На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

Ближневосточные черкесы: от репатриации – к социальному взрыву?

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Владислав ГУЛЕВИЧ | 20.08.2012 | 00:00
1 комментариев

Внимание третьих сил к черкесскому вопросу, в котором они стремятся выступить арбитром и посредником, ведёт не к его решению, а, напротив, к расширению географии данной проблематики. Это и не удивительно, если учесть, что разрешение черкесского вопроса никогда не входило в планы западных стратегов. Наоборот, геополитическая логика подсказывает Западу, что удар по Кавказу – стратегически оправдан, так как он болезненно отразится на России.

С началом гражданской войны в Сирии черкесский вопрос приобрёл ещё более конфликтные очертания. Это связано с напористой тактикой зарубежных черкесских активистов, требующих от Москвы помощи сирийским черкесам (их численность в Сирии достигает 150 000) в их желании оставить неспокойную Сирию, и переселиться в Российскую Федерацию. На данный момент перебраться в Россию смогли более 400 сирийских черкесов (1). Ещё столько же получили разрешение вернуться на историческую родину, но не могут до сих пор покинуть территорию Сирии.

Требования зарубежных черкесов к Москве позволить им въехать на территорию РФ имеют ряд особенностей. Так, упор делается на законодательно закреплённое право российских соотечественников и их потомков получать гражданство РФ и поселяться на её территории. На черкесов, поскольку они проживали на землях, входивших в состав Российской империи, это право тоже распространяется.

Здесь необходимо уточнять, о каком именно праве идёт речь. Если о праве на получение гражданства РФ российскими соотечественниками и их потомками, проживающими за рубежом, то это не предусматривает финансирование государством их переселения и размещения в России. Если же имеется в виду программа по переселению соотечественников, то в ней чётко обозначены регионы, готовые принять переселенцев, и  обладающие для этого достаточным количеством рабочих мест и необходимой социальной инфраструктурой. Согласно этой программе, желающие переехать выбирают место будущего жительства из фиксированного списка, а не наобум. Черкесские же активисты из-за рубежа особо подчёркивают требование расселить прибывающих черкесов исключительно на Кавказе, и неправомочно ссылаются при этом на указанную программу.

Не совсем убедительно выглядят их ссылки на желание переселиться именно на землю предков. С одной стороны, это желание оправданно, но, с другой, его абсолютизация и преднамеренное акцентирование выглядят странно. Во-первых, в Российской Федерации тысячи черкес живут вне пределов своих республик (в Москве, Санкт-Петербурге, других российских регионах), и не испытывают по этому поводу комплексов. Во-вторых, сами зарубежные черкесы не одно поколение прожили вдали от родины, и долгие годы комфортно себя чувствовали, гармонично вжились в новое общество, став его частью.

Обращают на себя внимание попытки вовлечь в переселенческий проект представителей иных народностей Северного Кавказа. В Кабардино-Балкарию уже прибыли четверо сирийских дагестанцев, но активисты-общественники утверждают, что численность дагестанцев в Сирии может достигать, как минимум, нескольких сотен. Кроме того, 500 из 6000 сирийских чеченцев получат разрешение на переезд в Чечню (2). Также с официальным письмом к властям Северной Осетии обратились представители осетинской диаспоры Сирии с просьбой помочь им переехать на землю предков. Численность сирийских осетин составляет 700 человек, из них вернуться на историческую родину готовы более 200 (3). Сирийские осетины – мусульмане, потомки мухаджиров, и отказываются от переезда в Южную Осетию, требуя от властей предоставить приемлемые условия жизни сирийским осетинам непосредственно в Северной Осетии, поскольку именно отсюда их предки переселялись на Ближний Восток. Такая привередливость выглядит странно, особенно, если учесть, что главная причина выезда из Сирии – боязнь за свою жизнь и жизнь своих детей. Тут должно быть не до прихотливого выбора места жительства.

Утверждения, будто власти намеренно тормозят приезд соотечественников из Сирии, выглядят натянутыми. Вспомните, как принимались русскоязычные беженцы из Таджикистана, Чечни или Молдавии в 1990-х: никаких особых послаблений, никакой действенной помощи ельцинская Россия им тогда не оказывала. На этом фоне сегодняшняя активная дипломатическая позиция Москвы по отношению к сирийским черкесам, осетинам и дагестанцам впечатляет.

Можно присмотреться и к зарубежному опыту решения эмиграционных вопросов. К примеру, в 2010 г. Стокгольм запустил программу переселения для жителей соседней Мурманской обл., но поселять их будут исключительно в коммуне Стурселе, дабы спасти её от депопуляции.

Своя программа переселения есть у властей канадского Квебека. Согласно ей, претендент обязан проживать исключительно в Квебеке. Право выезда в другие регионы Канады, существенно, ограничено.

Из истории кавказско-российских отношений иной пример: турки приветствовали переселение кавказских горцев из Российской империи в Османскую, т.к. мухаджирство отвечало их интересам, поскольку мухаджирами турецкие власти заселяли проблемные территории. Турция, не ожидавшая такого наплыва переселенцев, не смогла оказать им должный приём. В карантинных лагерях не было налажено необходимое питание и размещение прибывших, которые находились долгое время в антисанитарных условиях. Поэтому, пойти на поводу у тех, кто требует безотлагательного переселения всех сирийских кавказцев сразу, значит, повторить неудачный опыт Турции, пусть и в меньшем масштабе.

Нечто подобное повторилось в Турции в 1980-х - начале 1990-х, когда в Болгарии началась кампания по ассимиляции болгарских турок. В итоге, почти 350 000 турок эмигрировали на историческую родину, но большинство из них уже через год вернулись обратно в Болгарию, т.к. Анкара не сумела обеспечить их всей необходимой социальной инфраструктурой.  Призывы принять сразу, без раздумий, одним махом 150 000 сирийских черкесов, 6 000 сирийских чеченцев, 700 сирийских осетин и ещё сирийских дагестанцев в случае их реализации приведут неизбежно к социальному напряжению в северокавказских республиках. Этого не исключают и западные источники, подчёркивая, например, что осетины Сирии, будучи мусульманами, не уверены, смогут ли они вписаться в южноосетинское христианское общество, в качестве будущего места жительства рассматривают только Северную Осетию (4).

Можно посмотреть на ситуацию в Крыму, где резкий наплыв крымско-татарских переселенцев из Средней Азии привёл к череде социальных конфликтов. Кстати, крымско-татарское мухаджирство было одним из самых многочисленных переселенческих движений в Турцию. Но расселяли крымских татар не в турецких вилайетах по их желанию, а на Балканах, чтобы усилить там турецко-мусульманское влияние.

Некоторые черкесские активисты подчёркивают, что вопрос переселения зарубежных черкесов в Россию и проект создания Великой Черкессии – это черкесский «сионизм», желание переселиться на историческую родину, подобно тому, как это осуществили евреи, и не более того. Но история создания государства Израиль включает в том числе и немало кровавых страниц. Идеология сионизма привела к небывалым вспышкам насилия, к перманентному противостоянию иудейского и мусульманского населения, к образованию очередной горячей точки на карте мира. Евреи со всей планеты, эмигрируя многочисленными волнами в Израиль, неизбежно вступали в конфликт с палестинским населением из-за социальных и природных ресурсов, в итоге палестинцы оказались в роли отверженных. Не приведёт ли черкесский «сионизм» к подобным же последствиям?

Пока ясно одно: факт гуманитарной катастрофы в Сирии будет максимально использован для давления на Россию, а вопрос о сирийских беженцах постараются превратить в поворотный пункт не только российско-черкесских отношений, но и отношений России со всеми северокавказскими республиками, придав ему антироссийскую тональность.

1) «Отстоять право сирийских черкесов на родину» («Эхо Кавказа», 17 августа 2012)
2) Circassian, Ossetian, Chechen Minorities Solicit Russian Help To Leave Syria (Radio Liberty, Friday, August 17, 2012)
3) «Сирийские осетины готовы вернуться на историческую родину» («Эхо Кавказа», 17 августа 2012).  
4) Syrian Refugee Crisis Is Becoming a Flashpoint for Moscow-North Caucasus Relations (Jamestown Foundation, Eurasia Daily Monitor Volume: 9 Issue: 156)

специально для kavkazoved.info

Ближний Восток политика и право Россия черкесы

     
 

Комментарии

 
     
 
Гость | 18.09.2012 | 18:52
 
 
 

Черкессы диаспоры и проблема возвращения.

Сирийские черкессы во многом ориентируются на значительно крупную и влиятельную черкесскую диаспору Турции, что прежде всего связано с достаточно давней и эффективной этнокультурной и политической консолидацией турецких черкессов. Однако, в отношении сирийских черкессов, оказавшихся между молотом и наковальней в тамошней гражданской войне, похоже, черкессы Турции не имеют единой позиции. Следует учесть, что за почти 20 лет, последовавших за распадом СССР, турецкая северокавказская диаспора не смогла сдвинуть с мертвой точки вопрос о репатриации турецких черкессов на историческую родину. За этот период диаспора значительно повысила активность, торгово-экономические и культурные, в особености гуманитарные связи с северокавказскими автономиями достигли невиданных масштабов. Появились десятки черкесских обществ и объединений, федераций и даже конфедераций, в деятельности которых проблема возвращения на Кавказ является одной из первоочередных целей. Пользуясь поддержкой абхазо -черкесскогй лобби, лидеры диаспоры зачастую выдвагают на первый план проблему так называемого геноцида черкессов в 60-е годы 19-о века в процессе их планомерного изгнания из Северного Кавказа после завершения Кавказской войны, Появились десятки переводных и оргинальных исследований, популярных изданий статей и публикаций о трагедии, постигшей адыгские народы и абхазов из-за колониальной экспансии царской России. Но диаспоре не удалось мобилизивать черкессов на репатриацию, вернулись лишь единицы, многие были разочораваны, когда после длительной разлуки получили возможность посетить историческую родину. Весьма любопытная ситуация сложилась после августовского воеенного конфлика в 2008 году, когда государственная независимость Абхазии и Южной Осетии была признана Россией. Перед огромной абхазской диаспорой Турции открылись ворота на родину, где местные власти ждали их. Увы, представленные льготы и обещания не дали результата и никакого наплыва абхазских репатриантов в Абхазию не произошло. Не вдаваясь в подробности причин этого парадокса, отметим, что отговорки и выдуманные обоснования (религиозные различия, коррупция, экономическая отсталость и тд) нежелания диаспоры вернуться несостоятельны, поскольку в таком случае теряет смысл постоянное акцентирование внимания на трагедию и геноцид черкессов в 19-м веке, а также на то, что народ лишили родной земли. К концу прошлого века выяснилось, что идея массового возвращения северокавказских меньшинств из Турции на родину является попросту утопией, больше того, не удалась даже частичная репатриация. Совершенно неконструктивным является также требование диаспоры о представлении черкессам Турции гражданства России, что обеспечит их двойным гражданством. Это противоречит идее возвращения, навсегда консервируя привязанность черкессов к Турции, где их состояние сравнительно благополучно и они прямой правовой, имущетсвенной и этнорелигиозной дискриминации не подвергаются. Тут мы подчеркиваем позицию черкесской диаспоры в Турции по той причине, что без этого трудно понять поведение и действия сирийских черкессов, имеющих непосредственные и длительные контакты и родственные отношения с турецкими черкессами и абхазами.
Теперь турецкие черкессы, как правило, пытаясь стимулировать исход сирийских соплеменников из Сирию в Россию, а именно на историческую родину, тайно даже рады тому, что режим Асада и повстанцы повергли страну в хаос и катастрофу, что к их великому удовольствию вынуждает черкессов выбирать Россию. На этом фоне вовсе нелогичны требования лидеров турецких черкессов распространять на сирийских беженцев положения законов РФ о праве на получение гражданства РФ российскими соотечественниками и их потомками, проживающими за рубежом. Эти положения не предусматривают финансовую поддержку перселенцам, к тому же согласно этим положениям место заселения прибывших устанавливают власти, а не сами реэмигранты.
Что же касается, турецкой общественности и СМИ, проблемы черкесской диаспоры в целом, а также сирийских черкессов в частности, то для них они не актуальны.
Ряд западных авторов и российских инородцев мутят воду ввиду обострения вопроса прежде всего по той причине, что возвращение черкессов и абхазов невыгодно Грузии и Армении. В Европе кое - кого беспокоит перспектива усиления Абхазии и увеличения мусульманского населения на Северном Кавказе. К тому же именно Краснодарский и Ставропольские края, Адыгея и прилегающие районы являются ниболее привлекательными для армян, переселяющихся из Армении. Кстати, кровавая заваруха в Сирии толкает на выезд в Армению и армян Сирии, которые также оказались в тяжелом положении из- за давних близких связей с правящим режимом.
В заключении отметим, что Кавказ в настоящее время возвращается к условиям начала 19-о века. Как и до проникновения России в регион, и теперь Кавказ становится периферией Ближневосточного региона. Ведь Закавказье уже отошло от России и позиция Армении мало что меняет. Застенчивая поддрежка Ирана тем более не делает погоды.

 
     
  ответить  
     
 
 


Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info