Закавказская Конфедерация, возрождённая из пепла. Евразийский проект для Южного Кавказа
Публикации | 03.03.2012 | 00:01
27 февраля в Центре Льва Гумилёва состоялся семинар “Евразийское будущее Южного Кавказа”
-
-
-
Владимир Хомерики, Коста Кочиев, Беслан Кобахия
Темы семинара:
- Абхазия-Южная Осетия-Грузия: вечный конфликт или вечный мир?
- Геополитическое напряжение в закавказье в преддверии широкомасштабного конфликта США и Ирана. Как будут использованы Грузия и Азербайджан в ходе возможной войны?
- “Закавказская конфедерация” – возрождённая из пепла – евразийский проект для Южного Кавказа.
Участники семинара:
- Коста Кочиев – Лидер партии “Справедливая Осетия” (Южная Осетия);
- Владимир Хомерики – Президент Фонда «Единение русского и грузинского народа» (Грузия);
- Беслан Кобахия – Координатор движения по защите прав народов (Северный Кавказ и Абхазия);
- Мехти Шарифов – Эксперт Центра Льва Гумилёва;
- Евгений Бахревский – Старший аналитик РИСИ АП РФ, Эксперт Центра Льва Гумилёва;
- Андрей Оствальд - Эксперт Центра Льва Гумилёва;
- Зейдулла Юзбеков – Профессор МГУ;
- Андрей Маруденко – Председатель Правления Центра Льва Гумилёва;
- Ангелина Глищинская – Ведущая и редактор эфира в ЭТНО-радио;
- Павел Зарифуллин – Директор Центра Льва Гумилёва.
Перед грозой
Не надо быть искушенным политологом, чтобы не замечать возрастающего напряжения в мире, связанного и с революционными событиями на Ближнем Востоке, и с экономическим «штормом» Еврозоны, государственного долга США (последний раз долг превышал ВВП страны в годы Второй мировой войны) и ряда других стран. Очевидно, что сегодня происходят существенные глобальные изменения, в ближайшей перспективе способные радикально трансформировать динамику и конфигурацию международных отношений.
Абхазия-Южная Осетия-Грузия: вечный конфликт или вечный мир?
По словам Косты Кочиева гуманитарная помощь Южной Осетии после вооружённого конфликта сыграла весьма негативную роль: «Гуманитарная помощь развратила и испортила людей. Её сделали товаром, на ней стали зарабатывать. Среди обычных людей нарастало недовольство, ситуация становилась опасной, но слава Богу в людях хватило терпения, и беспорядков не произошло». Так же в Южной Осетии складывается непростая политическая ситуация: «В кандидаты выдвигаются совершенно непригодные люди. Население же устало, его довели. Ситуация может успешно разрешиться только при правильной политике из Москвы. Пока же в Осетии процветает коррумпированная «челябинская мафия» – сообщает Коста Кочиев.
«После 2008 года начинается новая история Абхазии. Благодаря финансовой помощи со стороны России активно строятся социально значимые объекты, дороги. Но так же были зафиксированы и нарушения, которые привели к удорожанию работ сначала на сумму в 347млн. рублей, и во втором случае – 150млн. рублей. Новое руководство Абхазии ведёт разбирательство по этому поводу. Покушение на президента Абхазии Александра Анкваба – это преступление против абхазского государства, оно должно быть раскрыто, а виновные и заказчики наказаны» – комментирует Беслан Кобахия.
По мнению Беслана Кобахии в будущем в том или ином виде должно быть заключено мирное соглашение между Абхазией и республикой Грузия. «Дружить лучше, чем воевать. Пора находить общий язык, ведь прошло уже 20 лет после войны. Это позитивно отразиться на экономической ситуации всего региона. Если реанимировать транспортные сообщения – все только выиграют. Перспективным направлением развития региона является сотрудничество в рамках Евразийского союза, и поэтому кандидатура В.Путина в качестве нового президента РФ необходима и единственно возможна сегодня для реализации столь масштабного проекта. Будущее Южной Осетии и Абхазии в Евразийском союзе однозначно перспективно», – заключил Беслан Кобахия.
Владимир Хомерики подробно информировал присутствующих о ситуации в Грузии. По его словам в событиях 2008 года Грузия совершила неоправданное преступление. На протяжении последних 20 лет в Грузии реализуются антигрузинская, антинародная и антироссийская линия власти (Гамсахурдия, Шеварднадзе, Саакашвили). Всё это свидетельствует об отсутствии здравомыслия, и более того, обнаруживает целенаправленное влияние западных сил в данном регионе (фактически прямое управление США). Грузинская оппозиция – продажная, экономика живёт за счёт иностранных грантов, 70% бюджета Грузии расходуется силовыми структурами, на территории Грузии растёт наркотрафик, активизируется террористическая деятельность (Грузия принимает террористов из Гуантанамо), уничтожается собственный народ (майские события).
Говоря о перспективах, Владимир Хомерики сообщил, что в Грузии необходима политическая сила пророссийской ориентации. Работа в данном направлении идёт, грузинский народ готов, но запуган. Российские власти должны сосредоточить своё внимание на Грузии (ключ ко всему кавказскому региону), способствовать конструктивному диалогу и активному проведению пророссийской региональной политики. Разрешение грузинского вопроса позволит проводить эффективное экономическое, политическое и культурное взаимодействие, как для Абхазии, так и Осетии, в ином же случае – это не возможно.
Зейдулла Юзбеков в своей речи выделил три основных фактора, задающих опасный тренд развития кавказского региона: 1)Мировые процессы – глобализация, социальные сети, интернет, свободная миграция, идеологические западные диверсии; 2) Страновые факторы – засилье безнравственного капитализма, как смена социализма, разрыв между богатыми и бедными, бескультурные СМИ, отсутствие идеологической парадигмы, неконтролируемые экономические вливания; 3) Местные факторы – богатство, клановость, продажность, безнравственность и т.п. – как следствие разрушения традиционных устоев кавказского общества. Россия должна выстраивать продуманную и целостную программу развития на Кавказе.
“Закавказская конфедерация” – возрождённая из пепла – евразийский проект для Южного Кавказа
Участники встречи так же обсудили вопрос интеграционных процессов на Кавказе. «Что касается черкесского вопроса, вероятно Тбилиси сегодня реализует альтернативный интеграционный проект – Единый Кавказский Дом. Динамика и продуманность реализации проекта подталкивает к рассуждениям о том, что идёт значимая помощь извне (США, Европа). Признание геноцида черкесов,создание благоприятного визового режима для кавказских и русских народов, условия для ведения бизнеса и образования - ориентируют регион в сторону Грузии. Но надо понимать, что сам проект – не грузинский, и поэтому чем это всё закончится - большой вопрос. Наш же федеральный центр молчит, мы теряем историческое время», – комментирует Беслан Кобахия.
По мнению Владимира Хомерикии, Закавказская конфедерация (Абхазия, Осетия, Грузия) возможна лишь в том случае, «если в Грузии придёт нормальное руководство, которое будет иметь полный кредит доверия как у грузинского, так и у российского, абхазского, осетинского народов. Необходим президент, который не запятнан ни в каких кровавых делах и может доверительно общаться с людьми и народами. Тогда народы начнут говорить между собой, а для этого Грузии необходимо официальное признание Южной Осетии и Абхазии, иного пути не существует. Присутствие же российских военных баз и в Абхазии, Осетии и Грузии обеспечит стабильность в регионе. Далее целесообразно вхождение в Евразийский союз, и это будет полное и правильное развитие», – заключил Владимир Хомерики, выказав всё же некоторое пессимистическое настроение в отношении закавказской конфедерации, и благосклонное к идее Евразийского союза.
Коста Кочиев так же выделил ряд важных мер, способствующих развитию кавказского региона: «Грузия не признала армянский геноцид, но признала черкесский – это цинизм. Действительных успехов в построении совместного будущего Абхазии и Осетии с Грузией не будет, пока Грузия сама не признает геноцид народов (и последнего геноцида осетинского народа, который международный гаагский уголовный суд рассматривать не спешит, тогда, как инициативы Саакашвили против России поддерживаются тут же – «двойные стандарты»), и это должен зафиксировать международный суд, чтобы больше такого не повторилось».
Павел Зарифуллин озвучил положение, что с точки зрения евразийства, «кавказский макрорегион – единое месторазвитие, сходное по многим параметрам. Рано или поздно, при усилии сторон этот регион должен обрести единую союзную форму, по подобию существовавшей Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики. Для этого необходимо минимизировать западный фактор и усилить влияние России. В перспективе Закавказская конфедерация должна войти в Евразийский союз, юридическая же форма может быть решена по ходу интеграции».
Геополитическое напряжение в закавказье в преддверии широкомасштабного конфликта США и Ирана. Как будут использованы Грузия и Азербайджан в ходе возможной войны?
Мехти Шарифов в своей речи уделил внимание вопросу напряженной ситуации вокруг Ирана. «На территории Ирана дважды создавалось Азербайджанское государство (в 20х и 40х годах прошлого века). В начале Холодной Войны СССР не был готов вступиться за укрепление своих позиций в Южном Азербайджане. Вывод миротворческих сил из Ирана можно считать первым свидетельством начала холодного противостояния Запада и России. Сегодня в случаи военного конфликта в Иране возникнет вопрос о национальном сепаратизме. Курдское население Ирана заявит о своих правах, и тогда на это придётся реагировать Азербайджану. В связи с этим возможно появление конфедеративного союза Азербайджана с образованиями, которые будут возникать на территории Ирана. Иранская государственность выстраивается вокруг идеи шиизма. Уничтожение шиизма приведёт к возрастанию национализма. 35млн. население Южного Азербайджана имело свою государственность и у него есть свой исторический опыт по восстановлению этой государственности. Сегодня элита Северного Азербайджана пытается прощупать формат будущего регионального взаимодействия, и для этого были инициированы попытки переименования Азербайджана в Северный Азербайджан, указывая на то, что возможно скоро будет и Южный Азербайджан. В этой связи мы можем получить совершенно новую конфигурацию Южного Кавказа».
Рассматривая варианты агрессии против Ирана Мехти Шарифов озвучил следующие доводы: «В случае начала военной операций на территории Ирана, западные границы Ирана защищены прошиитским населением Ирака. Азербайджан – географически подходящая равнинная территория для реализации прохода сухопутных войск НАТО. Турция же принимать участие в конфликте откажется в силу тюркского вопроса, несмотря на то, что и является членом НАТО. Грузия в этом случае также может способствовать развитию военных действий».
По мнению Владимира Хомерикии, война в Иране – это трагичный и недопустимый сценарий развития. В своё время он стал возможным в силу слабой позиции России в отношении Ирака, Югославии и сегодня – Ливии. На Ближнем Востоке может возникнуть большое шиитское образование (Ирак, Иран, часть Афганистана), и чем это закончится, не знает ни кто. Касательно сухопутной операции в Иране, Владимир Хомерики высказал недоверие в адрес мужественности американской армии, и предположил, что авиационные налёты будут играть решающую роль. Сегодня этот регион активно милитаризируется (Азербайджан, Грузия), поэтому Единый Кавказский Дом – это событие всё же нескорое.
В отношении напряжения вокруг Ирана высказал свою позицию и Евгений Бахревский. По его словам в общей картине противостояния необходимо держать во внимании и внутреннюю политику Ирана. Она же в свою очередь не брезгует пользоваться выпадами в сторону Израиля, периодически угрожая его уничтожить. Делается это для того, чтобы сохранить внутреннюю целостность Ирана перед лицом «внешней опасности». Возможности Америки для уничтожения Ирана не достаточны, в силу, как большой территории Ирана, так и его вооружённости и патриотичности местного населения. Вероятно, на что и могут решиться американские военные, так это на частичную бомбардировку ключевых инфраструктурных объектов. В отношении Кавказа Евгений Бахревский заключил, что цивилизационное единство Кавказа существует, и необходимым инструментом реализации гармоничного соседского проживания должно послужить исполнение прав народов, что снимет сразу ряд пограничных проблем, возникших в результате неестественной раздельности комплементарных народов. Права народов – это необходимое условие разрешения территориальных, этнических проблем всего региона, и поэтому работа Движения по защите прав народов является актуальной и жизненно необходимой.
Заключение
Все участники семинара пришли к однозначному выводу, что Грузия сегодня – это наиболее важный внешнеполитический вопрос России. Правильная политика в отношении Грузии – это залог успешного развития всего Кавказского региона, который для России столь важен, в связи с нарастающим напряжением на Ближнем Востоке.
Иван Мельник, по материалам: Центр Льва Гумилёва
Грузия Абхазия Евразийский Союз Кавказ Южная Осетия