КАРЕН КАРАПЕТЯН: WHY NOT?
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Наира АКОПЯН | 17.05.2017 | 01:24
В Армении по итогам парламентских выборов выстраивается новая политическая конфигурация. 11 мая правящая Республиканская партия Армении (РПА) и Армянская Революционная Федерация «Дашнакцутюн» (АРФД) подписали меморандум о формировании политической коалиции. Документ подписан на предстоящие пять лет.
Основными направлениями в совместной работе двух партий будут: борьба с коррупцией, внедрение концепции «нация-армия», реформы правового поля в контексте действующей Конституции, развитие конкурентоспособной экономики, вопросы дальнейшего развития институтов, связанных с правами человека и свободами. На случай отсутствия согласия между сторонами, в документе прописан порядок выхода из коалиции.
Стороны не уточнили, как будут распределены должности в правительстве между РПА и АРФД. Напомним, что в рамках подписанного между этими силами в прошлом году коалиционного соглашения, АРФД получила посты трех министров и двух губернаторов. По мнению многих наблюдателей, в новом правительстве АРФД, скорее всего, сохранит портфели министров экологии, территориального управления, а также науки и образования.
Правящая РПА, которая по результатам парламентских выборов 2 апреля получила в Национальном Собрании (НС) 58 мандатов из 105, вполне могла самостоятельно сформировать новое правительство, без помощи получившей 7 депутатских мандатов АРФД.
Некоторые эксперты связывают идею формирования новой коалиции с АРФД с планами президента Сержа Саргсяна по воспроизводству своей власти после апреля 2018 года уже в качестве премьер-министра. Коалиция РПА с АРФД в этом случае может обеспечить выгодный расклад сил для Саргсяна. Президент, судя по организации процессов, направленных на окончательную маргинализацию реальной оппозиции, активизацию псевдоопозиции, создание в новом парламенте максимально выгодной для себя конфигурации, не собирается расставаться с властью после окончания срока президентства 9 апреля 2018 года. Во всяком случае, такие предположения высказывают некоторые из тех, кто наблюдает за поствыборными политическими процессами.
Продолжением программы Саргсяна по подготовке необходимого плацдарма для воспроизводства власти является его покровительство министру обороны Вигену Саркисяну. Напомним, последний долгие годы работал под началом Сержа Саргсяна в бытность его министром обороны, а затем уже и на посту президента. Виген Саркисян, который полностью подконтролен президенту, безусловно, является для Саргсяна куда более удобной фигурой в его планах по воспроизводству власти, нежели куда более самостоятельный премьер-министр Карен Карапетян.
По оценке некоторых экспертов, президент стремится создать такую ситуацию, когда на место неподконтрольного ему Карапетяна придет устраивающий его Виген Саркисян. Некоторые наиболее ретивые провластные издания активно внушают читателям мысль о том, что действующий глава государства обязательно возьмет верх над премьером Кареном Карапетяном, которого в недалеком будущем обязательно ожидает отставка. Возможно, что в этих публикациях отражены настроения правящей элиты, в частности, самого президента. С другой стороны, очевидно, что кормящиеся за счет власти СМИ обеспокоены своим будущим.
Однако, если смотреть на ситуацию без каких-либо горячо желаемых ожиданий и фантазий, то получается следующая картина – у президента пока нет оснований для увольнения премьер-министра. По официальным данным, экономический рост в первом квартале этого года превысил 6%, что является демонстрацией эффективной работы правительства. Кроме того, впервые за долгие годы один из ключевых постов в сфере экономики – пост главы Комитета по государственным доходам – занимает человек премьера, а не президента – Вардан Арутюнян. Между тем, это ведомство является важнейшим рычагом власти.
Премьер, изгнавший из системы власти часть наиболее одиозных фигур, ведет себя достаточно уверенно, не заставляя долго ждать с ответом на те или иные заявления.
C учетом последних развитий, Карен Карапетян вряд ли намерен сдавать свои позиции. Так, в недавнем интервью австрийскому радио в ответ на вопрос о том, готов ли он остаться премьер-министром после апреля 2018 года, когда завершится срок президентства Сержа Саргсяна, и стать фактическим руководителем Армении, Карапетян ответил лаконично: «Готов». На вопрос, «хотите ли Вы этого?», глава правительства ответил: «Я к этому вопросу подхожу чересчур реалистично. Я никогда не мечтал о должности премьер-министра и не стремился к исполнительной власти. Мою сегодняшнюю готовность я объясняю не стремлением к власти, а желанием добиться изменений в нашей стране».Более того, относительно будущего страны премьер заметил: «Через пять лет в Армении должно измениться многое: процедура принятия решений, отношения общество – элита, восприятие места элиты в общественной жизни, уровень образования наших граждан, условия ведения бизнеса».
Напомним, что по новой Конституции, которая окончательно вступит в силу в том же апреле следующий премьер-министр должен быть не только гражданином Армении, как того требует действующая сегодня Конституция, но и постоянно проживать в стране в течение последних четырех лет. Между тем, в опубликованной на сайте правительства биографии премьер-министра Карена Карапетяна указано, что с 2011 по 2016 год он занимал высокие посты в российской компании «Газпром». Таким образом, в течение последних пяти лет премьер не проживал в Армении
Формально президент и премьер или лидер РПА и его первый заместитель являются руководителями одной и той же команды. Однако апрель 2018 года проводит между ними некую разделительную линию. В этом временном отрезке заложена мина замедленного действия, которая сегодня еще носит характер скрытого противостояния.
Одним из проявлений этого противостояния является жесткая позиция премьера по отношению к членам правительства от АРФД. Некоторые эксперты считают, что посещение премьером министерств экологии и территориального управления [в рамках визитов премьера в министерства – Прим. авт.], возглавляемых министрами-дашнакцаканами, на следующий день после подписания коалиционного меморандума и его жесткие замечания относительно работы этих ведомств, является ответом премьера на коалиционный меморандум. Конечно, можно рассматривать эти визиты Карапетяна как некий упреждающий знак в контексте кадровой политики главы государства. На деле, премьер не демонстрирует каких-либо проблем с АРФД. Он даёт понять о наличии проблем с тем или иным министерством. Просто так получается, что среди критикуемых ведомств, как правило, оказываются министерства, возглавляемые членами АРФД.
Трудно прогнозировать на год вперед, каким образом премьеру удастся обойти организованный в интересах действующего президента соответствующий пункт Конституции. Однако то обстоятельство, что власти Армении неоднократно и совершенно безнаказанно нарушали Основной закон страны, не исключает того, что под влиянием неких обстоятельств может быть сделано нарушение, но уже не в пользу Сержа Саргсяна. А почему бы нет? –Why not? Возможно, премьер в рамках той или иной схемы, о которой мы сегодня и не догадываемся, не выполнит требование Конституции и не уйдет в отставку после апреля следующего года.
По новой Конституции полномочия Национального Собрания значительно возрастут. Естественно, что в этом случае каждый депутатский мандат приобретает особое значение. Поэтому понятны игры президента, связанные с формированием выгодной для него конфигурации в парламенте. Речь идет и о подписании коалиционного соглашения с АРФД, и небезуспешной попытке перетянуть на сторону власти порядка 10 депутатов от блока «Царукян».
Но…
В армянской политической действительности фактор уходящего президента всегда играл очень серьезную роль. Помнится как второй президент Роберт Кочарян, обладающий в 2007 году всей полнотой власти, тем не менее, не смог выиграть парламентские выборы с подконтрольной ему в тот период партией «Процветающая Армения». Уходящий президент Кочарян уступил в этой борьбе тогдашнему премьер-министру и лидеру Республиканской партии Армении Сержу Саргсяну.
Какие бы механизмы не разрабатывал Серж Саргсян, который всегда являлся мастером политических интриг, нельзя исключать того, что фактор уходящего президента может перевесить самую казалось бы совершенную схему по воспроизводству власти. Во всяком случае, этот фактор, как минимум, создаст серьезные проблемы для Сержа Саргсяна.
По непроверенным данным, изложенным в некоторых подконтрольных властям СМИ, премьер-министр Карен Карапетян, пользующийся открытой поддержкой российского миллиардера Самвела Карапетяна, пытается с помощью последнего переманить на свою сторону некоторых депутатов от правящей партии. Трудно утверждать насколько соответствуют действительности эти сведения, но в условиях созданной в Армении системы власти, вопрос подкупа в данном случае депутатов от РПА становится вполне логичным шагом. Таким образом, если верить СМИ, то в рамках созданной режимом Кочаряна-Саргсяна атмосферы и правил игры, на политическом поле может возникнуть ситуация, когда поддерживающие премьера некоторые силы или люди перетянут на свою сторону ряд депутатов от власти, тем самым, изменив казалось бы прочный расклад сил. А с учетом фактора уходящего президента, все эти схемы становятся вполне актуальными.
А почему бы нет?
Выше уже говорилось об уверенном поведении премьер-министра Карена Карапетяна. Первая причина его уверенности это хорошие экономические показатели. Вторая – премьер имеет поддержку в РПА: при его вступлении в РПА, вместе с ним заявления о приеме в правящую партию написали порядка семи тысяч человек – все они сотрудники предприятия «Газпром-Армения». И третье важное обстоятельство: Карен Карапетян имеет тесные связи с некоторыми кругами в России. В частности, его поддерживают деловые круги армянской диаспоры России. А, как известно, поддержка Карапетяна со стороны определенных кругов России является для армянской политической элиты весьма значимым аргументом. На настоящий момент эта карта не столь актуальна, так как все основные события ожидаются в следующем году.
По материалам: russia-armenia.info
Армения политика и право