ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ РОССИИ И АРМЕНИИ РАЗВИВАЮТ СОТРУДНИЧЕСТВО
Публикации | Саркис МАРТИРОСЯН | 27.08.2019 | 00:43
К поездке в Ереван российской делегации во главе с Николаем Патрушевым
12 – 13 августа в Армении с официальным визитом находилась делегация Совета Безопасности России во главе с Николаем Патрушевым. По мнению российского эксперта Артура Атаева, визит этот назрел давно – предыдущая встреча на уровне секретарей Совбезов состоялась чуть менее года назад. Атаев отметил, что Патрушев остается одной из ключевых фигур в России в «системе определения координат на постсоветском пространстве», и без него серьезные сдвиги в межгосударственных отношениях обычно не происходят.
Как полагают российские эксперты, приезд в Ереван Патрушева и сопровождавших его лиц (среди них и бывший глава МВД РФ и заместитель секретаря Совбеза Рашид Нургалиев, назвавший уровень взаимодействия двух стран «доверительным сотрудничеством»), является своеобразным политическим десантом. Ключевые представители администрации президента России, как правило, не выезжают в другие страны на предварительные переговоры. Совет Безопасности призван определять политическую повестку дня на длительную перспективу. В этой связи, визит российской делегации во главе с Н. Патрушевым можно расценивать как реальную подготовительную работу по укреплению контактов высокого уровня.
Как следует из ряда сообщений, в ходе встреч в Ереване поднимался вопрос о регламентации поставок оружия в третьи страны. Как полагает А. Атаев, следует учитывать, что человек, курировавший военно-техническое сотрудничество и сделавший в свое время довольно жёсткое заявление в адрес Еревана (Дмитрий Рогозин), уже специализируется по другому направлению. «Я уверен, что обсуждение этого вопроса было необходимо и российской стороне», – считает российский эксперт, по мнению которого, обсуждение данной чувствительной темы свидетельствует об откровенном и доверительном характере двусторонних контактов.
Во время встреч Николая Патрушева в Ереване обсуждался широкий круг вопросов, связанных с взаимодействием России и Армении по линии аппаратов Советов Безопасности, правоохранительных органов, военных ведомств и спецслужб, в том числе:
– двустороннее сотрудничество в рамках ЕАЭС, СНГ, ОДКБ и «на площадке» Генеральной ассамблеи ООН (куда регулярно выбрасываются бумаги откровенно пропагандистского свойства – прим. ред.);
– обмен мнениями о состоянии региональной безопасности;
– торгово-экономические связи;
– важность тесного взаимодействия России с Арменией по вопросам международной информационной безопасности, как на двусторонней основе, так и в рамках международных организаций. Данная проблематика важна для стабильного развития двух государств, а также для эффективной борьбы с терроризмом и экстремизмом;
– важность активизации сотрудничества в сфере военной промышленности и необходимость создания новых предприятий в этой области.
Во время встречи с премьер-министром Николом Пашиняном сообщалось, что Николай Патрушев в Ереване в числе других вопросов обсудил также оказание гуманитарной помощи Сирии. Ранее мы писали о поддержке Арменией (единственная из постсоветских стран и участников ОДКБ) с февраля 2019 года российской гуманитарной миссии в разрушенной 8-летней гражданской войной ближневосточной стране. Многие дружественные и союзные России страны обещали отправить в Сирию аналогичные миссии (в том числе по разминированию), однако в силу различных причин эти обещания пока таковыми и остались. Специалисты и МЧС и ВС Армении специализируются на гуманитарном разминировании, а также оказывают медицинскую помощь гражданскому населению в провинции Алеппо. Упоминания о деятельности армянских специалистов в Сирии находят в российских средствах массовой информации крайне фрагментарное отражение. Между тем, 13 августа через российско-армянский центр гуманитарного реагирования в арабскую страну была отправлена очередная партия гуманитарной помощи (различные виды продовольствия).
Заметим, что отправка в Сирию 83 человек саперов, медиков и специалистов поддержки (в том числе обеспечения безопасности миссии) стала поводом для определённого давления на Ереван со стороны республиканской администрации Дональда Трампа, отличающейся эксцентричностью, хаотичностью и противоречивостью принимаемых решений. В этой связи можно вспомнить хотя бы недавнюю историю с «покупкой» о Дании острова Гренландии, которая может использоваться как рычаг давления на скандинавскую страну, через территориальные воды которой должен пройти трубопровод «Северный поток – 2», так и перспективный плацдарм антироссийской экспансии в Арктику. Аналогичным образом, Закавказье рассматривается как часть антииранского геополитического пространства, о чем прямо говорил в ходе своего визита по столицам государства Южного Кавказа трамповский советник по национальной безопасности Джон Болтон.
Помимо нового военного соглашения с Грузией и расширения программ содействия Азербайджану, речь идёт о сворачивании Госдепом финансирования программы разминирования в Нагорном Карабахе, реализуемой британской организацией HALO Trust. По мнению американо-армянского аналитика Эмиля Санамяна, причины прекращения проекта – как технические, так и политические. Если армянская сторона ратует за сохранение программ помощи Карабаху, то официальный Баку выступает за их полное прекращение. Исследователь полагает, что соответствующему решению администрации Трампа способствовала отправка гуманитарной миссии Армении в Сирию. Впрочем, окончательно решения по этому вопросу пока нет, т.к. на администрацию «давит» Конгресс в лице 89 членов Палаты представителей и 22 сенаторов, которые требуют продолжить финансирование программ по разминированию.
…Возвращаясь к визиту делегации Совета Безопасности России в Ереван, обратим внимание на отсутствие упоминания «сирийского вопроса» в официальном сообщении правительства Армении о встрече Н. Патрушева с Н. Пашиняном. «Вопрос был поднят по инициативе российской стороны, – пояснил пресс-секретарь премьер-министра Армении Владимир Карапетян. – О нашем участии в гуманитарной миссии в Сирии говорил гость, в частности, подчеркнув отношение Российской Федерации к этому нашему решению. Естественно, Россия высоко ценит решение Армении участвовать в гуманитарной миссии в Сирии». В свою очередь, в Ереване сообщили о том, что Никол Пашинян и Николай Патрушев в числе других вопросов затронули и карабахский конфликт, о чём в сообщении Совета безопасности РФ не упомянуто. «Содержательного обсуждения на уровне переговоров не было, был обмен мнениями, – сообщил В. Карапетян. – Премьер-министр в общих чертах представит сегодняшнюю ситуацию в вопросе переговоров по урегулированию конфликта, а также представил сложившуюся на линии соприкосновения и границе ситуацию с точки зрения безопасности».
Визит секретаря Совбеза России Патрушева в Ереван отслеживался некоторыми западными аналитическими центрами. Один из них, Foreign Brief, специализирующийся на «геополитических угрозах», не преминул напомнить, что Армения зависит от поставок российского оружия, с другой стороны – является единственным союзником Москвы на Южном Кавказе, единственной страной в регионе, где расположена российская военная база, и единственным на Южном Кавказе участником ОДКБ. В то же время Россия, как полагает Foreign Brief, настороженно относится к премьер-министру Армении Никола Пашиняну, поскольку его приход к власти в «бархатной революции» в апреле 2018 года был интерпретирован в Москве как «прозападный». И далее: «Несмотря на это, армянская стратегия безопасности сосредоточена на неразрешенном конфликте из-за отколовшегося азербайджанского региона Нагорный Карабах, в котором в основном проживают этнические армяне. Пашинян посетил регион 5 августа, появляясь он вновь утвердил армянский суверенитет над спорной территорией. Это вызвало новую словесную войну между двумя южнокавказскими соперниками».
Полагая, что рост напряженности вокруг Карабаха может спровоцировать новые столкновения, Foreign Brief высказал предположение о том, что премьер-министр Армении может попросить у России больше военной техники, чтобы получить преимущество над Азербайджаном: «Удастся это или нет, станет известно в октябре во время визита президента России Владимира Путина в Армению».
Как бы в продолжение визита Н. Патрушева в Ереван, 17 августа в Подмосковье состоялась встреча глав военных ведомств России и Армении Сергея Шойгу и Давида Тонояна. Министр обороны России вновь отметил значительный вклад армянских саперов и врачей в сирийское мирное урегулирование. По его словам, тысячи человек получили медицинскую помощь, а армянские хирурги сделали несколько сотен хирургических операций. «Это огромная работа, которая не может быть не замечена и, безусловно, вносит свой вклад в нормализацию обстановки в этом регионе», – заметилСергей Шойгу. Стороны выразили удовлетворение нынешним уровнем отношений и подчеркнув союзнический и стратегических их характер. Также министры отметили важность совместной военной подготовки, оперативного планирования, военного образования, укрепления боеспособности 102-й российской базы и развития сотрудничества в ряде областей. Главы военных ведомств достигли договоренности по реализации ряда двусторонних проектов в военно-политической и военно-технической сфере, что может означать дальнейшие закупки Ереваном современных российских вооружений. Вышеизложенное свидетельствует не только о намерении силовых структур двух стран продолжать тесное взаимодействие, как в рамках двустороннего взаимодействия, так и в рамках интеграционных структур.
Очевидно, что премьер-министр Армении Пашинян пытается придать динамику предстоящему октябрьскому заседанию Высшего экономического совета Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в Ереване. В частности, в предстоящем в Ереване 1 октября заседании Высшего экономического совета ЕАЭС, возможно, поучаствует премьер-министр Сингапура Ли Сянь Лун, а также президент Ирана. Стремление Пашиняна организовать встречу в Ереване с участием Хасана Роухани, почти наверняка вызовет раздражение в Вашингтоне, где стремятся к максимальной политико-дипломатической и экономической изоляции Тегерана. В то же время, этот шаг вызовет позитивное восприятие в Москве, активно развивающей контакты с Ираном, в том числе военные. Нельзя исключать, что данный вопрос также обсуждался во время визита Н. Патрушева в Ереван.
Саркис МАРТИРОСЯН, по материалам: Военно-политическая аналитика
Армения безопасность Ближний Восток Иран Россия США