка напитка происходит в медных кубах небольшого размера, и это придает конечному продукту особый аромат. Крепость её составляет до 80 градусов, однако, несмотря на это, тутовка имеет мягкий вкус и приятный ягодный аромат. Считается, что этот тутовый напиток имеет целебные свойства, и его употребление в небольших количествах благоприятно влияет на здоровье сердца и обмен веществ, лечит от недомоганий, простуды и слабости. Тута имеет и объединяющее действие – процесс тряски тутовых деревьев является поводом собраться вместе всем родственникам и соседям, пообщаться в родственном и дружеском кругу.

Однако в последний период советской власти тутовые деревья подверглись своеобразному геноциду – ЦК КП Азербайджанской ССР, воспользовавшись решением союзного правительства о борьбе с самогонщиками и расхитителями зерна, приказал вырубить в Нагорном Карабахе все тутовые деревья и сады, лишив колхозы даже мизерного  источника дохода. За считанные дни были уничтожены вековые деревья, бульдозерами  сравнено с землёй 80 процентов садов.  И только вмешательство передовых кругов интеллигенции и, в частности, московской газеты «Известия», избавило шах-туту от окончательного истребления. Подобными варварскими методами власти советского Азербайджана пытались в рамках осуществляемой на протяжении многих лет политики «белого геноцида» подорвать крестьянские хозяйства в насильно включённой в состав Аз. ССР  армянской области и заставить карабахских армян окончательно покинуть родные места.  

Надо также отметить, что до войны в Арцахе было развито шелководство, а в Степанакерте действовал известный на весь Советский Союз «Каршёлкомбинат», продукция которого имела широкое распространение во многих советских республиках. В годы развязанной Азербайджаном войны предприятие было уничтожено в результате бомбёжек и артобстрелов. Сейчас оно постепенно восстанавливается.

Мероприятия, наподобие фестиваля тутовой ягоды, которые в последние годы активно проводятся в Нагорно-Карабахской Республике, в  частности, нацелены на развитие этнического туризма, объявленного в НКР в качестве приоритета экономического развития. 

Недавно в селе Хин Шен Шушинского района состоялся фестиваль «Хноци» (сбивание коровьего масла). Мероприятие было организовано министерством культуры и по вопросам молодёжи НКР в рамках реализуемой программы по сохранению нематериального культурного наследия. На фестивале был представлен весь процесс пахтанья. Фестиваль сопровождался национальными арцахскими играми и песнями и прошёл в атмосфере традиционного гостеприимства.

Ранее на территории Дома-музея Никола Думана в селе Цахкашат Аскеранского района впервые был проведён фестиваль женгялов ац (лепёшки с зеленью). Опытные в приготовлении самого популярного блюда арцахской кухни мастерицы из всех районов НКР представили процесс его приготовления. Женгялов считается визитной карточкой арцахской кухни. Это уникальное блюдо из муки, зелени, подсолнечного масла и приправ готовится в Арцахе издавна. В 2013 году правительство НКР включило женгялов ац в список ценностей нематериального наследия Арцаха.

В селе Ханцк Аскеранского района был проведён фестиваль национального хлеба, запечённого в тонире, в селе Драхтик Гадрутского района – фестиваль арцахских солений, а в селе Тог того же района – фестиваль карабахского вина.

Совместными усилиями общественных организаций «Центр развития молодёжи Арцаха», «Ассоциация молодых биологов» и «Всемирное независимое молодёжное объединение» при содействии правительства НКР в республике реализуется проект по внедрению модели экодеревни. На пересечении дорог сёл Астхашен, Патара и Хндзистан, откуда берёт начало дорога к знаменитому монастырю 13 века Гандзасар в Мартакертском районе, открылись павильоны, где население близлежащих сёл имеет возможность выставлять на продажу сельскохозяйственную продукцию. Тем самым туристам предоставляется возможность приобретать экологически чистую сельскохозяйственную продукцию – овощи, фрукты, мёд, яйца и т.д. Каждый производитель имеет оригинальный ярлык для собственной продукции и, реализуя её, одновременно рекламирует местность, где произведена продукция.

Мероприятия по распространению национальных традиций и народных обычаев в Нагорном Карабахе, как утверждают организаторы, будут иметь продолжение, вовлекая в себя как местное население, так и новых туристов.

Степанакерт

Нагорный Карабах сельское хозяйство традиционализм



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info