На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

Практика проведения забастовок в Грузии как показатель уровня развития гражданского общества (II)

Публикации | Александр ШАЛАМБЕРИДЗЕ | 22.03.2012 | 16:25

Часть I

Акции уличных торговцев в Тбилиси, осень 2010 г.

Не принесло никаких результатов протестное движение уличных торговцев, которые окончательно впали в немилость муниципальных органов столицы. Уличная торговля была запрещена. Без средств к существованию остались сотни и даже тысячи семей. Примечательно, что запрет уличной торговли не принесло заметного увеличения розничной торговли в магазинах, наоборот, в последнее время наблюдается тенденция сокращения объемов розничной торговли, очень многие мелкие и средние торговцы бедствуют.

Ну а уличные торговцы устроили несколько шумных акций, но были в той или иной форме разогнаны полицией. Не помогла и поддержка оппозиционных партий, представленных в законодательном органе города - Сакребуло (в первую очередь в лице «Национального совета», впоследствии распавшегося на два субъекта). А примерно год спустя в Сакребуло были приняты драконовские поправки к Кодексу административных правонарушений. В частности, уличные торговцы, не имеющие специального на то разрешения, первый же раз, без предупреждения, теряют право на собственность - у них может быть изъят объект торговли и безвозмездно передан во владение единицы местного самоуправления с правом на последующую реализацию в его пользу. Помимо этого соответствующие структуры вправе наложить на торговца еще и денежный штраф.

Одно время уличные торговцы и недовольные беженцы из Абхазии - выселяемые правительством из занятых ими ранее жилплощадей - объединились и вместе пытались реализовать свои права, тем более, что очень многие уличные торговцы те же самые беженцы, однако из этого тоже ничего реального не получилось. В настоящее время инициативы граждан - мелких торговцев и беженцев - не наблюдаются.

Забастовка водителей общественного транспорта в Тбилиси, февраль 2011 г.

Нововведения в транспортную сферу столицы страны, выразившиеся главным образом в перераспределении владельцев основных маршрутов мини-автобусов (т. н. маршрутные такси - «маршрутки») и в выигрыше соответствующего тендера с их стороны вызвали серьезные волнения среди водителей маршрутных такси. Дело в том, что сразу же после нововведений были повышены тарифы на проезд, а это водителям было невыгодно, так как они теряли клиентов, а владельцы маршрутных линий во избежание убытков соответственно повысили водителям ежедневную норму взносов.

Забастовка водителей могла вызвать паралич транспортной системы Тбилиси, что стало бы пощечиной авторитету правящего режима, поэтому власти пошли на жесткие меры давления. Было прямо арестовано 15 водителей, из которых десятерым было присуждено 30-дневное административное заключение, а пятерым - 7-дневное заключение. Основное обвинение в адрес водителей было сформулировано как «оказание противодействия полиции» и «мелкое хулиганство». В восьми случаях суд свой вердикт выносил ночью, с 01:00 до 03:00 часов. Одного из водителей арестовали прямо перед партийным офисом оппозиционного депутата Сакребуло К. Кукавы на улице Палиашвили. Водитель собирался встретиться с депутатом и рассказать ему о шантаже и угрозах, имеющих место со стороны силовиков.

На втором этапе забастовки, когда прошел митинг на площади Республики, к протестующим водителям присоединились беженцы, однако эта акция не привела к ощутимым результатам, поддержка оппозиционных депутатов, которые в муниципальном законодательном органе в безнадежном меньшинстве, тоже не смогла изменить ситуацию существенно. Забастовка вскоре прекратилась, полиция угрозами, а мэрия - обещаниями заставили водителей согласиться с явно ухудшившимися условиями работы.

Некоторые правозащитные организации, в первую очередь упомянутый уже «Центр по правам человека», финансово подпитываемые из западных страны, опротестовали репрессии в отношении водителей маршрутных такси, обвинив власти в том, что они фактически отняли у граждан право на забастовку. Американский профсоюзный деятель Джек Фогт негативно оценил Трудовой кодекс Грузии, который, по его словам, «не обеспечивает ситуацию, чтобы работающи х не ос вобождали бе з законной причины и нарушено такое фундаментальное право, как право на стачку. Действующим законодательством это право практически игнорируется».

Объединение профсоюзов Грузии, показавшее свою относительную дееспособность в случае урегулирования ситуации в Зестафони и Чиатура, на этот раз оказалась не такой эффективной.

Забастовка металлургов в Кутаиси, август-сентябрь 2011 г.

Большие события происходили на металлургическом заводе Кутаиси «Геркулес», который принадлежит грузино-индийской компании ООО «Eurasiansteel». Еще в июне месяце рабочие потребовали повышения заработных плат, а руководство компании их просто выгнало с работы. В ответ местные рабочие (на производстве занято примерно 350 грузинских и еще 150 индийских граждан) организовали профсоюзный комитет, к требованию о повышении зарплат и улучшении условий работы добавилось и требование восстановления незаконно уволенных коллег на работу.

Этот факт лишь усилил давление на рабочих со стороны администрации «Геркулеса». После предупредительной забастовки нескольких десятков рабочих администрация завода освободило с работы еще несколько человек, число уволенных достигло 17. Согласно данным комитета профсоюза, рабочим «Геркулеса» недостаточно часто выдается спецодежда и -обувь, изнашиваемая за считанные дни, также не хватает звукоглушителей для защиты ушей, необходимых рабочих инструментов, неисправны подъемные краны и канатки, нет нормальных раздевалок и шкафов. На заводе также нет блока питания со столами и стульями, в туалетах царит антисанитария, слишком мало душевых, медицинский пункт по ночам не функционирует - именно тогда, когда вероятность получения травм повышается. Помимо этого не установлена конкретная дата выдачи зарплат, неурегулирован вопрос системы оплачиваемых отпусков, не оплачиваются те работники, которых государство призывает в обязательный военный резерв на несколько недель. Бастующие жаловались, что в декабре 2010 года рабочим завода вместо индексаций зарплату урезали наполовину.

Накопившиеся проблемы рабочие сначала пытались решать путем диалога с дирекцией, состоялась соответствующая встреча, однако все закончилось безрезультатно. 4 августа был учрежден первичный профсоюз, об этом официально было извещено руководство предприятия, а уже 11 августа были необоснованно и по надуманным причинам (появились мнимые опоздания на работу, прогулы и т. п.) уволены члены комитета - И. Сирбиладзе, И. Иобадзе, М. Джаиани, Д. Робакидзе, Г. Меладзе, К. Турабелидзе. 2 сентября состоялась предупредительная забастовка, переросшая в бессрочную забастовку. 15 сентября полиция разогнала мирную, абсолютно ненасильственную акцию рабочих, было задержано 15 человек, в том числе четыре человека - Г. Дарджания, Р. Гогиава, К. Церцвадзе и И. Кахидзе, объявившие голодовку.

За арестованных рабочих вступились представители Ассоциации молодых юристов Грузии, защищавшие их в судах, а также Объединенные профсоюзы, поднявшие шумиху на уровне международных профсоюзных объединений. Однако в целом достижения и в этом случае весьма скромны, практически достигнуто лишь освобождение задержанных. Вот заявление председателя профсоюза металлургов, горняков и химиков Тамаза Долаберидзе, которое в комментарии не нуждается: «Забастовка принесла определенный результат, так как уже третий день как на заводе начали благоустраивать туалет, баню и раздевалку. Роздали новую спецодежду. Директор пообещал рабочим и повышение зарплат, хотя также важно то, что место имеет и посягательство на конституционные права человека. Всех тех, кого вернули на работу, вынудили написать заявление, что они впредь не будут продолжать профсоюзную деятельность».

26 сентября в Кутаиси перед изолятором временного содержания около 30 представителей неправительственного сектора устроили акцию солидарности, что конечно, кроме символического жеста ничего не означало. Объединение профессиональных союзов Грузии 29 уволенным рабочим «Геркулеса» в качестве «утешения» оказало материальную поддержку в размере 1.000 лари для каждого из них. Кроме того, Объединенные профсоюзы провели серию акций протеста у правительственных зданий в столице, требуя восстановления справедливости, расследования незаконного разгона стачки и арестов бастующих, о чем указание, по информации профсоюзов дал губернатор края Имерети.

* * *

Пять крупных по грузинским меркам забастовок за два года - показатель достаточно высокий, то есть гражданская активность в Грузии в принципе наблюдается. Примечательно, что все эти забастовки прошли в период относительного политического затишья и утери политической оппозицией своих позиций - напомню, что большое протестное движение «уличной» оппозиции закончилось к лету 2009 года, выборы мэра столицы весной 2010 года прошли в достаточно спокойной обстановке, правящая партия не встретила серьезного сопротивления оппозиции, значительная часть которой вообще не приняла в них участия. После выборов 2010 года вплоть до появления Б.Иванишвили на политической арене в октябре 2011 года ничего особенного в грузинской политике не наблюдалось, власть продолжила «закручивать гайки», а оппозиция рассорилась между собой, укрепив нигилистические настроения по отношению к политике среди населения. И вот именно на этом фоне активизируются граждане - работники, пытавшиеся защитить свои права. Отчасти оппозиция постаралась оказать помощь этим инициативам, в других случаях более активно действовало объединение профсоюзов. Но в итоге, как уже было отмечено, практические достижения всех этих протестов весьма скромные. Получается, что забастовки уже сами по себе достижение, как свершившийся факт, вне зависимости от их конкретных краткосрочных результатов. Возможно, что состоявшиеся стачки в будущем действительно станут залогом развития и расширения гражданских инициатив в защиту прав работников.

Основной причиной забастовок являлось привычное желание работников, добиться повышения крайне низких зарплат и улучшения весьма неприятных условий работы, но появились и элементы солидарности с коллегами (требования вернуть уволенных рабочих). Данный факт особенно радует, хотя обществу еще очень далеко до проявления устойчивого чувства солидарности. Главная особенность забастовок в грузинской реальности - слабое влияние единственного функционирующего профсоюза (главное оружие которого, несмотря на отдельные достижения, апеллирование к иностранным коллегам), недоверие к политике, а в тех случаях, когда появляется потребность в помощи со стороны оппозиционных партий, представителей оппозиционных законодателей, то эффективность тоже весьма низкая - надо признать в качестве самокритики.

Работодатели действуют именно так, как нас учили в учебниках истории, написанных с марксистских позиций - как и подобает «капиталистам-эксплуататорам». Они, естественно, пользуются поддержкой со стороны государства (тем более, что у представителей власти есть свои корыстные интересы на тех или иных предприятиях). Работодатели и государственные органы максимально избегают диалога, делают минимум уступок или же не идут на уступки вообще, охотно используют силовые методы, запугивают людей. Добавим к этому практически антисоциальный характер грузинского трудового законодательства, что делает борьбу работников за свои права еще более призрачными. Суды, даже если бы они в Грузии не были предвзятыми и послушными исполнительной власти, не могут служить выходом из-за отсутствия соответствующих законодательных норм. Поэтому в целом мы являемся свидетелями неравной борьбы. Элементов солидарности между работниками явно недостаточно, нужна всеобщая консолидация общества, повышение самосознания людей, что необходимо вытерпеть и отстоять свои интересы до конца. Но выход все же представляется через политические изменения, то есть через смену власти, так как эта власть не выказывает никаких признаков того, что она способна считаться с недовольством граждан, только если за этим недовольством не будет чувствоваться реальная политическая сила.

Источник: Гражданские инициативы в Грузии (материалы семинара). Тбилиси: НП «Кавказское сотрудничество». 2012.
 

Грузия забастовки экономика



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info