СТАНЕТ ЛИ КАРЕН КАРАПЕТЯН «СИМВОЛОМ ПЕРЕМЕН»?
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Ануш СИРУНЯН | 19.09.2016 | 17:45
В Армении идет процесс формирования нового правительства. 8 сентября премьер-министр Армении Овик Абрамян подал заявление об отставке. Согласно Конституции, президент Армении назначает премьер-министра в десятидневный срок после принятия отставки правительства. Новый кабинет министров формируется в 20-дневный срок после назначения премьер-министра.
Напомним, указом президента Армении Сержа Саргсяна от 13 сентября бывший мэр Еревана Карен Карапетян назначен на пост премьер-министра. Ранее кандидатура Карапетяна была утверждена на заседании исполнительного органа правящей Республиканской партии Армении (РПА).
Новоназначенный премьер является членом правящей партии. Ранее он работал на должности генерального директора ЗАО «АрмРосгазпром» (ныне «Газпром-Армения», 100% акций принадлежит российскому «Газпрома»), затем на должности мэра Еревана (2010-2011 гг.), а в последние годы занимал постзаместителя генерального директора по стратегии и развитию компании «Газпром». Карапетян пообещал, что в ближайшее время представит программу развития страны, которая будет состоять из двух этапов. По его словам, первый этап включит те возможные быстрые изменения и достижения, которые смогут в какой-то мере вселить доверие в обществе, а второй этап представит видение долгосрочного развития страны.
Напомним, что уже бывший премьер Овик Абрамян занял эту должность в апреле 2014 года. В день отставки в своей длинной прощальной речи Абрамян представил успехи правительства. Между тем, эти оценки являются весьма сомнительными. Ведь в период его премьерства так и не был зарегистрирован обещанный прогресс в развитии малого и среднего бизнеса, заявление о борьбе с коррупцией и обеспечении равных условий для ведения бизнеса остались пустыми обещаниями, не сократились «тень», безработица и миграция, не выросли объемы ВВП, которые остались на уровне 10 млрд долларов и пр.
Абрамян объяснил свое решение необходимостью применения новых подходов в государственном управлении: «Общество Армении пока сохраняет поляризацию, вызванную внутренними и внешними задачами. Вместе с тем, государство гордо поддерживает 25-летнюю независимость, противостоя внешним угрозам, решая внутренние задачи. Однако государству всё ещё присущи проблемы переходной экономики. И можно дать возможность решить эти задачи новому правительству».
Учитывая логику армянской правящей элиты, где все рычаги сосредоточены в руках президента, а остальные фигуры во власти не являются самостоятельными, можно сделать однозначный вывод о том, что Овик Абрамянбыл отстранен от премьерского поста.
Некоторые наблюдатели полагают, что глава государства устранил опасного конкурента. Действительно, экс-премьер обладает значительными материальными ресурсами, немалым весом во власти и авторитетом в РПА. Но по состоянию на сегодняшний день ни он, ни какая-либо другая фигура в РПА не могут составить конкуренцию президенту Сержу Саргсяну. Более того, судя по заявлениям представителей РПА, возможно, что Абрамян займет какую-то должность в команде президента, например, возглавит предвыборный штаб этой структуры на предстоящих в апреле 2017 года парламентских выборах. Хотя имеется и иная точка зрения, согласно которой, бывший премьер, скорее всего, будет вытеснен из политики.
Согласно другой версии, отставка премьера и смена правительства являются предвестниками начала новой экономической политики, реализация которой в условиях кризиса и всеобщего социального недовольства является насущной необходимостью.
Между тем, власть, следуя своей обычной логике, не сделала никаких заявлений об ошибках и провалах. Наоборот, как было уже отмечено, Овик Абрамян говорил большей частью о достижениях своего правительства. А это, скорее всего, означает, что власть не намерена проводить новую экономическую политику.
Наиболее вероятной представляется версия о том, что до выборов Сержу Саргсяну необходимо создать видимость перемен и предпринять шаги, которые в какой-то степени смогут смягчить огромное недовольство в обществе политикой властей. Ярким проявлением такого недовольства стала поддержка со стороны населения вооруженной группы «Сасна црер» («Сасунские храбрецы»), захватившей территорию полка патрульно-постовой службы (ППС) в Ереване. Таким шагом может стать смена премьера.
Напомним, что после июльских событий, связанных с захватом территории полка ППС со стороны «Сасна црер», президент заявил о том, что в скором времени будет сформировано правительство национального согласия. Июльские события обнажили всю остроту ситуации и тем самым вынудили руководство страны пойти на кадровые изменения.
Представляя на заседании РПА будущего премьера, президент Саргсян отметил, что Карапетян претендует на то, чтобы стать «символом перемен» в Армении. Для того, чтобы ответить на вопрос о том, станет ли новый премьер таким символом, проанализируем возможные причины его назначения. Некоторые аналитики считают, что выбор президента пал на эту фигуру потому, что Карен Карапетян намного легче уступит Саргсяну кресло премьера в 2018 году, нежели чем это мог бы сделать Овик Абрамян. Безусловно, период после парламентских выборов 2017 года до окончания президентского срока Сержа Саргсяна в апреле 2018 года является наиболее сложным. Однако учитывая всю сложность сегодняшней внутриполитической и экономической ситуации, очень трудно предсказать, что будет не только после парламентских выборов, но также до и во время них.
Вероятнее всего, президент рассматривает Карапетяна как наиболее подходящую фигуру, способную сообщить обществу некоторые позитивные эмоции, включая надежду на исправление ситуации. Создание подобной атмосферы в обществе очень нужно Сержу Саргсяну, находящемуся на пороге сложнейшего периода своей политической биографии.
Не исключено, что здесь может играть роль и личностный фактор: Карен Карапетян, хоть и является членом команды президента Саргсяна, но в целом эта фигура не вызывает отторжения в обществе – возможно потому, что он находился на посту мэра Еревана всего один год, затем уехал в Москву. В отличие от своих предшественников Тиграна Саркисяна и Овика Абрамяна, новый премьер не имеет длинного шлейфа компрометирующих его фактов и действий. Кроме того, в определенной степени новый премьер-министр является консенсусной фигурой внутри власти.
Вокруг вопроса о назначении Карапетяна премьером сегодня усиленно эксплуатируется и геополитический фактор: некоторые политические и экспертные круги утверждают, что новый премьер назначен из России, которая взамен окажет политическую поддержку Саргсяну. Говорится и о том, что это назначение, скорее всего, вызовет отрицательную реакцию в Москве и Вашингтоне.
По словам представителя организации «Учредительный парламент» Алека Енигомшяна, Карапетян – это, ни много ни мало, чиновник из Москвы: « Мы уже докатились до того, что уступаем суверенитет Армении еще на одну ступень, когда российский чиновник становится премьер-министром Армении. Это делает ситуацию более серьезной с точки зрения борьбы за деколонизацию». Председатель партии «Республика» Арам Саргсян также убежден, что его назначение Карапетяна было сделано за пределами Армении, с конкретными целями.
На настоящий момент трудно проверить верность этих оценок, ибо для этого потребуется некоторое время. Правда, не надо исключать и того, что назначение Карапетяна не связано с какими-либо геополитическими факторами, а это всего лишь проект Сержа Саргсяна, стремящегося как можно лучше использовать создавшуюся ситуацию. Ведь отставка Абрамяна является следствием острого кризиса режима, который ищет выходы из создавшегося положения.
Учитывая структуру власти и правила игры, существующие внутри правящей элиты, учитывая то, что из Армении ежегодно вывозится порядка 900 млн долларов и другие факторы, маловероятно, что Карен Карапетян может стать «символом перемен». Кроме того, реализация серьезных перемен является довольно рискованным делом за 7 месяцев до выборов в парламент.
Правда, новый премьер делает заявления о том, что он будет бороться с монополиями, коррупцией, с «тенью» и пр. Однако такие же заявления делали и его предшественники в лице Тиграна Саркисяна и Овика Абрамяна.
По мнению некоторых обозревателей, вскоре ожидается крупные изменения в составе правительства, подобных которым не наблюдалось с 2008 года.
Согласно ряду СМИ, ожидается кадровая чистка в правительстве: президент дал новому премьеру полный карт-бланш в кадровом вопросе, и лишь считанные лица сохранят министерские портфели. Свобода действий Карапетяна не коснется лишь главы МИД и силовиков.
По разным сведениям, новый премьер намерен заменить весь экономический блок, а также отправить в отставку министров от партии АРФ «Дашнакцутюн».
Однако означает ли смена правительства, смену ситуации?
Армении необходима смена политики, а не смена лиц. Назначение нового премьера может решить лишь какие-то менеджерские и технические вопросы, возможно, привести к некоторым локальным улучшениям. Но многочисленные проблемы страны коренятся не столько в управлении, сколько в политической плоскости, и в первую очередь, в существующей системе власти и механизмах её воспроизводства. Таким образом, проблемы Армении не решаются сменой премьер-министра, от которого мало что зависит, ибо система остается той же – правящая РПА во главе с Сержем Саргсяном, при котором внешне- и внутриполитические проблемы еще больше углубились, а ситуация в социально-экономической сфере стала кризисной.
По материалам: russia-armenia.info
Армения политика и право